г. Киров |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А29-2223/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 по делу N А29-2223/2022
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН:1056315070350)
к муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102012053, ОГРН: 1021100730606), муниципальному казенному учреждению "Горзеленхоз" муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102018947, ОГРН: 1021100730496),
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Родная" (ИНН: 1102078833, ОГРН: 1161101060361),
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Ухта" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Комитет, заявитель) и к муниципальному казенному учреждению "Горзеленхоз" муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Учреждение) о взыскании 36287,75 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной на нужды отопления в нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, в период с сентября по декабрь 2021 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Родная".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 исковые требования удовлетворены: с Комитета в пользу Общества взыскано 17329,91 рублей задолженности, с Учреждения в пользу Общества взыскано 18957,84 рублей задолженности.
Комитет с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19.12.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м является неотапливаемым, в нем отсутствуют отопительные приборы, радиаторы отопления. Разводящие магистральные трубопроводы, проходящие через подвальное помещение, не отвечают признакам теплопотребляющих устройств. Истцом не представлены доказательства наличия в нежилом помещении теплопринимающих устройств и приборов учета или того, что фактическое потребление тепловой энергии, принятой посредством тепловыделения от изолированных трубопроводов отопления и горячего водоснабжения дома, проходящих через это помещение, позволяет поддерживать в данном помещении необходимую температуру воздуха без установки дополнительного оборудования. Получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статута управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Часть нежилого помещения (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, пом. N 1.004) площадью 41,2 кв.м передана ссудополучателю с 01.02.2015. По условиям договора безвозмездного пользования от 01.02.2015 N 26 ссудополучатель обязан нести расходы на содержание и эксплуатацию переданного имущества. Часть нежилого помещения (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, пом. N 1.004) площадью 54,5 кв.м передано арендатору с 01.12.2020 (возвращено по акту приема-передачи 31.01.2022). По условиям договора аренды от 20.11.2020 N 28 арендатор обязуется нести расходы на содержание переданного имущества. Учитывая изложенное, расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг должны быть возложена на ссудополучателя и арендатора.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.02.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 22.02.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу доводы Комитета в части нежилого помещения (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м поддержало.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу доводы Комитета отклонила, просит оставить решение суда без изменений, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Общество, Комитет, Учреждение заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец, являясь теплоснабжающей организацией на территории МО ГО "Ухта", в отсутствие подписанного между Комитетом и Обществом, Учреждением и Обществом договора теплоснабжения, в период с сентября по декабрь 2021 года поставил тепловую энергию на нужды отопления нежилых помещений площадью 104,7 кв.м и 95,7 кв.м, расположенных в многоквартирном доме по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, выставив Комитету к оплате счета-фактуры на общую сумму 36287,75 рублей.
Комитет выставленный к оплате ресурс в полном объеме не оплатил.
Неисполнение требований претензии от 12.01.2022 N 603/45 послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу положений пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу названных норм абонент обязан оплатить энергоснабжающей организации фактически принятое количество тепловой энергии, поданной на энергопринимающее устройство абонента, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Система теплоснабжения - это совокупность взаимосвязанных источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления.
Система теплопотребления - это комплекс теплопотребляющих установок с соединительными трубопроводами и тепловыми сетями.
Под теплопотребляющей установкой понимается комплекс устройств, использующих теплоту для отопления и горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха и тепловых нужд, а под тепловой сетью - совокупность трубопроводов и устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках, либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Поскольку нежилые помещения расположены в многоквартирном доме, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с подпунктом "е" пункта 4 Правил N 354 отоплением является подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
При рассмотрении требования о взыскании с собственника задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в нежилое помещение, подлежат доказыванию факт поставки тепловой энергии на отопление ответчику в спорный период, факт наличия у него возможности принимать поставленную тепловую энергию (наличие теплопотребляющей установки).
Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578 указал, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой относятся отопительные приборы, полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции. По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, разъяснено, что отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В рассматриваемом случае нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м является отапливаемым, что подтверждается техническим паспортом на МКД (л.д. 105-106), согласно которому все нежилые помещения (1727,8 кв.м) имеют благоустройство в виде центрального отопления.
Кроме того, согласно акту комиссионного обследования указанного выше нежилого помещения от 19.05.2022 N 2022-ФК/НА-1707 в помещениях 5 и 6 транзитом проходят 4 заизолированных трубопровода (2 трубопровода - на тепловой узел МКД, 2 трубопровода - на систему отопления нежилого помещения - межбольничная аптека). Температура на поверхности изоляции трубопроводов составляет от 27,3 °С до 28,2 °С. Радиаторы отопления отсутствуют во всех помещениях. Необходимо учесть, что отсутствие в спорном помещении приборов (радиаторов) отопления при наличии проходящих через него трубопроводов внутридомовой системы отопления обусловлено конструктивной особенностью и не свидетельствует об отсутствии теплопотребления на отопление. При этом исключить (понизить) теплоотдачу на отдельных участках теплосети без применения изолирующих материалов невозможно. Между тем, из акта от 19.05.2022 N 2022-ФК/НА-1707 следует, что изоляционной слой теплоотдачу не исключает.
Более того, подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, с учетом представленных в дело доказательств, нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м является отапливаемым.
Как следует из выписки из ЕГРН (л.д. 55-56) нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м передано в оперативное управление Учреждению с 15.11.2018.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в силу пункта 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения (статья 294) или оперативного управления (статья 296).
При этом статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац 5 пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации). В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, обязанным лицом является Учреждение, так как в его владении находилось нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м.
Расчет (л.д.145 обр.) объема и стоимости поставленной тепловой энергии в нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, подвал) площадью 104,7 кв.м, участвующими в деле лицами не оспорен. При таких обстоятельствах, суд обоснованно взыскал с Учреждения 18957,84 рублей задолженности.
Как следует из материалов дела (л.д.58-59), нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, пом. N 1.004) площадью 95,7 кв.м в спорный период принадлежало на праве собственности муниципальному образованию городского округа "Ухта".
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Права собственника от имени муниципального образования в силу пункта 2 статьи 215 и пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляют органы местного самоуправления в рамках предоставленной им компетенции.
Ссылки Комитета на то, что обязательство по оплате тепловой энергии в части площади 54,5 кв.м должно быть возложено на арендатора (ИП Афанасьеву А.Б.), а в части площади 41,2 кв.м - на ссудополучателя (ФКУ "Военный комиссариат Республики Коми"), подлежит отклонению в силу следующего.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Поскольку договор аренды регулирует отношения собственника и арендатора, оснований считать, что в нем содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению коммунальных расходов, не имеется (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10).
В соответствии с правовой позицией, выработанной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации на заседании 26.06.2015 (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), вопрос N 5), Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы не содержат норм о возникновении на основании договора аренды нежилого помещения обязанности у арендатора по внесению платы за коммунальные услуги перед оказывающим их третьим лицом (исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией).
Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора аренды.
Обязанность ссудополучателя нести расходы по содержанию помещения, предусмотренная условиями заключенного договора безвозмездного пользования и вытекающая из положений статьи 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлена в отношениях с ссудодателем (собственником помещения), а не с ресурсоснабжающей организацией, которая не является стороной указанного договора.
Поэтому в отсутствие договора между арендатором или ссудополучателем с одной стороны и ресурсоснабжающей организацией с другой стороны обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике нежилого помещения.
Таким образом, обязанным лицом является муниципальное образование в лице Комитета, так как в его владении находилось нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, пом. N 1.004) площадью 95,7 кв.м.
Расчет (л.д.145) объема и стоимости поставленной тепловой энергии в нежилое помещение (г. Ухта, пр-кт Ленина, д. 36, пом. N 1.004) площадью 95,7 кв.м, участвующими в деле лицами не оспорен. При таких обстоятельствах, суд обоснованно взыскал с Комитета 17329,91 рублей задолженности.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.12.2022 по делу N А29-2223/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2223/2022
Истец: ПАОТ Плюс
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
Третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Горзеленхоз" муниципального образования городского округа "Ухта", ООО "Управляющая компания "Родная", Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля)