город Ростов-на-Дону |
|
24 марта 2023 г. |
дело N А32-12507/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Новоросцемент"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.11.2022 по делу N А32-12507/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоросцемент"
к заинтересованному лицу Южному межрегиональному управлению Росприроднадзора
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новоросцемент" (далее - заявитель, общество, ОАО "Новоросцемент") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Росприроднадзора (далее -заинтересованное лицо, ЮМУ Росприроднадзора) о признании недействительными пунктов 2, 5, 7 предписания от 17.02.2022 N 04-23-16-Н-1, пунктов 1, 3, 6 предписания в части установленного срока для его исполнения 17.06.2022 (с учетом уточнений, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что общество не исполнило ранее выданное предписание от 19.10.2021, в части недостаточности срока указал, что выявленные нарушения имели место быть длительный период времени, то могли и должны быть устранены юридическим лицом самостоятельно, то есть заблаговременно до проведения административным органом проверки.
ОАО "Новоросцемент" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему.
Суд первой инстанции в части п. 2 предписания не учел, что Постановлением ЮМУ Росприроднадзора от 18.05.2022 производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 9 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а кроме того не дана оценка доводам заявителя о незаконности указанного пункта предписания, поскольку ОАО "Новоросцемент" выполняет процесс утилизации вскрышных пород путем их хранения в отвалах одновременно с процессом рекультивации нарушенных земель, при этом работы выполняются по проекту рекультивации. Действующее законодательство, а также судебная практика разделяет понятие размещение отходов на 2 категории: размещение как собственно захоронение, за что необходимо вносить плату за негативное влияние на среду и размещение как временное накопление вскрышных пород в целях дальнейшего их использования, к примеру, для рекультивации, что исключает необходимость внесения платы. Деятельность ОАО "Новоросцемент" относится именно ко 2-й категории, что исключает необходимость внесения какой-либо платы за хранение отходов производства.
Также суд необоснованно отказал в признании незаконным и п. 5 оспариваемого предписания, поскольку ОАО "Новоросцемент" не производит сброс ливневых вод в водный объект - Черное море, что подтверждается решением Ленинского районного суда по делу N 12-443/2022 от 31.10.2022. То есть, акт, установивший нарушение ОАО "Новоросцемент", отменен, вина общества не установлена, им же отрицается.
Суд фактически не рассмотрел требования в части п. 7 предписания. При этом решением Ленинского районного суда по делу N 12-264/2022 от 23.06.2022, постановление государственного инспектора Черноморского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Суд указал, что выход трубы в бетонном основании ограждения в районе КПП предназначался для отведения ливневых вод с улицы Уютная колонка, а не с территории ОАО "Новоросцемент". Исследование и оценка указанного обстоятельства должностным лицом при рассмотрении дела не произведена.
Также суд необоснованно отказал и во второй части требования заявителя, а именно: не признал незаконными п.п. 1, 3 и 6 предписания в части установления срока для его исполнения (до 17.06.2022), поскольку указанный срок изначально был по существу неисполнимым. ОАО "Новоросцемент" представило, как в адрес суда (в материалы дела), согласно ответу МО г. Новороссийск от 12.01.2022 заседание комиссии по подготовке проекта изменений в генплан состоялось 08.12.2021, а само утверждение проекта запланировано на декабрь 2022 г. Заявитель не имеет никакой возможности каким-либо образом ускорить утверждение проекта, поскольку его подготовка и утверждение строго регламентировано действующими нормативными актами. В этой связи ОАО "Новоросцемент" в адрес управления было своевременно направлено ходатайство от 21.01.2022 о продлении срока исполнения в части предписания от 19.10.2021, которое, однако, немотивированно оставлено без удовлетворения (стр. 16 акта документарной проверки от 17.02.2022).
Также заявителем к апелляционной жалобе представлены решения Ленинского районного суда по делам N 12-265/2022; N 12-443/2022; N 12-264/2022; N 12-404/2022.
Дело слушанием откладывалось.
Определением от 22.03.2023 в связи с нахождением судьи Ефимовой О.Ю. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела начато с самого начала в порядке, предусмотренном статьей 18 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ОАО "Новоросцемент" поступили дополнения к апелляционной жалобе. Дополнения приобщены к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ЮМУ Росприроднадзора в отношении юридического лица - ОАО "Новоросцемент" проведена плановая выездная проверка (акт на л.д. 9-109 т. 2), по результатам которой было выдано предписание от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
ОАО "Новоросцемент" по объекту негативного воздействия на окружающую среду HBOC N 03-0123-003500-П не обеспечило расчет платы за 2020 г за размещение отхода "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5 с применением повышающего коэффициента, ОАО "Новоросцемент" не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5.
Согласно письму от 21.01.2022 N 19ф/157 ОАО "Новоросцемент" выполняет процесс утилизации вскрышных пород путем их хранения в отвалах одновременно с процессом рекультивации нарушенных земель.
В рамках проведения плановой проверки комиссией дана оценка информации, содержащейся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проекте нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/3 "Первомайский" за 2018 г., отчете по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/3 "Первомайский" за 2018 г.
ОАО "Новоросцемент" подано заявление N 2948508 от 19.06.2020 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC, содержащихся в федеральном государственном реестре, получено свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду N 2948508 от 22.07.2020.
Согласно отчету по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/3 "Первомайский" за 2018 г., проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ОАО "Новоросцемент" Производство "Ц/3 "Первомайский" за 2018 г., по итогам инвентаризации 2018 г. на предприятии имеется 329 источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе 126 организованных и 203 неорганизованных. Подлежит нормированию 318 источников выбросов.
В атмосферу от источников предприятия поступают 68 загрязняющее вещество, в том числе 42 газообразных и жидких, и 26 твердых, образующие 17 групп веществ, обладающих эффектом комбинированного вредного действия. Подлежит нормированию 61 загрязняющее вещество.
Общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составило 5867,10672999 тонн в год, в том числе 5460,08303652 тонн в год газообразных и жидких, и 407,023693470 тонн в год твердых.
Согласно информации, содержащейся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду сформированной на основании заявления N 2948508 от 19.06.2020 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC содержащихся в федеральном государственном реестре, установлено, что общая масса выбросов по всем источникам (т/год) составляет: 5866.112659051670, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет в количестве: 312.
В рамках проведения проверки информация, содержащаяся в программно-техническом обеспечении учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду сформированной не изменена, актуальным является заявление N 2948508 от 19.06.2020 о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте HBOC содержащихся в федеральном государственном реестре, при этом в указанном заявлении общая масса выбросов по всем источникам (т/год) составляет: 5866.112659051670, источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет в количестве: 312.
В пункте 5 предписания от 19.10.2021 указано, что ОАО "Новоросцемент" допущено искажение/несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, в информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по объекту HBOC N 03-0123-003500-П с учетом фактических сведений согласно инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников эксплуатируемых на объекте I - й категории негативного воздействия на окружающую среду по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Заводская, 1.
Суд первой инстанции указал, что пункт 5 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 не исполнен, поскольку на момент проведения проверки ОАО "Новоросцемент" не обеспечило расчет платы за 2020 г. за размещение отхода "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5 с применением повышающего коэффициента, ОАО "Новоросцемент" не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5.
В тоже время пункт 5 предписания от 17.02.2022 коррелирует с пунктом 4 предписания от 19.10.2021.
Кроме того, ОАО "Новоросцемент" при эксплуатации объекта HBOC N 03-0123-003500-П по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, п. Верхнебаканский, ул. Заводская, 1, объекта 1 категории негативного воздействия на окружающую среду в отсутствии заключения федерального экологического надзора по объекту капитального строительства: "Промышленные объекты и производства II класса опасности. Станция водоподготовки производительность 3000 куб. м/сут. на территории производства "Цементный завод Первомайский", на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0104017:325, по адресу: г. Новороссийск, п. Верхнебаканский. Согласно письму от 21.01.2022 N 19ф/157 ОАО "Новоросцемент" на момент составления письма (21.01.2022) прорабатывается вопрос о получении заключения.
Согласно пункту 1 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" эксплуатирует объект размещения отходов, который расположен на земельном участке с кадастровым номером 23:47:0000000:5177 и отнесен к категории земель-земли населенных пунктов для размещения промышленных объектов под промышленной площадкой
В рамках проведения проверки ОАО "Новоросцемент" представлено письмо направленное в адрес МО город Новороссийск от 14.12.2021 исх. N 26/3176 о разрешении вопроса исключения земельных участков, в том числе с кадастровым номером 23:47:0000000:5177 из черты г. Новороссийска и соответственно из категории земель - земли населенных пунктов.
Согласно ответу муниципального образования город Новороссийск от 12.01.2022 N 08.05-50/2022, заседание комиссии по подготовке проекта внесения изменений в генеральный план состоялось 08.12.2021. Утверждение проекта внесения изменений в генеральный план городского округа муниципального образования г. Новороссийск запланировано на декабрь 2022 года. Согласно выписке публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:5177 отнесен к категории - земли населенных пунктов для размещения промышленных объектов под промышленной площадкой.
В пункте 12 предписания указано, что ОАО "Новоросцемент" на объекте HBOC N 03-0123-003410-П осуществляет обращение с отходами, при этом образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отходы накапливаются нераздельно. Образующиеся отходы, в т.ч. не отраженные в Проекте: обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код ФККО 4 31 141 91 52 4), отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 4 05 183 01 60 5), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код ФККО 4 02 312 01 62 4) и др. смешивались и накапливались в одном контейнере зеленого цвета, предназначенного для накопления ТКО. Также установлено, что отходы производства и потребления накапливаются вне специализированных мест, а именно: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 01 21 5), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код по ФККО 7 31 300 02 20 5), бой асбестоцементного шифера, отходы монтажной пены, перчатки хлопчатобумажные с резиновым напылением.
В рамках проведения проверки ОАО "Новоросцемент" предоставлены фотоматериалы, свидетельствующие об организации накопления отходов раздельно по видам и классам опасности.
Однако ОАО "Новоросцемент" в рамках проведения проверки не представлен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта HBOC N 03-0123-003410-П с учетом Образующихся отходов, в т.ч.: обувь комбинированная из резины, кожи и полимерных материалов специальная, утратившая потребительские свойства, незагрязненная (код ФККО 4 31 141 91 52 4), отходы упаковочного картона незагрязненные (код по ФККО 4 05 183 01 60 5), спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) (код ФККО 4 02 312 01 62 4) и др. смешивались и накапливались в одном контейнере зеленого цвета, предназначенного для накопления ТКО. Также административным органом установлено, что отходы производства и потребления накапливаются вне специализированных мест, а именно: лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код ФККО 8 22 201 01 21 5), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код по ФККО 7 31 300 02 20 5),бой асбестоцементного шифера, отходы монтажной пены, перчатки хлопчатобумажные с резиновым напыление.
В соответствии с решением руководителя Южного межрегионального управления от 01.02.2022 N 04-ДП-В-100, КНМ 23220021000201615994, в период с 07.02.2022 по 17.02.2022 проведена внеплановая документарная проверка (т. 1 л.д.11-22) ранее выданного предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, по результатам которой выдано предписание от 17.02.2022 N 04-23-16-Н-1 (т.1 л.д.23), согласно которому:
п. 2. общество не обеспечило расчет платы за 2020 г. за размещение отхода "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5 с применением повышающего коэффициента, ОАО "Новоросцемент" не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5;
п. 5. НВОС N 03-0123-003410-П, расположенная в границах водоохраной зоны Черного моря и эксплуатируемая обществом, не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством в области охраны окружающей среды;
п. 7. хозяйственная деятельность на объекте осуществляется с нарушением режима использования земельного участка, расположенного в водоохранных зонах водных объектов, а именно: отвод и сбор загрязненных ливневых и талых вод споверхности, имеющей твердое покрытие, не организован должным образом, через существующие ливневые коллекторы осуществляется сброс поверхностных сточных вод без предварительной очистки.
Срок устранения нарушений установлен до 17.06.2022.
Относительно пунктов 1, 3, 6 предписания от 17.02.2022 N 04-23-16-Н-1, заявитель факт неисполнения указанных требований не отрицает, однако полагает, что срок исполнения предписания по пунктам 1, 3, 6 является недостаточным, в связи с чем просил признать данные пункты недействительными в части установленного заявителю срока для его исполнения.
Не согласившись с пунктами предписания и воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ОАО "Новоросцемент" обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 34 Федерального закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ (пункт 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка ранее выданного предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
При рассмотрении настоящего дела, судом установлен факт несоблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В оспариваемом 2 пункте предписания от 17.02.2022 указано, что ОАО "Новоросцемент" по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС N 03-0123-003500-П не обеспечило расчет платы за 2020 г. за размещение отхода "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5 с применением повышающего коэффициента, ОАО "Новоросцемент" не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5.
Оценивая правомерность указанного пункта, коллегия учитывает следующее.
Согласно пункту 4 ранее выданного обществу предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 предписывалось устранить выявленные нарушения обязательных требований: ОАО "Новоросцемент" по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС N 03-0123-003500-П не обеспечило расчет платы за 2020 г. за размещение отхода "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 ПО 03 20 5 с применением повышающего коэффициента, ОАО "Новоросцемент" не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5.
Согласно письму от 21.01.2022 N 19ф/157 ОАО "Новоросцемент" выполняет процесс утилизации вскрышных пород путем их хранения в отвалах одновременно с процессом рекультивации нарушенных земель.
На момент проведения проверки ОАО "Новоросцемент" не обеспечило расчет платы за 2020 г. за размещение отхода "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 110 03 20 5 с применением повышающего коэффициента, ОАО "Новоросцемент" не обеспечило внесение платы за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) "Скальные вскрышные породы кремнистые практически неопасные" код ФККО 2 00 НО 03 20 5.
Таким образом, пункт 4 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 не исполнен. Учитывая, что пункт 4 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-11 идентичен пункту 2 предписания от 17.02.2022, коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания его недействительным и удовлетворения требования общества, соответственно.
Как следует из пункта 5 предписания от 17.02.2022 НВОС N 03-0123-003410-П, расположенная в границах водоохранной зоны Черного моря и эксплуатируемая ОАО "Новоросцемент" не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Коллегия не усматривает оснований для признания указанного пункта предписания недействительным, принимая во внимание нижеследующее.
Так, согласно пункту 11 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 предписывалось устранить выявленные нарушения обязательных требований: НВОС N 03-0123-003410-П, расположенная в границах водоохранной зоны Черного моря и эксплуатируемая ОАО "Новоросцемент" не оборудована сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
ОАО "Новоросцемент" в рамках проведения проверки не представлены документы, свидетельствующие об обеспечении сбора поверхностно-ливневых сточных вод со всей используемой территории путем прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока, в том числе на имеющиеся очистные сооружения.
Представленные письма ОАО "Новоросцемент" не свидетельствуют об организации сбора поверхностно-ливневых сточных вод со всей используемой территории, не представлена техническая и исполнительная документация прокладки ливневой канализационной сети или создания соответствующих уклонов территории для направления стока, в том числе на имеющиеся очистные сооружения
Таким образом, пункт 11 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 не исполнен. Пункт 11 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-11 идентичен пункту 5 предписания от 17.02.2022.
Коллегией не принимаются доводы жалобы со ссылкой на решение Ленинского районного суда по делу N 12-443/2022 от 31.10.2022, которым постановление Черноморского отдела государственного надзора на море от 17.05.2022 о привлечении к административной ответственности ОАО "Новоросцемент" отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Отклоняя указанные доводы, коллегия учитывает, что согласно содержанию решения Ленинского районного суда по делу N 12-443/2022 от 31.10.2022, основанием для отмены постановления Черноморского отдела государственного надзора на море от 17.05.2022 о привлечении к административной ответственности ОАО "Новоросцемент" послужило истечение сроков давности для привлечения к административной ответственности. При этом судом в рамках указанного дела сделаны выводы о виновности юридического лица и правильности квалификации действий по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 7 предписания от 17.02.2022 хозяйственная деятельность на объекте НВОС N 03-0123-003410-П осуществляется ОАО "Новоросцемент" с нарушением режима использования земельного участка, расположенного в водоохранных зонах водных объектов - Черного моря, а именно: отвод и сбор загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие, не организовано должным образом, через существующие ливневые коллекторы, осуществляется сброс поверхностных сточных вод без предварительной очистки.
Согласно пункту 13 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 предписывалось устранить выявленные нарушения обязательных требований: хозяйственная деятельность на объект НВОС N 03-0123-003410-П осуществляется ОАО "Новоросцемент" с нарушением режима использования земельного участка, расположенного в водоохранных зонах водных объектов - Черного моря, а именно: организованы стоянки и движение транспортных средств вне специально оборудованных мест, отвод и сбор загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие, не организовано должным образом, через существующие ливневые коллекторы, осуществляется сброс поверхностных сточных вод без предварительной очистки
В рамках проведения проверки ОАО "Новоросцемент" предоставлены фотоматериалы, согласно которым стоянка и движение транспортных средств на территории исключены.
Документы, подтверждающие организацию отвода и сбора загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие, не представлены. Также не представлены документы, свидетельствующие о предварительной очистке сточных вод.
Представленные письма ОАО "Новоросцемент" не свидетельствуют об организации отвода и сбора загрязненных ливневых и талых вод с поверхности, имеющей твердое покрытие и о предварительной очистке сточных вод.
Таким образом, пункт 13 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-1 ОАО "Новоросцемент" в срок до 24.01.2022 не исполнен в полном объеме. Пункт 13 предписания от 19.10.2021 N 04-23-113-П-11 идентичен пункту 7 предписания от 17.02.2022, в связи с чем оснований для признания его недействительным коллегией не установлены.
Таким образом, все неисполненные пункты ранее выданного предписания легли в основу оспариваемого предписания N 04-23-16-Н-1 от 17.02.2022. Ранее выданное предписание юридическим лицом не обжаловалось.
За неисполнение предписания N 04-23-113-П-1 от 19.10.2021 ОАО "Новоросцемент" было привлечено к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ. Общество с обжалуемым постановлением не согласилось, обжаловало его в Ленинский районный суд г. Новороссийска. Ленинским судом г. Новороссийска при рассмотрении дела N 12-159/2022. Ленинским судом г. Новороссийска установлена вина ОАО "Новоросцемент" в неисполнении выданного предписания, постановление оставлено в силе, сумма штрафа снижена.
Относительно доводов апелляционной жалобы о неисполнимости в части сроков, установленных в пунктах 1, 3, 6, коллегия учитывает, что первое предписание выдано 19.10.2021. Судом первой инстанции обоснованно указано, что поскольку выявленные нарушения имели место длительный период времени, могли и должны быть устранены юридическим лицом самостоятельно, то есть заблаговременно до проведения административным органом проверки. Однако, как следует из материалов дела, работы по планированию устранения нарушений, начаты обществом только после проведения проверки, что не свидетельствует о том, что ОАО "Новоросемент" приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, нарушение которых зафиксировано в предписании.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемые пункты предписания от 17.02.2022 N 04-23-16-Н-1 на момент выдачи предписания соответствовали закону, не нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. ОАО "Новоросцемент" не представлено доказательств невозможности исполнения оспариваемого предписания.
Суд первой инстанции на основе полного, объективного и всестороннего исследования доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установил совокупности двух условий, необходимых для признания оспариваемых пунктов предписания недействительными, поэтому правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела не установил оснований для иной оценки доказательств, представленных в материалы дела.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.11.2022 по делу N А32-12507/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12507/2022
Истец: ОАО "Новоросцемент", ООО "Новоросцемент"
Третье лицо: Южное межрегиональное управление Росприроднадзора