город Москва |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А40-84422/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Кораблевой М.С., Расторгуева Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 10 января 2024 года по делу N А40-84422/23
по иску Специализированная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области" (ИНН 5321801523, ОГРН 1135300000857 )
к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467 )
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика Мизяк Б.Е. по доверенности от 30.11.2023.
УСТАНОВИЛ:
СНКО "Региональный фонд" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО Минобороны РФ" 26 805 руб. 22 коп. задолженности.
Решением суда от 10 января 2024 года исковые требования СНКО "Региональный фонд" удовлетворены частично.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, для выполнения функций регионального оператора, постановлением Правительства Новгородской области от 17.10.2013 N 263 создана СНКО "Региональный фонд".
На основании протокола общего собрания собственников от 02.04.2014 N 1 фонд капитального ремонта МКД формируется на общем (котловом) счете Регионального оператора.
Помещение в многоквартирном доме (МКД), расположенном по адресу: Новгородская область, Новгородский район, д. Новоселицы, ул. Армейская, д.107, кв.3, площадью 71,30 кв.м, кадастровый номер 53:11:1200719:331, лицевой счет N 021016155, находится в собственности Российской Федерации.
За ответчиком закреплено право оперативного управления на спорное имущество, согласно выписке из ЕГРН, представленной в материалы дела истцом.
Истцом в 2020-2023 годах суммы, подлежащие уплате, рассчитывались по формуле: общая площадь помещения умножалась на установленный Правительством Новгородской области минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Постановлением Правительства Новгородской области от 14.11.2019 N 456 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Новгородской области на 2020 год" установлен на 2020 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Новгородской области дифференцированно по муниципальным образованиям: по Новгородскому муниципальному району в размере 9,71 рублей в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения.
Ежемесячный размер взноса в 2020 году составил: по помещению с лицевым счетом N 021016155 - 692,32 руб. (71,30 кв.м. х 9,71 руб.).
Постановлением Правительства Новгородской области от 20.11.2020 N 522 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Новгородской области на 2021 год" установлен на 2021 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Новгородской области дифференцированно по муниципальным образованиям: по Новгородскому муниципальному району в размере 10,08 рублей в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения.
Ежемесячный размер взноса в 2021 году составил: по помещению с лицевым счетом N 021016155 - 718,70 руб. (71,30 кв.м. х 10,08 руб.).
Постановлением Правительства Новгородской области от 01.11.2021 г. N 364 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Новгородской области на 2022 год" установлен на 2022 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Новгородской области дифференцированно по муниципальным образованиям: по Новгородскому муниципальному району в размере 10,45 рублей в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения.
Ежемесячный размер взноса в 2022 году составил: по помещению с лицевым счетом N 021016155 - 745,09 руб. (71,30 кв.м. х 10,45 руб.).
Постановлением Правительства Новгородской области от 14.10.2022 г. N 549 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Новгородской области на 2023 год" установлен на 2023 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Новгородской области дифференцированно по муниципальным образованиям: по Новгородскому муниципальному району в размере 11,39 рублей в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в МКД, принадлежащего собственнику такого помещения.
Ежемесячный размер взноса в 2023 году составил: по помещению с лицевым счетом N 021016155 - 812,11 руб. (71,30 кв.м. х 11,39 руб.).
В соответствии с ч. 3 ст. 4 областного закона Новгородской области от 03.07.2013 N 291-0З "О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области" взносы на капитальный ремонт уплачиваются ежемесячно до последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем.
Обязанность по оплате взносов за февраль 2023 года считается просроченной по окончании марта 2023 года.
В связи с невнесением взносов на капитальный ремонт у ответчика образовалась задолженность по взносам на капитальный ремонт за спорное нежилое помещение за период с февраля 2020 года по февраль 2023 года включительно, на сумму 26.805 руб. 22 коп., что также подтверждается справкой о состоянии расчетов по взносу на капитальный ремонт по лицевому счету.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия от 14.02.2023 о наличии задолженности, оставлена последним без удовлетворения
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции правомерно руководствовался тем, что согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с подп. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения, оперативного управления на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наличие государственной регистрации права хозяйственного ведения, оперативного управления на недвижимое имущество является правовым основанием для выставления платежных документов непосредственно лицу, за которым закреплен объект недвижимости на праве хозяйственного ведения, оперативного управления для оплаты взносов на капитальный ремонт.
Согласно абз. 16 п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), ст.ст. 296, 298 Гражданского кодекса РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Исходя из вышеизложенного, выставление платежных документов на оплату взносов на капитальный ремонт, осуществляется на имя лица, которое на праве хозяйственного ведения, оперативного управления владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом.
В силу положений ст.ст. 210, 214, 296, 298 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (до передачи имущества во владение) или обладателя права оперативного управления (с даты регистрации данного ограниченного вещного права).
Принимая во внимание, что спорные жилые помещения являющееся собственностью Российской Федерации, закреплены за учреждением на праве оперативного управления с 2012 года (выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 31.08.2020), у учреждения в силу закона возникла обязанность оплачивать коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Таким образом, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, с момента возникновения такого права распространяются требования Жилищного кодекса РФ по содержанию общего имущества в МКД и уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно выписке из ЕГРН, представленной в материалы дела истцом, право оперативного управления за ответчиком закреплено 14.12.2021.
Таким образом, за ответчиком законодательно закреплена обязанность по внесению оплаты взносов на капитальный ремонт по лицевому счету N 021016155, но с даты передачи/регистрации права на спорное помещение, находящего на оперативном управлении, а именно с 14.12.2021.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 10 540 руб. 84 коп., с учетом самостоятельно произведенного судом расчета суммы задолженности за период с 14.12.2021 по февраль 2023 года
В соответствии со ст. 166 Жилищного кодекса РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который на основании ч. 1 ст.170 Жилищного кодекса РФ формируется за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД).
Согласно ч.1 ст.155, ч.ч. 1, 3 ст. 158, ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, соразмерно своей доле в общем имуществе в многоквартирном доме, с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.
В соответствии со ст.ст. 210, 249, 288, 290 Гражданского кодекса РФ и ст.ст. 30, 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД, включающее капитальный ремонт общего имущества.
В соответствии со ст.ст.779,781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
В силу положений ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку со стороны ответчика не представлены доказательства оплаты взносов за капитальный ремонт в полном объеме, доводы истца не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются представленными истцом в материалы дела доказательствами и не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, доказаны исследованными судом доказательствами.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу обжалуемого решения, полно и объективно исследованы, им даны подробный анализ и правильная оценка, не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции нет оснований.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 января 2024 года по делу N А40-84422/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84422/2023
Истец: СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ