г. Вологда |
|
21 марта 2023 г. |
Дело N А13-12389/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 марта 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Колтаковой Н.А. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" Шепетюка А.В. по доверенности от 19.03.2021, от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали "Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" Сердцевой В.О. по доверенности от 22.11.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2022 года по делу N А13-12389/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" (адрес: 169300, Республика Коми, город Ухта, набережная Газовиков, дом 10/1; ИНН 1102024468, ОГРН 1021100731190; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (адрес: 169300, Республика Коми, город Ухта, набережная Газовиков, дом 10/1; ИНН 1102024468, ОГРН 1021100731190; далее - учреждение) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 21.04.2022 N 21/2022 на осуществление эксплуатации инженерных коммуникаций, проложенных в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово. С учетом заявления об уточнении требований истец просил:
1. пункт 2 договора принять в следующей редакции:
"В соответствии с настоящим договором "Владелец дороги" согласовывает "Владельцу инженерных коммуникаций" эксплуатацию инженерных коммуникаций, проложенных при пересечении автомобильной дороги общего пользования федерального значения на земельных участках, формирующих полосы отвода автомобильной дороги, категории: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных в Вилегодском, Котласском районах Архангельской области, в границах земельных участков, указанных в приложении 1 к настоящему договору".
2. Пункт 4.1 - исключить.
3. Пункт 4.2 - исключить.
4. Пункт 4.5 - исключить.
5. Пункт 4.7 договора принять в следующей редакции:
"Возмещать "Владельцу дорог" документально подтвержденный ущерб, нанесенный автомобильной дороге при эксплуатации объектов инженерных коммуникаций.
Факт причинения вреда участкам федеральной автодороги оформляется актом обследования участков федеральной автодороги, составляемым "Владельцем дороги" с участием представителя "Владельца инженерных коммуникаций", представителя организации, осуществляющей содержание и эксплуатационное обслуживание участков федеральной автодороги. В случае, если "Владелец инженерных коммуникаций" не направит своего уполномоченного представителя для участия в составлении акта обследования участков федеральной автодороги либо если указанный представитель не явится в назначенные даты, место и время для составления акта обследования участков федеральной автодороги, указанный акт подлежит составлению "Владельцем дороги" в отсутствие представителя "Владельца инженерных коммуникаций".
Основанием для возмещения ущерба является расчет стоимости ущерба, составленный на основании акта обследования и дефектной ведомости, подписанных обеими сторонами. Срок возмещения ущерба составляет не более 30 рабочих дней со дня получения "Владельцем инженерных коммуникаций" письменного требования "Владельца дороги" о таком возмещении, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный "Владельцем дорог".
В случае необоснованного отказа "Владельца инженерных коммуникаций" от возмещения вреда, причиненного участкам федеральной автодороги, а также в случае нарушения установленных сроков его возмещения "Владелец дороги" выполняет работы по ликвидации вреда, причиненного участкам федеральной автодороги с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет "Владельца инженерных коммуникаций".
6. Пункт 4.9 - исключить.
7. Пункт 4.10 - исключить.
8. Пункт 5 договора принять в следующей редакции:
"Стороны" в течение 10 рабочих дней извещают друг друга о передаче автомобильной дороги либо инженерных коммуникаций в ведение другого владельца, с приложением соответствующих подтверждающих документов".
9. Пункт 6 договора принять в следующей редакции:
"Владелец дороги" в течение 5 рабочих дней после получения информации о проведении работ по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автодороги обязуется информировать об этом "Владельца коммуникаций".
10. Пункт 8 договора принять в следующей редакции:
"Владелец дороги" при проведении дорожных работ не несет ответственности за повреждение инженерных коммуникаций, эксплуатируемых "Владельцем инженерных коммуникаций" с нарушением технических требований и условий, выданных "Владельцем дороги", а также эксплуатируемых за пределами полосы отвода участков федеральной автодороги в границах земельных участков, указанных в пункте 2 настоящего договора и в приложении 1 к настоящему договору, в целях эксплуатации инженерных коммуникаций".
11. Пункт 9 договора принять в следующей редакции:
"В случае выявления "Владельцем дороги" факта эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полосы отвода участков федеральной автодороги с нарушением технических требований и условий, выданных "Владельцем дороги", а также с нарушением и отступлением от условий, предусмотренных настоящим договором, "Владелец инженерных коммуникаций" обязан по требованию "Владельца дороги" в срок не более 5 рабочих дней устранить выявленные нарушения".
12. Пункт 10 договора принять в следующей редакции:
"Владелец дороги" обязуется возмещать "Владельцу инженерных коммуникаций" документально подтвержденный ущерб, нанесенный инженерным коммуникациям последнего, расположенным в полосе отвода автомобильной дороги, причиненный в результате действия или бездействия "Владельца дороги".
Факт причинения вреда инженерным коммуникациям оформляется актом обследования инженерных коммуникаций, составляемым "Владельцем инженерных коммуникаций" с участием представителя "Владельца дороги", представителя организации, осуществляющей содержание и эксплуатационное обслуживание участков федеральной автодороги. В случае, если "Владелец дороги" не направит своего уполномоченного представителя для участия в составлении акта обследования инженерных коммуникаций либо если указанный представитель не явится в назначенные даты, место и время для составления акта обследования участков федеральной автодороги, указанный акт подлежит составлению "Владельцем инженерных коммуникаций" в отсутствие представителя "Владельца дороги".
Основанием для возмещения ущерба является расчет стоимости ущерба, составленный на основании акта обследования и дефектной ведомости, подписанными обеими сторонами. Срок возмещения ущерба составляет не более 30 рабочих дней со дня получения "Владельцем дороги" письменного требования "Владельца инженерных коммуникаций" о таком возмещении, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный "Владельцем инженерных коммуникаций".
В случае необоснованного отказа "Владельца дороги" от возмещения вреда, причиненного инженерным коммуникациям, а также в случае нарушения установленных сроков его возмещения, "Владелец инженерных коммуникаций" выполняет работы по ликвидации вреда, причиненного инженерным коммуникациям, с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет "Владельца дороги".
13. Пункт 11 договора принять в следующей редакции:
"Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения и действует до окончания срока договора аренды имущества от 25.11.2022 N 01/1600-Д-20/23, заключенного между "Владельцем инженерных коммуникаций" и ПАО "Газпром".
В случае заключения "Владельцем инженерных коммуникаций" и ПАО "Газпром" нового договора аренды имущества (инженерных коммуникаций) срок действия настоящего договора продлевается путем подписания сторонами соответствующего дополнительного соглашения к Договору".
14. Пункт 14 договора принять в следующей редакции:
"Настоящий договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в случае существенного нарушения условий договора.
Договор считается расторгнутым с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении настоящего договора".
15. Пункт 15 договора принять в следующей редакции:
"Споры, возникающие при исполнении настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров. Все споры между сторонами, по которым не было достигнуто согласие, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Вологодской области".
16. Пункт 2 приложения 2 к договору - исключить.
17. Пункт 3 приложения 2 к договору - исключить.
18. Пункт 12 приложения 2 принять в следующей редакции:
"В случае возникновения в процессе эксплуатации инженерных коммуникаций необходимости проведения работ по переносу или переустройству инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги проведение таких работ осуществляется владельцем инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцем инженерных коммуникаций и владельцем дороги, в соответствии требованиями статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".
19. Пункт 16 приложения 2 принять в следующей редакции:
"В случае производства работ, влекущих за собой изменение технических характеристик или изменение положения инженерных коммуникаций, представить владельцу дороги исполнительную документацию".
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 13.12.2022 по настоящему делу урегулированы разногласия, возникшие между обществом и учреждением при заключении договора от 21.04.2022 N 21/2022 на осуществление эксплуатации инженерных коммуникаций, проложенных в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово, в следующем порядке. Пункт 4.7 договора принят в следующей редакции:
"Возмещать "Владельцу дорог" документально подтвержденный ущерб, нанесенный автомобильной дороге при эксплуатации объектов инженерных коммуникаций.
Факт причинения вреда участкам федеральной автодороги оформляется актом обследования участков федеральной автодороги, составляемым "Владельцем дороги" с участием представителя "Владельца инженерных коммуникаций", представителя организации, осуществляющей содержание и эксплуатационное обслуживание участков федеральной автодороги. В случае, если "Владелец инженерных коммуникаций" не направит своего уполномоченного представителя для участия в составлении акта обследования участков федеральной автодороги либо если указанный представитель не явится в назначенные даты, место и время для составления акта обследования участков федеральной автодороги, указанный акт подлежит составлению "Владельцем дороги" в отсутствие представителя "Владельца инженерных коммуникаций".
Основанием для возмещения ущерба является расчет стоимости ущерба, составленный на основании акта обследования и дефектной ведомости, подписанных обеими сторонами. Срок возмещения ущерба составляет не более 30 рабочих дней со дня получения "Владельцем инженерных коммуникаций" письменного требования "Владельца дороги" о таком возмещении, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный "Владельцем дорог".
В случае необоснованного отказа "Владельца инженерных коммуникаций" от возмещения вреда, причиненного участкам федеральной автодороги, а также в случае нарушения установленных сроков его возмещения "Владелец дороги" выполняет работы по ликвидации вреда, причиненного участкам федеральной автодороги с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет "Владельца инженерных коммуникаций".
Пункт 4.10 - исключен.
Пункт 5 договора принят в следующей редакции:
"Стороны" в течение 10 рабочих дней извещают друг друга о передаче автомобильной дороги либо инженерных коммуникаций в ведение другого владельца, с приложением соответствующих подтверждающих документов".
Пункт 6 договора принят в следующей редакции:
"Владелец дороги" в течение 5 рабочих дней после получения информации о проведении работ по ремонту, капитальному ремонту и реконструкции автодороги обязуется информировать об этом "Владельца коммуникаций".
Пункт 9 договора принят в следующей редакции:
"В случае выявления "Владельцем дороги" факта эксплуатации инженерных коммуникаций в границах полосы отвода участков федеральной автодороги с нарушением технических требований и условий, выданных "Владельцем дороги", а также с нарушением и отступлением от условий, предусмотренных настоящим договором, "Владелец инженерных коммуникаций" обязан по требованию "Владельца дороги" в срок не более 5 рабочих дней устранить выявленные нарушения".
Пункт 10 договора принят в следующей редакции:
"Владелец дороги" обязуется возмещать "Владельцу инженерных коммуникаций" документально подтвержденный ущерб, нанесенный инженерным коммуникациям последнего, расположенным в полосе отвода автомобильной дороги, причиненный в результате действия или бездействия "Владельца дороги".
Факт причинения вреда инженерным коммуникациям оформляется актом обследования инженерных коммуникаций, составляемым "Владельцем инженерных коммуникаций" с участием представителя "Владельца дороги", представителя организации, осуществляющей содержание и эксплуатационное обслуживание участков федеральной автодороги. В случае, если "Владелец дороги" не направит своего уполномоченного представителя для участия в составлении акта обследования инженерных коммуникаций либо если указанный представитель не явится в назначенные даты, место и время для составления акта обследования участков федеральной автодороги, указанный акт подлежит составлению "Владельцем инженерных коммуникаций" в отсутствие представителя "Владельца дороги".
Основанием для возмещения ущерба является расчет стоимости ущерба, составленный на основании акта обследования и дефектной ведомости, подписанных обеими сторонами. Срок возмещения ущерба составляет не более 30 рабочих дней со дня получения "Владельцем дороги" письменного требования "Владельца инженерных коммуникаций" о таком возмещении, путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный "Владельцем инженерных коммуникаций".
В случае необоснованного отказа "Владельца дороги" от возмещения вреда, причиненного инженерным коммуникациям, а также в случае нарушения установленных сроков его возмещения "Владелец инженерных коммуникаций" выполняет работы по ликвидации вреда, причиненного инженерным коммуникациям с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет "Владельца дороги".
Пункт 11 договора принят в следующей редакции:
"Настоящий договор вступает в силу с момента его заключения и действует до окончания срока договора аренды имущества от 25.11.2022 N 01/1600-Д-20/23, заключенного "Владельцем инженерных коммуникаций" и ПАО "Газпром".
В случае заключения "Владельцем инженерных коммуникаций" и ПАО "Газпром" нового договора аренды имущества (инженерных коммуникаций) срок действия настоящего договора продлевается путем подписания Сторонами соответствующего дополнительного соглашения к Договору".
Пункт 14 договора принят в следующей редакции:
"Настоящий договор может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в случае существенного нарушения условий договора.
Договор считается расторгнутым с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении настоящего договора".
Пункт 15 договора принят в следующей редакции:
"Споры, возникающие при исполнении настоящего договора, разрешаются сторонами путем переговоров. Все споры между сторонами, по которым не было достигнуто согласие, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Вологодской области".
Пункт 12 приложения 2 принят в следующей редакции:
"В случае возникновения в процессе эксплуатации инженерных коммуникаций необходимости проведения работ по переносу или переустройству инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги проведение таких работ осуществляется владельцем инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцем инженерных коммуникаций и владельцем дороги, в соответствии требованиями статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".
Пункт 16 приложения 2 принят в следующей редакции:
"В случае производства работ, влекущих за собой изменение технических характеристик или изменение положения инженерных коммуникаций, представить владельцу дороги исполнительную документацию".
Также судом определено, что пункты 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 договора и пункты 2 и 3 приложения 2 к договору применяются в редакции учреждения.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части утверждения пунктов 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 спорного договора и пунктов 2,3 приложения 2 к спорному договору в редакции, предложенной ответчиком. Мотивируя апелляционную жалобу, общество сослалось на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального права. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на земельные участки, в том числе в полосе отвода автомобильной дороги, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), не требуется. Общество просит исключить пункты 4.1, 4.2, 4.5, 4.9 спорного договора и пункты 2, 3 приложения 2 к спорному договору, а пункты 2 и 8 принять в редакции, предложенной обществом.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается.
Заслушав пояснения представителей общества и учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда в оспариваемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, учреждение в адрес общества направило проект договора от 21.04.2022 N 21/2022 на осуществление эксплуатации инженерных коммуникаций, проложенных в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино-Тотьма-Котлас-Куратово.
Общество, рассмотрев проект договора, подписав его с протоколом разногласий от 30.05.2022, с сопроводительным письмом от 02.06.2022 N 01/107/01-339 направило его в адрес учреждения.
Учреждение от подписания договора в редакции истца отказалось, предложило подписать в первоначальной редакции, следовательно разногласия сторон, возникшие в процессе согласования условий договора, не урегулированы.
Поскольку учреждение договор в редакции общества не подписало, последнее обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные обществом исковые требования, однако в части пунктов 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 спорного договора и пунктов 2, 3 приложения 2 к указанному договору пришел к заключению о том, что названные пункты подлежат применению в редакции, предложенной ответчиком.
Апелляционная инстанция считает решение суда в оспариваемой истцом части подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно пункту 4 упомянутой статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании пункта 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 2 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Заключение рассматриваемого договора для сторон обязательно в силу части 2 статьи 19 Закона N 257-ФЗ, согласно которой прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги. В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или в иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
В процессе рассмотрения дела стороны скорректировали предлагаемые к утверждению редакции спорных пунктов договора. Согласно представленной обществом таблице разногласия сторон по спорному договору в части пунктов 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 6, 8 спорного договора и пунктов 2, 3 приложения 2 к договору сводятся к отсутствию необходимости оформления публичного сервитута на земельные участки в границах полосы отвода.
Следует отметить, что общество не согласно с решением суда в части выводов суда по пунктам 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 спорного договора и пунктам 2, 3 приложения 2 к договору, тогда как пункт 6 договора принят судом в редакции общества, что в целом свидетельствует о непоследовательности выводов суда первой инстанции.
В данном случае суд апелляционной инстанции принимает позицию истца по пунктам 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 спорного договора и пунктам 2, 3 приложения 2 к договору в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 статьи 90 ЗК РФ установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как указано в пункте 19 статьи 23 ЗК РФ, в редакции, действующей на момент принятия судом решения, особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Законом N 257-ФЗ.
Частью 4.2 статьи 25 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
Согласно части 4.6 Закона N 257-ФЗ лицо, использующее земельный участок на основании публичного сервитута, до начала работ на таком земельном участке обязано заключить с лицом, которому земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, соглашение, предусматривающее размер платы за установление публичного сервитута.
Однако в силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Данная норма, по мнению суда апелляционной инстанции, является императивной, исключает возможность применения специальных норм, поскольку в ней отсутствует условие о возможном ином регулировании, установленном законом или договором.
При таких обстоятельствах в силу пункта 8 статьи 90 ЗК РФ на земельные участки, в том числе в полосе отвода автомобильной дороги, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ и Законом N 257-ФЗ, не требуется.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено представителями сторон, что инженерные коммуникации, указанные в приложении 1 к договору, являются подземными линейными объектами и на рассматриваемых земельных участках в границах полосы отвода автомобильной дороги не имеют выхода над землей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно отказал в изложении пунктов 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 спорного договора и пунктов 2, 3 приложения 2 к договору в редакции общества и неправомерно принял их в редакции учреждения, предусматривающей обязанность общества по оформлению публичного сервитута на земельные участки, что противоречат вышеприведенным нормам права. Решение суда в указанной части подлежит отмене.
Следует отметить, что судом первой инстанции не принят во внимание правовой подход, сформированный в рамках ранее рассмотренных дел с аналогичными обстоятельствами при непосредственном участии истца в данных делах (например, дела N А13-11977/2018, А13-17851/2018, А13-18269/2018, А26-6427/2021).
В остальной части решение суда сторонами не оспаривается.
Соответственно, решение суда в части спорных пунктов подлежит отмене, разногласия по спорным пунктам договора и приложения к нему подлежат урегулированию в редакции истца. Судебные расходы относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ с учетом удовлетворения требований истца по иску и по жалобе в полном объеме. С учетом того, что оспариваемым решением суда с ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска в размере 3 000 руб. (с учетом определения суда об исправлении опечатки от 15.12.2022), подлежит взысканию с ответчика в пользу истца 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 декабря 2022 года по делу N А13-12389/2022 отменить в части урегулирования разногласий, возникших при заключении договора от 21.04.2022 N 21/2022 на осуществление эксплуатации инженерных коммуникаций, проложенных в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, по пунктам 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 договора и пунктам 2 и 3 приложения 2 к договору в редакции федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства".
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 21.04.2022 N 21/2022 на осуществление эксплуатации инженерных коммуникаций, проложенных в границах полос отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-123 Чекшино - Тотьма - Котлас - Куратово, изложив пункты 2, 4.1, 4.2, 4.5, 4.9, 8 договора и пункты 2 и 3 приложения 2 к договору в редакции общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта", а именно пункт 2 договора в следующей редакции:
"В соответствии с настоящим договором "Владелец дороги" согласовывает "Владельцу инженерных коммуникаций" эксплуатацию инженерных коммуникаций, проложенных при пересечении автомобильной дороги общего пользования федерального значения на земельных участках, формирующих полосы отвода автомобильной дороги, категории: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", расположенных в Вилегодском, Котласском районах Архангельской области, в границах земельных участков, указанных в приложении 1 к настоящему договору";
пункт 4.1 - исключить;
пункт 4.2 - исключить;
пункт 4.5 - исключить;
пункт 4.9 - исключить;
изложив пункт 8 договора в следующей редакции:
"8. "Владелец дороги" при проведении дорожных работ не несет ответственности за повреждение инженерных коммуникаций, эксплуатируемых "Владельцем инженерных коммуникаций" с нарушением технических требований и условий, выданных "Владельцем дороги", а также эксплуатируемых за пределами полосы отвода участков федеральной автодороги в границах земельных участков, указанных в пункте 2 настоящего договора и в приложении 1 к настоящему договору, в целях эксплуатации инженерных коммуникаций";
пункт 2 приложения 2 к договору - исключить;
пункт 3 приложения 2 к договору - исключить.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.А. Колтакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-12389/2022
Истец: ООО "Газпром трансгаз Ухта"
Ответчик: ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства"