г. Санкт-Петербург |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А56-105815/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2634/2023) ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56-105815/2022 (судья Константинова Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск
Федерального дорожного агентства"
к ООО "ТД Т-Экспорт"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Упрдор "Холмогоры") (далее - ФКУ "Упрдор "Холмогоры", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ТД Т-ЭКСПОРТ" (далее - ООО "ТД Т-ЭКСПОРТ", ответчик) о взыскании вреда в размере 568 966 руб. 45 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 20.12.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, за ФКУ Упрдор "Холмогоры" на праве оперативного управления закреплены следующие автомобильные дороги общего пользования федерального значения (далее - федеральные автомобильные дороги):
- М-8 "Холмогоры" от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска (после переименования - М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск) на участке км' 113+800 - км 256+300, км 271+850 - км 1226+218, включая Обход г. Переславль-Залесский (распоряжение Департамента имущественных отношений Вологодской области от 13 февраля 2003 года N 150-р и распоряжение Федерального дорожного агентства от 29 августа 2014 года N 1654- Р);
- А-114 Вологда - Новая Ладога до магистрали "Кола" (через Тихвин) (после переименования - А-114 "Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола") на участке км 4+320 - км 331+025 (распоряжение Территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Вологодской области от 30 января 2004 года N 43-р);
- "Обход города Вологды" (распоряжение Территориального управления Росимущества в Вологодской области от 20 мая 2019 годаN 122-р).
19.11.2021 на ПКП-1 (Вологда), расположенном на 400 км автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда -Архангельск" была проведена проверка весовых параметров в отношении тяжеловесного транспортного средства Вольво, г.р.з. М618AM198, принадлежащего ООО "ТД Т-Экспорт".
По результатам проверки сотрудниками ТОГАДН по Вологодской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - МУГАДН) были выявлены нарушения владельцем тяжеловесного транспортного средства требований Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года N 2200, а именно: превышение предельно допустимых значений максимальной допустимой массы (общей массы) и превышение предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства при отсутствии специального разрешения на движение по федеральным автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, отсутствии согласования маршрута движения тяжеловесного транспортного средства и отсутствии возмещения ответчиком вреда.
О превышении тяжеловесным транспортным средством установленных ограничений при движении по федеральным автомобильным дорогам, находящимся в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Холмогоры", сотрудниками МУГАДН был составлен Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства N 35101000063 от 19.11.2021.
Согласно Акту N 35101000063 от 19.11.2021 фактическая полная масса тяжеловесного транспортного средства составила 59,10 тонн (с учетом погрешности) при допустимой полной массе транспортного средства 40 тонн. Перегруз по полной массе составил 19,10 тонн (или 47,75 %). Также было установлено превышение допустимых осевых нагрузок:
- по оси N 2 допустимая нагрузка составляет 10,00 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 15,89 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 5,89 тонн (или 58,90 %);
- по оси N 3 допустимая нагрузка составляет 7,50 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 11,81 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 4,31 тонн (или 57,47 %);
- по" оси N 4 допустимая нагрузка составляет 7,50 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 11,44 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 3,94 тонн (или 52,53 %);
- по оси N 5 допустимая нагрузка составляет 7,50 тонн, фактическая нагрузка на ось составила 11,62 тонн (с учетом погрешности), перегруз на ось составил 4,12 тонн (или 54,93 %).
Взвешивание тяжеловесного транспортного средства было произведено работниками весового контроля МУГАДН с применением весового оборудования - весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси SUPAWEIGH 5000с, заводской номер N 35597/52 (госреестр N 62223-15), признанных пригодными к применению (свидетельство о поверке N МА 0253609, действительно до 16.05.2022).
С Актом N 35101000063 от 19.11.2021 водитель транспортного средства был ознакомлен и подписал его.
Акт N 35101000063 от 19.11.2021 в установленном законом порядке не был обжалован, не был признан недействительным.
На основании Акта N 35101000063 от 19.11.2021 Истцом был произведен расчет платы в счет возмещения вреда, причиненного тяжеловесным транспортным средством ответчика федеральным автомобильным дорогам, размер которого составил 568 966 руб. 45 коп.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо с предложением в добровольном порядке оплатить ущерб, причиненный федеральным автомобильным дорогам.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о недоказанности истцом причинения вреда федеральным автомобильным дорогам в результате виновных действий ответчика.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, с использованием транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось. В соответствии с пунктом 6 части 2 этой же статьи пользователям автомобильными дорогами запрещается повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно пункту 12 статьи 11 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются органами государственной власти Российской Федерации.
Статьей 31 Закона N 257-ФЗ установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.
Порядок ее расчета определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 67 " Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил размер вреда определяется в порядке, предусмотренном методикой расчета размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, согласно приложению и рассчитывается с учетом:
а) превышения установленных Правительством Российской Федерации, запрещающими дорожными знаками 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в соответствии со статьей 30 Федерального закона, значений:
допустимой массы транспортного средства;
допустимой нагрузки на ось транспортного средства;
б) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства;
в) базового компенсационного индекса текущего года.
Размер платы в счет возмещения вреда рассчитывается применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут транспортного средства (пункт 5 Правил).
Согласно пункту 2 Правил вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что факт превышения транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось, а также допустимой полной массы транспортного средства подтверждается Актом результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства N 35101000063 от 19.11.2021.
Составленный при осуществлении весового контроля Акт содержит сведения о наименовании, дислокации и принадлежности пункта весового контроля, марке, модели и регистрационном номере транспортного средства, прошедшего через пункт весового контроля, пройденное транспортным средством расстояние и его маршрут.
В акте N 35101000063 от 19.11.2021 указано используемое весовое оборудование - весы автоматические для взвешивания транспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси SUPAWEIGH 5000с, заводской номер N 35597/52 (госреестр N 62223-15), прошедшее поверку в установленном порядке (свидетельство о поверке прилагается).
Акт составлен сотрудником МУГАДН на основании документов, предъявленных водителем ТС. Указанный акт составлен в присутствии водителя, возражений в части взвешивания не поступало, о чем свидетельствует подпись водителя.
В свою очередь, в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил в материалы дела доказательства нарушения процедуры взвешивания. Акт N 35101000063 от 19.11.2021 в установленном порядке не признан недействительным.
В связи с изложенными обстоятельствами, апелляционный суд приходит к выводу о том, что акт N 35101000063 от 19.11.2021 является надлежащим доказательством, подтверждающим факт превышения транспортным средством ответчика установленных ограничений по нагрузке на ось, а также допустимой полной массы транспортного средства.
В свою очередь, привлечение ответчика к административной ответственности по факту установления нарушения правил движения тяжеловесного транспортного средства не освобождает его от гражданско-правовой ответственности, в рамках которой истцом заявлены требования о взыскании вреда.
Таким образом, представленными истцом в материалы дела доказательствами подтверждается причинение вреда автомобильной дороге общего пользования, закрепленной на праве оперативного управления за истцом, в результате осуществления транспортным средством ответчика перевозки тяжеловесного груза с нарушением весовых параметров без специального разрешения на перевозку и платы за провоз.
В связи с этим апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования - удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 177 АПК РФ решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. Копии решения на бумажном носителе могут быть направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2022 по делу N А56-105815/2022 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТД Т-ЭКСПОРТ" в пользу Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" 568 966 руб. 45 коп. в возмещение вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования, а также
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105815/2022
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" ( ФКУ Упрдор"Холмогоры")
Ответчик: ООО "ТД Т-ЭКСПОРТ"
Третье лицо: Северное-Восточное МУГАДН в лице Территорирального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9331/2023
31.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2634/2023
28.03.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2634/2023
20.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105815/2022