город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2023 г. |
дело N А32-52663/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сороки Я.Л.,
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца: представитель Гафиев А.Я. по доверенности от 13.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управа"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 05.12.2022 по делу N А32-52663/2017
по иску Муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ИНН 2320033802, ОГРН 1022302953947)
к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "Управа" (ИНН 2320206124, ОГРН 1122366015386)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управа" (далее - ответчик) о взыскании расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в размере 64 911 рублей 83 копеек.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно изменял исковые требования. В последней редакции истец просил взыскать с ответчика задолженность в размере 30 679 рублей 87 копеек, процентов в размере 9 307 рублей 28 копеек.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.02.2019 по делу была назначена судебная экспертиза, производство по делу было приостановлено.
Протокольным определением от 29.01.2020 суд возобновил производство по делу.
Истцом было заявлено ходатайство о назначении по делу повторной комплексной строительно-технической экспертизы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 ходатайство истца об изменении исковых требований удовлетворено. В удовлетворении ходатайства истца о назначении по делу повторной судебной экспертизы отказано. С ответчика в пользу истца взысканы расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в размере 30 679 рублей 87 копеек, проценты в размере 9 307 рублей 28 копеек. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда отменить.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что давая оценку выводам экспертного заключения, судом установлен факт монтажа оборудования непригодного к использованию по своему назначению. Судом не исследованы имеющиеся в материалах дела договоры подряда на установку (монтаж) коллективных приборов учета, заключенных с РСО с подрядчиком, в которых определены требования к качеству монтажа оборудования, исключающие установку оборудования с недостатками в работе. Делая вывод о том, что обнаруженные недостатки являются последствием ненадлежащего исполнения управляющей компанией обязанности по содержанию общего имущества суд не принял во внимание результаты экспертного заключения в отношении ОДПУ, установленного в многоквартирном доме N 40 по ул. Гагарина в г. Сочи. Судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика о том, что многоквартирные дома, нуждающиеся в капитальном ремонте, не подлежат оснащению общедомовыми приборами учета.
В отзыве на апелляционную жалобу, истец возражал против доводов ответчика и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца в судебном заседании отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
От ответчика поступило ходатайство об отложении судебного заседания с целью подготовки ходатайства о назначении по делу дополнительной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 87 АПК РФ при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств дела может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту.
В силу части 2 указанной статьи в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов. Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статьям 82 и 87 названного Кодекса относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении повторной (дополнительной) экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.
Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае нереализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий в срок (статья 9 АПК РФ).
Оспариваемое решение принято 05.12.2022, апелляционная жалоба принята к производству суда 24.01.2023 с назначением судебного заседания на 15.03.2023.
Ответчиком лишь выражено намерение представить ходатайство о назначении экспертизы спустя боле полутора месяцев после принятия апелляционной жалобы к производству.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что у ответчика было достаточно времени для подготовки ходатайства о назначении дополнительной экспертизы, а также представления в суд вопросов, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
Более того, суд апелляционной инстанции не усматривает необходимости в назначении по делу дополнительной экспертизы.
По мнению суда апелляционной инстанции, имеющиеся доказательства являются достаточными для разрешения спора, в связи с чем оснований для назначения по делу дополнительной судебной экспертизы и отложения судебного заседания не имеется.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество в спорный период являлось управляющей организацией в отношении МКД в г. Сочи: Гагарина, 40, Гуковский, 10, Островского, 47, Цветной бульвар, 31.
Указанные жилые дома первоначально коллективными приборами учета оснащены не были, а собственники квартир и управляющая компания мер по оснащению домов приборами учета не принимали.
Истец оснастил спорные дома приборами учета тепловой энергии.
Общая стоимость некомпенсированных истцу затрат составила 30 679 рублей 87 копеек (с учетом заявленных истцом ходатайств об изменении исковых требований).
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате понесенных истцом расходов послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
При принятии судебного акта суд верно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон "Об энергоснабжении") государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 4 статьи 12 Закона "Об энергоснабжении" определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона "Об энергоснабжении" лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с пунктами 5, 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона "Об энергоснабжении" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).
При этом пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома включены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обязанность по установке общедомовых (коллективных) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в представленном отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему указал следующее. По мнению управляющей организации, сумма испрашиваемых истцом расходов должна быть предъявлена к оплате собственникам помещений в спорных МКД. Также ответчик указывает, что ввод прибора учета в эксплуатацию является частью услуги по установке прибора учета. Представленные истцом акты составлены с нарушением пунктов 61, 62 Правил N 1034. Смонтированные узлы учета в эксплуатацию в установленном порядке с участием представителя ТСО, а также представителя исполнителя, представителя лица, осуществляющего монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета, введены не были, документы на соответствующие узлы учета ответчику на момент установки узлов учета истцом переданы не были. Кроме того, началом периода рассрочки в отношении всех МКД является 01.10.2014, в то время как документы о допуске в эксплуатацию датированы после начала периода просрочки по домам: Островского, 47 (акт ввода в эксплуатацию 11.03.2015, начало периода просрочки 01.10.2014); Гуковский, 10 (акт ввода в эксплуатацию 15.11.2015, начало периода просрочки 01.10.2014); Цветной Бульвар, 31 (акт ввода в эксплуатацию 17.12.2014 (узел отопления), 02.09.2015 (узел учета ГВС), начало периода просрочки 01.10.2014). Также, по мнению ответчика, при установке ОДПУ (Гагарина, 40, Гуковский, 10, Островского, 47, Цветной Бульвар, 31) были допущены следующие нарушения: ОДПУ не введены в эксплуатацию: установка ОДПУ включает в себя непосредственно монтаж и ввод ОДПУ в эксплуатацию. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (пункт 81 Правил N 354). Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58 Правил N 1034). Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания (пункт 58 Правил N 1034). Ответчик указывает на отсутствие актов приема-передачи установленных приборов учета от РСО собственникам или управляющей компании, акты приема-передачи технической документации на ОДПУ, акты приема-передачи исполнительной документации. Отсутствуют доказательства, подтверждающие начало расчетов с использованием показаний установленных ОДПУ.
В целях установления соответствия либо несоответствия узлов учета тепловой энергии в спорных МКД нормам и правилам, регулирующим особенности проектирования и эксплуатации узлов учета системы отопления и ГВС определением суда от 13.02.2019 по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Агентство технических экспертиз "Паритет" (350911, г. Краснодар, ул. Трамвайная, 1/1, офис N 506) Нефедову Андрею Викторовичу и Покровскому Андрею Сергеевичу. Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1. Соответствует ли произведенный монтаж узлов учета тепловой энергии в МКД, расположенных по адресам: г. Сочи, ул. Гагарина, д. 40, г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д. 11, г. Сочи, пер. Гуковский, д. 10, г. Сочи, ул. Островского, д. 47, требованиям нормативно-технической документации?
2. Являются ли показания приборов учета тепловой энергии, установленных в МКД, расположенных по адресам: г. Сочи, ул. Гагарина, д. 40, г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д. 11, г. Сочи, пер. Гуковский, д. 10, г. Сочи, ул. Островского, д. 47, достоверными и превышают ли допустимую погрешность, установленную нормативно-технической документацией?
Как следует из экспертного заключения от 25.11.2019 N 126/16.1-19, монтаж узлов учета тепловой энергии в МКД, расположенных по адресам: г. Сочи, ул. Гагарина, д. 40, ул. Цветной Бульвар, д. 11, пер. Гуковский, д. 10, ул. Островского, д. 47, не соответствует требованиям нормативно-технической документации, а именно: Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, СП 73.13330.2016, СП 77.13330.2016. При проведении работ по монтажу ИТП по спорным МКД допущены малозначительные и устранимые дефекты, в соответствии с ГОСТ 15467-79. Исполнительная документация, обязательная при проведении работ по сдаче смонтированных узлов учета тепловой энергии, в соответствии с требованиями СП 124.13330.2012, Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок отсутствует. Показания приборов учета тепловой энергии, установленных в спорных МКД, не являются достоверными, так как: в МКТС N 11037 (г. Сочи, ул. Гагарина, д. 40) установлено нерегламентное напряжение в обвязке цепи питания контроллера; неисполнение функций контроллера Silicon Laboratories С8051F130 DCS0RA 1047 (драйвера), формирующего и записывающего события. Ввиду наличия неисправности данного драйвера (контроллера), а также неисполнение шины данных по напряжению элемента питания, такие недостатки являются скрытыми в части работы контроллера, следовательно, заводским браком (браком завода изготовителя). МКТС N 11037 не может быть использован для коммерческого учета с технической точки зрения. В МКТС N 12220 (г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д. 11): опломбировка СБ отсутствует, однако необходимо отметить, что номерная пломба не закреплена в соответствии с руководством по эксплуатации периферийных модулей (пломбирование системного блока (СБ-04); монтаж силовой части проводов, а также дополнительных обеспечивающих модулей осуществлен ненадлежащим способом, что нарушает пункты руководства в части обеспечения МКТС от попадания агрессивных сред и воздействий; данные о прохождении МКТС поверки и межповерки отсутствуют; установлено наличие нерегламентных значений питания на PIN 20 Vcc, превышающих номинальное максимальному пределу в 6.0-7.0V. На шине данных PIND PINQ выявлены нестабильные значения, свидетельствующие о высоких нелинейных передаточных характеристик - зависимость выходного тока каскада от входного напряжения. В ней учитываются нелинейность входной и выходной характеристик и изменения напряжения. Представленные на исследование МКТС не исполняют своих функций, а также характеристики компонентов плат не соответствуют нормативно-технической документации. Монтаж МКТС осуществлен в нарушение Руководства по эксплуатации периферийных модулей ООО "Интелприбор" и Руководства по эксплуатации Многоканальный электромагнитный теплосчетчик МКСТ, ГОСТ Р 51649-2014. Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия. Определение погрешности не представляется возможным ввиду технической неисправности электронных узлов печатных плат. Показания приборов учета тепловой энергии, установленных в МКД, расположенных по адресам: пер. Гуковский, д. 10, ул. Островского, д. 47, являются недостоверными, так как: МКТС N 10675 (г. Сочи, ул. Островского, д. 47): с технической точки зрения представленный МКТС N 10675 исправен. Однако проведение сопоставления выявленных показаний в приборе на момент исследования с данными, приобщенными к материалам дела, не могут быть достоверными без сведений о наличии у прибора учета прохождения периодической поверки. Отсутствует опломбировка, поверка. МКТС N 10693 (г. Сочи, пер. Гуковский, д. 10): с технической точки зрения представленный МКТС N 10693 исправен. Однако проведение сопоставления выявленных показаний в приборе на момент исследования с данными, приобщенными к материалам дела, не могут быть достоверными без сведений о наличии у прибора учета прохождения периодической поверки, соответствующих паспортов на прибор учета. Отсутствует опломбировка, поверка. Представленные на исследование МКТС не исполняют своих функций, а также характеристики компонентов плат не соответствуют нормативно-технической документации. Монтаж МКТС осуществлен в нарушение Руководства по эксплуатации периферийных модулей ООО "Интелприбор" и Руководства по эксплуатации Многоканальный электромагнитный теплосчетчик МКТС, ГОСТ Р 51649-2014 Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия, к правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя) и МИ 27/2-2002. Показания МКТС N 10675 и МКТС N 10693 превышают предельно допустимую погрешность, указанную в нормативно-технической документации.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, а также позиции сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В данном случае, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Постановлением Правительства от 18 ноября 2013 года N 1034 были утверждены Правила "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034), устанавливающие порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе: а) требования к приборам учета; б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения; в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем); г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.
Пунктом 14 Правил N 1034 установлено, что используемые приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 61 Правил N 1034 смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию.
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:
а) представитель теплоснабжающей организации;
б) представитель потребителя;
в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (пункт 62 Правил N 1034).
Согласно пункту 64 Правил N 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:
а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;
б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;
г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;
д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется:
а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации, техническим условиям и настоящим Правилам;
б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм;
в) соответствие характеристик средств измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета;
г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения (пункт 66 Правил N 1034).
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя (пункт 67 Правил N 1034).
Пунктом 67 Правил N 1034 предусмотрено, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
В случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений (пункт 72 Правил N 1034).
Истцом в материалы дела были представлены акты допуска в эксплуатацию узла учета системы отопления у потребителя N 40/14, N 324, N 1-7, N 31/14. Данные акты подписаны со стороны потребителя председателями советов МКД.
Из представленной в материалы дела экспертизы следует: узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, Гагарина, д. 40 - монтаж индивидуального теплового пункта выполнен в соответствии довором, заключенным между МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" и ООО "Инженерно-Технический Центр". Монтаж индивидуального теплового пункта выполнен в помещении подполья здания. При производстве работ по устройству ИТП, выполнены работы по монтажу труб методом сварки и при помощи фланцевых соединений, монтаж запорной арматуры, монтаж специальных устройств, которые предназначены для очищения теплоносителя в трубопроводе от загрязнений (грязевики), монтаж приборов контроля и учета, необходимых для эксплуатации ИТП, произведена окраска трубопроводов и соединительных элементов, а также их теплоизоляция, для предотвращения потерь тепловой энергии. Выполнены работы по креплению трубопроводов. При обследовании, экспертом установлено, что местами грунтовая окраска трубопроводов и соединительных элементов отсутствует.
Узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, Цветной Бульвар, д. 11 - монтаж индивидуального теплового пункта выполнен в соответствии с договором, заключенным между МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" и ООО "Инженерно-Технический Центр". Монтаж выполнен в подвальном помещении здания. При производстве монтажных работ смонтировано все необходимое оборудование, тем не менее, не выполнен комплекс работ, необходимых для нормальной эксплуатации ИТП: не обеспечено необходимое крепление трубопроводов, монтаж трубопроводов выполнен некачественно, т.е. местами имеются изгибы, искривления трубопроводов, местами не произведена грунтовая окраска трубопроводов и соединительных элементов, работы по утеплению трубопроводов выполнены с нарушением требований по изоляции трубопроводов для предотвращения потерь тепловой энергии, изоляция кабелей не обеспечивает защиту кабелей от воздействия негативных факторов окружающей среды и повреждения.
Узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, пер. Гуковский, д. 10 - монтаж индивидуального теплового пункта выполнен в соответствии с договором, заключенным между МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" и ООО "Инженерно-Технический Центр". Монтаж выполнен в подвальном помещении здания. При производстве монтажных работ выполнен весь комплекс работ, необходимых для нормальной эксплуатации ИТП. Обеспечено необходимое крепление трубопроводов, смонтировано все необходимое оборудование, отдельными местами не произведена грунтовая окраска трубопроводов и соединительных элементов, выполнены работы по утеплению трубопроводов, для предотвращения потерь тепловой энергии.
Узел учета тепловой энергии многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, ул. Островского, д. 47 - монтаж индивидуального теплового пункта выполнен в соответствии с договором, заключенным между МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" и ООО "Инженерно-Технический Центр". Монтаж выполнен в подвальном помещении здания. При производстве монтажных работ выполнен весь комплекс работ, необходимых для нормальной эксплуатации ИТП. Обеспечено необходимое крепление трубопроводов, монтировано все необходимое оборудование, произведена грунтовая окраска трубопроводов и соединительных элементов, выполнены работы по утеплению трубопроводов для предотвращения потерь тепловой энергии.
При проведении сравнительного анализа фактически выполненных работ с требованиями нормативной документации экспертом установлено, что при производстве работ по монтажу допущены малозначительные и устранимые дефекты.
Показания приборов учета тепловой энергии, установленных в спорных МКД, не являются достоверными, так как:
в МКТС N 11037 (г. Сочи, ул. Гагарина, д. 40) установлено нерегламентное напряжение в обвязке цепи питания контроллера; неисполнение функций контроллера Silicon Laboratories С8051F130 DCS0RA 1047 (драйвера), формирующего и записывающего события. Ввиду наличия неисправности данного драйвера (контроллера), а также неисполнение шины данных по напряжению элемента питания, такие недостатки являются скрытыми в части работы контроллера, следовательно, заводским браком (браком завода изготовителя). МКТС N 11037 не может быть использован для коммерческого учета с технической точки зрения;
в МКТС N 12220 (г. Сочи, ул. Цветной Бульвар, д. 11): опломбировка СБ отсутствует, однако необходимо отметить, что номерная пломба не закреплена в соответствии с руководством по эксплуатации периферийных модулей (пломбирование системного блока (СБ-04); монтаж силовой части проводов, а также дополнительных обеспечивающих модулей осуществлен ненадлежащим способом, что нарушает пункты руководства в части обеспечения МКТС от попадания агрессивных сред и воздействий; данные о прохождении МКТС поверки и межповерки отсутствуют; установлено наличие нерегламентных значений питания на PIN 20 Vcc, превышающих номинальное максимальному пределу в 6.0-7.0V. На шине данных PIND PINQ выявлены нестабильные значения, свидетельствующие о высоких нелинейных передаточных характеристик - зависимость выходного тока каскада от входного напряжения. В ней учитываются нелинейность входной и выходной характеристик и изменения напряжения. Представленные на исследование МКТС не исполняют своих функций, а также характеристики компонентов плат не соответствуют нормативно-технической документации. Монтаж МКТС осуществлен в нарушение Руководства по эксплуатации периферийных модулей ООО "Интелприбор" и Руководства по эксплуатации Многоканальный электромагнитный теплосчетчик МКСТ, ГОСТ Р 51649-2014. Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия. Определение погрешности не представляется возможным ввиду технической неисправности электронных узлов печатных плат.
Показания приборов учета тепловой энергии, установленных в МКД, расположенных по адресам: пер. Гуковский, д. 10, ул. Островского, д. 47, являются недостоверными, так как:
МКТС N 10675 (г. Сочи, ул. Островского, д. 47): с технической точки зрения представленный МКТС N 10675 исправен. Однако проведение сопоставления выявленных показаний в приборе на момент исследования с данными, приобщенными к материалам дела, не могут быть достоверными без сведений о наличии у прибора учета прохождения периодической поверки. Отсутствует опломбировка, поверка.
МКТС N 10693 (г. Сочи, пер. Гуковский, д. 10): с технической точки зрения представленный МКТС N 10693 исправен. Однако проведение сопоставления выявленных показаний в приборе на момент исследования с данными, приобщенными к материалам дела, не могут быть достоверными без сведений о наличии у прибора учета прохождения периодической поверки, соответствующих паспортов на прибор учета. Отсутствует опломбировка, поверка. Представленные на исследование МКТС не исполняют своих функций, а также характеристики компонентов плат не соответствуют нормативно-технической документации. Монтаж МКТС осуществлен в нарушение Руководства по эксплуатации периферийных модулей ООО "Интелприбор" и Руководства по эксплуатации Многоканальный электромагнитный теплосчетчик МКТС, ГОСТ Р 51649-2014 Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия, к правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя) и МИ 27/2-2002. Показания МКТС N 10675 и МКТС N 10693 превышают предельно допустимую погрешность, указанную в нормативно-технической документации.
Указанные нарушения в работе приборов учета являются следствием заводского брака. Данные дефекты являются скрытыми и должны были быть обнаружены управляющей компанией в ходе эксплуатации приборов учета, а также при проведении периодических поверок.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из положений пункта 83 Правил N 1034 следует, что в случае если имеются основания сомневаться в достоверности показаний приборов учета, любая сторона договора вправе инициировать проверку комиссией функционирования узла учета с участием теплоснабжающей (теплосетевой) организации и потребителя. Результаты работы комиссии оформляются актом проверки функционирования узла учета.
Между тем, с 2014 года управляющая компания возражений относительно установки спорных приборов учета и достоверности показаний не заявляла, периодические поверки вплоть до назначения по делу судебной экспертизы не проводила. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено. С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для вывода о том, что обнаруженные недостатки имели место с момента установки приборов учета (следствием некачественных работ по установке приборов учета), а не являются последствием ненадлежащего исполнения управляющей компанией обязанности по содержанию общего имущества.
С учетом изложенного суд признал требование истца о взыскании с ответчика расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в размере 30 679 рублей 87 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении определено, что граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства, сумма ежемесячного платежа, в том числе, основного долга и рассрочки оплаты расходов на установку приборов учета производится аннуитетными платежами.
Понятие аннуитетного платежа определено в пункте 2.2 Постановления Правительства РФ от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", где указано на то, что он представляет собой ежемесячно выплачиваемую сумму, которая включает полный платеж по процентам, начисляемым на остаток основного долга, а также часть самого кредита, рассчитываемую таким образом, чтобы все ежемесячные платежи при фиксированной процентной ставке были равными на весь кредитный период.
Месячный аннуитетный платеж рассчитывается по следующей формуле: где x - месячный платеж, S - первоначальная сумма кредита, P - (1/12) процентной ставки, N - количество месяцев.
Для расчета процентной составляющей аннуитетного платежа, нужно остаток кредита на указанный период умножить на годовую процентную ставку и все это поделить на 12 (количество месяцев в году), где - начисленные проценты, - остаток задолженности на период, P - годовая процентная ставка по кредиту. Что бы определить часть, идущую на погашение долга, необходимо из месячного платежа вычесть начисленные проценты. s = x -, где s - часть выплаты, идущая на погашение долга, x - месячный платеж, - начисленные проценты, на момент n-ой выплаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
С учетом изложенного суд признал требование истца о взыскании с ответчика процентов в размере 9 307 рублей 28 копеек обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд не усмотрел оснований для удовлетворения ходатайства истца о назначении по делу повторной судебной экспертизы, поскольку экспертами были даны исчерпывающие ответы на вопросы суда. Кроме того, истцом не внесены денежные средства за проведение судебной экспертизы на депозитный счет суда.
Доводы ответчика о том, что судом не исследованы имеющиеся в материалах дела договоры подряда на установку (монтаж) коллективных приборов учета, заключенных с РСО с подрядчиком, в которых определены требования к качеству монтажа оборудования, исключающие установку оборудования с недостатками в работе, отклоняются с учетом установленного судебной экспертизой скрытого характера недостатков (применительно к заводскому браку).
В части доводов апелляционной жалобы ответчика о том, что капитальный ремонт МКД не произведен, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013. В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, объектах, требующих капитального ремонта, или подлежащих сносу, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Такие объекты могут быть оснащены организациями, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с Критериями, предусмотренными Приказом Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627.
Оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов является правом, а не обязанностью организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов в отношении ветхих, аварийных объектов, объектов, подлежащих сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 с учетом соблюдения процедуры и требований Приказа Министерства регионального развития от 29.12.2011 N 627.
Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
В материалы дела не представлено доказательств непригодности внутридомовых инженерных систем для целей установки приборов учета на дату их установки, с учетом также того обстоятельства, что, как и отмечено истцом, в применительно к спорным приборам учета по вышеуказанным МКД, имеются решения суда, вступившие в законную силу, по делам А32-500/2018, А32-40741/2018, А32-29848/2019, А32-52327/2017, А32-41470/2017, А32-28992/2020, в рамках которых учтен объем коммунального ресурса ГВС исходя из фактических показаний ОДПУ, акты допуска узлов учета ГВС в эксплуатацию, акты их периодической проверки признаны надлежащим доказательством по делу, доводы ответчика о недопустимости ОДПУ для использования в расчётах (коммерческого учета) отклонены.
На основании вышеуказанного суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу, не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе (платежное поручение N 2 от 09.01.2023) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2022 по делу N А32-52663/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев с даты его изготовления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Я.Л. Сорока |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-52663/2017
Истец: Аванесян Е. Г., МУП г.Сочи МУП "СТЭ", МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго", ООО АТЭ Паритет
Ответчик: ООО Управа
Третье лицо: ООО "Интелприбор"