г. Москва |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А41-52462/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Жидок Д.Ю.,
при участии в заседании:
от истца по делу - ООО "Экопромсервис" - Ломакина Е.П. по доверенности от 01.07.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от ответчика по делу - СНТ собственников недвижимости "Слободка" - Шевченко К.С. по доверенности от 02.11.2023, диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании по правилам суда первой инстанции дело N А41-52462/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску ООО "Экопромсервис" к СНТ собственников недвижимости "Слободка" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭКОПРОМСЕРВИС" (далее - ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Слободка" (далее - СНТ "Слободка", ответчик) с требованиями о взыскании задолженности по Договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами от 12.10.2021 N 0300-002683-2021/ТКО за период с января 2022 по июнь 2022 в размере 197 551 руб. 08 коп., неустойки за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 в размере 1 684 руб. 25 коп.
Определением Арбитражного суда Московской области от 20.07.2022 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами Главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, СНТ собственников недвижимости "Слободка" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют нормам материального права.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2023 года апелляционная жалоба заявителя принята к производству с рассмотрением без вызова сторон.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2023 года, учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд апелляционной инстанции назначил по делу судебное заседание с вызовом в заседание представителей сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев довод апелляционной жалобы о не извещении ответчика о судебном разбирательстве, исследовав материалы дела, пришел к выводу о наличии оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, из отчета сформированных почтовых отправлений Арбитражного суда Московской области (л. д. 43), в адрес ответчика, Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Слободка" копия определения от 20 июля 2022 года (о принятии иска к производству в порядке упрощенного производства) должна быть направлена в конверте, сформированном 21.07.2022 за почтовым идентификатором 10705373369859.
Согласно сведениям с сайта Почты России и письму Почты России от 22.01.2024 N Ф82-05/8553 сведения об указанном почтовом идентификаторе отсутствуют в общероссийской автоматизированной системе учета и контроля за прохождением регистрируемых почтовых отправлений.
Сведения об извещении ответчика о начавшемся процессе иными способами в материалах дела не представлены.
08 сентября 2022 года вынесена резолютивная часть решения, спор был рассмотрен без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Следовательно, суд первой инстанции не принял мер для подтверждения того факта, что ответчик надлежаще извещен о начавшемся процессе. То есть спор по существу рассмотрен арбитражным судом первой инстанции в отсутствие сведений о надлежащем уведомлении ответчика.
Рассмотрение дела по существу в отсутствие ответчика лишило последнего возможности представить свои доводы и возражения по делу.
В связи с изложенным, определением от 07.02.2024 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал иск.
Представитель ответчика возражал против иска по мотивам, изложенным в отзыве и письменных объяснениях.
Как следует из материалов дела, истцом (далее - региональный оператор) и ответчику (далее - потребитель) направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 12.10.2021 N 0300-002683-2021/ТКО (далее - договор). Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО: 01.01.2022. (п. 4 договора).
Настоящий договор заключается на срок один год с даты начала оказания услуг (п. 26 договора). Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях. (п. 27 договора).
В соответствии с п. 1 указанного договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора.
Согласно п. 5 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договора осуществляет по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора и указан в приложении к Договору.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа, месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (п.6 Договора).
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе требовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 22 Договора).
За период с 01.01.2022 по 30.06.2022 истец, во исполнение принятых на себя обязательств по договору, оказал ответчику услуги на общую сумму 197 551 руб. 08 коп., что подтверждается представленными в материалы дела универсальными передаточными актами, которые не оспорены ответчиком.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг, образовалась задолженность по Договору в размере 197 551 руб. 08 коп
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.04.2022 исх. N 001570/22 с требованием в добровольном порядке оплатить задолженности.
Направление претензии в адрес ответчика подтверждается материалами дела. Ненадлежащее исполнение потребителем по оплате услуг стало основанием для обращения оператора в арбитражный суд в целях защиты своих прав и законных интересов.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для удовлетворения иска.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктами 8 (10), 8 (11), 8 (12) Правил обращения с ТКО определено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 Правил обращения с ТКО (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Истец направил в адрес ответчика экземпляр договора от 12.10.2021 N 0300-002683-2021/ТКО сопроводительным письмом от 19.10.2021 исх. N ИП-1618/21, что подтверждается списком почтовых отправлений (почтовый идентификатор: 80092265684534 (л. д. 11 оборот)).
Доказательства направления мотивированного отказа от подписания указанного проекта договора ответчиком не представлены.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
Анализ вышеназванных норм права показывает, что ответчик обязан оплатить истцу стоимость фактически оказанных услуг при условии доказанности факта их оказания. Сведений об оплате оказанных услуг ответчиком не представлено.
Факт оказания услуг истцом подтверждается актами оказанных услуг, представленными в материалы дела. В соответствии с описью вложения почтового отправления, указанные акты, а также иные платежные документы за спорный период были направлены ответчику. Получение указанных документов ответчиком не оспаривается, однако, акты со стороны ответчика подписаны не были.
То обстоятельство, что такие документы составлены истцом в одностороннем порядке при отсутствии доказательств, опровергающих указанный в них объем оказанных услуг, не может служить основанием для отказа в иске.
Положения Правил обращения с ТКО и условия типового договора не предусматривают составление и подписание актов оказанных услуг. Действия потребителя в ситуации нарушения региональным оператором обязательств по договору изложены в пунктах 16 и 20 типового договора, которыми предусмотрен порядок составления потребителем соответствующего акта. Вместе с тем доказательств того, что услуги были оказаны ненадлежащим образом, ответчиком в материалы дела также не представлено.
Ответчиком не представлен предусмотренный пунктом 16 договора Акт о нарушении региональным оператором обязательства по договору, который по условиям договора в соответствующих случаях составляется потребителем и направляется региональному оператору.
Между тем, в дело не были представлены доказательства, подтверждающие внесение платы за период с января 2022 по июнь 2022 в размере 197 551 руб. 08 коп. В связи, с чем требования в данной части подлежат удовлетворению.
Вопреки доводам ответчика, ранее действовавший и договор N 324/с-СНТ от 22.11.2018 прекращен по инициативе регионального оператора на основании п. 26., согласно которому настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Истец является региональным оператором с 01.01.2019 г. и не может в силу преференции расторгнуть договор, а только заключить новый на новых условиях согласно соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Алексинской зоне регионального оператора от 28.04.2018, заключенному между Министерством экологии и природопользования Московской области и ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС".
Датой начала оказания услуг по договору N 324/с-СНТ от 22.11.2018. согласно п. 4 является 01.01.2019 г.
Согласно п. 25 договора настоящий договор заключается на 1 год с даты начала оказания услуг.
Соответственно, во исполнение п. 26 Договора Региональный оператор воспользовался своим правом прекратил действие договора N 324/с-СНТ от 22.11.2018, изменив существенные условия договора.
Договор N 324/с-СНТ от 22.11.2018 заключен на условиях о периодичности вывоза ТКО п о заявкам потребителя.
В адрес СНТ СН "Слободка" (исх. N ИП-1618/21 от 19.10.2021 г.) ООО "Экопромсервис" направил с сопроводительным письмом 2 экземпляра подписанного со стороны регионального оператора Соглашения о расторжении договор N 324/с-СНТ от 22.11.2018, а также 2 экземпляра подписанного со стороны регионального оператора проекта договора 0300-002683-2021/ТКО от 12.10.2021.
В связи с отсутствием со стороны СНТ СН "Слободка" в течении всего периода действия договора заявок на осуществление вывоза ТКО, региональный оператор прекратил действие договора N 324/с-СНТ от 22.11.2018. и направил новый посредством направления оферты договора N 0300-002683-2021/ТКО от 12.10.2021.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и в обязанности ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС" не входит.
Мусорная площадка, где региональный оператор осуществляет вывоз ТКО, находится по адресу: г. Солнечногорск, ул. Центральная, д. 13, является муниципальной (реестровый номер 284),
Положения действующего законодательства РФ, регламентирующие порядок обращения с ТКО, которыми возложена обязанность по внесению платы за обращение с ТКО, не связывает обязанность по оплате указанной услуги с удаленностью мусорной площадки (мусорного контейнера).
Согласно санитарно-эпидемиологических норм расстояние от контейнерных площадок до жилых домов должно быть не менее 20 метров и не более 100 метров, в законодательстве РФ не указано, что этим домом должен быть жилой дом ответчика. Отсутствие близлежащей контейнерной площадки для сбора ТКО не является основанием для освобождения потребителя услуги по обращению с ТКО от обязанности по ее оплате.
ООО "Экопромсервис" заключает как региональный оператор договоры только на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Договор с ИП Беловым П.В., представленный ответчиком не может быть принят во внимание в силу пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", которым установлено, что договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ранее заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов договоры, равно как и заключенные договоры в период осуществления деятельности региональным оператором, утрачивают свою юридическую силу.
По общему правилу оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя.
В соответствии со статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" приняты правила обустройства мест накопления ТКО. В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Московской области Постановлением N 984/47 от 22.12.2016 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Московской области" утвердило территориальную схему обращения с отходами в Московской области.
Любая хозяйственная деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя безусловно приводит к образованию твердых коммунальных отходов.
При этом, в данном случае, правового значения не имеет обстоятельство того, в какой контейнер складировал свои ТКО Ответчик, в данном споре имеет правовое значение лишь факт образования на объекте ответчика ТКО, и данный факт является основанием для возникновения на стороне Ответчика обязанности по оплате услуг по обращению со своими ТКО региональному оператору, который эти услуги оказывает вне зависимости от того, куда складирует ТКО Потребитель.
Кроме того, ответчик не представил нормативно и документально обоснованный контррасчет задолженности.
Равным образом, ответчиком нормативно и документально не оспорены объем ТКО и тариф, указанный истцом в приложении к проекту договора от 12.10.2021.
Ответчик не направлял разногласия в отношении направленной истцом оферты, в том числе в части адреса вывоза ТКО (места накопления ТКО).
Учитывая изложенное, требование о взыскании основного долга следует удовлетворить.
Ввиду ненадлежащего исполнения обязательства по оплате услуг, возникшего из договора, истец требует взыскать договорную неустойку за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 в размере 1 684 руб. 25 коп.
Пунктом 22 договора предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя оплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан верным.
Согласно ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий шести месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы истца по госпошлине подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.11.2023 по делу N А41-52462/23 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Слободка" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Экопромсервис" задолженность за период с января 2022 по июнь 2022 в размере 197 551 руб. 08 коп., неустойку за период с 11.02.2022 по 31.03.2022 в размере 1 684 руб. 25 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 977 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Судья |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-52462/2022
Истец: ООО "ЭКОПРОМСЕРВИС"
Ответчик: САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "СЛОБОДКА"