г. Москва |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А41-58174/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Панкратьевой Н.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от МУ "Дворец спорта "Импульс" - Волкова С.В., адвокат, по доверенности от 29.06.2022;
от Контрольно-счётной палаты городского округа Протвино Московской области - Гололобова Н.Ю. по доверенности от 07.11.2022, диплом о высшем юридическом образовании; - Власовец Т.Е., председатель, решение от 19.12.2018 N 352/65;
от администрации городского округа Протвино Московской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального автономного учреждения г. Протвино "Дворец спорта "Импульс"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 29 декабря 2022 года по делу N А41-58174/22
по заявлению муниципального автономного учреждения г. Протвино "Дворец спорта "Импульс"
к Контрольно-счётной Палате городского округа Протвино Московской области
при участии в деле третьего лица: администрации городского округа Протвино Московской области
об оспаривании представления,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное автономное учреждение г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" (далее - МУ "Дворец спорта "Импульс", заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Контрольно-счётной Палате городского округа Протвино Московской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать частично недействительными пункты 1 и 12 резолютивной части представления Контрольно-счётной Палаты городского округа Протвино Московской области от 23.05.2022 N 84, а именно в части:
- возврата МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" в бюджет городского округа Протвино неправомерно израсходованных денежных средства в результате невыполнения муниципального задания на 2021 год на выполнение работы "Обеспечение доступа к объектам спорта" на 980 человеко-посещений на сумму 565 649 руб. 65 коп;
- возврата МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" в бюджет городского округа Протвино неправомерно израсходованных денежных средств на оплату дополнительного отпуска за выслугу лет и работу без больничного листа в сумме 41 040 руб. 22 коп.;
- возврата МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" в бюджет городского округа Протвино неправомерно израсходованные средства бюджета на доплату до минимальной заработной платы работникам без учёта начисленных стимулирующих выплат (премий) в сумме 1 582 291 руб. 44 коп.;
- вывода КСП о неправомерности заключения договоров, заключённых в нарушении статьи 298 ГК РФ (без согласия собственника) и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (не по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация городского округа Протвино Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2022 года по делу N А41-58174/22 признан недействительным пункт 12 резолютивной части представления Контрольно-счётной Палаты городского округа Протвино Московской области от 23.05.2022 N 84, выданного в отношении МУ "Дворец спорта "Импульс", касающейся расторжения договоров предоставления спортивной базы. В остальной части заявления отказано (т. 3 л. д. 79-88).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований о признании частично недействительными пунктов 1 и 12 резолютивной части представления Контрольно-счётной Палаты городского округа Протвино Московской области от 23.05.2022 N 84, МУ "Дворец спорта "Импульс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой МУ "Дворец спорта "Импульс" части от лиц, участвующих в деле не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации городского округа Протвино Московской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель МУ "Дворец спорта "Импульс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в указанной выше части отменить, заявление в этой части удовлетворить.
Представитель Контрольно-счётной палаты городского округа Протвино Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей МУ "Дворец спорта "Импульс" и Контрольно-счётной палаты городского округа Протвино Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 14.02.2022 по 08.04.2022 сотрудниками Контрольно-счетной палаты городского округа Протвино Московской области на основании распоряжения от 04.01.2022 N 1 проведена плановая проверка в отношении МУ "Дворец спорта "Импульс".
Предметом проверки являлась проверка законности, эффективности и целевого использования средств, выделенных из бюджета городского округа Протвино МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" на выполнение муниципального задания и на иные цели, правомерность и эффективность использования муниципального имущества.
В ходе проверки выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте от 08.04.2022 N 46 (т. 1 л. д. 20-90).
В связи с выявленными нарушениями, Контрольно-счётной Палатой городского округа Протвино Московской области в адрес МУ "Дворец спорта "Импульс" вынесено представление от 23.05.2022 N 84 (т. 1 л. д. 11-19).
Обжалуемым представлением (пункты 1 и 12 заключительной части) заявителю предложено:
1. Возвратить в бюджет городского округа Протвино Московской области денежные средства, неправомерно израсходованные МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс", в общей сумме 2 822 259 руб. 89 коп., в том числе:
в результате невыполнения муниципального задания на 2021 год на выполнение работы "Обеспечение доступа к объектам спорта" на 980 человек - посещений на сумму 565 649 руб. 65 коп.;
в результате неправомерно израсходованных средств бюджета на оплату дополнительного отпуска за выслугу лет и работу без больничного листа в сумме 41040,22 рублей;
в результате неправомерно израсходованных средств бюджета на доплату до минимальной заработной платы работникам без учета начисленных стимулирующих выплат (премий) в сумме 1 582 291 руб. 44 коп..
12. Принять меры к расторжению договоров предоставления спортивной базы (бассейн, тренажерный зал, зал ОПФ, спортивная арена), заключенных в нарушение статьи 298 ГК РФ (без согласия собственника) и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (не по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров).
Полагая, что представление в указанной выше части является незаконным и нарушает права и законные интересы МУ "Дворец спорта "Импульс" в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в обжалуемой части в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочие по контролю за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях БК РФ понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).
В рассматриваемом случае, по результатам проведения проверки в отношении заявителя было вынесено представление, которым заявителю предписано (в части обжалуемых пунктов 1, 12):
1) Возвратить в бюджет городского округа Протвино Московской области денежные средства, неправомерно израсходованные МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс", в общей сумме 2 822 259 руб. 89 коп., в том числе:
в результате невыполнения муниципального задания на 2021 год на выполнение работы "Обеспечение доступа к объектам спорта" на 980 человек - посещений на сумму 565 649 руб. 65 коп;
в результате неправомерно израсходованных средств бюджета на оплату дополнительного отпуска за выслугу лет и работу без больничного листа в сумме 41 040 руб. 22 коп.;
в результате неправомерно израсходованных средств бюджета на доплату до минимальной заработной платы работникам без учета начисленных стимулирующих выплат (премий) в сумме 1 582 291 руб. 44 коп.
12) Принять меры к расторжению договоров предоставления спортивной базы (бассейн, тренажерный зал, зал ОПФ, спортивная арена), заключенных в нарушение статьи 298 ГК РФ (без согласия собственника) и статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (не по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров).
МУ "Дворец спорта "Импульс" в обоснование своих доводов о невыполнении работы "Обеспечение доступа к объектам спорта" на 980 человека посещений указало, что выводы контрольного органа, связанные с невыполнением постановления администрации городского округа Протвино от 30.12.2020 N 930 (в редакции постановления от 16.12.2021 N 964), являются ошибочными, поскольку при расчете данных показателей не принят во внимание показатель "продолжительность занятий тренировок".
Указанный выше довод обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Муниципальное задание МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" утверждено на выполнение муниципальной работы "Обеспечение доступа к объектам спорта" в годовом объеме 50 000 человеко-посещений (Умз).
Согласно части 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 69.2 БК РФ, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя муниципальных учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания используются нормативные затраты на выполнение работ.
Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями сферы физической культуры и спорта городского округа Протвино Московской области утверждены постановлением администрации от 30.12.2020 N 923 (с изменениями от 16.09.2021 N 723, от 16.12.2021 N 965).
В подтверждение выполнения муниципального задания Контрольно-счетной палате г.о. Протвино при проверке был предоставлен журнал учета "Контроль об исполнении муниципального задания за 2021 г." МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" (далее - журнал) из которого заинтересованное лицо установило, что муниципальное задание выполнено в объеме 179039 человеко-посещений.
Наименование |
Бесплатные |
Ответственный |
Посещаемость по МЗ (Добрый час (инвалиды, ВОЗ)) |
559 |
Филонова Н.А. |
Активное долголетие - пенсионеры |
1 841 |
Филонова Н.А. |
Дети |
164832 |
Филонова Н.А. |
Мероприятия |
11 807 |
Филонова Н.А. |
Итого |
179 039 |
|
По строке "Дети" данные указанные в журнале о посещаемости занятий учащимися МАОУ ДО "ДЮЦ "Горизонт", МАУК "КДЦ "Протон", МАУ "СШ N 2", МБУ СШОР, документально при проверке подтверждены не были, а именно, Контрольно-счетной палате г.о. Протвино для подтверждения достоверности указанных данных не представлены журналы учета посещений занятий по каждому виду с указанием продолжительности проведения занятия, сведения о количестве зарегистрированных входов посетителей, в связи с чем достоверность указанных данных установить, по мнению заинтересованного лица, не представлялось возможным.
Для установления достоверности указанных в журнале данных Контрольно - счетная палата г.о. Протвино сделала запросы в муниципальные учреждения городского округа Протвино МАОУ ДО "ДЮЦ "Горизонт", МАУК "КДЦ "Протон", МАУ "СШ N 2", МБУ СШОР), которым МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" (далее - спортивный объект) предоставляет безвозмездные услуги в виде предоставления помещений для проведения занятий, тренировок, учебного процесса для выполнения муниципального задания в части человеко-посещений, о предоставлении информации о количестве посещений учащимися спортивного объекта в 2021 году.
Получив данные о количестве посещений, составленные на основании журналов учета посещений (ответы на запросы) для подтверждения достоверности указанных данных в журнале и подтверждения выполнения муниципального задания, был произведен расчет фактической годовой загруженности спортивного объекта за 2021 год по формуле: ФЗ=Р х Ч х Д х Н,
где ФЗ - фактическая годовая загруженность спортивного объекта;
Р - среднее количество посещений спортивного объекта в день, среднее количество посещений спортивного объекта в день отражает сколько человек в среднем посещают спортивный объект в день. Исходными данными являются: журнал учета посещений, количество входных билетов, количество зарегистрированных входов посетителей, или любые иные данные, позволяющие оценить искомую величину. При этом количество посетителей в каждый конкретный день усредняется на основе годовых данных. То есть, если доступен журнал учета посетителей за год, то годовое количество посещений делится на 365;
Ч - средняя продолжительность одного занятия (посещения), средняя продолжительность одного занятия (посещения) показывает сколько времени один посетитель в среднем занимается физической культурой или спортом на данном спортивном объекте за одно посещение. Величина измеряется в часах. 1 час (60 минут) = 1, полтора часа (90 минут) = 1,5, 45 минут = 0,75 и т.д.
Д - количество дней в неделю, в течение которых спортивный объект оказывает физкультурно-спортивные услуги населению;
Н - количество недель в году, в течение которых спортивный объект оказывает физкультурно-спортивные услуги населению.
По указанной методике было разработано муниципальное задание МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс", поскольку ссылка на применение данной методики имеется в постановлении Администрации городского округа Протвино от 15.11.2019 N 788 "Об утверждении муниципальной программы "Спорт" на 20202024 годы" (с изменениями от 30.12.2020) при определении эффективности использования существующих объектов спорта.
Для расчета среднего количества посещений спортивного объекта в день Контрольно-счетной палатой г.о. Протвино были использованы следующие данные (переменные):
- по проектам "Добрый час" и "Активное долголетие" использовались данные журналов, предоставленных старшим администратором МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" Сидоровой И.А. с учетом того, что занятия проходят в группах совместно по программе (расписанию) занятий "Активное долголетие";
- по виду посещений Дети (ученики, спортсмены), посещающие секции (кружки, занятия) использовались данные согласно ответов на запросы;
- по мероприятиям показатель был рассчитан на основании таблиц (регистров) учета по мероприятиям, видам спорта "Контроль об исполнении муниципального задания за 2021 г." исходя из отраженных учреждением данных о количестве участников по мероприятиям с заполненной графой "бесплатно".
Среднее количество посещений спортивного объекта в день в 2021 году составило 134,67 человек (Р);
Поскольку спортивным объектом сведений о продолжительности занятий предоставлено не было, за Ч было взято значение переменной 1 час (60 минут) =1.
Спортивным объектом также не был предоставлен график работы объекта в течение года с учетом праздничных, санитарных дней, ремонтных работ и т.д., в связи с этим для расчета был взят норматив Д=7 (дней в неделю), а Н=52 (недели в 2021 году).
Таким образом, расчет по выполнению муниципального задания в части человеко-посещений произведен по формуле с переменными:
ФЗ= Р х Ч х Д х Н, где
Р=134,67; Ч=1; Д=7; Н=52;
ФЗ= 134,67х1х7х52;
ФЗ=49020 посещений.
Таким образом, по данным проверки муниципальное задание спортивным объектом МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" в части человеко-посещений в полном объеме не выполнено.
Выявленный годовой объем в количестве 49020 человеко-посещений (Уфз), соответствует акту проверки от 08.04.2022 N 46, страница 32.
Расчет невыполненного объема муниципального задания в части человеко - посещений произведен по формуле с переменными:
Vневып = Vмз - Vфз, где:
Vневып - невыполненный объем человеко-посещений;
Vмз - объем установленный в муниципальном задании;
Vфз - фактическая годовая загруженность спортивного объекта за 2021 год, установленная при проверке;
Vмз =50000; Vфз=49020;
V невып =50000 - 49020;
V невып = 980 посещений.
Расчет денежных средств, подлежащих возврату в бюджет городского округа Протвино:
-объем средств субсидии, подлежащий перечислению в бюджет городского округа Протвино Rост, соответствующий невыполненным показателям объема муниципального задания, определен в соответствии с пунктом 27 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями городского округа Протвино, утвержденного постановлением Администрации городского округа Протвино от 05.06.2017 N 336 (в редакции постановления от 30.12.2020 N 917) по следующей формуле:
Rост = N х Vневып, где:
N - нормативные затраты на выполнение муниципальной работы в соответствующем финансовом году;
Vневып - невыполненный объем муниципального задания по муниципальной услуге (работе).
565 649 руб. 65 коп. = (0,86122 х 0,670204502 х 1000) х 980, где:
N = базовый норматив затрат на выполнение муниципальной работы (0,86122) х коэффициент выравнивания (0,670204502) х 1000;
Базовый норматив затрат на выполнение муниципальной работы на 2021 год в значении 0,86122 тыс. рублей за единицу работы и коэффициент выравнивания в значении 0,670204502 утверждены постановлением Администрации городского округа Протвино от 30.12.2020 N 923 "Об утверждении нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями сферы физической культуры и спорта городского округа Протвино Московской области" (в редакции постановления от 16.12.2021 N 965), приложения N 2 и N 3.
Vневып - 980 человеко-посещений.
В соответствии с частью 6 статьи 69.2. БК РФ государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
В соответствии с абзацем десятым пункта 5 части II Порядка формирования и финансового обеспечения муниципального задания муниципальными учреждениями городского округа Протвино, утвержденного постановлением Администрации N 336 от 05.06.2017 (далее Порядок N 336) (приложение N3 к данному отзыву) муниципальное задание является невыполненным в случае недостижения показателей муниципального задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ).
В соответствии с пунктом 12 части II Порядка N 336 муниципальные учреждения обязаны обеспечить достижение показателей качества и объема, установленных муниципальным заданием, с использованием выделенных им средств бюджета городского округа Протвино на указанные цели, а также целевое расходование бюджетных средств, и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достижение показателей объема и качества с использованием выделенных им средств бюджета городского округа Протвино.
В соответствии с пунктом 3.3.3. Соглашения от 15.01.2021 N 1 о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Протвино Московской области автономному учреждению городского округа Протвино на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)" (с изменениями, внесенными доп. соглашениями от 15.03.2021 N 1, от 18.06.2021 N 2, от 30.08.2021 N 3, от 23.09.2021 N 4, от 16.12.2021 N 5) (приложение N 5 к данному отзыву) учреждение обязуется осуществить возврат в бюджет городского округа Протвино остатков Субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям муниципального задания.
Изменения показателей, характеризующих объем выполняемых работ МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" установленных на 2021 год первоначальным муниципальным заданием, в течение года не было (на начало и на конец года - 50 000 человеко-посещений).
Объем субсидии по соглашению от 15.01.2021 N 1 (с изменениями, внесенными доп. соглашениями от 15.03.2021 N 1, от 18.06.2021 N 2, от 30.08.2021 N 3, от 23.09.2021 N 4, от 16.12.2021 N 5) на конец года увеличился до суммы 28 859 руб. 68 коп. за счет увеличения коэффициента выравнивания.
Таким образом, в ходе контрольного мероприятия установлено невыполнение учреждением показателя объема муниципального задания за 2021 год в количестве 980 человеко-посещений (50000 - 49020), соответственно сумма в размере 565 649 руб. 65 коп. подлежит возврату в бюджет городского округа Протвино.
В связи с вышеизложенным, доводы учреждения о том, что показатель объема работ человеко-посещений установленный в муниципальном задании определялся исходя из "единовременной пропускной способности спортивных сооружений" и Контрольно-счетной Палатой при проведении проверки не учло количество часов, противоречит представленным в материалы дела доказательствам, и подлежат отклонению.
В части доводов заявителя об отсутствии законных оснований по израсходованных средств бюджета на оплату дополнительного отпуска за выслугу лет и работу без больничного листа в сумме 41 040 руб. 22 коп, суд первой инстанции пришел к правильным выводам указав на следующее.
В силу части 2 статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) дополнительные отпуска для работников могут быть установлены коллективными договорами или локальными нормативными актами лишь с учетом своих производственных и финансовых возможностей.
Заинтересованное лицо указывает, что администрацией утвержден только Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных учреждений физической культуры и спорта г. Протвино с ненормированным рабочим днем (постановление от 10.02.2017 N 70).
В отношении других видов дополнительных отпусков, отраженных в разделе 4 Коллективного договора, нормативные правовые акты Администрации (учредителя) не утверждались (отсутствуют).
МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" финансируется за счет бюджетных средств городского округа Протвино, расходование которых на обеспечение неустановленных действующим законодательством дополнительных гарантий работникам учреждений физической культуры и спорта городского округа Протвино не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, 15 января 2018 года на профсоюзном собрании работников МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" принят коллективный договор (принят на Профсоюзном собрании работников протокол от 15.01.2018 N 12) регулирующий социально-трудовые и иные аналогичные отношения в МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс".
Разделом 4 договора, установлено время отдыха.
Согласно разделу 4 "Время отдыха" Коллективного договора МАУ г.Протвино "Дворец спорта "Импульс" в учреждении предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска сверх установленных трудовым законодательством РФ:
4.4.1.1. - за работу с ненормированным рабочим днем - не менее 3-х дней;
4.4.1.2. - со свадьбой самого работника - 3 дня;
4.4.1.3. - рождением ребенка (отцу) - 3 дня;
4.4.1.4. - смертью родственников (родителей, супругов, детей) - 3 дня;
4.4.1.5. - для сопровождения детей в школу в первый день учебного года - 1
день;
4.4.1.6. - для проводов детей в армию - 2 дня;
4.4.1.7. - неосвобожденному председателю Профсоюза - 3 дня.
4.5. К очередному отпуску предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск Работникам за выслугу лет в Учреждении: свыше 5 лет работы - 1 день.
4.7.1. К очередному отпуску предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, если работник в течение года не предоставлял листки нетрудоспособности - 3 дня.
Заинтересованным лицом представлена таблица, в котором отражены суммы начисленных дополнительных отпусков (за выслугу лет в организации свыше 5 лет и за работу без больничного листа) по данным бухгалтерского учета учреждения в общей сумме 31 520 руб. 91 коп., в том числе по работникам и видам дополнительных отпусков:
|
|
|
|
|
Количество |
дней |
Оплата |
п/ п |
ФИО |
Дата и приказа |
номер |
Наименование занимаемой должности |
дополнительно отпуска соответствии |
в с |
отпуска из бюджетн |
|
|
|
|
пунктами |
|
ых |
|
|
|
|
Коллективного договора |
средств (рублей) |
|
пункт 4.5. - за выслугу лет в организа ции свыше 5 лет |
пункт 4.7.1. - за работу без больнич ного листа |
|||||
|
|
03.08.2021 N 04-02/78 |
дежурный администратор |
1 |
3 |
3 824,60 |
|
|
20.07.2021 N 04-02/67 |
дежурный администратор |
- |
3 |
2 816,85 |
|
|
09.09.2021 N 04-02/85 |
дежурный администратор |
- |
2 |
1 925,40 |
|
|
15.07.2021 N 04-02/63 |
дежурный администратор |
- |
3 |
3 635,46 |
|
|
15.07.2021 N 04-02/66 |
инструктор |
1 |
- |
1 068,17 |
|
|
29.07.2021 N 04-02/75 |
специалист по кадрам |
1 |
- |
1 226,70 |
|
|
20.05.2021 N 04-02/33 |
гардеробщик |
1 |
- |
470,97 |
|
|
12.07.2021 N 04-02/55 |
инструктор спортсооружени я |
1 |
- |
1 061,42 |
|
|
20.07.2021 N 04-02/79 |
инструктор спортсооружени я |
- |
3 |
3 291,94 |
|
|
06.12.2021 N 04-02/91 |
инструктор спортсооружени я |
1 |
- |
1 199,36 |
|
|
15.04.2021 N 04-02/19 |
инструктор спортсооружени я |
1 |
- |
956,13 |
|
|
13.07.2021 N 04-02/56 |
слесарь- сантехник по ремонту и обслужива нию оборудования |
1 |
3 |
3 669,09 |
|
|
13.07.2021 N 04-02/58 |
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудов ания |
1 |
- |
940,56 |
|
|
13.07.2021 N 04-02/59 |
электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудов ания |
- |
3 |
2 663,42 |
|
|
28.07.2021 N 04-02/71 |
рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту |
1 |
|
653,20 |
|
|
27.07.2021 N 04-02/74 |
звукорежиссер |
1 |
3 |
2 117,64 |
Итого |
|
11 |
23 |
31520,91 |
||
Страховые взносы |
9 519,31 |
|||||
Расходы на оплату дополнительного взноса с учетом страховых взносов |
41040,22 |
Из данной таблицы следует, что помимо ежегодного основного отпуска некоторые категории работников имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, целью которого является предоставление отдыха в качестве компенсации за воздействия неблагоприятных факторов в процессе труда, а также в виде реализации возможностей по защите работников от неблагоприятных последствий работы в таких условиях, а также ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим, в частности, за выслугу лет, за ненормированный служебный день, в связи с вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в связи со службой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 5, 6.1, 7 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ч. 1 ст. 117, ч. 1 ст. 321 ТК РФ).
Администрацией городского округа Протвино утвержден только Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам муниципальных учреждений физической культуры и спорта г. Протвино с ненормированным рабочим днем (постановление от 10.02.2017 N 70). В отношении других видов дополнительных отпусков, отраженных в разделе 4 Коллективного договора, нормативные правовые акты Администрации г.о. Протвино не утверждались (отсутствуют).
В силу части 2 статьи 116 ТК РФ дополнительные отпуска для работников могут быть установлены коллективными договорами или локальными нормативными актами лишь с учетом производственных и финансовых возможностей.
МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" финансируется за счет бюджетных средств городского округа Протвино, расходование которых на обеспечение неустановленных действующим законодательством дополнительных гарантий работникам учреждений физической культуры и спорта городского округа Протвино не предусмотрено.
Между тем ссылки заявителя на право назначения дополнительных отпусков с оплатой дополнительного отпуска за счет бюджетных средств, противоречит представленным в материалы дела доказательства.
Доказательств оплаты дополнительных отпусков за счет собственных средств организации, заявителем суду не представлено.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 119 ТК РФ объем неправомерно израсходованных средств бюджета городского округа Протвино, направленных на оплату дополнительного отпуска по пунктам 4.5. (за выслугу лет в организации свыше 5 лет) и по пункту 4.7.1. (если работник в течение года не предоставлял листки нетрудоспособности) Коллективного договора при отсутствии нормативного правового акта Администрации, устанавливающего порядок и условия предоставления данных отпусков, а также при заведомом отсутствии у работодателя средств на его оплату, составил сумму 41 040 руб. 22 коп. (оплата труда 31 520 руб. 91 коп., страховые взносы 9 519 руб. 31 коп.).
В связи с вышеуказанными обстоятельствами денежные средства в сумме 41 040 руб. 22 коп. правомерно подлежат возврату в бюджет городского округа Протвино.
В части доводов заявителя по пункту 3 нарушения, о том, что выводы заинтересованного лица о неправомерности израсходованных средств бюджета на доплату до минимальной заработной платы работникам без учета начисленных стимулирующих выплат (премий) в сумме 1 582 291 руб. 44 коп., обоснованно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Согласно статье 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее также МРОТ).
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 129 ТК РФ под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В проверяемом периоде работникам учреждения, у которых окладная часть (тарифная ставка) меньше МРОТ, учреждением начислялись доплаты до МРОТ в завышенных размерах без учета установленных (начисленных) стимулирующих выплат (премий).
В ходе контрольного мероприятия было выявлено, что отдельным работникам МАУ г. Протвино "Дворец спорта "Импульс" из местного бюджета к окладам была осуществлена доплата до МРОТ, без учета начисляемых стимулирующих выплат (премий), что является нарушением действующего законодательства.
Размер месячной заработной платы отдельных работников с учетом начисленных стимулирующих выплат (премий) превышал установленный МРОТ, однако им производилось необоснованное доначисление до минимального размера отплаты труда из бюджета городского округа Протвино к окладу, а также начислялись и уплачивались страховые взносы с указанных доплат. В результате данных доначислений до МРОТ ущерб бюджету городского округа Протвино составил сумму 1 582 291 руб. 44 коп.
Выплата окладов работникам муниципальных учреждений обеспечивается за счет средств местных бюджетов.
Общая сумма переплат по МРОТ (завышенных доплат до МРОТ) рассчитана по формуле:
V2021 = У1мес, где
У1мес - общая месячная сумма доплат по МРОТ (завышенных доплат до МРОТ) в целом по учреждению за каждый расчетный месяц 2021 года (январь - декабрь)
У1мес = ^Умес работника,
где Умес работника - расчетная величина доплаты до МРОТ по каждому работнику (человеку) персонально в каждом месяце 2021 года (январь - декабрь)
Умес работника = Qмрот *Кфакт - Q раб *Кфакт, где
Омрот = 15 000 рублей (до 01.08.2021), 15 500 рублей (с 01.08.2021);
Q раб - месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности);
Кфакт - коэффициент, учитывающий фактически отработанную работником норму времени (количество фактически отработанных дней в месяце / количество рабочих дней в месяце по графику).
При расчете:
в Q раб включались должностной оклад и стимулирующие выплаты (премии) работнику;
в Q раб не включались надбавки и доплаты, повышающие оплату труда работника за работу в выходные и праздничные дни, за увеличение объема работ, за совмещение профессий, за работу в ночное время, за переработку, а также выплаты по социальным гарантиям (отпуска, больничные листы, компенсации, пособия).
В случае, если по результатам вычисления значение Vмес работника > 0 (нуля), то работнику начисляется доплата до МРОТ в расчетном значении;
В случае, если по результатам вычисления значение Vмес работника < 0 (нуля), то Умес работника приравнивается к 0 (нулю), доплата до МРОТ не начисляется.
В ходе контрольного мероприятия при проверке правильности начисления доплаты до МРОТ был использован следующий алгоритм:
- доплата до МРОТ - разница между МРОТ в сумме 15000 рублей (до 01.08.2021), 15500 рублей (с 01.08.2021) и окладной частью (тарифной ставкой) с учетом стимулирующих выплат (премий) с учетом фактически отработанного времени;
- доплата до МРОТ начислена неправомерно, если сумма окладной части (тарифной ставки) и стимулирующих выплат (премий) больше МРОТ в сумме 15000 рублей (до 01.08.2021), 15500 рублей (с 01.08.2021) с учетом фактически отработанного времени.
Общая сумма переплаты по МРОТ (V2021) - суммы завышенных доплат до МРОТ по каждому периоду начисления, рассчитанные по вышеуказанному алгоритму в общей сумме 1 215 277 руб. 60 коп. отражены в таблице ниже:
Месяц начисления доплаты до |
Сумма завышенной доплаты до МРОТ Умес |
январь |
139 250,00 |
февраль |
120 753,56 |
март |
149 626,12 |
апрель |
133 038,26 |
май |
88 481,95 |
июнь |
106 318,06 |
июль |
46 470,58 |
август |
77 625,35 |
сентябрь |
89 979,84 |
октябрь |
44 498,90 |
ноябрь |
67 270,04 |
декабрь |
151 964,94 |
Итого за 2021 год |
1 215 277,60 |
Также в ходе рассмотрения спора, заинтересованным лицом представлены расчеты сумм завышенных доплат до МРОТ по каждому работнику, группированные по месяцам начисления.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что для доначисления до минимального размера отплаты труда из бюджета городского округа Протвино к окладу, и затем начисление стимулирующих выплат, то есть заявителем был нарушен порядок начисления заработной платы работникам.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 декабря 2022 года по делу N А41-58174/22 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-58174/2022
Истец: МУ "Дворец спорта "Импульс"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата города Протвино