г. Владимир |
|
16 марта 2023 г. |
Дело N А79-7416/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Шумерли "Коммунальник" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.11.2022 по делу N А79-7416/2022, принятое по иску Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849) к муниципальному унитарному предприятию города Шумерли "Коммунальник" (ОГРН 1122138000401, ИНН 2125008383) о взыскании 769 635 руб. 37 коп., в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Шумерли "Коммунальник" (далее - Предприятие) о взыскании, с учетом уточнения исковых требований на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в части платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 10 955 руб. 16 коп., в части платы за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) в размере 756 521 руб. 68 коп., а также пени за период с 02.03.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.11.2022 за несвоевременное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в размере 30 руб. 81 коп., за несвоевременное внесение платы за размещение ТКО в размере 2127 руб. 72 коп.
Решением от 25.11.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии удовлетворил иск в полном объеме. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 3000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприятие обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что по итогам 2021 года Предприятие подготовило и направило истцу отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2021 год, в котором зафиксировано отсутствие превышения содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в почве, то есть нормативы качества окружающей среды соблюдаются. Указал на то, что суд первой инстанции не дал правовую оценку обоснованности и правомерности письма Управления от 08.02.2022 N 11-1161, а именно: имелись ли у последнего основания для принятия решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов на основании полученного отчета о результатах мониторинга при том, что ответчиком предоставлен отчет о результатах мониторинга, согласно которому нормативы качества окружающей среды Предприятием были соблюдены.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда от 09.03.2023 не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы и возражения на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприятием представлена декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год, сумма платы по которой составила 767 476 руб. 84 коп., в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в сумме 10 955 руб. 16 коп., плата за размещение твердых коммунальных отходов (ТКО) в сумме 756 521 руб. 68 коп.
В ходе проведения контроля за исчислением Предприятием платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год Управлением установлено, что указанная сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный законом срок Предприятием внесена не была.
В этой связи Управлением направлено Предприятию требование от 28.03.2022 N 08-2897 о внесении (довнесении) в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду и пеней.
Неисполнение данного требования послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В пункте 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 данного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Согласно пункту 2 Правил N 255 плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
В силу пункта 5 Правил N 255 плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее соответственно - Постановление N 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и Постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В пунктах 9, 10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; б) в отношении каждого класса опасности отходов.
При определении платежной базы учитываются: а) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов; б) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на выбросы и сбросы); в) объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, лимиты (включая аварийные выбросы и сбросы), указанные в подпункте "б" настоящего пункта; г) лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Согласно пункту 12 Правил N 255 при отсутствии действующих разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, содержащих нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, оформленных и выдаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке, лица, обязанные вносить плату, для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 Правил N 255, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18 (2) Правил N 255.
В соответствии с пунктом 47 Правил N 255 при неисполнении в течение 10 календарных дней лицом, обязанным вносить плату, требования о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней, администратор платы начинает процедуру взыскания платы в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год Предприятием не внесена.
Доказательств оплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в сумме, указанной в декларации Предприятия, ответчик в материалы дела не представил.
Ссылки ответчика на положения части 6 статьи 23 Закон об отходах производства и потребления, в соответствии которой при размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за негативное воздействие на окружающую среду не взимается, судом первой инстанции отклонены.
В силу части 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичная норма закреплена в части 5 статьи 23 Закона об отходах производства и потребления.
В силу статьи 1 Закона об отходах производства и потребления оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Предприятие осуществляет деятельность по размещению твердых коммунальных отходов на санкционированной городской свалке г. Шумерля (номер в ГРОРО 21-00028-3-00625-310715) на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 22.12.2015 N 21.0006.15, выданной Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике.
Таким образом, Предприятие является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и, соответственно, плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.
При этом Предприятием представлен в Управление отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2021 год.
Однако письмом от 08.02.2022 N 11-1161 Управлением принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов - санкционированная городская свалка г. Шумерля.
Данное решение Предприятием не оспорено. Доказательств обратного в деле не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для освобождения ответчика от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение ТКО не имеется.
При таких обстоятельствах, требование Управления о взыскании 767 476 руб. 84 коп. долга по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленной сумме.
Также истец заявил требование о взыскании с ответчика 2158 руб. 53 коп. пени за периоды с 02.03.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.11.2022.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 255 отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 33 Правил N 255 установлено, что несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду своевременно и в полном объеме, требование о взыскании пеней является правомерным.
Проверив представленный истцом расчет пеней и признав его верным, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Управления о взыскании с Предприятия пени за периоды с 02.03.2022 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 15.11.2022 в размере 2158 руб. 53 коп.
Принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном акте.
Разрешая спор, суд полно, всесторонне и объективно исследовал представленные в дело доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Каких-либо обстоятельство, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции по существу исковых требований, заявителем не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.11.2022 по делу N А79-7416/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Шумерли "Коммунальник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7416/2022
Истец: Волжско-Камское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: МУП города Шумерли "Коммунальник"