город Воронеж |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А14-11322/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Качкин И.В. - представитель по доверенности N ДЧ/6066/22 от 24.08.2022, сроком действия на 24.08.2023, предъявлен паспорт.
от ООО "КМ-СТРОЙ": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Матвеева А.А.: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Катюшкина Е. Ю. представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КМ-СТРОЙ" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2022 по делу N А14-11322/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КМ-СТРОЙ" (ОГРН 1103668007772, ИНН 3662151649) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 14.02.2022 по делу N 036/10/00-187/2022,
третьи лица: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (ОГРН 1133600001864 ИНН 3664999635), Матвеев Андрей Александрович, Катюшкин Евгении Юрьевич,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КМ-СТРОЙ" (далее - заявитель, ООО "КМ-СТРОЙ") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с требованием о признании недействительными решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - антимонопольный орган, Воронежское УФАС России) от 14.02.2022 по делам N 036/10/00-185/2022, N 036/10/00-187/2022 о включении информации об ООО "КМ-СТРОЙ" в реестр недобросовестных подрядных организаций сроком на 3 года.
Определением суд выделил в отдельное производство требование ООО "КМ-СТРОЙ" к Воронежскому УФАС России о признании недействительным решения от 14.02.2022 по делу N 036/10/00-187/2022.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области (далее -Фонд) Матвеева Андрея Александровича и Катюшкина Евгения Юрьевича.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "КМ-СТРОЙ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требовании отказать.
Ссылается на частичное исполнение ООО "КМ-Строй" договора об выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и намерение завершения работ в полном объеме.
Считает, что действовал добросовестно при исполнении заключенного контракта.
Рассмотрение дела откладывалось.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на доводы апелляционной жалобы возразил, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "КМ-СТРОЙ", Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области, Матвеева А.А., Катюшкина Е. Ю. явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
04.06.2021 Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области в Единой информационной системе в сфере закупок (http://www.zakupki.gov.ru) опубликовано извещение с реестровым номером N 203150000012100065 о проведении электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории г. Воронежа и Воронежской области с начальной (максимальной) ценой предмета аукциона 73 915 834 руб. 80 коп.
19.07.2021 между Фондом и ООО "КМ-Строй" заключен договор N РТС236А210065(Д) по условиям которого подрядчик обязался в установленные договором сроки выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (работы), расположенных по следующим адресам: Воронежская область, Поворинский район, г. Поворино, ул. Карла Маркса, д.26; Воронежская область, г. Нововоронеж, ул. Мира, д. 17; Воронежская область, Кантемировский район, с. Писаревка, ул. Молодежная, д. 4; Воронежская область, Россошанский район, п. Опытной плодово-ягодной станции, д.24; Воронежская область, Россошанский район, г. Россошь, ул. Молодогвардейцев, д. 11 А; Воронежская область, Россошанский район, г. Россошь, ул. Лесная, д.4, Воронежская область, Россошанский район, г. Воронеж, ул. Пролетарская, д. 154; Воронежская область, Подгоренский район, пгт. Подгоренский, ул. Ленина, д. 26; Воронежская область, Подгоренский район, шт. Подгоренский, ул. Ленина, д. 46; Воронежская область, г. Воронеж, ул. Машиностроителей, д. 76; Воронежская область, г. Воронеж, ул. Куколкина, д.29; Воронежская область, г. Воронеж, ул. Феоктистова, д. 6; Воронежская область, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 34; Воронежская область, Семилукский район, г. Семилуки, ул. Чапаева, д. 52; Воронежская область, г. Воронеж, ул. Менделеева, д. 1; Воронежская область, г. Воронеж, бульвар Пионеров, д. 6.
Общая стоимость выполняемых работ по договору составила 73 915 834 руб. 80 коп (пункт 2.1 Договора).
Сроки выполнения работ по договору: с даты заключения договора (подписания договора на площадке электронного аукциона) по 30.11.2021 (пункт 3.6 Договора).
Пунктом 3.7 договора на подрядчика возложена обязанность по соблюдению сроков выполнения работ в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к настоящему договору).
Пунктом 3.8 договора предусмотрено, что подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работ и сроков выполнения отдельных этапов выполнения работ.
Подрядчик обязан:
выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1 договора, в сроки, установленные графиком выполнения работ по капитальному ремонту, в объеме, предусмотренном проектной (сметной) документацией, надлежащего качества в соответствии с действующими требованиями технических регламентов, национальными стандартами и сводами правил, нормами охраны труда, пожарной безопасности и иными нормативно-правовыми актами с применением своих материалов, оборудования и инструментов и сдать объекты, пригодные к эксплуатации, в срок, установленный разделом V настоящего договора (пункт 4.1.2 Договора).
завершить все работы, предусмотренные договором, согласно графику выполнения работ по капитальному ремонту и ввести в эксплуатацию не позднее сроков, указанных в договоре (пункт 4.1.26 Договора).
осуществлять фотофиксацию перед началом работ, в ходе их выполнения не менее 1 раза в неделю и после окончания проведения работ по капитальному ремонту на объектах с последующим предоставлением отчета с приложением фотоматериалов заказчику. Данный отчет необходимо предоставлять заказчику каждый понедельник месяца в электронном виде, с указанием информации о ходе выполнения каждого вида работ по договору в физических объемах (объем по проекту, фактическое выполнение на начало отчетной даты и о количестве рабочих на объекте). Если день отчета приходится на нерабочий день (выходной, праздничный день), днем предоставления отчета считается ближайший следующий за ним рабочий день. Подрядчик гарантирует своевременное предоставление необходимой и достоверной информации (пункт 4.1.28 Договора).
Пунктом 4.3.1 договора заказчику предоставлено право во всякое время осуществлять контроль за ходом и качеством работы, выполняемой подрядчиком, соблюдением сроков их выполнения, проверять результаты выполненных работ. По результатам проверок составлять акты технического обследования. В случае отказа подрядчика от подписания данных актов, делать соответствующую отметку в присутствии организации, осуществляющей управление и (или) обслуживание данного объекта, либо организации, осуществляющий строительный контроль по настоящему договору, фиксировать замечания. В случае обнаружения некачественно выполненных работ, нарушения графика выполнения работ, нарушения сроков выполнения работ, несоответствия работ сметной и технической документации, выставлять претензии, предписания подрядчику, приостанавливать работы.
Согласно пунктам 5.3-5.5, 5.17 Договора объем выполненных работ принимается на основании акта по унифицированным форме КС-3, подписанного и согласованного уполномоченным представителем заказчика и подрядчика, акта по форме КС-2, подписанным и согласованным уполномоченным представителя заказчика и подрядчика, организацией, осуществляющий строительный контроль на объекте по договору, органом местного самоуправления, а также лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе акта о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных капитальным ремонтом элементов жилого здания, подписанным рабочей комиссией согласно приложению N 4 к договору.
Заказчик принимает работу путем подписания актов по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 после получения указанных документов, подписанных в соответствии с пунктом 5.3 договора, при отсутствии замечаний заказчика к выполненным работам.
Датой выполнения подрядчиком своих обязательств по отдельным работам (этапам работ) настоящего договора считается дата подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Работы по договору считаются выполненными с даты подписания последнего акта приемки выполненных работ по форме КС-2 по объекту в порядке, установленном договором.
Приложением N 3 к Договору стороны согласовали график выполнения работ по капитальному ремонту (дата начала выполнения работ - 19.07.2021, дата окончания выполнения работ - 30.11.2021).
Из пункта 9.2 договора следует, что заказчик может быть расторгнут в следующих случаях: по соглашению сторон; по решению суда; по инициативе заказчика, в том числе в виде одностороннего расторжения договора, или подрядной организации.
В соответствии с пунктом 9.3 договора заказчик вправе расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке с взысканием причиненных ему убытков в том числе в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов.
02.12.2021 заказчик составил акты обследования технического состояния жилых домов, в которых подробно указаны работы, к выполнению которых подрядчик не приступил (т.2 л.д. 38-43).
Подрядчиком было выполнено только 2 вида работ по 2 домам из предусмотренных договором 21 вида работ по 17 домам.
К остальным работам подрядчик не приступал.
На основании актов обследования от 03.09.2021 Фонд выдавал предписания подрядчику.
09.12.2021 Фонд письмом (исх.N 2716671) уведомил ООО "КМ-Строй" о расторжении договора в одностороннем порядке с 10.01.2022 по инициативе заказчика ввиду неоднократного нарушения сроков начала и окончания работ.
12.01.2022 в Воронежское УФАС России поступило обращение Фонда от 11.01.2022 о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных подрядных организаций.
14.02.2022 по результатам рассмотрения обращения, а также представленных документов Комиссией Воронежского УФАС России принято решение N 036/10/00- 187/2022 о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций сведений об ООО "КМ-Строй".
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, ООО "КМ-Строй" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, кроме всего прочего, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Заказчик вправе расторгнуть договор о проведении капитального ремонта в одностороннем порядке с взысканием причиненных убытков в следующих случаях нарушение подрядной организацией сроков оказания услуг и (или) выполнения работ продолжительностью более 30 календарных дней по любому из многоквартирных домов (подпункт "е" пункта 226 Положения N 615).
В соответствии с пунктом 255 Положения N 615 в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона, уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта, а также о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.
Согласно пункту 259 Положения N 615 в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, осуществляет проверку фактов, содержащихся в указанных документах и информации.
В силу пункта 263-264 Положения по результатам рассмотрения документов и информации, предусмотренных пунктами 257 и 258 настоящего Положения, выносится решение. В случае подтверждения достоверности фактов, содержащихся в направленных заказчиком документах и информации, орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, выносит решение о включении информации о недобросовестной подрядной организации, предусмотренной пунктом 256 настоящего Положения, в реестр недобросовестных подрядных организаций.
По результатам принятия решения о включении информации о недобросовестной подрядной организации в реестр недобросовестных подрядных организаций такая информация включается в соответствующий реестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
Отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Подпунктом "е" пункта 9.3 Договора предусмотрено право заказчика расторгнуть договор в одностороннем порядке, в том числе в случае нарушения подрядчиком сроков выполнения работ продолжительностью более 15 календарных дней по любому из многоквартирных домов.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором. Указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Таким образом, условием для включения информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков является, в том числе, расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения. При этом антимонопольный орган осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов и только в случае подтверждения достоверности этих фактов включает информацию в реестр.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из приведенных требований Положения, учитывая позицию Конституционного Суда РФ, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении лица в реестр, нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств в совокупности и взаимосвязи. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта.
Основанием принятия Фондом капитального ремонта решения об одностороннем отказе от исполнения Договора явилось нарушение ООО "КМ-Строй" неоднократное нарушение дат начала и окончания выполнения работ (подпункт "е" пункта 9.3 Договора).
Воронежское УФАС России по результатам исследования поступившего от Фонда обращения и представленных сведений и документов усмотрело недобросовестность поведения подрядчика при исполнении заключенного Договора, выразившегося в неисполнении в установленные сроки принятых на себя обязательств по Договору.
Довод заявителя о частичном исполнении договора и о намерении завершения работ в полном объеме не исключает правовых оснований для включения его в реестр недобросовестных подрядчиков.
Материалами дела подтверждается невозможность завершения работ в установленный срок, а также возникновение негативных последствий для жильцов многоквартирных жилых домов, нарушение их прав на благоприятные условия проживания.
Объективных препятствий в исполнении заключенного договора подрядчиком в установленный срок судом не установлено.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение УФАС по Липецкой области принято при полном исследовании фактических обстоятельств взаимодействия и поведения сторон, в связи с чем, не противоречит закону.
Выводы УФАС не опровергнуты в ходе судебного разбирательства.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.10.2022 по делу N А14-11322/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-11322/2022
Истец: ООО "КМ-Строй"
Ответчик: Управление ФАС по ВО
Третье лицо: Катюшкин Евгений Юрьевич, Матвеев Андрей Александрович, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области