г. Челябинск |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А76-38215/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бабиной О.Е.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черняевой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2022 по делу N А76-38215/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский "Водоканал" - Калинина Е.В. (доверенность N 26-юр от 01.01.2023 до 31.12.2023, паспорт, диплом, документ о смене фамилии),
акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" - Кузиков А.В. (доверенность N 280-77 от 01.01.2023 до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Златоустовский "Водоканал" (далее - истец, ООО "Златоустовский "Водоканал") 27.10.2021 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - ответчик, АО "Златмаш", податель апелляционной жалобы), о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ за период с 01.02.2021 по 30.04.2021 в размере 302 423 руб. 23 коп. (с учетом уточнений исковых требований. принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2 л.д. 42-43).
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2022, от 08.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст", индивидуальный предприниматель Овсянникова Татьяна Юрьевна, общество с ограниченной ответственностью "Пивоиндустрия", общество с ограниченной ответственностью "АСА", общество с ограниченной ответственностью "Жилищный Трест N 2", Раковский Эдуард Константинович, Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Механизированный Комплекс", общество с ограниченной ответственностью "Актум Эст", общество с ограниченной ответственностью "Респект", общество с ограниченной ответственностью "СК Уралпроект", индивидуальный предприниматель Базарнов Игорь Николаевич, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Малахит", общества с ограниченной ответственностью "Уральское кузнечно-прессовое производство", общество с ограниченной ответственностью "Компания "Перспектива", общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "Златситисервис", общество с ограниченной ответственностью "Миан", Сгоян Гор Арменович, индивидуальный предприниматель Даноян Бабкен Вачаганович, общество с ограниченной ответственностью "Бухинвесткапиталъ", общество с ограниченной ответственностью "Магсервис", общество с ограниченной ответственностью "Пегас" (далее - третьи лица; т. 2 л.д. 85-86, 133-134).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.09.2022 суд исключил из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Пивоиндустрия", ОГРН 1027400578446, г. Златоуст, поскольку данное лицо прекратило существование 27.08.2020 (т. 2 л.д. 133-134).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2022 по делу N А76-38215/2021 исковые требования ООО "Златоустовский "Водоканал" удовлетворены, с АО "Златмаш" в пользу истца взыскана задолженность в размере 302 423 руб. 23 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 053 руб.
Кроме того, с АО "Златмаш" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 995 руб.
АО "Златмаш" с вынесенным судебным актом не согласилось, обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ООО "Златоустовский "Водоканал" в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в размере 302 423 руб. 23 коп.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает, что при вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции ошибочно применены нормы пункта 204 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644)
Ответчик указывает, что в течение спорного периода к нему следовало установить и применить статус транзитной организации и правовое регулирование в отношении транзитной организации.
В подтверждение своих доводов ответчик указывает, что в нарушение пункта 204 Правил N 644, истцом из указанной суммы платы АО "Златмаш" не исключена сумма платы иных 23-х абонентов (субабонентов), транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей АО "Златмаш". АО "Златмаш" считает, что в силу пункта 204 Правил N 644, размер платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных для АО "Златмаш" надлежит уменьшить на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей АО "Златмаш".
Также податель апелляционной жалобы ссылается на отсутствие оценки возражений ответчика в части того, что с использованием канализационных сетей АО "Златмаш" транспортируются сточные воды иных абонентов, в составе которых ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" зафиксировано кратное превышение установленных нормативов состава сточных вод (ПДК сточных вод).
Кроме того, отметил, что правила пункта 204 Правил N 644 и пункта 11 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод от 22.05.2020 N 728 в полной мере применимы к АО "Златмаш", как к абоненту, осуществляющему помимо собственного водоотведения, сопутствующую транспортировку сточных вод иных абонентов (транзит сточных вод иных абонентов), их применение соответствует принципу разумности и справедливости. По мнению подателя апелляционной жалобы, суд пришел к неверному выводу, что законодатель установил указанные правила лишь для транзитных организаций, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке сточных вод. Выводы суда основаны на неверном и буквальном толковании норм права о плате за сброс загрязняющих веществ и о процедуре обора проб сточных вод.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", третьи лица представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителей сторон, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письменного мнения (вход. N 15595) от 15.03.2023.
Представитель истца по доводам апелляционной жалобы возражала, заявила ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на апелляционную жалобу (вход. N 2016) от 13.01.2023.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 81, 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание мнения представителей истца и ответчика, приобщила к материалам дела отзыв на апелляционную жалобу (вход. N 2016) от 13.01.2023 и письменное мнение (вход. N 15595) от 15.03.2023.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Златоустовский "Водоканал" (Водоканал) и АО "Златмаш" (абонент) подписан договор водоотведения N 309 от 20.02.2016 (т. 1 л.д. 6-10), по условиям которого стороны пришли к соглашению, что по настоящему договору Водоканал обязуется осуществлять прием сточных вод Абонента, в том числе на общедомовые нужды (содержание общего имущества в многоквартирном доме), в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить Водоканалу оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре, а в части общедомовых нужд (содержания общего имущества в многоквартирном доме) - действующим на момент поставки законодательством (пункт 1 договора).
Согласно пункту 2 договора, стороны пришли к соглашению, что граница раздела балансовой принадлежности по канализационным сетям Абонента и Водоканала определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении N 1.
В соответствии с пунктом 6 договора, оплата но настоящему договору осуществляется Абонентом по тарифам на водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организацией водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоотведения.
Тариф на водоотведение, установленный на дату заключения настоящего договора, - 9,19 руб./куб. м. (без НДС), НДС 18% Стороны пришли к соглашению, что в течение срока действия настоящего договора, действующие тарифы могут быть изменены уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Настоящий договор считается измененным в части тарифов с момента утверждения соответствующего тарифа. При изменении тарифов Водоканал вносит изменения в расчеты с Абонентом. Стороны признают, что изменение тарифов не является основанием для заключения нового договора, дополнительного соглашения и изменения условий настоящего договора.
Согласно пункту 7 договора, стороны пришли к соглашению, что расчетный период (месяц в котором оказываются услуги), установленный: настоящим договором, равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает отведенные сточные воды, в том числе на общедомовые нужды (содержание общего имущества в многоквартирном доме), до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов или счетов-фактур, выставляемых к оплате Водоканалом не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Водоканала.
В случае проведения сторонами взаимозачета датой оплаты, считается дата подписания Водоканалом акта взаимозачета, Для целей определения обязательств Абонента по оплате за расчетный период Водоканал (либо третье лицо, уполномоченное Водоканал) ежемесячно выставляет Абоненту счет или счет-фактуру за расчетный период.
При оформлении платежных документов по настоящему договору Абонент при наличии в них графы "Назначение платежа" указывает номер и дату договора и счета или счета-фактуры, по которым производится оплата. В случае поступления от Абонента оплаты без указания назначения платежа, произведенный платеж погашает задолженность по неоплаченным (не полностью оплаченным) счетам и (или) счетам-фактурам Водоканала в порядке их выставления, либо по иным счетам и (или) счетам-фактурам по усмотрению Водоканала.
В случае отсутствия задолженности поступившие платежи засчитываются в счет будущих платежей, Для учета объемов принятых от Абонента сточных вод стороны используют приборы учета, если иное не предусмотрено Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 14 договора).
Сведения об узлах учета и приборах учета сточных вод и местах отбора проб сточных вод приведены в приложениях N 3 и N 4 (пункт 15 договора).
Коммерческий учет отведенных сточных вод обеспечивает при установленных исправных приборах учета сточных вод Абонент, во всех иных случаях, в том числе на общедомовые нужды (содержание общего имущества в многоквартирном доме) - Водоканал (пункт 16 договора).
Контроль состава и свойств сточных вод в отношении Абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами осуществления явления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 22 договора).
Согласно пункту 23 договора, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах Абонента и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Водоканал уведомляет Абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления.
Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для Абонента, приводятся в приложении N 6 (п. 25 договора).
Сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для Абонента, приводятся в приложении N 7 (пункт 26 договора).
Согласно пункту 27 договора, контроль за соблюдением Абонентом установленных ему нормативов водоотведения осуществляет Водоканал или по его поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод Абонента.
В ходе осуществления контроля за соблюдением Абонентом установленных для него нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод организация водопроводно-канализационного хозяйства ежемесячно определяет объем отведенных (принятых) сточных вод Абонента сверх установленного для. него норматива водоотведения по объему и составу сточных вод.
При наличии у Абонента объектов, для которых не устанавливаются нормативы водоотведения по объему сточных вод, контроль за соблюдением нормативов водоотведения по объему сточных вод Абонента производится путем сверки общего объема отведенных сточных вод за вычетом объемов поверхностных сточных вод, а также объемов сточных вод, для которых не устанавливаются нормативы водоотведения по объему сточных вод (п. 28 договора).
В соответствии с пунктом 29 договора, при превышении Абонентом установленных нормативов водоотведения по объему сточных вод Абонент оплачивает объем сточных вод, отведенных в расчетном периоде в централизованную систему водоотведения с превышением установленного норматива по объему сточных вод, по тарифам на водоотведение, действующим в отношении сверхнормативных сбросов сточных вод, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
25.02.2021 произведены отборы проб в контрольных канализационных колодцах ответчика: D=500 мм, АО "Златмаш" (т. 1 л.д. 68-69), D=300 мм, АО "Златмаш" (т. 1 л.д. 70-71), данные пробы были переданы для проведения анализов в аттестованную и аккредитованную лабораторию ФГБУЗ "ЦЛАТИ по УФО".
Согласно протоколам испытаний ФГБУЗ "ЦЛАТИ по УФО" N 23.3Л.ВС от 09.03.2021, N 156.ХАК.ВС от 09.03.2021, N 24.3Л.ВС от 09.03.2021, N б/н от 09.03.2021 на выпусках ответчика диаметрами 300 мм. и 500 мм. превышен норматив сброса загрязняющих веществ по следующим показателям: железо, медь, никель, цинк, марганец (т. 1 л.д. 68-71).
После чего, истец произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод согласно п. 197 Правил N 644 (т. 1 л.д. 72).
27.05.2021 с письмом исх. N 541 в адрес ответчика направлены счет-фактура и акт N 14494 от 27.05.2021 на сумму 261 329 руб. 47 коп. за период с февраля 2021 по апрель 2021 (т. 1 л.д. 76-77).
Письмом исх. N 263/5993 от 29.06.2021 (т. 1 л.д. 78) ответчик не согласился с расчетом платы за сброс загрязняющих веществ ссылаясь на наличие иных абонентов, транспортировка стоков которых проходит с использованием канализационных сетей ответчика.
05.07.2021 истец с учетом доводов ответчика скорректировал расчет платы за сброс загрязняющих веществ для ответчика, исключив из него сброс загрязняющих веществ иных абонентов.
Письмом исх. N 680 от 05.07.2021 (т. 1 л.д. 79) истец направил в адрес ответчика корректировочный счет-фактуру N 14494 от 27.05.2021 на сумму 252 640 руб. 19 коп. и расчет платы за сброс загрязняющих веществ.
Ответчику направлена претензия исх. N 1247-юр 21.09.2021 г. (т. 1 л.д. 85) с требованием оплаты сброса загрязняющих веществ, но она оставлена без удовлетворения.
Оставление указанной претензии ответчиком без удовлетворения послужило основанием истцу для обращения в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в деле доказательств устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Требования истца подлежат рассмотрению арбитражным судом исходя из предмета и основания заявленного иска.
Как следует из материалов дела, настоящий спор обусловлен взысканием платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод за период с 01.02.2021 по 30.04.2021.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами N 644.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 предусмотрено, что абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункту 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" были утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее - Правила N 728) и внесены изменения в Правила N 644.
Согласно пункту 1 Правил N 728 настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).
В соответствии с разделом XV Правил N 644 "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов", введенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, а именно с п. 194 Правил N 644 установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" были внесены изменения в Правила N 644), в том числе введен пункт 204, а также были внесены изменения в Постановление N 645.
Изменения, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, вступили в силу с 1 июля 2020 года, за исключением изменений, внесенных указанным Постановлением, вступающих в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования.
В соответствии с пунктом 204 Правил N 644 (в новой редакции) в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, размер такой платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод, отобранных в определенном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (при этом не может принимать отрицательные значения).
Как следует из материалов дела, расчет выполнен по двум выпускам Ду500 и Ду300. Платежная база исчислена исходя из суммы месячного расхода сточных вод (Q пр2) за период 3-х календарных месяцев в соответствии с пунктом 198 Правил N 644. Для ответчика скорректирован расчет платы за сброс загрязняющих веществ за период февраль-апрель 2021 исходя из месячного расхода сточных вод Q пр2, за счет уменьшения на сумму платы абонентов, транспортировка стоков которых осуществляется через канализационные сети АО "Златмаш".
Из пояснений истца следует, что для абонентов, которые подключены к сетям АО "Златмаш", действует упрощенный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотренный пунктом 203 Правил N 644.
Как следует из уточненного расчета исковых требований (т.2, л.д.44-46), объем принятых сточных вод от Абонента АО "Златмаш" определяется как разница между показаниями приборов учета сточных вод за вычетом объемов водоотведения от субабонентов.
Таким образом, истцом расчет платы произведен только исходя из количества сточных вод, отведенных именно ответчиком по делу, все объемы субабонентов вычтены.
Отбор проб произведен из контрольных колодцев, согласованными между сторонами по договору, что ответчиком не оспаривается.
Также из актов отбора проб следует, что они отобраны в присутствии полномочного представителя ответчика, параллельные пробы ответчиком не отбирались, претензии по порядку и помещению отобранных проб в тару, по опломбировке, не заявлено.
Согласно абзацу 8 пункта 203 Правил N 644, в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.
Таким образом, согласно абзацу 8 пункта 203 Правил N 644, а также разъяснениям Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04 установлен приоритет результатов анализов отобранной пробы сточных вод и декларации, и, соответственно, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728, далее - Правила N 728) произведен отбор проб сточных вод абонента, плата должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 197 Правил N 644, поскольку упрощенный порядок применяется при отсутствии физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента.
Абонентом АО "Златмаш" установлены приборы учета количества сточных вод на коллекторе диаметром 500 мм - ЭХО-Р-02 зав N 5696, на коллекторе диаметром 300 мм - ЭХО-Р-02 зав N 5704.
Ответчиком указано, истцом не оспаривается, что в коллектор диаметром 500 мм помимо стоков АО "Златмаш" поступают стоки от 21 субабонента, в коллектор диаметром 300 мм поступают стоки от 2 субабонентов.
При рассмотрении спорных правоотношений, судом первой инстанции установлено, что объем принятых сточных вод от Абонента АО "Златмаш" определен как разница между показаниями приборов учета сточных вод за вычетом объемов водоотведения от субабонентов, то есть исковые требования предъявлены только в отношении объема сточных вод, отведенных ответчиком по делу.
Расчет объемов принятых сточных вод от АО "Златмаш" приведен истцом в Таблицах 1 и 2 (т.2, л.д. 44), из которых следует, что истцом вычтен объем сточных вод от субабонентов.
Согласно правовой позиции ответчика, из суммы заявленных истцом требований в силу пункта 204 Правил N 644 подлежит исключению, не только объем сточных вод субабонентов, но и сумма платы за сброс загрязняющих веществ, определенная по всем 23 субабонентам, поскольку АО "Златмаш" является транзитной организацией.
При этом, как указывает ответчик, анализ пробы субабонентов в течение 72 часов, предшествующих отбору проб у АО "Златмаш" истцом не осуществлен.
В обоснование наличия оснований для такого вычитания ответчиком представлены протоколы отбора проб по некоторым субабонентам, оформленные в сентябре 2022 (т. 3, л. д. 35-37), вместе с тем, исковые требования основаны на актах отбора проб от 25.02.2021, то есть представленные ответчиком доказательства не отвечают требованиям относимости (статья 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу чего, они не могут опровергнуть требования истца полностью или в части, а также не могут подтвердить возражения ответчика по спорному периоду рассмотрения правоотношений сторон.
Дополнительное судебная коллегия отмечает следующее.
Как следует из обжалуемого судебного акта, признавая несостоятельной ссылку ответчика на наличие у него статуса транзитной организации, суд первой инстанции указал, что АО "Златмаш" не соответствует критериям признания организации транзитной, установленным пунктом 45 (2) Правил N 644.
По мнению ответчика, судом первой инстанции необоснованно приведена данная ссылка, поскольку пункт 45 (2) Правил N 644 введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2021 N 2009 (далее - Постановление N 2009), вступившего в силу 04.12.2021, то есть указанные нормативные положения не действовали в спорный период, и основания для распространения этих критериев на предшествующий период, не имеется.
Согласно пункту 3 Постановления N 2009 критерии отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренные Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83", и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", применяются с 1 сентября 2022 г.
Пунктом 2 Постановления N 2009 установлено, что до 31 августа 2022 года собственники или иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, в отношении которых в установленном порядке утверждены тарифы на оказание услуг по транспортировке холодной и горячей воды, сточных вод, признаются транзитными организациями.
В настоящем случае сумма задолженности истцом сформирована за предшествующий период с 01.02.2021 по 30.04.2021, в силу чего, ссылка суда первой инстанции на пункт 45 (2) Правил N 644 является некорректной.
Однако, указанное не привело к неверным выводам суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания доводов ответчика обоснованными, с учетом следующего.
Утвержденный тариф у ответчика отсутствует, обращение за таким тарифом ответчик не реализовывал, и, по его мнению, не должен реализовывать, так как он является абонентом, который фактически перемещает свои сточные воды и сточные воды субабонентов по своим сетям, в силу чего имеет статус абонента, являющегося транзитной организацией, что создает условия для применения к нему пункта 204 Правил N 644, и для исключения из его платы за сброс загрязняющих веществ аналогичной платы, подключенных к системе водоотведения через канализационную сеть АО "Златмаш".
Согласно пункту 2 Правил N 644 (в редакции, вступившей в силу с 01.07.2020, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 и действующей до 03.12.2021) под транзитной организацией понимается организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды, подаваемой иным лицам, и (или) по транспортировке сточных вод, сбрасываемых иными лицами.
Таким образом, в соответствии с легитимным определением транзитной организацией, под ней понимается лицо, эксплуатирующее водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающее услуги по транспортировке воды, подаваемой иным лицам, и (или) сточных вод, сбрасываемых иными лицами.
То есть, вне зависимости от вида деятельности - водоснабжение или водоотведение, для признания лица транзитной организацией необходимо наличие совокупности условий: эксплуатация водопроводных, канализационных сетей и оказание услуг по транспортировке поданной воды, отведенных сточных вод иными лицами.
Первое условие - эксплуатация сетей ответчиком, истцом не оспаривается.
Второе условие - оказание ответчиком услуг по транспортировке истцом оспаривается, так как оказание такого вида в силу регулируемого характера такой деятельности возможно только на основании утвержденного тарифа.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (Закон о водоснабжении, Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ):
абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей) (изменения, внесенные Федеральным законом от 01.04.2020 N 84-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2021 года, за исключением изменений, внесенных в статьи 2 и 7, вступивших в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 01.04.2020);
транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Частью 1 статьи 16 Закона о водоснабжении и пунктом 47 Правил N 644 предусмотрено, что по договору по транспортировке холодной воды транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется обеспечивать поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой, технической) воды с учетом допустимых изменений качества холодной воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а организация ВКХ обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.
Обязанности транзитной организации по оказанию услуг транспортировки воды и стоков и встречная обязанность гарантирующей организации по оплате оказанных услуг предусмотрены статьями 16 и 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ.
Согласно пунктам 3 статей 16, 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды. Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по тарифам на транспортировку сточных вод.
На основании пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
Аналогичные обязательства установлены подзаконными актами, регулирующим спорную сферу правоотношений.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645) транзитная организация обязана: в) соблюдать установленный режим водоотведения; г) осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и предоставлять организации водопроводно-канализационного хозяйства результаты такого контроля;
В соответствии с пунктом 16 Правил N 644 транзитная организация имеет право: а) получать от организации водопроводно-канализационного хозяйства информацию о результатах контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в отношении лиц, отведение сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, принадлежащих транзитной организации; б) осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельный отбор проб, принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемом организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе у абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства; в) требовать от организации водопроводно-канализационного хозяйства оплаты услуг по транспортировке сточных вод.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, пунктом 1 утверждены Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Согласно пункту 1 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, настоящие Правила устанавливают порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение), контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - контроль состава и свойств сточных вод).
Пунктом 11 Правил N 728 установлено, что в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых таким абонентом, при отборе проб сточных вод такого абонента в течение 72 часов, предшествующих отбору, осуществляется отбор проб сточных вод указанных иных абонентов для анализа по перечню показателей состава и свойств сточных вод, аналогичному перечню анализируемых показателей состава и свойств сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией. Отбор проб сточных вод абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений, подтверждается обоснованность выводов суда первой инстанции и процессуальной позиции истца.
Обоснованность возражений ответчика из указанных обстоятельств не следует.
При этом, возражения ответчика о том, что при выполнении своих обязанностей и реализации прав истец обязан действовать разумно и добросовестно, судебной коллегией исследованы, признаны соответствующими общим принципам поведения участников гражданского оборота, при этом также отмечается, что обязанность действовать разумно и добросовестно действует на взаимной основе для каждого участника правоотношений, то есть и в отношении ответчика по настоящему делу.
Следовательно, если следовать, процессуальной позиции ответчика о том, что он в спорный период полагал наличие у него статуса транзитной организации, то он разумно ожидал, что при приобретении им статуса транзитной организации он не только приобретает соответствующие права, но и приобретает обязанности, установленные действующим законодательством, то есть в спорный период должен был осуществлять контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов абонентов, в том числе осуществлять отбор проб абонентов, чего им исполнялось.
Напротив, из письма АО "Златмаш" N 263/8208 от 16.09.2021 следует, что ответчик отказывается самостоятельно произвести отбор проб сточных вод абонентов, подключенных к сетям водоотведения АО "Златмаш", поскольку организация, осуществляющая прием, транспортировку сточных вод и взимание платы за сброс загрязняющих веществ, является ООО "Златоустовский "Водоканал" (т.1, л.д. 84).
В судебном заседании ответчик также подтвердил, что он, как абонент, являющийся транзитной организацией, полагает, что к нему перешли все права транзитной организации, однако обязанности, установленные для транзитной организации, ему не могут быть вменены, поскольку он всё равно остался только абонентом, являющимся транзитной организацией.
С учетом конкретных обстоятельств спорной ситуации, суд первой инстанции обоснованно установил основания для удовлетворения заявленного иска.
Основания для признания обоснованным выполненного ответчиком контррасчет исковых требований, не доказаны.
Злоупотребления правом, недобросовестного поведения, нарушений при порядке отбора проб и расчете платы, истцом не допущено.
Также истцом не допущено риска неосновательного обогащения посредством двойного получения платы, поскольку ответчику предъявлены требования только в отношении отведенных им сточных вод, все объемы субабонентов вычтены.
При таких обстоятельствах произведенный истцом расчет требованиям законодательства не противоречит, оснований для его критической оценки не имеется.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств внесения ответчиком истцу платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением допустимых концентраций за спорный период (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), задолженность в сумме 302 423 руб. 23 коп. обоснованно взыскана судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Иных доводов, влекущих отмену судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Апелляционный суд, повторно рассматривая настоящее дело, не усматривает, что судом первой инстанции допущено нарушение норм материального или процессуального права, неверное установление обстоятельств дела, влекущие изменение или отмену оспариваемого судебного акта. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы остаются на ее подателе.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06.12.2022 по делу N А76-38215/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.Е. Бабина |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-38215/2021
Истец: ООО "ЗЛАТОУСТОВСКИЙ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: АО "Златоустовский машиностроительный завод"
Третье лицо: Базанов Игорь Николаевич, ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Златоуст", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Даноян Бабкен Вачаганович, МУП "ВОДОСНАБЖЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА", Овсянникова Татьяна Юрьевна, ООО "АКТУМ ЭСТ", ООО "АСА", ООО "БухинвестКапиталъ", ООО "ЖИЛИЩНЫЙ ТРЕСТ N2", ООО "КОМПАНИЯ "ПЕРСПЕКТИВА", ООО "Магсервис", ООО "Механизированный комплекс", ООО "МИАН", ООО "ПЕГАС", ООО "ПИВОИНДУСТРИЯ", ООО "Респект", ООО "СК УРАЛПРОЕКТ", ООО "УК "МАЛАХИТ", ООО "Уральское кузнечно-прессовое производство", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЗЛАТСИТИСЕРВИС", Раковский Эдуард Констанинович, Сгоян Гор Арменович, Соловов Виктор Александрович
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4448/2023
29.07.2024 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8956/2024
07.09.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4448/2023
23.03.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-445/2023
06.12.2022 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-38215/2021