г. Самара |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А55-33203/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года, принятое по делу N А55-33203/2020 (судья Лигерман А.Ф.),
по иску муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: Министерства образования и науки Самарской области, МБУ детский сад N 41 "Огонек", МБУ детский сад N 162 "Олимпия", МАОУ детский сад N 49 "Веселые нотки", МБУ детский сад N 167 "Долинка", МБУ детский сад N 197 "Радуга", Министерства управления финансами Самарской области, Управления Федерального казначейства по Самарской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти с учетом уточнений обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки в виде бесплатного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а так же в отношении детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных учреждениях МБУ детский сад N 41 "Огонек", МБУ детский сад N 162 "Олимпия", МАОУ детский сад N 49 "Веселые нотки", МБУ детский сад N 167 "Долинка", МБУ детский сад N 197 "Радуга" в размере 3 262 322 руб.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство образования и науки Самарской области, МБУ детский сад N 41 "Огонек", МБУ детский сад N 162 "Олимпия", МАОУ детский сад N 49 "Веселые нотки", МБУ детский сад N 167 "Долинка", МБУ детский сад N 197 "Радуга", Министерство управления финансами Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти взысканы убытки в размере 3 240 983, 34 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в иске отказать.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: WWW.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Администрация городского округа Тольятти жалобу отклонила по мотивам, изложенным в письменном отзыве на нее.
Кроме того, Администрацией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом рассмотрено и в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено.
Министерство управления финансами Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области в письменных отзывах доводы жалобы поддержали, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований истец указал, что дошкольные образовательные учреждения города Тольятти МБУ детский сад N 41 "Огонек", МБУ детский сад N 162 "Олимпия", МАОУ детский сад N 49 "Веселые нотки", МБУ детский сад N 167 "Долинка", МБУ детский сад N 197 "Радуга", учредителями которых является муниципальное образование - городской округ Тольятти, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени городского округа Тольятти исполняет мэрия городского округа Тольятти (в настоящее время - администрация городского округа Тольятти), в период с 01.01.2018 по 31.12.2019 года оказывали услуги по присмотру и уходу за детьми, отнесенными федеральным законодательством к льготной категории без взимания родительской платы, и размер расходов за присмотр и уход за детьми, отнесенными федеральным законодательством к льготной категории, за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 года составил 3 442 840 руб.
Денежные средства, необходимые для осуществления присмотра и ухода за детьми, отнесенными федеральным законодательством к льготной категории (дети-инвалидами, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией), получены образовательными учреждениями в виде субвенций, предусмотренных в бюджета городского округа Тольятти на соответствующий финансовый год (НПА 2018, 2019) и перечисленные в образовательные учреждения в соответствии с прилагаемыми платежными документами.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от N 273-ФЗ 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено решение вопросов, связанных с созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанием детей в муниципальных образовательных организациях.
В пункте 34 статьи 2 Закона об образовании определено, что присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Согласно статье 65 Закона об образовании дошкольные образовательные учреждения помимо осуществления образовательной деятельности осуществляют присмотр и уход за детьми.
В части 2 статьи 65 Закона об образовании предусмотрено, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено Законом об образовании.
При этом Законом об образовании к полномочиям Учредителя организации отнесено право принятия решения о снижении размера родительской платы или освобождения от ее внесения с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых исключительно Учредителем случаях и порядке.
Вместе с тем, часть 3 статьи 65 Закона об образовании содержит императивную правовую норму, согласно которой за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем Закон N 159-ФЗ не относит присмотр и уход за детьми инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, к дополнительным гарантиям по социальной поддержке.
Рассматриваемая норма предусмотрена Законом об образовании.
Как полагает истец, затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона об образовании нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в отношении детей с туберкулезной интоксикацией, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации).
Плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти установлена: на 2018 год, на период с 01.01.2019 по 31.05.2019 г.г. постановлением мэрии городского округа Тольятти от 07.11.2014 года N 4138-п/1 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования", с учетом изменений, внесенных постановлением мэрии городского округа Тольятти от 06.04.2016 N 1059-n/l, с 01.06.2019 года - постановлением администрации городского округа Тольятти от 23.05.2019 N 1428-п/1 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования". При расчете платы за присмотр и уход за детьми с туберкулезной интоксикацией размер платы за присмотр и уход за детьми определен с учетом рекомендуемых среднесуточных наборов продуктов (норм питания) для питания детей и подростков, больных и инфицированных туберкулезом в противотуберкулезных учреждениях (стационарах), санаториях и амбулаторных условиях, доведенных до департамента образования мэрии городского округа Тольятти письмом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 15-3/839-09.
Размер расходов за присмотр и уход за детьми, отнесенными федеральным законодательством к льготной категории, за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 года составил 3 442 840 руб. При рассмотрении дела истец заявил и суд на основании ст. 49 АПК РФ принял заявление истца об уменьшении размера исковых требований до суммы 3 262 322 руб.
По мнению истца, вышеуказанные расходы подлежат взысканию с Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта РФ).
В отзыве на иск ответчик указал, что согласно пп.13. п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Относится решение вопросов, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.
Исходя из положений пп.24 п.2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к указанным полномочиям субъектов РФ так же отнесены вопросы социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а так же детей-сирот, безнадзорных детей, детей оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), малоимущим граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан. Согласно п.1 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, указанные в п. 1 ст. 72, осуществляются названными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
С учетом изложенного, как считает ответчик, указанные полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ финансируют самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов РФ, предоставляемых муниципальным образованиям в виде субвенций из бюджетов субъектов РФ, следовательно, средства федерального бюджета в виде субвенций могут дополнительно привлекаться только в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, в связи с чем, не являются основным источником финансового обеспечения указанных полномочий субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанные выше расходные обязательства у субъектов РФ возникают в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, согласно ч.З ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а так же бесплатного высшего образования.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворяя заявленные исковые требования в части пришел к следующим к выводу о том, что расходные обязательства в данном случае должны возникать на уровне Российской Федерации, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктом 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от N 273 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273) к полномочиям органов местного самоуправления отнесено решение вопросов, связанных с созданием условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанием детей в муниципальных образовательных организациях.
В пункте 34 статьи 2 Закона N 273 определено, что присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Согласно статье 65 Закона об образовании дошкольные образовательные учреждения помимо осуществления образовательной деятельности осуществляют присмотр и уход за детьми.
В части 2 ст.65 Закона N 273 установлено, что за присмотр и уход за ребенком учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливается плата, взимаемая с родителей (законных представителей) и ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается
При этом частью 3 ст.65 Закона N 273 императивно определено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ) предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации
Вместе с тем Закон N 159-ФЗ не относит присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, к дополнительным гарантиям по социальной поддержке.
Гарантия того, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается - предусмотрена именно Федеральным законом N 273 "Об образовании в РФ".
Как разъяснено в п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 24 ч.1 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:
социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
В соответствии с ч.1 ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в других перечисленных случаях.
Согласно ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.
В соответствии с ч.1 ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (ч.2 ст.84 БК РФ).
Как указывалось выше, положение о том, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается - установлено ч.3 ст.65 Федерального закона "Об образовании", а не законом субъекта РФ и не муниципальным правовым актом.
Следовательно, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что расходные обязательства в данном случае должны возникать на уровне Российской Федерации.
Указанный вывод подтверждается судебной практикой, в том числе, судебными актами по делам А11-1915/2020, А11-3037/2018, оставленными в силе вышестоящими инстанциями, в том числе, выводами Верховного Суда РФ по указанным делам.
Учитывая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством не установлен, в спорный период 2018-2019 гг. муниципальное образование г.о.Тольятти несло расходы в виде выплаты дошкольным образовательным учреждениям г.о.Тольятти субсидий на возмещение платы за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией.
Таким образом, затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона об образовании нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации).
Плата за присмотр и уход за детьми, осваивающими общеобразовательные программы дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях г.о.Тольятти установлена: на 2018 год, на период с 01.01.2019 г. по 31.05.2019 гг. постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 07.11.2014 г. N 4138-п/1 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г.о.Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования", с учетом изменений, внесенных постановлением Мэрии г.о.Тольятти от 06.04.2016 г. N 1059-п/1, с 01.06.2019 г. - постановлением Администрации г.о.Тольятти от 23.05.2019 г. N 1428-п/1 "Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях г.о.Тольятти, реализующих образовательные программы дошкольного образования".
При расчете платы за присмотр и уход за детьми с туберкулезной интоксикацией размер платы за присмотр и уход за детьми определен с учетом рекомендуемых среднесуточных наборов продуктов (норм питания) для питания детей и подростков больных и инфицированных туберкулезом в противотуберкулезных учреждениях (стационарах), санаториях и амбулаторных условиях, доведенных до департамента образования Мэрии г.о.Тольятти письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.05.2007 г. N 15-3/839-09.
Учитывая представленные в материалы доказательства, позицию истца о принятии доводов ответчика в отношении сумм указанных из уточнений, уточненного расчета истца, а также учитывая, что истец пояснения и подробные расчеты-расшифровки не представил, суд правомерно принял решение по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, проанализировав представленные возражения ответчика в отношении каждого МАОУ, с учетом соответствующих периодов, правомерно признал необоснованным включение истцом в расчет убытков в сумме 201 856,66 руб. Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что к убыткам истца, подлежащим возмещению за счет Российской Федерации, относятся расходы в сумме 3 240 983,34 руб.
В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Подпунктом 5.6. пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 "О Министерстве финансов РФ" определено, что Министерство Финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета. При изложенных обстоятельствах суд находит, что заявленные истцом требования правомерно заявлены к Министерству финансов РФ. Взыскание производится судом за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного судом первой инстанции заявленные исковые требования правомерно удовлетворены частично.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку федеральные правовые акты, а также акты Самарской области не относят к полномочиям Самарской области обеспечение бесплатного присмотра и ухода за указанными истцом категориями обучающихся.
Заявитель указывает в апелляционной жалобе, что субъект РФ вправе передать на уровень местного бюджета субвенции в целях финансового обеспечения решения вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение соответствующего образования, субсидии, а также иные межбюджетные трансферты.
При этом в соответствии с пунктом 13 части 3 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 8 Закона об образовании.
В то же время, перечень направлений расходов субъекта Российской Федерации, установленный указанными нормами, является закрытым и не включает финансирование бесплатного присмотра и ухода обучающимся, заявленным истцом.
Относительно переданных Самарской области полномочий Российской Федерации по обеспечению бесплатного присмотра и ухода за обучающимися, заявленными истцом, следует отметить, что Самарская область соответствующими полномочиями не наделялась, субвенции на осуществление данных полномочий из федерального бюджета бюджету Самарской области в указанный период не предоставлялись. В этой связи правовые основания для предоставления субвенций местным бюджетам из областного бюджета (за счет субвенций из федерального бюджета) отсутствуют.
С учетом изложенного, расходы в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона об образовании не могут быть отнесены к расходам Самарской области, поскольку действующим законодательством не предусмотрены полномочия Самарской области по финансовому обеспечению таких расходов.
Таким образом, затраты, связанные с реализацией предусмотренной частью 3 статьи 65 Закона об образовании нормы об освобождении от взимания платы за присмотр и уход в отношении детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в отношении детей с туберкулезной интоксикацией, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации). (Аналогичные позиции изложены в деле N А50-8929/2021, в деле N А78-19615/2017).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для частичного удовлетворения иска.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года по делу N А55-33203/2020 апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 декабря 2022 года по делу N А55-33203/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33203/2020
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти, МО г.о.Тольятти в лице администрации г.о.Тольятти
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Самарскорй области, РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
Третье лицо: ГБУЗ Самарской области "Тольяттинский противотуберкулезный диспансер", МАОУ детский сад N 49 "Веселые нотки", МАОУ детский сад N 49 "Веселые нотки", МБУ детский сад N 162 "Олимпия", МБУ детский сад N 162 "Олимпия", МБУ детский сад N 167 "Долинка", МБУ детский сад N 167 "Долинка", МБУ детский сад N 197 "Радуга", МБУ детский сад N 197 "Радуга", МБУ детский сад N 41 "Огонек", МБУ детский сад N 41 "Огонек", Министерство образования и науки Самарской области, Министерство управления финансами Самарской облатси, Министерство управления финансов Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области, УФК по Самарской области, ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России, ГБУ здравоохранения Самарской области "Тольяттинский противотуберкулезный диспансер"