г. Хабаровск |
|
27 марта 2023 г. |
А73-16649/2022 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
рассмотрев апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Российские железные дороги", общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис"
на решение от 16.12.2022
по делу N А73-16649/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГК Вагонсервис" (далее - истец, ООО "ГК Вагонсервис") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД", перевозчик, железная дорога) о взыскании 299 625,84 руб. пени за просрочку доставки порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, отправленных по транспортным железнодорожным накладным N N ЭГ003295, ЭГ054964, ЭГ070583, ЭГ070695, ЭГ148464, ЭГ702676, ЭГ748676, ЭГ922661, ЭД272254, ЭД612061, ЭЕ247503, ЭД487387, ЭЕ124217, ЭЕ083898, ЭЕ083952, ЭД958394, ЭД612137, ЭД732838, ЭЖ335416, ЭЖ335442, ЭЖ335364, ЭЖ345656, Э3913894, Э3913910, Э3915354, Э3915438, Э3964346, ЭИ087964, ЭИ088038, ЭЙ988765, ЭК733395, ЭМ107837, ЭМ665876, ЭМ367411, ЭМ367503, ЭМ368334, ЭМ534516, ЭМ534574, ЭМ565489, ЭМ709501, ЭК667925, ЭЛ050372, ЭЛ050502, ЭЛ101779, ЭЛ336629, ЭН078957, ЭН095209, ЭН138429, ЭН270499, ЭН048736, ЭН265983.
Решением суда от 16.12.2022 исковые требования удовлетворены частично. С ОАО "РЖД" в пользу ООО "ГК Вагонсервис" взысканы пени в размере 296 144,32 руб. (с учетом снижения судом размера пени по накладным N N ЭН078957, ЭН095209, ЭН270499, ЭН048736 в соответствии со статьей 333 ГК РФ), в удовлетворении исковых требований о взыскании пени за просрочку доставки груза по накладной N ЭД487387 в размере 530,40 руб. отказано. Также с ОАО "РЖД" в пользу истца взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 19 965 руб.
Не согласившись с судебным актом, в части отказа взыскания пени по накладной N ЭД487387 ввиду наличия оснований для продления срока доставки на основании договора об установлении иных сроков доставки, ООО "ГК Вагонсервис" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение в обжалуемой части изменить.
ОАО "РЖД" также не согласившись с судебным актом, заявило апелляционную жалобу в обоснование которой приводит доводы об отсутствии оснований для взыскания пени по накладным N N ЭМ534574, ЭН265983 в размере 27 508,22 руб. ввиду того, что вагоны были отцеплены на промежуточной станции для устранения эксплуатационной неисправности. При этом ответственным за исправное техническое состояние вагонов является собственник.
ООО "ГК Вагонсервис" в представленных возражениях на жалобу перевозчика выразило несогласие с ее доводами, просило в удовлетворении жалобы отказать.
ОАО "РЖД" возражений на жалобу истца не представило.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалоб и возражений, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что в период июнь 2021 - февраль 2022 года с различных станций ООО "ГК Вагонсервис" (грузоотправитель) на станции назначения ДВост.ж.д. направлены порожние вагоны, не принадлежащие перевозчику, с оформлением транспортных железнодорожных накладных N N ЭГ003295, ЭГ054964, ЭГ070583, ЭГ070695, ЭГ148464, ЭГ702676, ЭГ748676, ЭГ922661, ЭД272254, ЭД612061, ЭЕ247503, ЭД487387, ЭЕ124217, ЭЕ083898, ЭЕ083952, ЭД958394, ЭД612137, ЭД732838, ЭЖ335416, ЭЖ335442, ЭЖ335364, ЭЖ345656, Э3913894, Э3913910, Э3915354, Э3915438, Э3964346, ЭИ087964, ЭИ088038, ЭЙ988765, ЭК733395, ЭМ107837, ЭМ665876, ЭМ367411, ЭМ367503, ЭМ368334, ЭМ534516, ЭМ534574, ЭМ565489, ЭМ709501, ЭК667925, ЭЛ050372, ЭЛ050502, ЭЛ101779, ЭЛ336629, ЭН078957, ЭН095209, ЭН138429, ЭН270499, ЭН048736, ЭН265983.
Нормативная продолжительность доставки грузов определена в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Вагоны, следовавшие по указанным железнодорожным накладным прибыли на станцию назначения с превышением установленных сроков доставки от 1 до 18 суток, в связи с чем ООО "ГК Вагонсервис" в адрес ОАО "РЖД" направлены претензии с требованием произвести оплату неустойки, начисленной на основании положений Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ, Устав).
Поскольку претензии оставлены без финансового удовлетворения, истец обратился с иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьей 792 ГК РФ регламентировано, что перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами.
Корреспондирующие положения закреплены в специальном законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере железнодорожных перевозок.
Согласно статье 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 УЖТ РФ.
Статьей 36 УЖТ РФ установлено, что по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан уплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Статьей 97 УЖТ РФ (в редакции, применимой к правоотношениям сторон) предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Положениями пунктов 6.1 - 6.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 39, регламентирован состав реквизитов железнодорожной накладной, заполняемых грузополучателем. Приведенным Приказом МПС России также утверждены формы перевозочных документов (железнодорожная накладная формы ГУ-27, железнодорожная накладная формы ГУ-27-0 и др.).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В силу пунктов 2 - 2.2 Правил N 245 в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки. Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления". Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной. Нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в настоящих Правилах. Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом.
Пунктом 2.6 Правил N 245 предписано, что неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные. Расчетный срок приема груза и порожних вагонов к перевозке и прибытия на железнодорожную станцию назначения определяется по московскому времени.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражный суд исходил из доказанности материалами дела факта доставки груза по накладным N N ЭГ003295, ЭГ054964, ЭГ070583, ЭГ070695, ЭГ148464, ЭГ702676, ЭГ748676, ЭГ922661, ЭД272254, ЭД612061, ЭЕ247503, ЭД487387, ЭЕ124217, ЭЕ083898, ЭЕ083952, ЭД958394, ЭД612137, ЭД732838, ЭЖ335416, ЭЖ335442, ЭЖ335364, ЭЖ345656, ЭЗ913894, ЭЗ913910, ЭЗ915354, ЭЗ915438, ЭЗ964346, ЭИ087964, ЭИ088038, ЭЙ988765, ЭК733395, ЭМ107837, ЭМ665876, ЭМ367411, ЭМ367503, ЭМ368334, ЭМ534516, ЭМ534574, ЭМ565489, ЭМ709501, ЭК667925, ЭЛ050372, ЭЛ050502, ЭЛ101779, ЭЛ336629, ЭН078957, ЭН095209, ЭН138429, ЭН270499, ЭН048736, ЭН265983 с нарушением нормативно установленного срока и наличии оснований для применения положений статьи 333 ГК РФ по накладным NN ЭН078957, ЭН095209, ЭН270499, ЭН048736. В удовлетворении исковых требований о взыскании пени за просрочку доставки груза по накладной N ЭД487387 в размере 530,40 руб. отказал.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
В связи с чем, Шестой арбитражный апелляционный суд осуществил проверку судебного акта в пределах доводов апелляционных жалоб.
Выражая несогласие с решением суда в обжалуемой части, ОАО "РЖД" приводит доводы о наличии оснований для увеличения сроков доставки по накладным N N ЭМ534574, ЭН265983 по причине отцепки вагонов в пути следования для устранения технической неисправности (код 219 - завышение/занижение фрикционного клина относительно опорной поверхности надрессорной балки более нормы, вид - эксплуатационный), возникшей не по вине перевозчика и как следствие отсутствие оснований для взыскания неустойки в общем размере 27 508,22 руб.
Согласно пункту 6.3 Правил N 245, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
Статья 20 УЖТ РФ устанавливает, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны. При этом, факт принадлежности спорных вагонов не перевозчику, не освобождает последнего от проверки технического состояния вагонов при принятии их к перевозке.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие (пункт 1 приложения N 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286).
В соответствии с пунктом 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации не допускается подача под погрузку грузов неисправных вагонов и без предъявления их к техническому обслуживанию. О признании их годными должна быть произведена запись в специальном журнале.
В соответствии с п. 73 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (Правила N 374), при приеме порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов.
Таким образом, при принятии к перевозке порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, на ОАО "РЖД", как на перевозчика, возложена обязанность по контролю технического состояния вагонов.
Бремя доказывания отсутствия вины в возникновении технической неисправности вагонов, контейнеров в пути следования законом возлагается на перевозчика
Вагоны по спорным накладным приняты ОАО "РЖД" к перевозке без замечаний к их техническому состоянию, при этом, вопреки доводам заявителя, составление актов общей формы по спорным отправкам с указанием на задержку вагона по железнодорожным накладным и на причины неисправностей вагона само по себе не может служить доказательством отсутствия вины перевозчика в задержке доставки груза, поскольку данные акты только констатируют факт обнаружения у вагонов технических неисправностей и не свидетельствуют о том, что неисправности возникли по причинам, независящим от перевозчика, либо, что перевозчик надлежащим образом исполнил обязанность, предусмотренную Правилами N 374.
Также суд обращает внимание на отсутствие акта-рекламации, либо иных документов, свидетельствующих об установлении виновного лица.
Таким образом, оснований для увеличения сроков доставки по накладным N N ЭМ534574, ЭН265983 в соответствии с пунктом 6.3 Правил N 245 не имеется.
Относительно доводов жалобы ООО "ГК Вагонсервис" о несогласии с решением суда в части отсутствия оснований для взыскания пени по накладной N ЭД487387 ввиду наличия договора об установлении иных сроков доставки, апелляционный суд отмечает следующее.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждены в Правилах исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее по тексту "Правила N 245).
Правила N 245 в пункте 15 предусматривают, что перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя" накладной отметка "Договорной срок доставки. Договор от __________ дата _______".
Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с настоящими Правилами.
Абзац 1 статьи 33 УЖТ РФ указывает, что грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Таким образом, нормативный срок доставки груза может быть изменен на основании договоров, заключаемых перевозчиком с грузоотправителем или грузополучателем.
Согласно материалам дела, в накладной N ЭД487387 имеются отметки о продлении срока доставки груза на 10 сут. на основании акта общей формы N 2/3064 от 12.10.2021, договора N ДЦС-754 от 20.09.2021, заключенного между ОАО "РЖД" и ООО "Дальневосточная логистическая компания" (грузополучатель).
Данный договор содержит условие о продлении срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов, направляемых на станции ОАО "РЖД", на 10 суток (пункт 1.1 договора).
Таким образом, в силу положений пункта 15 Правил N 245 при наличии соответствующей отметки в накладных, при расчете предельного срока доставки груза подлежит применению установленный в договоре NДЦС-754 от 20.09.2021 срок- 10 сут. дополнительно.
Доводы ООО "ГК Вагонсервис" о том, что он как грузоотправитель не является стороной по договору N ДЦС-754, а значит последний не порождает для него правовых последствий, а также то, что грузополучатель не является собственником вагонов, апелляционный судом не принимаются, поскольку из положений абзаца 1 статьи 33 УЖТ РФ, пункта 15 Правил N 245 не следует того, что возможность для заключения договоров на иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов ставится в зависимость от принадлежности вагонов или грузов. Между тем указанными положениями установлен круг субъектов, с которыми возможно заключение договора на иные сроки доставки грузов (грузоотправители, грузополучатели и перевозчики).
Из накладной следует, что ООО "Дальневосточная логистическая компания" является грузополучателем груза, поэтому последнее вправе заключать договоры с перевозчиком на иной срок доставки грузов.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционной суд считает, что доводы заявителей апелляционных жалоб не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемой части решения.
Решение суда в части применения статьи 333 ГК РФ по накладным N N ЭН078957, ЭН095209, ЭН270499, ЭН048736, равно как и отказа в применении статьи 333 ГК РФ по остальным накладным сторонами не обжалуется.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.12.2022 по делу N А73-16649/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16649/2022
Истец: ООО "ГК ВАГОНСЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РЖД"
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога"