г. Москва |
|
24 марта 2023 г. |
Дело N А40-169272/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 24.03.2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-169272/22,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве
третье лицо: ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М"
о признании незаконным решения;
при участии: от заявителя - Путенко М.В. по доверенности от 28.12.2022; от заинтересованного лица - не явился, извещен; от третьего лица - не явился, извещен;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 17.05.2022 N КУВД-001/2022-18908779/1 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушение прав Департамента городского имущества г. Москвы путем осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3239.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М".
Представители регистрирующего органа и третьего лица в судебное заседание не явились, информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002004:3239 площадью 13.142 кв.м. по адресу: Москва, улица Автозаводская, вл. 23, участок N 22 предоставлен ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М" на основании договора аренды от 23.10.2014 N М-05-045549 для эксплуатации производственных объектов различного вида сроком до 18.08.2063 (право аренды зарегистрировано 11.12.2014 N 77-7705/043/2014-507).
По данным ЕГРН на земельном участке расположено нежилое здание (промышленное) (кадастровый номер 77:05:0002004:1150) по адресу: Москва, улица Автозаводская, дом 23, стр. 205, общей площадью 16.976.9 кв.м., принадлежащее на праве собственности ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М" (запись в ЕГРН от 27.12.2016 N 77-77/005-77/005/007/2016-79/1).
По данным ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Согласно Правилам землепользования и застройки г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП указанный земельный участок расположен в границах территориальной зоны (кадастровый номер 77:05-7.1831), для которой установлены виды разрешенного использования с индексами - 2.5, 2.6, 2.7, 12.0.1.
На основании обращения ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М" от 11.08.2021 Москомархитектурой разработан ГПЗУ N РФ-77-4-59-3-14-2021-5223, предусматривающий вид разрешенного использования земельного участка, соответствующий индексам: 2.5; 2.6; 2.7; 12.0.1.
В целях установления вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с ПЗЗ и внесения изменений в ЕГРН, а также в соответствии со ст. ст. 7, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", постановлениями Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества г. Москвы", от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы", от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки г. Москвы" Департаментом вынесено распоряжение от 05.05.2022 N 23299 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3239".
Данным распоряжением вид разрешенного использования земельному участку устанавливается в соответствии с ПЗЗ.
Указанное распоряжение с соответствующим заявлением направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН: 1097746680822, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: 7726639745) для внесения изменений в сведения ЕГРН.
Вместе с тем, уведомлением от 17.05.2022 N КУВД-001/2022-18908779/1 регистрирующим органом отказано в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3239, в связи с тем, что в распоряжении от 05.05.2022 N 23299 указан код 12.0.1 - улично-дорожная сеть, то есть размещение линейных объектов и объектов общего пользования, этот код подразумевает исключение из действия градостроительных регламентов в соответствии с п. п. 2.1.2.3, 2.1.2.4 Правил; в подобных случаях вид разрешенного использования земельного участка устанавливается на основании распорядительного документа Департамента городского имущества г. Москвы в формулировке согласно классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г. Москве от 10.11.2020 N П/0412 (краткая формулировка) и указано на то, что по данным имеющимся в управлении в границах земельного участка расположены объекты капитального строительства, которые не отвечают заявленному разрешенному использованию земельного участка.
Не согласившись с отказом, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушения прав и законных интересов заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 218-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона).
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком.
В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 8 Закона N 218-ФЗ разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 34 Закон N 218-ФЗ, внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697, система межведомственного информационного взаимодействия предназначена, в том числе, для обеспечения информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
В целях внесения изменений в ЕГРН, Департаментом вынесено распоряжение от 05.05.2022 N 23299 "О выборе (установлении) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002004:3239", которое является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав ПЗЗ, которые в г. Москве утверждены постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП.
Согласно ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002004:3239 расположен в границах территориальной зоны 77:05-7.1831 (уникальный номер территориальной зоны: 77-06-09-000367), для которой установлен вид разрешенного использования с индексом: 2.5, 2.6, 2.7, 12.0.1.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка полностью соответствует ПЗЗ и территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок.
Распоряжение Департамента от 05.05.2022 N 23299 издано на основании обращения ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М".
Вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии со сведениями ГПЗУ и ПЗЗ - "2.5, 2.6, 2.7, 12.0.1".
Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка согласовано между Департаментом (арендодатель) и арендатором - ООО "Специализированный застройщик "ЛСР. Объект-М".
Доказательств того, что земельный участок расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, регистрирующим органом не представлено.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем совершения соответствующих регистрационных действий в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2022 по делу N А40-169272/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169272/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "ЛСР. ОБЪЕКТ-М"