г. Пермь |
|
23 марта 2023 г. |
Дело N А50-25700/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Забалуева А.В. паспорт, по доверенности от 08.07.2022, диплом,
от заинтересованного лица: Багун П.М. паспорт, по доверенности от 21.12.2021, диплом; Лядов М.А. паспорт, по доверенности от 27.01.2023, диплом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 января 2023 года
по делу N А50-25700/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Неруд" (ОГРН 1145914000022 ИНН 5914028093)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354 ИНН 5902293298)
о признании действий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Неруд" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермскою края по уклонению от рассмотрения заявки ООО "Центр Неруд" от 05.08.2022 о приостановления действия лицензии ПЕМ 80152 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи габбро-диабазов Рассохинского месторождения в Горнозаводском городском округе (приостановления осуществления правом пользования недрами) сроком на 2 года до 05.08.2024. Просит возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Центр Неруд" путем принятия в течение десяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу решения о приостановления действия лицензии ПЕМ 80152 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи габбро-диабазов Рассохинского месторождения в Горнозаводском городском округе (приостановления осуществления правом пользования недрами) сроком на 2 года до 05.08.2024.
В ходе предварительного судебного заседания от заявителя поступило письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать незаконными действия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по уклонению от рассмотрения заявки ООО "Центр Неруд" от 05.08.2022 о приостановления действия лицензии ПЕМ 80152 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи габбро-диабазов Рассохинского месторождения в Горнозаводском городском округе (приостановления осуществления правом пользования недрами) сроком на 2 года до 05.08.2024. Просит возложить на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Центр Неруд" путем принятия в течение десяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу решения о приостановления действия лицензии ПЕМ 80152 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи габбро-диабазов Рассохинского месторождения в Горнозаводском городском округе (приостановления осуществления правом пользования недрами) сроком на 2 года с 05.08.2022 по 05.08.2024.
Уточнение судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.01.2023 (резолютивная часть решения объявлена 11.01.2023) заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по уклонению от рассмотрения заявки ООО "Центр Неруд" от 05.08.2022 о приостановления действия лицензии, выраженные в письме от 02.09.2022 N 30-01-20.2-4172. Суд обязал Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Центр Неруд". С Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Центр Неруд" взыскано 3000,00 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что письмом от 02.09.2022 в адрес общества министерством направлен запрос представить информацию об исполнении подпункта "ж" пункта 4.1 условий лицензии для разрешения вопроса приостановления осуществления права пользования недрами, так как в соответствии с Рабочим проектом Рассохинское месторождение подпадает под критерии опасного производственного объекта; общество не зарегистрировало Рассохинское месторождение в Реестре опасных производственных объектов, что может привести к негативным последствиям; Постановление Правительства N 353 предусматривает возможность приостановления осуществления права пользования недрами, но не освобождает пользователя недр от соблюдения требований законодательства в сфере недропользования, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и лицензионных условий.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр Неруд" (далее - заявитель) владеет лицензией ПЕМ 80152 ТЭ на право пользования недрами с целью разведки и добычи габбро-диабазов Рассохинского месторождения в Горнозаводском городском округе, предоставленной 4 августа 2014 г. на срок до 31 декабря 2030 г.
ООО "Центр Неруд" также включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 года с присвоением категории субъекта МСП: микропредприятие.
В рамках принятия антикризисных мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечение доступности товаров на потребительском рынке, 12.03.2022 Правительством Российской Федерации вынесено Постановление N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году", пунктом 7 которого установлены особенности разрешительных режимов в отдельных сферах деятельности устанавливаются согласно приложениям N 4 - 23.
Приложением N 11 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 установлены Особенности разрешительных режимов в сфере геологии и недропользования.
Согласно пункту 1 указанного приложения в период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" по 31 декабря 2022 г. допускается приостановление осуществления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
В этой связи 05.08.2022 ООО "Центр Неруд" обратилось в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Заинтересованное лицо) с заявкой о приостановлении действия лицензии (приостановления осуществления правом пользования недрами) сроком на 2 года, до 05.08.2024 г.
Письмом N 30-01-20.2-4172 от 02.09.2022 Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края сообщило ООО "Центр Неруд" о том, что для разрешения вопроса приостановления действия лицензии НЕМ 80152 ТЭ, в целях соблюдения Условий лицензии, законодательства в сфере недропользования, в том числе в области промышленной безопасности, необходимо представить информацию о выполнении подпункта "ж" пункта 4.1 Условий лицензии.
Полагая, что Министерство уклонилось от разрешения вопроса о приостановлении действия лицензии, незаконно возложило на заявителя обязанность по представлению дополнительных документов, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеется предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконными действий Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края по уклонению от рассмотрения заявки ООО "Центр Неруд" от 05.08.2022 о приостановления действия лицензии, выраженные в письме от 02.09.2022 N 30-01-20.2-4172 и обязания Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Центр Неруд".
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Пунктом 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах закреплено, что установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом (часть 1).
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий (часть 2).
Содержание лицензии на пользование недрами определено статьей 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия, в числе прочего, должна содержать срок действия лицензии на пользование недрами (срок пользования участком недр, предусмотренный статьей 10 настоящего Закона).
Согласно подпункту "ж" пункта 4.1 Условий пользования недрами с целью разведки и добычи габбро-диабазов Рассохинского месторождения в Горнозаводском муниципальном районе Пермского края (Приложение 1 к лицензии ПЕМ 80152 ТЭ) недропользователь обязан обеспечить согласование с органами государственного горного надзора и Министерством мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды при временной приостановке добычи на срок свыше 3 месяцев (без консервации горных выработок).
Вместе с этим, порядок приостановления осуществления правом пользования недрами установлен Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Так, Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ указанный закон дополнен статьей 20.1 "Приостановление осуществления права пользования недрами", в соответствии с пунктом 4 которой осуществление права пользования кедрами может быть приостановлено органами, указанными в части первой статьи 21 настоящего Закона, в случае подачи пользователем недр заявления о приостановлении осуществления права пользования недрами в случаях, установленных федеральным органом управления государственным бондом недр.
При приостановлении осуществления права пользования недрами на участке недр временно прекращается пользование участком недр, предусмотренное лицензией на пользование недрами, за исключением подготовки и утверждения в установленном порядке проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и (или) 36.1 настоящего Закона, осуществления деятельности по обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подготовки и представления документов и материалов на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставленном в пользование участке недр. При приостановлении осуществления права пользования недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона, вносится соответствующая запись.
Таким образом, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" четко регламентирует последствия приостановления осуществления права пользования недрами с установленным перечнем выполняемых мероприятий, в том числе по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать помимо прочего условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 9 статьи 12 Закона N 2395-1 "О недрах").
Пунктом 4.3 Лицензии ПЕМ 80152 ТЭ предусмотрены мероприятия по промышленной безопасности и охране труда, санитарно-эпидемиологической безопасности, которые недропользователь обязан обеспечить:
а) безопасность жизни и здоровья производственного персонала и населения, проживающего в зоне влияния горных работ, при проектировании и строительстве горнодобывающего предприятия, при добыче и переработке минерального сырья, а также охрану природных комплексов, зданий и сооружений от вредного влияния горных работ;
б) своевременное проектирование опасных производственных объектов, их декларирование и экспертизу промышленной безопасности установленном порядке;
в) выполнение требований законодательства, норм, правил, технических регламентов по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
г) своевременное проведение освидетельствования технических устройств, сооружений и технических средств по добыче, переработке и транспортировке минерального сырья.
Пунктом 4.4 Лицензии ПЕМ 80152 ТЭ установлен перечень мероприятий по охране окружающей среды, обязанность по обеспечению которых возложена на недропользователя:
а) соблюдение установленных требований по охране окружающей среды;
б) принятие необходимых мер для сокращения или избежания загрязнения, вызванного деятельностью по добыче, переработке, транспортировке и размещению минерального сырья и продуктов его переработки;
в) размещение отвалов и отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств с минимальным воздействием на окружающую среду и осуществление систематического контроля за их состоянием;
г) своевременное внесение платежей за загрязнение окружающей природной среды по установленным нормативам, компенсацию ущерба водному и рыбному хозяйству.
При таких обстоятельствах, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды прямо предусмотрены в лицензионных условиях.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденною Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 органом государственного горного надзора является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Заявителем в материалы дела представлено письмо ООО "Центр Неруд", направленное в адрес Западно-Уральского Управления Ростехнадзора, в котором общество просило согласовать мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды в период временной приостановки добычи по месторождению габбро-диабазов Рассохинская дайка на срок свыше 3 месяцев (без консервации горных выработок), изложив обстоятельства о том, что Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края требует представление указанного документа и приложило копию письма Министерства от 02.09.2022 за N 30-01-20.2-4172.
В ответ на указанное письмо Западно - Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в письме от 21.09.2022 N 282-4792 сообщило, что в соответствии с Положением о Западно - Уральском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному от 01.07.2022 N 206, в полномочия указанного органа не входит согласование представленных мероприятий.
В связи с чем Заявитель указывает, что тот документ, который требует к представлению Министерство природных ресурсов, получить невозможно, письмо Министерства от 02.09.2022 является неисполнимым, и уклоняясь от разрешения заявления общества по существу, Министерство нарушает права заявителя.
Указанное письменное разъяснение Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору свидетельствует, по мнению общества, о необоснованности предъявления заинтересованным лицом к заявителю дополнительного, заведомо неисполнимого требования согласования с органами государственного горного надзора мероприятий.
Кроме того, как отмечает заявитель, порядок прекращения права пользования недрами, в том числе досрочного, приостановления осуществления права пользования недрами и ограничения права пользования недрами утвержден приказом Минприроды России N 743, Роснедр N 08 от 13.10.2021 (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 14 указанного Порядка основанием для начала процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами является заявление пользователя недр о досрочном прекращении права пользования недрами или о приостановлении осуществления права пользования недрами.
В силу пункта 33 Порядка по результатам рассмотрения комплекта документов по досрочному прекращению права пользования недрами приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, предусмотренного пунктом 22 настоящего Порядка, Комиссия вправе принять следующие решения: 1) о досрочном прекращении права пользования недрами; 2) о приостановлении осуществления права пользования недрами; 3) об ограничении права пользования недрами; 4) о направлении в адрес пользователя недр уведомления о допущенных пользователем недр нарушениях, предусмотренного частью четвертой статьи 21 Закона Российской Федерации "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3067), и необходимости повторного рассмотрения документов по досрочному прекращению права пользования недрами, приостановлению осуществления права пользования недрами или ограничению права пользования недрами, по истечении срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 41 настоящего Порядка; 5) об отказе в досрочном прекращении права пользования недрами или о приостановлении осуществления права пользования недрами по заявлению пользователя недр; 6) о прекращении процедуры без осуществления досрочного прекращения права пользования недрами, приостановления осуществления права пользования недрами или ограничения права пользования недрами. Указанный перечень является закрытым.
Правильно применив вышеизложенные нормы права применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции сделал суждение, что выдвинутое Министерством в адрес общества условие, при исполнении которого будет разрешаться вопрос о приостановлении действия лицензии, не предусмотрено Порядком, а следовательно, вынесено с превышением полномочий, и возлагает на заявителя дополнительные обязанности по представлению информации, что свидетельствует о незаконности таких действий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые действия Министерства не соответствуют действующему законодательству и удовлетворил заявление общества.
Оснований прийти к иным суждениям, суд апелляционной инстанции также не усматривает.
Суд апелляционной инстанции при принятии постановления учитывает факт принятия антикризисных мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса.
Так, в соответствии с пунктом 1 приложения N 11 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 (ред. от 23.01.2023) "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах"
в период со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" по 31 декабря 2022 г. допускается приостановление осуществления права пользования недрами сроком до 2 лет по заявке пользователя недр, направленной в орган, предоставивший лицензию.
Таким образом, позиция суда и общества корреспондирует с особенностями разрешительных режимов в сфере геологии и недропользования, закрепленными в приложении N 11 к названному выше Постановлению Правительства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что с учетом даты принятия указанного Постановления Правительства, приведенные в нем положения напрямую связаны с обстоятельствами рассматриваемого дела, поскольку из его содержания в целом усматривается позиция законодателя, направленная на антикризисные меры поддержки субъектов предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, так как они сводятся по существу к несогласию с оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений, которые являются основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в силу статьи 270 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда следует оставить без изменения, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 января 2023 года по делу N А50-25700/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25700/2022
Истец: ООО "Центр Неруд"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ