г. Саратов |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А06-2350/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Акимовой М.А., Степуры С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Астраханского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 января 2023 года по делу N А06-2350/2021
по заявлению Астраханского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального Координационного центра руководителей охранных структур (ОГРН 1163025053641, ИНН 3025027673, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, литер А),
к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282, 414014, г. Астрахань, пр-кт А. Гужвина, д. 10)
о признании незаконными действий,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Беркут" (ОГРН 1033000809192, ИНН 3015061139, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38), общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Волга-Щит" (ОГРН 1033000809203, ИНН 3015061146, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38), общество с ограниченной ответственностью "Форштат" (ОГРН 1063017004280, ИНН 3017045816, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38), общество с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Волга-Щит" (ОГРН 1053001165535, ИНН 3017043791, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38), образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования Учебный центр "Щит" (ОГРН 1093000000411, ИНН 3017060155, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38), общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Беркут" (ОГРН 1143025000337, ИНН 3025010084, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38), общество с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Волга-Щит" (ОГРН 1083017001363, ИНН 3017055660, 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38)
при участии в судебном заседании:
директора Общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Волга-Щит" - Клочкова Федора Викторовича, представлен паспорт,
представителя Астраханского регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального координационного центра руководителей охранных структур - Моралева М.А., действующего на основании доверенности от 09.02.2023, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области - Высоцкого В.Ю., действующего на основании доверенности от 09.01.2023 N 03-28/00008, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Астраханское региональное отраслевое объединение работодателей в сфере охраны и безопасности Федерального Координационного центра руководителей охранных структур (далее - РООР ФКЦ "Астрахань", заявитель, объединение) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС России по Астраханской области, Управление, налоговый орган), уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными, не соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации действий (бездействий) по выемке документов и предметов, произведенной 23.12.2020 в офисных помещениях POOP ФКЦ "Астрахань", расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, литер А, и по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, обязании возвратить заявителю изъятые предметы: блокнот в коричневом переплете с записями, блокнот в синем переплете с записями; по осмотру, проведенному 23.12.2020 в офисных помещениях POOP ФКЦ "Астрахань", расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, литер А, и по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д.38; по невозвращению в течение 5 дней после изъятия POOP ФКЦ "Астрахань" документов и предметов, изъятых в ходе выемки, проведенной 23.12.2020 (т. 2, л.д. 4-5).
Решением суда первой инстанции от 10 января 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
О POOP ФКЦ "Астрахань" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Общество с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Волга-Щит" поддерживает требования апелляционной жалобы в полном объеме.
Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 23.02.2023.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, Инспекция) на основании решений от 22.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и 07-04 проведена выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью охранное предприятие "Волга-Щит" (далее - ООО ОП "Волга-Щит"), общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Волга-Щит" (далее - ООО ЧОП "Волга-Щит"), общества с ограниченной ответственностью "Частная охранная организация "Волга-Щит" (далее - ООО ЧОО "Волга-Щит") и общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Беркут" (ОГРН 1033000809192, ИНН 3015061139) (далее - ООО ОА "Беркут" (ИНН 3015061139) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов, сборов и страховых взносов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.
В рамках выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области приняты постановления от 23.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и 07-04 о производстве выемки, изъятии документов и предметов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность ООО ОП "Волга-ЩИТ", ООО ЧОП "Волга-Щит", ООО ЧОО "Волга-Щит" и ООО ОА "Беркут" (ИНН 3015061139) за 2017-2019 годы прямо и\или косвенно подтверждающих или опровергающих факт возможного совершения обществами налогового правонарушения в том числе, электронно-цифровые файлы и программы, содержащие сведения по делопроизводству, бухгалтерскому, складскому и торговому учету; дневники и записные книжки, электронные, служебные и неофициальные записки, черновики документов и иные предметы, содержащие в себе сведения подтверждающие факт совершения налогового правонарушения, на территории по адресу: 414024, г. Астрахань, ул. Боевая, 38, в том числе в помещениях здания/сооружения, прилегающих участков местности, транспортных средств.
23 декабря 2020 года Инспекцией в соответствии со статьей 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведен осмотр помещений, документов и предметов по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, а также в соответствии подпунктом 3 пункта 1 статьи 31, пунктом 14 статьи 89 НК РФ и в соответствии со статьей 94 НК РФ и постановлениями от 23.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и 07-04 проведена выемка документов и предметов по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38.
По результатам проведенных мероприятий составлены протоколы осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 23.12.2020 N 1, N 2, N 3, N 4, протоколы выемки, изъятия документов и предметов от 23.12.2021 N 1, N 2, N 3, N 4, а также описи изъятых документов и предметов от 23.12.2020 N 1, N 2, N 3, N 4.
РООР ФКЦ "Астрахань", полагая, что осмотр и выемка проведены так же в отношении Объединения, обратилось с жалобой на действия Инспекции в прокуратуру Советского района г. Астрахани. Жалоба по подведомственности передана для рассмотрения в УФНС по Астраханской области.
Решением Управления от 16.02.2021 N 39-Н жалоба РООР ФКЦ "Астрахань" на действия должностных лиц Инспекции оставлена без удовлетворения.
РООР ФКЦ "Астрахань", полагая, что действия по выемке документов и предметов являются незаконными, нарушают права и законные интересы налогоплательщика, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований РООР ФКЦ "Астрахань".
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа; решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 4 статьи 89 НК РФ предусмотрено, что предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и уплаты налогов. При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Как следует из материалов дела, в июне 2020 года в налоговый орган из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области (далее - СУ МК России по Астраханской области) поступила информация (от 17.06.2020 исх N 203-2169-20) об уклонении ООО "ОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" от уплаты налогов, в связи с чем после снятия ограничений на проведение выездных налоговых проверок в отношении данных лиц налоговым органом вынесены решения о проведении выездной налоговой проверки.
На основании статьи 89 НК РФ налоговым органом вынесены решения от 22.12.2020 N 07-01, N 07-02, N 07-03 и N 07-04 о проведении выездной налоговой проверки в отношении вышеуказанных лиц.
Из содержания указанных решений следует, что они содержит сведения о лицах, в отношении которых проводится проверка, налоговый орган, которому поручается проведение проверки, а также указаны виды налогов и период, в отношении которых проводится проверка.
РООР ФКЦ "Астрахань" указывает, что не является лицом, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, однако в отношении его помещений, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, литер А, и по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, произведен осмотр и осуществлена выемка документов, что, по мнению Объединения, является неправомерным.
Как установлено судом апелляционной инстанции, РООР ФКЦ "Астрахань" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.03.2018, адрес юридического лица - г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, литер А.; учредители - Саморегулируемая организация Союз предпринимателей "Партнерство", общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Беркут", общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Волга-Щит", общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Аргус"; руководитель - председатель объединения - Клочков Федор Викторович (т.1, л.д. 26-29).
Заявитель указывает, что на основании договора от 20.06.2016 РООР ФКЦ "Астрахань" в безвозмездное пользование переданы нежилые помещения, в которых Объединение осуществляет деятельность:
* часть нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, этаж 1: помещения N 7 и N 8;
* часть нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38 Литер А, этаж цокольный: помещение N 1 (т. 2, л.д. 8-9).
Налоговые органы при проведении налоговых проверок вправе производить выемку документов у налогоплательщика в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (подпункт 3 пункта 1 статьи 31 НК РФ).
Согласно пункту 14 статьи 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 Кодекса.
Пунктом 8 статьи 94 НК РФ установлено, что должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в установленном этой статьей порядке, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Как установлено судом первой инстанции, производство выемки обусловлено тем, что при анализе финансово-хозяйственной деятельности ООО "ОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН 3015061139) выявлена группа налогоплательщиков, действующих, как единый хозяйствующий субъект, использующий схему "дробления бизнеса" для сохранения права применения специальных режимов налогообложения, что позволяет существенно снизить налоговую нагрузку налогоплательщиков.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов. Осмотр территорий, помещений, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, территории, помещения, документы и предметы которого подлежат осмотру должностным лицом налогового органа, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (части 3 и 4 статьи 92 НК РФ).
Согласно части 5 статьи 92 НК РФ о производстве осмотра составляется протокол.
Исходя из сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) проверяемые лица - ООО "ОП "ВолгаЩит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-Щит" и ООО "ОА "Беркут" (ИНН 3015061139) зарегистрированы по одному адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38.
При этом сведения об аренде части нежилых помещений здания по адресу: г.Астрахань, ул. Боевая, д. 38, а также части нежилых помещений в цокольном этаже здания по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38, литер А, РООР ФКЦ "Астрахань" а также о присвоении данному цокольному этажу иного адреса (с литерой А) у налогового органа отсутствовали.
Сотрудники проверяемых организаций, Клочков Ф.В., Клочкова Т.П. и представитель проверяемых организаций, присутствовавшие при проведении проверки, о факте аренды части помещений и расположения в них иных организаций проверяющим лицам не сообщили, документов не представили.
К договору от 20.06.2016 о предоставлении в безвозмездное пользование РООР ФКЦ "Астрахань" недвижимого имущества, представленному судам, так же не представлены документы (приложения к договору, акты приема-передачи), из которых возможно установить, какие именно помещения относительно технических и инвентаризационных документов переданы в пользование заявителю.
В ходе осмотра помещений по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, 38 налоговым органом установлено, что в одних и тех же кабинетах располагаются сотрудники нескольких организаций, некоторые сотрудники не могли пояснить, в какой из организаций они трудоустроены.
Инспекцией при производстве осмотра и выемки приняты все попытки идентифицировать проверяемого налогоплательщика, однако с учетом обстоятельств не представилось возможным достоверно отличить имущество одной организации от другой.
Поскольку в регистрационных документах РООР ФКЦ "Астрахань" отсутствует конкретизация номеров помещений (комнат, кабинетов), в которых Объединение осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, мероприятия по производству выемки проведены налоговым органом по адресу проверяемых налогоплательщиков.
Из протоколов осмотра от 23.12.2020 и видеозаписей следует, что вход в цокольный этаж находился справа от входа в помещение указанных организаций. При этом у входа находилась лишь табличка рекламного характера с надписью "Форштат. Охранно-пожарная сигнализация. Видеонаблюдение.". Других идентифицирующих признаков РООР ФКЦ "Астрахань", таких как наименование организационно-правовой формы, часы работы и т.д. не имелось. При входе на цокольный этаж обнаружилось, что в помещениях находились оружейные комнаты проверяемых лиц, пульт централизованной охраны всей группы предприятий, а также помещение для расположения серверного оборудования. При этом не имелось каких-либо надписей на каком-либо помещении идентифицирующих его с РООР ФКЦ "Астрахань".
Как пояснил представитель РООР ФКЦ "Астрахань", Объединению по адресу: г.Астрахань, ул. Боевая, д. 38 Литер А, в безвозмездное пользование предоставлено на цокольном этаже помещение N 1, которое представляет из себя фойе.
Какие либо документы, предметы Объединения, либо иных лиц в помещении фойе по адресу: г. Астрахань, ул. Боевая, д. 38 Литер А налоговым органом не изымались, иные проверочные мероприятия не проводились.
Довод заявителя о том, что в нарушение части 2 статьи 94 НК РФ выемка произведена в ночное время, осмотр проведён в нерабочее время в отсутствие согласия проверяемых лиц; время, указанное в протоколах осмотров и выемок, не соответствует фактическому времени окончания указанных действий, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Из протоколов выемки от 23.12.2020 N 1, N 2 и N 4 следует, что выемка начата в 10 час. 40 мин., окончена в 21 час. 15 мин., из протокола выемки от 23.12.2020 N 3 следует, что выемка начата в 10 час. 40 мин., окончена в 21 час. 00 мин.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, время, необходимое для составления протокола выемки, внесения в него замечаний заинтересованных лиц и подписания этого протокола, не входит во время производства выемки (изъятия) документов и предметов.
Аналогичная правовая позиция поддержана определением Верховного Суда РФ от 02.07.2021 N 305-ЭС21-10647 по делу N А40-313524/2019, постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.2021 по делу N А06-14086/2019.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушения процедуры (порядка) проведения осмотра помещений проверяемых налогоплательщиков, установленной статьей 92 НК РФ, в действиях налогового органа отсутствуют. Процедура и порядок производства выемки документов и предметов проверяемых налогоплательщиков, установленные статьями 89 и 94 НК РФ сотрудниками налогового органа соблюдены, отсутствие нарушения норм НК РФ в действиях сотрудников налогового органа при проведении выездной налоговой проверки подтверждено материалами дела, в том числе видеозаписями проведенной проверки, представленных на трех дисках.
Как следует из материалов дела, в описях изъятых документов и предметов, являющихся приложением к протоколам выемки от 23.12.2020 N N 1, 2, 3, 4 перечислены все изъятые предметы и документы с указанием их названий и реквизитов, а также помещений, в которых они были изъяты.
Все изымаемые документы и предметы предоставлены на обозрение понятым и иным присутствующим лицам, при этом были зачитаны и названы их индивидуальные признаки - название и реквизиты документов, цвета папок и архивных коробов со сделанными на них надписями. Иные документы и (или) предметы, кроме поименованных в описях, налоговым органом не изымались, из помещений не выносились. Часть документов, не относящихся к проверке, возвращена присутствующим лицам (представителям проверяемых налогоплательщиков) на месте (диск 3, видеозапись M2U00863).
Изымаемые документы и предметы упакованы и опечатаны лентами бумаги белого цвета с нанесенными подписями лиц, участвующих и присутствующих при проведении процессуального мероприятия, способом, исключающим проникновение к содержимому без нанесения существенного вреда упаковке. При этом представителя проверяемых организаций отказались ставить свои подписи и печати на упаковочных лентах. Упаковка проведена в присутствии лиц, участвующих и присутствующих при проведении процессуального мероприятия (видеозаписи M2U00844- M2U00858). Указанные обстоятельства подтверждены подписями понятых в описях.
В отношении требования заявителя об обязании возвратить заявителю изъятые предметы: блокнот в коричневом переплете с записями, блокнот в синем переплете с записями, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует описи изъятых документов и предметов - приложения N 1 к протоколу о производстве выемки, изъятия документов и предметов от 23.12.2020 N 1, у ООО "ЧОО "Волга-Щит" на первом этаже - помещении, ведущем из "Приемной" с табличкой, запрещающей использование внутри мобильной связи, изъяты, в том числе - блокнот в коричневом переплете с записями и блокнот в синем переплете с записями (т. 1, л.д. 87).
Как верно указывает налоговый орган, помещение не имело номера и сведений о том, что в данном помещении располагается РООР ФКЦ "Астрахань".
Кроме того, к договору от 20.06.2016 о предоставлении в безвозмездное пользование РООР ФКЦ "Астрахань" недвижимого имущества не представлены документы, из которых возможно установить, какие именно помещения переданы в пользование заявителю.
Заявителем в материалы дела не представлено доказательств, что РООР ФКЦ "Астрахань" осуществляло деятельность в помещении на первом этаже, "ведущем из "Приемной" с табличкой, запрещающей использование внутри мобильной связи".
В апелляционной жалобе РООР ФКЦ "Астрахань" так же указывает, что названные блокноты являются личными вещами председателя РООР ФКЦ "Астрахань" Клочкова Ф.В.
Однако судебная коллегия отмечает, что Клочков Ф.В. в период совершения оспариваемых действий так же являлся учредителем ООО "ЧОП "Волго-Щит" и лицом, которое, по мнению налогового органа, являлось одним из организаторов схемы "дробления" бизнеса.
Представитель налогового органа поясни судам, что в ходе проверке было установлено, что записи внутри изъятых блокнотов относятся к организационной деятельности группы предприятий безопасности "Волга-Щит", что отражено на страницах 117, 205 решения N 3 от 16.05.2022 г по результатам выездной налоговой проверки ООО "ЧОП "Волга-Щит". Блокноты находятся в материалах налоговой проверки. За предоставлением копий с блокнотов РООР ФКЦ "Астрахань", либо иные лица не обращались.
Доказательств того, что спорные блокноты относятся к деятельности именно РООР ФКЦ "Астрахань", судам не представлено.
Заявитель так же указывает на незаконность бездействия налогового органа по невозвращению в течение 5 дней после изъятия POOP ФКЦ "Астрахань" документов и предметов, изъятых в ходе выемки, проведенной 23.12.2020 (внешний жесткий диск черного цвета, информационный буклет, папка синего цвета с надписью серебристого цвета, накопители объемом 8, 4, 16 гигабайт, диски 9 и 19 шт., папка прозрачная желтого цвета, папка синего цвета).
Как пояснил представитель РООР ФКЦ "Астрахань", данные документы и предметы возвращены налоговым органом, но с нарушением 5-дневного срока.
Отказывая в данной части в удовлетворении требований суд обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 8 статьи 94 НК РФ в случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей. При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Как верно указал суд, ввиду большого объема изымаемого, бессистемного и беспорядочного их хранения в шкафах и помещениях, документы, находящиеся в папках, проверяющими из данных папок не вынимались, и изымались в том виде, в каком они были обнаружены, ориентируясь на надписи, сделанные на лицевой и торцевой стороне таких папок, что подтверждено видеозаписями проверки.
При этом возврат копий изъятых документов с нарушением срока не является безусловным основанием для признания проведенной выемки незаконной.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что с учетом бессистемного и беспорядочного хранения документов различных организаций, в том числе проверяемых, в одних и тех же шкафах и помещениях, папках действия налогового органа по изъятию документов и предметов проверяемых налогоплательщиков, среди которых впоследствии оказались единичные документы РООР ФКЦ "Астрахань", не противоречат требованиям статьи 94 НК РФ, поскольку данные документы находились в сшивах и папках, принадлежащих именно проверяемым налогоплательщикам и изъятым именно у них.
Учитывая изложенное, доводы о нарушении налоговым органом срока возвращения изъятых предметов и документов, принадлежащих РООР ФКЦ "Астрахань", отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При выполнении постановления в форме электронного документа данное постановление в соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 января 2023 года по делу N А06-2350/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2350/2021
Истец: РООР ФКЦ "Астрахань"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, УФНС России по Астраханской области
Третье лицо: ООО " Форштат", ООО "ОА "Беркут", ООО "ОП "Волга-Щит", ООО "ЧОО "Волга-щит", ООО "ЧОП "Волга-Щит", ОЧУ ДПО "Учебный центр "Щит", РООРФКЦ "Астрахань"