г. Саратов |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А57-8101/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Шалкиным В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 января 2023 года по делу N А57-8101/2022
по иску Администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области, (ОГРН 066440001968, ИНН 6440016860)
к обществу с ограниченной ответственностью "Владимирская дверная компания", (ОГРН 1103327002404, ИНН 3327848820) о взыскании неустойки,
при участии в судебном заседании представителя Администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области - Батраковой Е.А., действующей на основании доверенности от 28.03.2022, представителя общества с ограниченной ответственностью "Владимирская дверная компания" - Денисюк А.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2023,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - Администрация, истец) с исковым заявлением обществу с ограниченной ответственностью "Владимирская дверная компания" (далее по тексту - ООО "ВДК") о взыскании неустойки за просрочку обязательства по муниципальному контракту N 0363000528221000039 от 16.03.2021 в размере 917 839,77 руб.
В ходе рассмотрения дела, суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнения размера исковых требований, согласно которым Администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области просила взыскать и ответчика неустойку за просрочку обязательства по муниципальному контракту N 0363000528221000039 от 16.03.2021 в размере 1 267 852,99 руб.
16 января 2023 года Арбитражным судом Саратовской области в удовлетворении исковых требований Администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области к обществу с ограниченной ответственностью "Владимирская дверная компания"" о взыскании неустойки отказано.
Администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что обязательства по муниципальному контракту ответчиком в полном объеме не исполнены, списание неустойки в данном случае невозможно.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между 16.03.2021 между администрацией Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области (далее - истец, заказчик) и ООО "Владимирская дверная компания" (далее - ответчик, подрядчик) заключен муниципальный контракт N 0360300052821000039, по условиям которого ответчик обязался выполнить подрядные работы по строительству объекта капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами", в установленный контрактом срок, в объеме и содержании работ, определенных техническим заданием и проектной документацией, сметой контракта и передать результаты работ по объекту заказчику в соответствии с условиями контракта, а заказчик обязался принять результаты работ по объекту и оплатить определенную контрактом цену.
Цена контракта составляет 40 065 520 руб. 16 коп., является твердой и определена на весь срок исполнения контракта (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 2.2 контракта срок исполнения обязательств - 30.09.2021.
Ответчик исполнил обязательства по контракту на общую сумму 39 088 500 руб. 14
коп.
Согласно актам о приемке выполненной работы обязательства по контракту, исполненные ответчиком в срок, то есть до 30.09.2021 составляют 17 083 649,10 руб.
Остальные работы по контракту произведены с нарушением срока, установленного контрактом, сумма не исполненных своевременно обязательств составляет 22 981 871,06 руб.
В связи с нарушением ответчиком срока исполнения обязательств истец в соответствии с пунктом 10.6 контракта начислил неустойку.
Просрочка исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом, составила 334 дня.
В соответствии с расчетом за период с 01.10.2021 по 30.08.2022 размер неустойки составил 1 267 952,99 руб., расчет пени прилагается.
14.03.2022 истец, в соответствии с п.п. 15.2, 15.3 контракта направил в адрес ответчика требование об уплате неустойки N 158 от 14.03.2022. Требование об уплате неустойки получено ответчиком 14.03.2022, что не оспаривается ответчиком.
Поскольку в добровольном порядке неустойка ответчиком не оплачена, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Спорные отношения сторон регулируются главой 37, общими положениями об обязательствах Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федеральным законом N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Согласно статье 708 ГК РФ подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на следующие обстоятельства.
16.03.2021 ООО "ВЛАДИМИРСКАЯ ДВЕРНАЯ КОМПАНИЯ" и Администрацией Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области заключен муниципальный контракт N 0360300052821000039, ИКЗ:
21 3 6440016860644001001 0005 002 4120 414 на "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами".
В соответствии с п. 3.1 Контракта цена составляет 40 065 520 руб. 16 коп.
Срок выполнения работ согласно раздела 2 Контракта- с момента заключения Контракта по 30.09.2021.
В процессе исполнения Контракта, Стороны выявили объемы дополнительных работ, производство которых не предусмотрено Контрактом, но выполнение которых обусловлено необходимостью завершения строительного цикла. О данных дополнительных работах Подрядчик сообщал Заказчику письмами N 0086 от 12.08.2021, N0087 от 12.08.2021, N00011 от 30.08.2021 с приложением ведомостей дополнительных работ, необходимых для завершения строительства.
По настоянию Заказчика, дополнительные виды работ, необходимые для завершения работ по Контракту от 16.03.2021, оформлялись не дополнительными соглашениями к Контракту, а заключались новые контракты, а именно:
Контракт N 96 от 03.06.2021 сроком исполнения с 03.06.2021 по 25.06.2021, на выполнение подрядных работ - устройство септика на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 358 396,80 (триста пятьдесят восемь тысяч триста девяносто шесть) рублей 80 копеек, предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 96)- 10 видов дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 97 от 01.09.2021 сроком исполнения с 01.09.2021 по 25.09.2021, на выполнение подрядных работ- подготовительных, земляных работ и кладка стен кирпичных на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 589 686, 00 (пятьсот восемьдесят девять тысяч шестьсот восемьдесят шесть) рублей 00 копеек, предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 97)- 21 вид дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 98 от 02.09.2021 сроком исполнения с 02.09.2021 по 25.11.2021, на выполнение подрядных работ на выполнение бетонных и кровельных работ на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 598 050, 00 (пятьсот девяносто восемь тысяч пятьдесят рублей) рублей 00 копеек, предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 98)- 4 вида дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 99 от 03.09.2021 сроком исполнения с 03.09.2021 по 25.11.2021, на выполнение подрядных работ на выполнение кровельных работ, вертикальной планировки и озеленения на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 599 839.20 (пятьсот девяносто девять тысяч восемьсот тридцать девять) рублей 20 копеек, предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 99)- 22 вида дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 100 от 06.09.2021 сроком исполнения с 06.09.2021 по 25.12.2021, на выполнение подрядных работ на выполнение Система связи и малые архитектурные формы на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 477 644.40 (четыреста семьдесят семь тысяч шестьсот сорок четыре) рубля 40 копеек, предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 100)- 70 видов дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 101 от 07.09.2021 сроком исполнения с 07.09.2021 по 25.12.2021, на выполнение подрядных работ по устройству ограждения и покрытия на строительном объекте на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 568 292,40 руб. 40 коп., предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 101)- 25 видов дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 103 от декабря 2021 сроком исполнения с декабря 2021 по 31.12.2021, на выполнение подрядных работ по утеплению фасада на строительном объекте на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 599 166,00 руб. 00 коп., предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 101)- 5 видов дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом;
Контракт N 104 от декабря 2021 сроком исполнения с декабря 2021 по 31.12.2021, на выполнение подрядных работ по утеплению фасада на строительном объекте на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", цена- 599 166,00 руб. 00 коп., предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 104)- 5 видов дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом.
Контракт N 105 от декабря 2021 сроком исполнения с декабря 2021 по 31.12.2021, на выполнение подрядных работ по утеплению фасада на строительном объекте на строительном объекте капитального строительства: "Строительство здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в рамках реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021год", цена- 116 341, 60 (сто шестнадцать тысяч триста сорок один) рубль 60 копеек, предусматривает согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту N 105)- 5 видов дополнительных строительных работ, не предусмотренных основным Контрактом.
Таким образом, в целях реализации муниципальной программы "Комплексное развитие сельских территорий Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района на 2021 год", Стороны согласовали выполнение дополнительных работ, не предусмотренных Муниципальным контрактом N 0360300052821000039 от 16.03.2021, но необходимость которых обусловлена окончанием строительного цикла и целям Программы, общим объемом на 167 видов работ общей стоимостью 4 506 582, 40 (четыре миллиона пятьсот шесть тысяч пятьсот восемьдесят два) руб. 40 коп., срок выполнения которых до 31.12.2021.
Доводы апелляционной жалобы о том, что контракт в полном объеме исполнен не был, отклоняются апелляционным судом.
Актом N 1 приемки законченного строительством объекта (унифицированная форма КС-11), Подрядчик передал Заказчику объект оконченного строительства со стоимостью строительно-монтажных работ- 43 525 514, 86 (сорок три миллиона пятьсот двадцать пять тысяч пятьсот четырнадцать) рублей 86 копеек.
29.12.2021 составлен Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (унифицированная форма КС-14).
29.12.2021 заместителем главы администрации Балашовского муниципального района по архитектуре и градостроительству, начальником управления капитального строительства О.В. Масякиным выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 64-RU64506310-015-2021.
Исходя из стоимости строительно-монтажных работ, указанной в вышеперечисленных Актах приемки, указанная стоимость включает в себя как стоимость работ по Муниципальному контракту от 16.03.2021, так и по дополнительно заключенным контрактам.
Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок контракт N 0363000528221000039 от 16.03.2021 исполнен 31.12.2021.
В соответствии с п. 10.9 Контракта Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Согласно п.1.3 Контракта, результатом выполненной работы по контракту, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ.
В силу пункта 5 статьи 743 ГК РФ при согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам. При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объёма работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объёма, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.
Таким образом, в силу положений заключенного Сторонами Контракта и действующего законодательства, регламентирующего исполнение государственных (муниципальных) контрактов, выполнение обязательств по Контракту N 0360300052821000039 от 16.03.2021 в полном объеме без выполнения дополнительных работ, предусмотренных контрактами NN 96, 97, 98, 99, 100, 101, 103, 104, 105 не представлялось возможным, объект не мог быть принят в эксплуатацию.
Так как срок выполнения дополнительных работ, установленный контрактами продлен до 31.12.2021, начисление со стороны Заказчика неустойки за неисполнение Контракта от 16.03.2021 до 30.09.2021 является незаконным и необоснованным, имеет своей целью не защиту нарушенных прав Заказчика, а злоупотребление им своими правами в целях нанесения Подрядчику значительного материального ущерба, направленно на необоснованное обогащение Заказчика в ущерб интересам Подрядчика.
В силу ч.1 ст.401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, в п. 10 установлено, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ и пунктом 9 статьи 34 Закона о контрактной системе. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию.
Возражая против доводов, изложенных ответчиком, истец указывает, что в ходе исполнения Контракта Подрядчик не обращался к Заказчику с просьбой о внесении изменений в Проектно-сметную документацию, которые могли бы повлечь изменение сроков начала и окончания строительства Объекта, промежуточных сроков выполнения отдельных видов и этапов работ, определенных Графиком выполнения работ, хотя такая возможность предусмотрена условиями Контракта (п.2.5.2). Письма о якобы выявленных дополнительных работах, на которые ссылается Ответчик (исх. N 0087 от 12.08.2021, исх. N 0086 от 12.08.2021) содержат просьбу согласовать замену одних материалов другими. В письме от 30.08.2021 г. исх. N 00011 Подрядчик просил заключить договора на дополнительные объемы работ, что по его просьбе и было сделано. В период с июня по декабрь 2021 между ООО "ВДК" и администрацией Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района были заключены муниципальные контракты на выполнение ряда дополнительных работ при строительстве здания со спортивным залом и 4 учебными кабинетами" в Репинском муниципальном образовании. Согласно заключенных контрактов ООО "ВДК" подлежало выполнить работы, от которых не зависели сроки на окончания работ по муниципальному контракту N0360300052821000039, в частности это работы по обустройству септика, подготовительных земельных работ, обустройство системы связи и малых архитектурных форм, обустройство ограждения, озеленение и благоустройство прилегающей территории. Доказательств обратного Ответчиком не представлено.
В своем отзыве Ответчик ссылается на положения п. 42.1 ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 года N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" полагая, что заявленная Истцом неустойка подлежит списанию, так контракт исполнен в полном объеме.
Истец полагает, что положения п. 42.1 ст. 112 ФЗ О контрактной системе и Постановления Правительства N 783 от 04.07.2018 не подлежат применению, так как согласно гарантийных писем от 27.12.2021 N 94, 27.12.2021 N 93, 27.12.2021 N 92 ООО "ВДК" обязалось произвести работы по благоустройству территории (укладка плодородного слоя земли, малые архитектурные формы) до мая 2022 года, а также поставить и произвести монтаж дизель-генератора в срок до 10.02.2022, а также произвести ряд других работ предусмотренных контрактом в январе-феврале 2022 года. Несвоевременное исполнение условий контракта также подтверждается перепиской ООО "ВДК" и администрации Репинского муниципального образования, а именно претензиями N 153, N 154 от 11.03.2021, N 170 от 17.03.2022, ответом на претензию N 0003 от 14.03.2022.
Как следует из пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.12.2021 N 476-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом" утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Согласно подпункту а) пункта 3 указанных Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком, в том числе, в случае если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Согласно пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2017 N 302-ЭС17-13455 по делу NА33-23839/2016 указано, что даже наличие спора относительно начисленной неустойки (штрафа) не может трактоваться как условие, препятствующее списанию неустойки (штрафа), поскольку подобные антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных (муниципальных) контрактов.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, указанный порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
Учитывая изложенное, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, является обязанностью государственного (муниципального) заказчика.
Как следует из материалов дела, срок исполнения обязательства был установлен в 2021 году, объект сдан в эксплуатацию, при этом общий размер начисленной неустойки и штрафа в любом случае (как из расчета составленного истцом, так и признанного обоснованным судом расчетом) не превышает 5% от цены контракта.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае следует применить Правила N 783, вследствие чего неустойка подлежит списанию.
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционный суд также учитывает, что в апелляционной жалобе не содержится доводов о том, какие нормы материального или процессуального права были нарушены судом первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 января 2023 года по делу N А57-8101/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8101/2022
Истец: Администрация Репинского МО Балашовского МР СО, Администрация Репинского муниципльного образования Балашовского МР Саратовской области
Ответчик: ООО Владимирская дверная компания