г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А56-98183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Хариной И.С.
при участии:
от истца: Ким В.Р. по доверенности от 22.06.2022
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1173/2023) АО "Усть-Луга Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2022 по делу N А56-98183/2022 (судья Шелема З. А.), принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Усть-Луга Ойл"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги", истец) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Усть-Луга Ойл" (далее - АО "Усть-Луга Ойл", ответчик) о взыскании 146 820 руб. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе за период с 19.12.2021 по 14.01.2022; 4 135 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 15.01.2022 по 31.03.2022; процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на 146 820 руб. 00 коп., начиная с 01.10.2022 по день фактической оплаты, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период.
Решением суда от 26.12.2022 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что им не допущено нарушение технологического срока оборота вагонов. Также ответчик ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения вагонов на путях общего пользования по вине ответчика.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.12.2015 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Усть-Луга Ойл" (владелец) был заключен договор N 57/15/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - Договор).
Условиями Договора предусмотрено, что эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования осуществляется его локомотивом (пункт 1 Договора); подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по уведомлению (пункт 5 Договора); сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей - главные N N I, II, приемоотправочные NN 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,15,17 транзитно-выставочного парка "Нефтяной" станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с правилами промышленной и пожарной безопасности фронт выгрузки считается занятым вне зависимости от количества поданных под выгрузку вагонов на этот фронт (пункт 7 Договора); с железнодорожного пути необщего пользования владельца вагоны возвращаются перевозчику в количестве одновременно поданной группы вагонов на выставочные пути, указанные в пункте 7 настоящего Договора (пункт 9 Договора); возвращенные с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из железнодорожных выставочных путей, указанных в пункте 7 настоящего Договора (пункт 10 Договора); вагоны выводятся владельцем на железнодорожные выставочные пути только при наличии у перевозчика надлежащим образом оформленных документов на всю группу выводимых вагонов (пункт 11 Договора в редакции дополнительного соглашения без номера от 6 ноября 2018 г.); на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологические сроки оборота на группу поданных вагонов в зимний период года (с 16 октября по 14 апреля) для темного налива - 10,5 часа, для темного налива (маршруты Кириши) - 8,5 часа, для светлого налива - 4,5 часа, для темного налива и ТНТЭ на группу из 47 вагонов - 9,9 часа (пункт 13 Договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26 августа 2016 г.).
Также стороны в Договоре предусмотрели в пункте 16.1 обязанность владельца уплачивать перевозчику платы, предусмотренные статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ, Устав).
В соответствии с пунктом 16.3 Договора (в редакции дополнительного соглашения без номера от 28.03.2016) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания выгрузки грузов, подачи, приема вагонов;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе, на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних вагонов железнодорожным транспортом.
В декабре 2021 года на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес грузополучателя АО "Усть-Луга Ойл" следовали вагоны.
На промежуточной станции Войтоловка Октябрьской железной дороги 19.12.2021 в 06 часов 41 минут данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Лужская Октябрьской железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя.
14.01.2022 в 03 часов 17 минуты задержанные вагоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актом общей формы от 14.01.2022 N 17/176, составленным по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения от 19.12.2021 и 14.01.2022.
Факт нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
В связи с чем, на основании статьи 39 УЖТ РФ, Договора N 57/15/М, АО "Усть-Луга Ойл" начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 146 820 руб.
Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплаты задолженности.
Оставление указанной претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего временим задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы (часть 19 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 35 постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей (технологический срок оборота вагонов), исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Факт невыполнения АО "Усть-Луга Ойл" технологических сроков оборота вагонов, установленных Договором, подтверждается актами общей формы, а также памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов, которые были подписаны ответчиком без возражений.
Довод ответчика о том, что отсутствие нарушения технологического срока оборота вагонов подтверждается уведомлениями о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке, является голословным, а также противоречащим условиям Договора.
Факт невыполнения технологических сроков оборота вагонов ответчиком не оспорен. Факт отсутствия вины в невыполнении технологических сроков оборота вагонов ответчиком не доказан.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается правомерность начисления истцом ответчику обусловленной статьей 39 УЖТ РФ платы.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания платы в сумме 146 820 руб.
Также истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В силу статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В соответствии с расчетом истца, проверенным судами и признанным правильным, размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.01.2022 по 31.03.2022 составил 4 135 руб. 10 коп.
В силу пункта 3 статьи 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства перечисления ответчиком платы, истцом правомерно заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на 146 820 руб. 00 коп., начиная с 01.10.2022 по день фактической оплаты, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующий период.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в указанной части.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2022 по делу N А56-98183/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-98183/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ"