г. Ессентуки |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А15-4165/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2023.
Полный текст постановления изготовлен 23.03.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Егорченко И.Н., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании от ответчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" (ОГРН 1040502630453, ИНН 0562059228) - Гусейнова С.А. (по доверенности), в отсутствие истца - государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (ОГРН 1020502625835, ИНН 0541001139), третьих лиц: Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Насрутдинов Садрутдин Гаджиевич, Хайбулаев Алимал Заирбегович в лице законного представителя Хайбулаева Заирбега Магомедовича, Магомедова Асия Арсеновна в лице законного представителя Алихановой Зульфии Абдулкадыровны, Салаватова Диана Рашидовна в лице законного представителя Салаватовой Хадии Дагировны, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.12.2022 по делу N А15-4165/2021,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - ОПФР по Республике Дагестан, учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Дагестан" (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Дагестан", ответчик) о взыскании ущерба, причиненного в результате излишне выплаченных сумм пенсий, ежемесячных денежных выплат, компенсаций по уходу и единовременных выплат, в размере 402 602,61 руб. (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и социального развития Российской Федерации (далее - Минтруда России) и Насрутдинов Садрутдин Гаджиевич, Хайбулаев Алимал Заирбегович в лице законного представителя Хайбулаева Заирбега Магомедовича, Магомедова Асия Арсеновна в лице законного представителя Алихановой Зульфии Абдулкадыровны, Салаватова Диана Рашидовна в лице законного представителя Салаватовой Хадии Дагировны (далее - третьи лица).
Решением от 27.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
В отзывах на апелляционную жалобу ответчик и Минтруд России просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие иных участников дела, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Насрутдинов С.Г. 21.05.2019 прошел освидетельствование в бюро МСЭ N 21, где была установлена 2 группа инвалидности, с указанием причины "общее заболевание" сроком на 1 год, причина пропуска срока переосвидетельствования с 01.12.2018 по 06.05.019 признана уважительной (справка сери МСЭ 2017 N 2112176). В порядке контроля решения бюро в части группы инвалидности и срока инвалидности проведено освидетельствование в экспертном составе N 5 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Дагестан" 13.09.2019 по результатам которого Насрутдинову С.Г. установлена 3 группа инвалидности с указанием причины "общее заболевание" сроком на 1 год, причина пропуска срока переосвидетельствования с 01.12.2018 по 06.09.2019 признана неуважительной. Выписана новая справка МСЭ 2017 N 2070064. Решение бюро N 21 от 21.05.2019 отменено. Справка серии МСЭ 2017 N 2112176 признана недействительной.
Хайбулаев А.З. прошел освидетельствование в бюро МСЭ N 29, где была установлена категория "ребенок - инвалид" сроком на 1 год (справка серия МСЭ 2017 N 2095214). В порядке контроля решения бюро в части срока инвалидности проведено освидетельствование в экспертном составе N 5 ФКУ "ГБ МСЭ Республики Дагестан" 01.10.2019, по результатам которого причина пропуска срока очередного освидетельствования за прошлое время признана неуважительной, Хайбулаеву А.З. инвалидность с 01.08.2018 по 13.03.2019 не установлена. Решение бюро N 29 отменено, справка серии МСЭ 2017 N 2095214 признана недействительной, выписана новая справка серии МСЭ 2018 N 2070077.
Магомедова А.А. прошла освидетельствование в бюро N 29, где была установлена категория "ребенок - инвалид" сроком действия на 1 год, выдана справка серии МСЭ 2017 N 2095342. В порядке контроля решения бюро в части срока инвалидности проведено освидетельствование в экспертном составе N 5 ФКУ "ГБ МСЭ Республики Дагестан" 30.09.2019, по результатам которого причина пропуска срока очередного освидетельствования за прошлое время признана неуважительной, Магомедовой А.А. инвалидность с 01.08.2018 по 26.03.2019 не установлена. Решение бюро N 29 отменено, в связи с чем справка серии МСЖ 2017 N 2095342 признана недействительной, выдана новая справка серии МСЭ 2018 N 2070076.
Салаватова Д.Р. прошла освидетельствование в бюро N 29, где была установлена категория "ребенок - инвалид" сроком действия на 1 год, выдана справка серии МСЭ 2017 N 2095409. В порядке контроля решения бюро в части срока инвалидности проведено освидетельствование в экспертном составе N 5 ФКУ "ГБ МСЭ Республики Дагестан" 01.10.2019, по результатам которого причина пропуска срока очередного освидетельствования за прошлое время признана неуважительной, Салаватовой Д.Р. инвалидность с 01.11.2018 по 09.04.2019 не установлена. Решение бюро N 29 отменено, в связи с чем справка серии МСЖ 2017 N 2095409 признана недействительной, выдана новая справка серии МСЭ 2018 N 2070078.
Истец указывает, что решения о признании причин пропуска срока переосвидетельствования неуважительными и об изменении группы инвалидности по указанным гражданам поступили в ОПФР по Республике Дагестан после истечения периода, когда пенсионные и социальные выплаты за определенный период уже были произведены (письма ответчика от 19.11.2019).
Выписки из акта освидетельствования являются правоустанавливающими документами для установления пенсий, ЕДВ, социальных доплат и компенсаций лицам, осуществляющим уход, соответственно ОПФР по Республике Дагестан выплаты были осуществлены по указанным в них основаниям. Суммы, выплаченные инвалидам до принятия решения органа МСЭ об отмене ранее принятого решения и (или) признания ранее выданной справки МСЭ недействительной, являются незаконно выплаченными и относятся к категории "переплаты", следовательно, подлежат возмещению.
За период осуществления незаконных выплат образовалась переплата на сумму 402 602,61 руб., что, по мнению истца, привело к причинению ущерба бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.
Претензия истца от 28.06.2021 с требованием о возмещении переплаты в размере 402 602,61 руб. оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с пунктами 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Если должник несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности, например обстоятельств непреодолимой силы (пункт 2 и 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для возникновения ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность таких условий, как факт причинения вреда, противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом в рамках настоящего дела заявлено требование о взыскании ущерба и именно на нем лежит бремя доказывания наличия ущерба, причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и причинением истцу ущерба.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 400-ФЗ, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Закона N 400-ФЗ, прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 данного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1506-р утверждена Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Концепция создания, ведения и использования ФРИ).
В соответствии с разделом XI. Концепции создания, ведения и использования ФРИ информационная система обеспечивает инвалидам, являющимся пользователями информации, возможность обращения за назначением страховых пенсий по инвалидности.
Согласно пункту 3 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 674 (далее - Правила ведения ФРИ) функционирование реестра осуществляется с применением программно-технических и иных средств, обеспечивающих его совместимость и взаимодействие с иными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями, включая инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Пунктом 4 Правил ведения ФРИ установлено, что государственным заказчиком работ по созданию, развитию, модернизации и эксплуатации реестра, а также его оператором является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 45 постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 588 "О признании лица инвалидом" (вместе с "Правилами признания лица инвалидом" выписка из акта медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, из информационной системы медико-социальной экспертизы передается в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Федеральный реестр инвалидов) в режиме реального времени с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в электронном виде, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.
Сведения о признании гражданина инвалидом образуют в Федеральном реестре инвалидов запись об инвалиде. Уведомление о дате и времени размещения записи об инвалиде из Федерального реестра инвалидов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в режиме реального времени направляется в информационную систему медико-социальной экспертизы в электронном виде и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Пунктом 24 Порядка организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 30.12.2020 N 979н предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная вертикально интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы" (далее - ЕАВИИАС). Сведения о гражданах, в отношении которых проводится медико-социальная экспертиза, формируются, в том числе в электронном виде и подлежат включению в федеральный реестр инвалидов в режиме реального времени одновременно с внесением информации в ЕАВИИАС специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро).
ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Дагестан" в ЕАВИИАС включены сведения в отношении 4 лиц с отражением установленного срока инвалидности.
При рассмотрении настоящего дела судом правомерно учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 26 февраля 2018 года N 10-П, из которой следует, что нельзя не учитывать и то, что в соответствии как с прежним, так и действующим правовым регулированием порядка рассмотрения заявлений о назначении трудовой (страховой) пенсии территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в целях пенсионного обеспечения документов на всех этапах пенсионного процесса (пункт 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб; пункт 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Так, согласно пункту 22 Правил обращения за страховой пенсией при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; возвращает заявителю подлинники представленных им документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
Согласно пункту 23 Правил обращения за страховой пенсией решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Схожее правовое регулирование было установлено и применительно к назначению другого вида социального обеспечения инвалидов - ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной статьей 28.1 Закона N 181-ФЗ и также производимой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно действующему Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35н) Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в целях установления, перерасчета и выплаты ежемесячной денежной выплаты осуществляют межведомственное информационное взаимодействие и несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представления сведений, необходимых для осуществления ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 8).
Учитывая изложенное правовое регулирование, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, ОПФР по Республике Дагестан наделено полномочиями по проверке правильности оформления и достоверности содержащихся в документах сведений.
Выплата страховой пенсии приостанавливается в случае, когда инвалид не явился в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы - на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором истек указанный срок (часть 1 статьи 24, статья 27 Закона N 400-ФЗ; пункты 34, 61 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила N 885н); пункты 5, 14 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1386).
Согласно Правилам N 885н приостановление выплаты пенсии вследствие неявки инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы производится по истечении срока, на который установлена инвалидность, в соответствии со сведениями об инвалидности, содержащимися в федеральном реестре инвалидов, либо документом, поступившим от федерального учреждения медико-социальной экспертизы.
Однако, ОПФР по Республике Дагестан, имея полномочия по приостановлению страховой пенсии в случае, когда инвалид не явился в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, указанным правом не воспользовалось.
С учетом изложенных обстоятельств, установив, что к полномочиям истца отнесено установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, контроль за их выплатой, с учетом данных, содержавшихся в ЕАВИИАС, а также того обстоятельства, что ОПФР по Республике Дагестан не воспользовалось правом по приостановлению страховой пенсии в случае, когда инвалид не явился в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.12.2022 по делу N А15-4165/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4165/2021
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Ответчик: ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД"
Третье лицо: Магомедова Асия Арсеновна в лице законного представителя Алихановой З.А., Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Насрутдинов Садрутдин Гаджиевич, Салаватова Диана Рашидовна в лице законного представителя Салаватовой Х.Д., Хайбулаев Алимал Заирбегович в лице законного представителя Хайбулаева З.М., Алиханова Зульфия Абдулкадыровна, Магомедова Асия Арсеновна, Салаватова Диана Рашидовна, Салаватова Хадия Дагировна, Хайбулаев Алимал Заирбегович, Хайбулаев Заирбег Магомедович