г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А41-21506/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Бархатовой Е.А., Коновалова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 по делу N А41-21506/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Альянс Плюс" - Ефименко А.А. по доверенности от 31.01.2023;
Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области" - Стогова В.С. по доверенности от 01.12.2022.
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс Плюс" (далее - заявитель, ООО "Альянс Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский Московской области" (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения администрации от 11.03.2022 о самостоятельном демонтаже вышки сотовой связи и возложении расходов, связанных с проведением работ по их демонтажу на ООО "Альянс Плюс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ГБУ МО "Мосавтодор", Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением суда первой инстанции заявление удовлетворено.
С вынесенным решением не согласилась администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на том, что вышка установлена в нарушение пункта 3 распоряжения Мингосуправления МО от 15.05.2020 N 11-61/РВ "Об утверждении общих технических требований на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области" ближе чем 50 метров от жилых домов. Также отмечает, что оспариваемое письмо не является ненормативным актом, а представляет собой претензионное письмо.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя возражал против доводов жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между ГБУ МО "Мосавтодор" и ООО "Альянс Плюс" 13.12.2021 заключен договора N 52657109 на прокладку (переустройство) инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения а/д "г. Дзержинский, ул. Лесная, II тех. Кат., код 4640002, км 1+040 (право).
В соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги "Выдача согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области" (далее - Административный регламент) ГБУ МО "Мосавтодор" выдало согласие ООО "Альянс Плюс", содержащее технические требования и условия на устройство антенно-мачтового сооружения связи (далее - АМС) в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0000000:20061, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, ул. Лесная (координаты 55.629590, 37.864372).
В целях установления вышеназванной АМС ООО "Альянс Плюс" получило разрешение на публичный сервитут.
Так, распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 17.01.2022 N 15ВР-21 в пользу ООО "Альянс Плюс" установлен публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером 50:64:0000000:20061 в целях устройства АМС связи в координатах, указанных в перечне частей земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут в границах полосы отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Спорное сооружение связи расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:64:0000000:20061, по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, ул. Лесная, который граничит с автомобильной дорогой регионального значения "г. Дзержинский, ул. Лесная", находящейся в оперативном управлении ГБУ МО "Мосавтодор" согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 N 653/26.
При выявлении начала земляных работ по установке антенно-мачтового сооружения администрацией 24.01.2022 исходящим письмом N 108исх-401/07.1 направлено обращение в ГБУ МО "Мосавтодор" с требованием остановить проводимые истцом работы по установке сооружения, поскольку проведение земляных работ осуществляется без получения соответствующих разрешений и согласований, в том числе в отсутствие ордера на право производство земляных работ.
ООО "Альянс Плюс" 25.02.2022 обратилось в адрес заинтересованного лица с заявлением на получение услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории муниципального образования "городской округ Дзержинский Московской области".
Уведомлением от 10.03.2022 обществу отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с несоответствием документов, содержащихся в Административном регламенте, по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации, а именно проект производства работ на строительство многофункциональной опоры 39 метров не содержит согласований со службами, отвечающими за эксплуатацию инженерных коммуникаций на территории городского округа Дзержинский Московской области, - ФГУП "ФЦДТ "Союз", ПАО "Монтаж", ДМУП "ЭКПО" (в части производства земляных работ).
Уведомлением от 11.03.2022 N 108исх-1736/07.1 от 11.03.2022 администрация сообщила ООО "Альянс Плюс" о необходимости демонтажа вышки сотовой связи на территории городского округа Дзержинский, в котором заинтересованное лицо просит общество демонтировать сооружение в срок до 25.03.2022.
В качестве причин указано следующее:
- нарушены технические требования и условия на устройство антенно-мачтового сооружения связи от 13.12.2021 N 52657109, выданные ГБУ МО "Мосавтодор";
- проведение земляных работ по установке АМС не согласовывалось с администрацией;
- проект подключения к РУ-0,4 кВ ТП-4Д не согласован с Дзержинским производственным объединением Домодедовского филиала АО "Мособлэнерго";
- размещение опор для кабельной линии 0,4 кВ и проведение земляных работ по их установке не согласовывалось с администрацией и АО "Мособлэнерго";
- установленные опоры расположены в охранной зоне существующих кабельных линий.
Полагая указанное решение незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Из анализа норм статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
В соответствии с частью 7 статьи 43 названного Закона проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
В настоящем случае в выдаче ордера на проведение земляных работ обществу отказано уведомлением от 10.03.2022 (л. д. 37).
Согласно пункту 3 распоряжения Мингосуправления МО от 15.05.2020 N 11-61/РВ "Об утверждении общих технических требований на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области" под антенномачтовым сооружением (далее - АМС) понимаются антенно-мачтовые сооружения типа: столб, башня, мачта, комбинированная опора, имеющие в качестве основного назначения размещение оборудования подвижной радиотелефонной связи, с высотой до 50 метров, для размещения которых не требуется получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Установка АМС ближе 50 метров от жилых и (или) многоквартирных домов указанным распоряжением не допускается (абзац 5 указанного пункта 3).
Также не допускается установка АМС ближе 150 метров от объектов общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций (абзац 4 указанного пункта 3).
Между тем, администрация ссылается на то, что в рассматриваемом случае объект располагается в нарушение указанного запрета ближе 50 метров от жилых домов N N 16, 17 по ул. Лесной и ближе 150 метров от детского дошкольного учреждения - МБОУ "Гимназия N 4".
Указанное обстоятельство общество не опровергло.
Довод общества о том, что к спорным правоотношениям указанное распоряжение Мингосуправления МО от 15.05.2020 N 11-61/РВ не применимо, противоречит сложившейся судебной практике по делам с данным заявителем (например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.11.2022 по делу N А41-74441/2021.
Следовательно, оснований полагать правовую позицию администрации незаконной не имеется.
Также администрация в апелляционной жалобе ссылается на то, что оспариваемое письмо не является ненормативным актом, а представляет собой претензионное письмо.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным доводом.
Так, в оспариваемом письме администрация предлагает обществу осуществить демонтаж спорного АМС.
При этом в рамках арбитражного дела N А41-15468/2023 администрация обратилась к обществу с иском об обязании общества демонтировать указанное сооружение.
Ввиду изложенного само по себе спорное письмо не влечет юридических последствий и не содержит обязательных предписаний, не является ненормативным актом, законность которого может быть проверена в судебном порядке.
Ввиду изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Соответственно, обжалуемое решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.12.2022 по делу N А41-21506/2022 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Альянс Плюс" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-21506/2022
Истец: ООО "АЛЬЯНС ПЛЮС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ДЗЕРЖИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ДЗЕРЖИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"