г. Москва |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А41-55667/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Сбербанк России" - Суровяткина Н.Е. представитель по доверенности от 30.09.2021 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Росреестра по Московской области, Министерства жилищной политики Московской области, ООО "Рамстрой" в лице Конкурсного управляющего Божко Дарьи Сергеевны - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2022 года по делу N А41-55667/22 по заявлению
публичного акционерного общества "Сбербанк России" (ОГРН 1027700132195, ИНН 7707083893)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299)
в лице Межмуниципального отдела по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области,
третьи лица: Министерство жилищной политики Московской области (ОГРН 1185053037476, ИНН 5024190060), общество с ограниченной ответственностью "Рамстрой" (ОГРН 1065040041109, ИНН 5040073597) в лице Конкурсного управляющего Божко Дарьи Сергеевны,
об оспаривании уведомления; об обязании зарегистрировать,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - заявитель, ПАО Сбербанк) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение (Уведомление) N КУВД-001/2022-17891781/2 заинтересованного лица от 11.05.2022 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении машино-места N49, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, г.о. Раменский, г. Раменское, ул. Лучистая, д. 4;
- обязать заинтересованное лицо осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении машино-места N 49, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, г.о. Раменский, г. Раменское, ул. Лучистая, д. 4.
До рассмотрения спора по существу заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил требования и просил:
- признать незаконным решение (Уведомление) N КУВД-001/2022-17891781/4 заинтересованного лица от 12.08.2022 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении машино-места N49, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, г.о. Раменский, г. Раменское, ул. Лучистая, д. 4.
- обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию права собственности ПАО Сбербанк в отношении машино- места N 49, площадью 19.4 кв. м., с кадастровым номером 50:23:0110304:2306, расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, г.о. Раменский, г. Раменское, ул. Лучистая, д. 4, не позднее, чем в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
Уточнение принято судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство жилищной политики Московской области, ООО "Рамстрой".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2022 года по делу N А41-55667/22 заявленные требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Управление Росреестра ссылается на отсутствие в представленном техническом плане кадастрового номера здания или сооружения, в котором расположено спорное машино-место, а также на фактически проведённый кадастровый учёт и государственную регистрацию прав заявителя на спорное машино-место.
ПАО Сбербанк представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против апелляционной жалобы, просит решение суда по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра и третьи лица явку своих представителей для участия в судебном заседании арбитражного апелляционного суда не обеспечили.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 28.04.2022 ПАО Сбербанк обратилось в Управление Росреестра с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на машино-место N 49 площадью 19,4 кв.м., расположенное по адресу: Московская область, Раменский г.о., г. Раменское, мкр. Солнечный, ул. Лучистая, д. 4, этаж -1 (далее - Машино-место), приложив к нему, помимо прочего, технический план здания, сооружения, объекта незавершённого строительства от 30.03.2022, Акт приёма-передачи машино-мест от 12.08.2020, Договор участия в долевом строительстве подземной автостоянки в составе группы многоэтажных домов N 2-338с-2/10С от 25.04.2018.
11.05.2020 Управление Росреестра вынесло уведомление о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-17891781/2 (далее - Уведомление о приостановлении).
В качестве основания для приостановления Управление Росреестра указало на то, что в силу части 15 ст. 70 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещение или машино-место (машино-места) в многоквартирном доме могут осуществляться при отсутствии в ЕГРН сведений о таком многоквартирном доме в случае, если до дня вступления в силу Закона о госрегистрации был осуществлен государственный кадастровый учет хотя бы одного жилого или нежилого помещения либо машино-места, расположенных в таком многоквартирном доме, или если государственный кадастровый учет такого многоквартирного дома был осуществлен без государственного кадастрового учета помещений или машино-мест в нем.
Условие, предусмотренное настоящей частью, не распространяется на многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию с 13 июля 2015 года.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская обл., г. Раменское, мкр. Солнечный, ул. Лучистая, д. 4 введен в эксплуатацию 05.06.2020 согласно разрешению N RU50-23-15960-2020.
В техническом плане отсутствует кадастровый номер здания многоквартирного жилого дома, в пределах которого расположена заявленная квартира, что не соответствует требованиям к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 25.09.2019) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2016 N 41304).
12.08.2022 Управление Росреестра по заявлению ПАО Сбербанк вынесено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав N КУВД-001/2022-17891781/4 от 12.08.2022 (далее - Уведомление об отказе).
В качестве основания Управление Росреестра указало на неустранение замечаний, указанных в уведомлении о приостановлении N КУВД-001/2022-17891781/2. В уведомлении об отказе продублировано тоже основание, что и в Уведомлении о приостановлении.
Посчитав отказы незаконными и нарушающими права ПАО Сбербанк в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены все документы, необходимые и достаточные в силу закона для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации машино - места.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая данные выводы суда первой инстанции, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав содержаться в части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела, подтвержденные относимыми и допустимыми доказательствами.
ПАО Сбербанк предоставило ООО "Рамстрой" (далее - Застройщик) кредитные денежные средства по Договору N 24/1-14 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 07.07.2014.
Определением Арбитражного суда Московской области от 24.01.2017 по делу N А41- 4123/17 начато производство по делу о банкротстве Заемщика. 01.03.2018 производство по вышеуказанному делу прекращено в связи с заключением между должником и кредиторами мирового соглашения. Мировое соглашение позволило решить проблему 619 обманутых дольщиков ЖК "Солнечный" и снять социальную напряженность.
В целях исполнения условий мирового соглашения 25.04.2018 между Застройщиком и ПАО Сбербанк заключен Договор N 2-338с-2/10С участия в долевом строительстве подземной автостоянки в составе группы многоэтажных домов, по условиям которого Застройщик обязался построить (создать) подземную автостоянку, расположенную по строительному адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Десантная, д. 1, поз. по СПОЗУ 10 (далее - Подземная стоянка) и после получения разрешения на ввод подземной автостоянки в эксплуатацию передать Участнику долевого строительства объекты долевого строительства - Машино-места, по согласованному в договоре перечню (далее - Договор ДДУ). Подземная стоянка находится на территории Жилищного комплекса "Солнечный", застройщиком которого было ООО "Рамстрой".
27.03.2020 Главное управление государственного строительного надзора по Московской области вынесло Распоряжение N 10-39-068200-8-01 об утверждении заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации.
19.05.2020 в отношении Застройщика введена новая процедура банкротства - наблюдение (дело N А41-17368/2019). Несмотря на возбуждение новой процедуры в условиях неплатежеспособности и недостаточности имущества, ООО "Рамстрой" достроило Подземную стоянку.
05.06.2020 Министерством жилищной политики Московской области (далее - Минжилполитики) выдано разрешение N RU50-23-15960-2020 на ввод Подземной стоянки в эксплуатацию. Разрешение содержало технический план от 14.04.2020, подготовленный для целей кадастрового учета.
С 08.06.2020 - по настоящее время в Управление Росреестра по Московской области Министерством жилищной политики неоднократно подавались заявления о постановке на кадастровый учет, документы об исправлении замечаний Управления Росреестра. Росреестр неоднократно выносил уведомления о приостановлении постановки на кадастровый учет, отказы в возобновлении кадастрового учета, отказы в кадастровом учете Подземной стоянки. Последний отказ датирован 23.05.2022. Более двух лет (с июня 2020 по настоящее время Подземная стоянка на кадастровый учет не поставлена).
17.06.2020 Застройщик направил Банку уведомление о завершении строительства и необходимости принятия машино-мест.
12.08.2020 ПАО Сбербанк и Застройщик подписали акты приема-передачи Машино- мест, в том числе, на машино-место N 49.
Заявитель не мог отказаться от подписания актов приема-передачи, так как в этом случае в соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона N 214-ФЗ считался бы принявшим объект на основании одностороннего акта застройщика.
С 12.08.2020 по настоящее время ПАО Сбербанк осуществляет оплату содержания машино-мест на основании договоров об обслуживании.
Из материалов дела следует, что 24.10.2022 и 25.10.2022, соответственно, машино- место N 49 и здание паркинга поставлены на кадастровый учет. Однако, сам по себе кадастровый учет машино-места N49 и здания паркинга, без государственной регистрации права собственности заявителя, в полном объеме нарушенных прав ПАО Сбербанк не восстанавливают.
Подавая заявление о постановке машино-места N 49 на кадастровый учет и о государственной регистрации прав, ПАО Сбербанк изготовило для этих целей технический план, описывающий границы машино-места и позволяющий его идентифицировать в здании паркинга, а также оплатило государственную пошлину в сумме 22 000 руб. Государственная пошлина не возвращается в случае отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства), для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 4 по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства. В передаточном акте или ином документе о передаче объекта долевого строительства указываются дата передачи, основные характеристики жилого помещения или нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, а также иная информация по усмотрению сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 6 ст. 8 Закона N 214-ФЗ если иное не установлено договором, при уклонении участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства в предусмотренный частью 4 настоящей статьи срок или при отказе участника долевого строительства от принятия объекта долевого строительства (за исключением случая, указанного в части 5 настоящей статьи) застройщик по истечении двух месяцев со дня, предусмотренного договором для передачи объекта долевого строительства участнику долевого строительства, вправе составить односторонний акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства (за исключением случая досрочной передачи объекта долевого строительства, указанного в части 3 настоящей статьи). При этом риск случайной гибели объекта долевого строительства признается перешедшим к участнику долевого строительства со дня составления предусмотренных настоящей частью одностороннего акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона N 214-ФЗ право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Законодательство о долевом участии в строительстве не предусматривает ситуации, при которой объект долевого строительства в установленном законом порядке введен в эксплуатацию, но в течение длительного времени не поставлен на кадастровый учет.
В материалы дела представлено разрешение N RU50-23-15960-2020 на ввод Подземной стоянки в эксплуатацию от 05.06.2020.
Разрешение Министерством жилищной политики Московской области на эксплуатацию выдано в отношении здания - "Подземной автостоянки (поз. по СПОЗУ 10) в составе группы многоэтажных жилых домов (вторая очередь строительства)". В разрешении на ввод в эксплуатацию указано, что оно выдано на 426 машино-мест, которые расположены внутри здания. Машино-место N 49 - объект долевого строительства, в отношении которого ПАО Сбербанк подал заявление о постановке на кадастровый учет, находится в Подземной стоянке.
В соответствии с п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Обязанность Минжилполитики по обеспечению постановки на кадастровый учет объектов капитального строительства, в отношении которых им выдано разрешение на ввод в эксплуатацию, предусмотрена п. 13.2 Положения о Министерстве жилищной политики Московской области утв. Постановлением Правительства МО от 02.10.2018 N 688/35.
Таким образом, в отношении подземной стоянки и указанных в разрешении на ввод в эксплуатацию 426 машино-места участники долевого участия в строительстве вправе совершать действия, направленные на регистрацию права собственности, вне зависимости от действий (бездействия) третьих лиц.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии со ст. 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.
На основании данной нормы суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ПАО Сбербанк как участник долевого строительства, владеющий машино-местом на законных основаниях (на основании акта приема-передачи и договора участия в долевом строительстве) вправе было обратиться в Управление Росреестра с заявлением о постановке на кадастровый учет машино-места и государственной регистрации права.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи.
Машино-место N 49, расположенное по адресу: Московская область, г. Раменское, мкр. Солнечный, ул. Лучистая, д. 4, индивидуализировать на основании представленных в Управление Росреестра документов возможно - кадастровый номер 50:23:0110304:2306.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 14 Закона N 218-ФЗ кадастровый учет, в том числе, на машино-места, осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в связи с созданием многоквартирного дома или иного объекта недвижимости, создание которых осуществлялось с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", многоквартирного дома, созданного жилищно-строительным кооперативом, а также объекта недвижимости, созданного с привлечением средств нескольких лиц, в отношении которого на момент обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию между застройщиком и иным лицом (иными лицами) не достигнуто соглашение о возникновении прав на созданные здание, сооружение или на все расположенные в таких здании, сооружении помещения, машино-места, - в отношении указанных многоквартирного дома или иного объекта недвижимости и (или) расположенных в них помещений, машино-мест.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии с подпунктами 5, 7 п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 49 Закона N 218-ФЗ для государственной регистрации права участника долевого строительства на объект долевого необходимы:
1) разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, полученное органом регистрации прав в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона. В случае, если органом регистрации прав не получено в указанном порядке такое разрешение на ввод в эксплуатацию, орган регистрации прав получает такое разрешение на ввод в эксплуатацию путем информационного взаимодействия федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с единой информационной системой жилищного строительства, а при отсутствии соответствующей информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщик по собственной инициативе вправе передать разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в орган регистрации прав для государственной регистрации прав собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения этого разрешения;
2) передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.
Согласно ст. 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п. 7).
Ст. 26 Закона N 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации прав. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что заявителем представлены все документы, необходимые и достаточные в силу закона для осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации машино - места, в том числе: договор участия в долевом строительстве от 25.04.2018 г. N 2-338с-2/10С; разрешение на ввод в эксплуатацию Подземной стоянки от 05.06.2022; акт приема-передачи машино-места N 49 от 12.08.2020 г.; технический план машино-места N 49 от 30.03.2022 г., соответствующий требованиям ст. 24 Закона N 218-ФЗ.
Однако в нарушение п. 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278) (далее - Административный регламент) Управление Росреестра не указало в уведомлениях о приостановлении и об отказе подлежащую применению конкретную норму права, требование которой не выполнил заявитель; не указало основание приостановления в соответствии со ст. 26 Закона N 218-ФЗ; ошибочно определило объект, в отношении которого подано заявление как квартиру, а не машино-место; указало, что требуется представление документов в отношении многоквартирного дома, тогда как из представленных документов следует, что машино-место находится в отдельно стоящем паркинге, а не в многоквартирном доме.
Машино-место N 49 является объектом недвижимого имущества в соответствии со ст. 130 ГК РФ, подлежит кадастровому учету. Право собственности на него подлежит регистрации за заявителем.
Суд при рассмотрении дела принял во внимание правовую позицию Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в кассационном определении от 23.09.2020 N 4-КАД20-11-К1 отметила, что отсутствие в техническом плане помещения, кадастрового номера здания, в котором расположена квартира, само по себе не может являться препятствием для осуществления административным ответчиком постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в отношении принадлежащего заявителю объекта недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что решение от 12.08.2022 N КУВД-001/2022-17891781/4 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования, возложив на Управление Росреестра в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя в отношении машино-места N 49, площадью 19,4 кв. м., с кадастровым номером 50:23:0110304:2306, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Раменский, г. Раменское, ул. Лучистая, д. 4, не позднее, чем в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и соответствуют законодательству.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в суде первой инстанции, и не содержат фактов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2022 года по делу N А41-55667/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-55667/2022
Истец: ПАО "Сбербанк России"
Третье лицо: Межмуниципального отдела по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области, Межмуниципальный отдел по г. Жуковский и Раменскому району Управления Росреестра по Московской области, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "РАМСТРОЙ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ