г. Хабаровск |
|
24 марта 2023 г. |
А04-8497/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аварийно-восстановительная компания-2"
на решение от 22 января 2023 года
по делу N А04-8497/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску администрации города Благовещенска
к обществу с ограниченной ответственностью "АВК-2"
о понуждении к исполнению обязанности в натуре
третьи лица без самостоятельных требований - Ефтений Алексей Георгиевич, Шурыгина Татьяна Анатольевна, Чувашова Елена Александровна, Дергилева Ольга Владимировна, Исламова Татьяна Владимировна
установил: администрация города Благовещенска обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АВК-2" о понуждении к исполнению обязанности в натуре, а именно обязать ответчика привести знаки адресации на зданиях, расположенных по адресам: г. Благовещенск, ул. Калинина, д. 110/2, д. 112, ул. Театральная, д. 32, д. 44/2, ул. Игнатьевское шоссе, д. 1., в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска.
Определением суда от 6 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьго лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены председатели советов указанных выше многоквартирных домов (далее - МКД) - Ефтений Алексея Георгиевича (далее - Ефтений А.Г.), Шурыгина Татьяну Анатольевну (далее - Шурыгина Т.А.), Чувашова Елену Александровну (далее - Чувашова Е.А.), Дергилева Ольга Владимировна (далее - Дергилева О.В.), Исламова Татьяна Владимировна (далее - Исламова Т.В).
Решением суда от 22 января 2023 года по делу N А04-8497/2022 исковые требования удовлетворены.
Ответчик обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в иске, по мотиву неправильного применения судом норм материального права. Полагает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку на ответчика ни минимальным перечнем, ни договором управления не возложена обязанность по замене, установке, ремонту, модернизации знаков адресации (наименование улиц нумерация домов), в том числе с реконструкцией электрических сетей; ответчик не обязан осуществлять их модернизацию с устройством короба и прокладкой дополнительных электрических сетей, поскольку не является собственником.
Судом необоснованно не принято во внимание, что работы по установке знаков адресации на основе коробов, освещаемых изнутри, не могут быть проведены без решения общего собрания собственников помещений МКД.
В отзыве на апелляционную жалобу истец заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения, как законное и обоснованное.
Стороны, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Ответчик на основании договоров управления (технического обслуживания, содержания и ремонта) от 28 декабря 2015 года N 12/У, от 10 декабря 2015 года N 5/У, от 17 февраля 2020 года N 35/У, от 25 апреля 2016 года N 19/У, от 1 августа 2015 года N 2/У является управляющей организацией МКД, расположенных в г. Благовещенске по адресам: ул. Калинина, д. 110/2, д. 112, ул. Театральная, д. 32, д. 44/2, ул. Игнатьевское шоссе, д. 1.
В связи с изменением требований, предъявляемых к знакам адресации на территории г. Благовещенска, и несоответствием размещенных на фасадах МКД знаков адресации требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской думы от 18 июля 2019 года N 58/70, истец уведомил ответчика о необходимости обновить указатели наименований улиц и номерные знаки, расположенные на обслуживаемых им домах.
По результатам осмотра фасадов МКД в сентябре 2022 года истцом установлено, что знаки адресации на обслуживаемых ответчиком МКД не приведены в соответствие с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующими нормами права и мотивами.
Согласно части 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
К вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16 Закона N 131- ФЗ).
Согласно абзацу восемнадцатому части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу части 1 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, в том числе, вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ (подпункты 1 - 3 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ).
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Закона N 131-ФЗ).
В порядке реализации указанных полномочий решением Благовещенской городской думы от 18 июля 2019 года N 58/70 утверждены Правила благоустройства территории города Благовещенска.
Согласно пункту 1.1 Правил благоустройства настоящие правила устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства территории, в том числе требования к надлежащему состоянию и содержанию зданий и объектов, расположенных на территории муниципального образования города Благовещенска, земельных участков, на которых они расположены, мест производства земляных, ремонтных и иных видов работ, порядок уборки и содержания территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, внутренних производственных территорий, а также требования по обеспечению чистоты и порядка на территории муниципального образования города Благовещенска, обязательные к исполнению для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями расположенных на территории муниципального образования города Благовещенска земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1.4 правил предусмотрено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения и освещения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы и городская мебель, уличное коммунально-бытовое, техническое, игровое и спортивное оборудование, водные устройства, ограждения, заборы, средства размещения информации и рекламные конструкции, некапитальные нестационарные строения и сооружения, применяемые как составные части благоустройства территории.
Знаки адресации - унифицированные элементы городской ориентирующей информации, обозначающие наименования улиц, номера зданий, сооружений, корпусов, подъездов и квартир в них, в том числе: номерные знаки, обозначающие номера домов, указатели названий улиц, площадей, обозначающие в том числе нумерацию домов в квартале; таблички, обозначающие номера подъездов и квартир.
Согласно пунктам 16.6 - 16.6.6 Правил знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на сооружении, фасаде здания, многоквартирного дома и индивидуального домовладения. Требования к размещению знаков адресации определяются настоящими правилами и порядком, утвержденным администрацией города Благовещенска. Знаки адресации должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, внешнему архитектурному облику объекта и обеспечивать зрительное восприятие с дальних дистанций. Знаки адресации изготавливаются и устанавливаются с учетом обеспечения прочности, удобства крепежа, минимального контакта с поверхностями фасада, удобства обслуживания (очистки, ремонта, замены деталей), безопасности эксплуатации.
Пунктом 16.6.4 Правил предусмотрено, что конфигурация, размеры, изготовление и установка знаков адресации должны соответствовать унифицированным формам и требованиям, утвержденным администрацией города Благовещенска.
Постановлением администрации города Благовещенска от 27 июля 2009 года N 132 "Об упорядочении размещения указателей наименований улиц и номерных знаков зданий на территории муниципального образования города Благовещенска" (в редакции постановления от 19 января 2021 года N 130) утверждена форма, размеры и требования, предъявляемые к изготовлению и оформлению номерного знака здания (приложение N 1); форма, размеры и требования, предъявляемые к изготовлению и оформлению указателя наименования улицы (приложение N 2); форма, размеры и требования, предъявляемые к изготовлению и оформлению указателя наименования улицы, содержащего наименование на английском языке (приложение N 3); Положение о размещении указателей наименования улиц и номерных знаков зданий (приложение N 4).
Указанным нормативным актом установлены основные характеристики номерного знака (вид покрытия, цветовое решение, шрифт, высота цифр, размещение цифр, высота букв), а также требование о выполнении конструкции в коробе с подсветкой.
Пунктом 6.6 Положения о размещении указателей наименования улиц и номерных знаков зданий установлено, что требования по изготовлению и размещению указателей наименований улиц и номерных знаков зданий в форме коробов с подсветкой распространяют свое действие на все объекты недвижимости.
Данное требование действует с 1 декабря 2020 года, исключение составляют индивидуальные жилые дома, жилые дома блокированной застройки и многоквартирные жилые дома с количеством квартир менее 10.
В соответствии с пунктом 16.6.5 Правил размещение, надлежащее содержание, ремонт и замена объектов и знаков адресации обеспечиваются лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, организациями, осуществляющими управление (обслуживание) многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Судом установлено, что управление общим имуществом названных выше МКД осуществляет ответчик.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу статьей статей 36, 39, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, номерные знаки, таблички с указанием наименований улиц относятся к общему имуществу МКД, исходя из их предназначения, и, поскольку представляют собой элементы фасада здания, являются частью общего имущества МКД.
Обязанность по надлежащему содержанию, а в случае необходимости - восстановлению номерных знаков и табличек с указанием улиц, лежит на управляющей компании, принявшей на себя обслуживание МКД.
Следовательно, ответчик является лицом, ответственным за содержание жилого дома и соблюдение, в том числе Правил благоустройства муниципального образования.
При установленных обстоятельствах довод жалобы о том, что управляющая компания является ненадлежащим ответчиком, несостоятелен.
Учитывая, что знаки адресации, расположенные на фасадах МКД, обслуживаемых ответчиком, не соответствуют требованиям, установленным Правилами благоустройства и постановлением администрации города Благовещенска от 27 июля 2009 года N 132, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, обязав ответчика привести знаки адресации МКД в соответствии с указанными выше требованиями.
Довод жалобы о том, что работы по оснащению МКД новыми указателями адресов в коробах с подсветкой не входят в обязательный минимальный перечень, установленный постановлением Правительства РФ N 290, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий нормам, регулирующим спорные правоотношения.
Законом предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях - незамедлительно. Приведенные нормы направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2021 года N 309-ЭС20-20751 по делу N А47-8215/2019).
Довод заявителя жалобы о том, что работы по установке знаков адресации на основе коробов, освещаемых изнутри, не могут быть проведены без решения общего собрания собственников помещений МКД, также отклоняется апелляционным судом, поскольку исполнение обязанности по обеспечению надлежащего состояния и содержания фасада МКД не требует принятия собственниками помещений МКД соответствующего решения.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, размещение на фасадах жилых домов указателей относится к внешнему благоустройству зданий и территорий.
Правовой акт, требованиям которого должны соответствовать номерные знаки зданий на территории муниципального образования города Благовещенска, принят в 2019 году с учетом изменений от 2021 года, не оспорен и должен исполняться управляющей организацией.
Доказательств того, что работы по изготовлению и замене знаков по своему содержанию относятся к капитальному ремонту, а также требуют изменения схемы электроснабжения жилого дома, ответчиком суду не представлено.
Установив наличие у ответчика обязанности по приведению в соответствие с едиными требованиями Правил благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска знаков адресации на МКД, отсутствие доказательств исполнения указанных требований, суд апелляционной инстанций признает выводы суда первой инстанции правильными.
Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции не усмотрел фактических и правовых оснований для иной оценки обстоятельств дела согласно доводам жалобы.
Обстоятельств, которые в суде апелляционной инстанции могли повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, не установлено.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения судебного акта в обжалуемой части.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы на государственную пошлину по апелляционной жалобе подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 22 января 2023 года по делу N А04-8497/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ж.В. Жолондзь |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8497/2022
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: ООО "Аварийно-восстановительная компания-2"
Третье лицо: Дергилёва Ольга Владимировна, Ефтений Алексей Георгиевич, Исламова Татьяна Владимировна, Сенин А.В., Чувашова Елена Александровна, Шурыгина Татьяна Анатольевна