г. Самара |
|
05 марта 2024 г. |
Дело N А65-28967/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НПО "Радуга"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2023 года (резолютивная часть решения от 05.12.2023) по делу N А65-28967/2023 (судья Андриянова Л.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НПО "Радуга", г.Казань (ОГРН 1151690054944, ИНН 1660246806)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, г.Казань (ОГРН 1021602839488, ИНН 1654004245)
об отмене постановления по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НПО "Радуга" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (далее - Ответчик, административный орган) об отмене постановления по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2023 года (резолютивная часть решения от 05.12.2023) в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2023 года (резолютивная часть решения от 05.12.2023) по делу N А65-28967/2023 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором административный орган просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2023 года (резолютивная часть решения от 05.12.2023) по делу N А65-28967/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, административным органом установлено непредставление первичных статистических данных по форме федерального статистического наблюдения N 1-технология "Сведения о разработке и (или) использовании передовых производственных технологий" за 2022 года.
По данному факту ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении от 21.02.2023, в котором действия Общества квалифицированы по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании указанного протокола административным органом вынесено оспариваемое постановление N 12-05-03/322 от 21.03.2023 по делу об административном правонарушении о наложении административного штрафа о привлечении Заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, обжалуемое Заявителем постановление направлено в адрес Общества (почтовый идентификатор 80104882108819) и получено им 05.04.2023.
С заявлением об оспаривании данного постановления Заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан лишь 02.10.2023, то есть с пропуском срока.
Заявитель ходатайствовал о восстановлении срока на обжалование, мотивировав его тем, что 23.09.2023 стало известно о том, что Общество являлось микропредприятием.
Рассмотрев ходатайство Заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование, арбитражный суд пришел к следующему.
Как указывалось, обжалуемое Заявителем постановление получено Обществом 05.04.2023. Указанное обстоятельство не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 АПК РФ).
Статья 115 АПК РФ также устанавливает, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Из содержания приведенных норм права следует однозначный вывод о том, что арбитражный суд вправе восстановить пропущенный процессуальный срок при наличии на то уважительных причин и соответствующего ходатайства заявителя, без которого суд не вправе рассматривать данный вопрос. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 308-О право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок. Право установления этих причин и их оценка принадлежит суду с учетом обстоятельств конкретного дела.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
По смыслу правовой позиции, содержащейся в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2010 N 6-П, законодательное регулирование восстановления срока должно обеспечивать надлежащий баланс между вытекающим из Конституции Российской Федерации принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права в рамках установленного процессуального срока.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд при изучении материалов дела не усмотрел наличия каких-либо причин, которые объективно препятствовали обращению в арбитражный суд с заявлением об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности в рамках срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ, и могли бы быть признаны уважительными.
При заявлении ходатайства о восстановлении срока на оспаривание постановления Заявитель не привел аргументы и не представил доказательства, позволяющие установить наличие объективных исключительных обстоятельств, препятствующих своевременной реализации права на судебную защиту с соблюдением всех требований процессуального законодательства.
Как верно отмечено судом, при должной степени внимательности соблюдение срока для обжалования постановления административного органа находилось в пределах контроля Заявителя.
Таким образом, основания для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалования постановления отсутствуют, ходатайство удовлетворению не подлежит.
Заявителем не представлены доказательства принятия усиленных мер по сбору дополнительных доказательств по делу, в отсутствие которых оно не могло своевременно обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество являлось микропредприятием с 01.08.2016 по 10.07.2022.
Доводы Заявителя о том, что ООО "НПО "Радуга" являлось микропредприятием с 01.08.2016 по 10.07.2023 не соответствует действительности.
Представленная Заявителем выписка на стр. 16 относится к иной организации с другим ИНН.
В связи с этим судом удовлетворено ходатайство Общества об исключении указанного доказательства из материалов дела.
Ссылка Заявителя на неизвещение об исключении реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в рассматриваемом случае правового значения не имеет.
Судом учтено, что гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации).
Восстановление срока подачи заявления при отсутствии уважительности причин такого пропуска нарушает стабильность гражданского оборота и ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым.
Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон. Эти принципы реализуются через соблюдение требований закона всеми участниками судебного процесса.
Пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к верному выводу о том, что заявитель, проявив должную инициативу, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от заявителя в целях соблюдения установленного законом порядка, не был лишен возможности обратиться в арбитражный суд в установленный законом срок, пропуск последним срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных указанным Кодексом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что Заявитель пропустил срок для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 19.04.2006 N 16228/05, от 06.11.2007 N 8673/07, от 26.07.2011 N 18306/10, пропуск срока судебного обжалования является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом отсутствует необходимость проверки обоснованности заявленных требований по существу (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2020 N 302-ЭС20-11167 по делу N А19-18260/2019).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы заявителя о допущенных административным органом нарушениях при производстве дела об административном правонарушении апелляционным судом признаются не влияющими на изложенную выше оценку судом обстоятельств настоящего дела и выводов суда, поскольку судом первой инстанции установлен факт пропуска срока на обжалование вышеуказанного постановления административного органа от 21.03.2023 о привлечении заявителя к административной ответственности.
Уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Выводы арбитражного суда первой инстанции о пропуске заявителем срока на обжалование постановления от 21.03.2023 соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании части 4 статьи 208 АПК РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2023 года (резолютивная часть решения от 05.12.2023) по делу N А65-28967/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28967/2023
Истец: ООО "НПО "Радуга", г.Казань
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд