г. Москва |
|
27 марта 2023 г. |
Дело N А41-22081/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Бархатовой Е.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Мартенс Е.Д.,
при участии в заседании:
от истца: Трубецкая А.Р., доверенность от 07.07.2022,
от ответчика: Федотова А.М., доверенность от 10.01.2023,
от третьих лиц:
Комитет Лесного Хозяйства Московской Области - Щипова А.Д., доверенность от 22.11.2022.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
ФГБУ "ФКП Росреестра" - не явился, извещен надлежащим образом,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
Администрация Городского Округа Клин - не явился, извещен надлежащим образом,
Прокуратура Московской Области - Шитова А.О., по удостоверению,
Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поля Подмосковья" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-22081/21, по иску РОСЛЕСХОЗ (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840) к обществу с ограниченной ответственностью "Поля Подмосковья" (ОГРН: 1085020002572, ИНН: 5020055303), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет Лесного Хозяйства Московской Области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН: 1097746296977, ИНН: 7716642273), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), в лице филиала Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561), Администрация Городского Округа Клин (ОГРН: 1035003952004, ИНН: 5020007701), Прокуратура Московской Области (ОГРН: 1027700524169, ИНН: 7702151927), Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1037739275617; ИНН 7733012419) об истребовании из незаконного владения и обязании внести в ЕГРН изменения по земельным участкам с КН 50:03:0060480:213, 50:03:0060480:214,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, агентство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ" (далее - ответчик, общество) с требованиями, исходя из принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ,:
-истребовать из чужого незаконного владения ООО "Поля Подмосковья" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с КН 50:03:0060480:213, площадью 1000102 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в указанных координатах поворотных точек;
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с КН 50:03:0060480:213;
-истребовать из чужого незаконного владения ООО "Поля Подмосковья" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с КН 50:03:0060480:214, площадью 483311 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в указанных координатах поворотных точек;
- истребовать из чужого незаконного владения ООО "Поля Подмосковья" в пользу Российской Федерации часть земельного участка с КН 50:03:0060480:214, площадью 32877 кв. м, входящую в состав земель лесного фонда, в указанных координатах поворотных точек;
- исключить из ЕГРН сведения о местоположении границ земельного участка с КН 50:03:0060480:214
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской Области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация городского округа Клин, Прокуратура Московской области, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Поля Подмосковья" обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель агентства возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители прокуратуры и Комитета лесного хозяйства МО поддержали позицию агентства, возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель общества заявил ходатайство об истребовании доказательств.
В силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.
В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.
Часть 1 статьи 9 АПК Российской Федерации, устанавливающая, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, тем самым конкретизирует предписания статьи 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 9 АПК РФ арбитражный суд оказывает содействие лицам, участвующим в деле, в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
Часть 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предоставляющая арбитражному суду полномочие по ходатайству лица, участвующего в деле, не имеющего возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, истребовать соответствующее доказательство, выступает процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения на основе состязательности и равноправия сторон арбитражным судом дел, относящихся к его компетенции.
Как указано в Определении Конституционного суда Российской от 29.10.2020 N 2481-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дорохина Виктора Александровича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 9 и частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" решение вопроса о необходимости удовлетворения ходатайства участвующего в деле лица об истребовании доказательств осуществляется арбитражным судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств, что является проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" в соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ арбитражный суд может истребовать по ходатайству лица, участвующего в деле, необходимые доказательства. При этом указания в ходатайстве конкретных реквизитов такого доказательства или приложения к ходатайству доказательств, подтверждающих нахождение данного доказательства у соответствующего лица, не требуется.
Исходя из данной нормы, арбитражный суд истребует доказательства, в частности, в случае обоснования лицом, участвующим в деле, отсутствия возможности самостоятельного получения доказательства от лица, у которого оно находится, указания на то, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, а также указания причин, препятствующих получению доказательства, и места его нахождения.
Невыполнение без уважительной причины обязанности представить истребуемые доказательства либо неизвещение суда о невозможности представления доказательства, в том числе в установленный судом срок, может являться основанием для наложения штрафа, предусмотренного частью 9 статьи 66 АПК РФ, и не освобождает соответствующее лицо от обязанности представить истребуемое доказательство (часть 11 статьи 66 АПК РФ).
К числу уважительных причин могут относиться, в частности, причины, связанные с отсутствием у лиц по независящим от них обстоятельствам сведений об истребовании у них доказательств, а также связанные с независящими от лица обстоятельствами, в силу которых оно было лишено возможности своевременно направить в суд соответствующие доказательства или сообщить необходимую информацию (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
Не могут рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о направлении в суд истребуемых доказательств, нахождение представителя лица в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы лица, у которого истребуются доказательства.
На основании абзаца второго пункта 10 части 2 статьи 125 АПК РФ арбитражный суд вправе по ходатайству лица, участвующего в деле, истребовать доказательства в том числе у другого лица, участвующего в деле.
В случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок арбитражный суд вправе отнести на такое лицо судебные расходы в соответствии с частью 2 статьи 111 АПК РФ (часть 2 статьи 9, статья 65, часть 5 статьи 159 АПК РФ), а также обосновать свои выводы объяснениями другой стороны (часть 1 статьи 68 ГПК РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
С учетом изложенного Десятый арбитражный апелляционный суд исходит из того, что истребование доказательства является правом, а не обязанностью суда. Разрешение данного вопроса осуществляется судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом необходимости и значимости данного доказательства для разрешения рассматриваемого спора.
Суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, поскольку безусловных оснований для истребования документов не приведено, не представлено доказательств невозможности самостоятельного получения указанных документов и их наличия у истца, при этом должная оценка обстоятельств настоящего спора возможна, исходя из имеющихся в деле доказательств.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 16.03.2021 N 1, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:213 пересекаются с землями лесного фонда выделов 1-26 квартала 6 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Нудольское). Площадь пересечения -1029339 кв. м.
В соответствии с заключением о пересечении границ лесного участка с границами земельного участка в составе земель иных категорий, выполненным ФГБУ "Рослесинфорг" от 16.03.2021 N 2, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:214 пересекаются с землями лесного фонда выделов 13, 16 квартала 80 Теряевского участкового лесничества Волоколамского лесничества, выделов 11, 12, 15-22 квартала 5 Клинского сельского участкового лесничества Клинского лесничества Московской области (участок АОЗТ Нудольское). Площадь пересечения - 508616 кв. м.
Границы Клинского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 13.02.2019 N 177 "Об установлении границ Клинского лесничества в Московской области".
Границы Волоколамского лесничества Московской области установлены в соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 11.02.2019 N 124 "Об установлении границ Волоколамского лесничества в Московской области".
В соответствии с выписками из ЕГРН на объекты недвижимости собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214, расположенных по адресу: Московская область, р-н Клинский, АОЗТ "Нудольское" площадью 1061400 и 547720 кв. м соответственно; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, является ООО "Поля Подмосковья" (свидетельство о праве собственности от 26.12.2008 N 50-50-03/068/2008-078; от 26.12.2008 N 50-50-03/068/2008-079).
При этом, указанные земельные участки используются с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Считая, что спорные земельные участки в части пересечения с землями лесного фонда незаконно находятся в собственности ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ", Федерального агентство лесного хозяйства обратилось в суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник (титульный владелец) вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
В соответствии со статьей 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Из положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В обоснование местоположения границ лесных участков Рослесхоз представил в материалы дела заключение ФГБУ "Рослесинфорг" N 1,2 выкопировку из планшета лесных участков Клинского сельского участкового лесничества, таксационное описание лесных участков Клинского сельского участкового лесничества.
Для подтверждения факта пересечения границ определением от 24 декабря 2021 года судом первой инстанции была назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ГБУ Московской области "МОБТИ" Романцовой О.В., Травинкину Е.А.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1). Определить имеются ли пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:00604806:213 и 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН с границами участков в составе земель лесного фонда согласно имеющейся лесоустроительной документации. Если пересечение границ имеется, указать площадь и координаты наложения с приложением графического материала.
2). Установить, соответствует ли площадь и границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:00604806:213 и 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН, границам, установленным землеотводными (правоустанавливающими) документами.
3). В случае положительного ответа на первый вопрос, установить границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:03:00604806:213 и 50:03:0060480:214 за вычетом площади наложения на границы участков в составе земель лесного фонда.
Экспертное заключение N А-01-6752/02-22, содержит следующие выводы:
1) Границы исследуемых земельных участков с КН 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214 установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ.
Согласно, имеющимся правоудостоверяющим документам, земельные участки 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214 на основании Решения единственного участника ООО "Поля Подмосковья" от 20.11.2008 года и акта приема-передачи имущества в Уставной капитал ООО "Поля Подмосковья" от 20.11.2008, образован как объект недвижимости в 2008 году и передан от ООО "Нудольское" в собственность ООО "Поля Подмосковья".
Экспертами произведено сопоставление сведений ЕГРН на земельные участки 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214 с данными Лесоустройства, отраженных в:
- планшет N 100 лесоустройства 2019 года Клинского лесничества Клинского сельского участкового лесничества (т. 2, л.д. 29)
- планшет N 102 лесоустройства 2019 года Клинского лесничества Клинского сельского участкового лесничества (т. 2, л.д. 30)
- планшет N 103 лесоустройства 2019 года Клинского лесничества Клинского сельского участкового лесничества (т. 2, л.д. 31)
При этом, конфигурация земель лесного фонда, отраженная в планшетах N 100, N 102, N 103 и в выписках из государственного лесного реестра в спорной части идентична.
С учетом имеющихся данных экспертом подготовлены чертежи сопоставления:
- земельного участка с КН 50:03:0060480:213 по сведениям ЕГРН с данными планшетов Лесоустройства N 103 на 2019 года (см. Приложение 1а)
- земельного участка с КН 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН с данными планшета Лесоустройства N 100 и N 102 на 2019 года (см. Приложение 16)
В связи с тем, что на зарамочном оформлении Планшетов N 100, N 102 и N 103 имеются выходы сетки координат масштаба 1:10000, экспертом произведена векторизация растрового изображения путем привязки к координатной сетке, а также с контрольной привязкой к установленным и утвержденным границам городского округа Клин (Закон Московской области от 11 октября 2017 года N 170/2017-03 "О границе городского округа Клин")
Из приложения 1а видно, что земельный участок 50:03:0060480:213 по сведениям ЕГРН располагается на территории 144 квартала южнее деревни Ногово. Данная территория граничит с юга с Нудольским участковым лесничеством. На территории, с которой пересекается исследуемый земельный участок 50:03:0060480:213 отсутствует информация, что эта часть территории относится к АОЗТ "Нудольское" или к ООО "Поля Подмосковья".
Кроме того, через спорный земельный участок 50:03:0060480:213, находящийся в частной собственности, протекают ручьи без названия (один в северной части, второй в западной части земельного участка) (водные объекты общего пользования), что нарушает ч. 3 п. 5 и п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ. (Земельные участки, на которых расположены водные объекты, не могут предоставляться в частную собственность, так как они являются ограниченными в обороте)
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060480:213 пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Площадь пересечения составила 1000102 кв. м. Площадь земельного участка 50:03:0060480:213 по сведениям ЕГРН составляет 1061400 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 61298 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060480:213.
Описание местоположения границ площади пересечения земельного участка 50:03:0060480:213 по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблице N 2.1.1.
Из приложения 16 видно, что земельный участок 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН располагается на территории 143 и 146 квартала между деревнями Горица и Волосово. Данная территория граничит с запада с Волоколамским участковым лесничеством. Западная граница земельного участка 50:03:0060480:214 проходит по границе Клинского района. На территории, с которой пересекается исследуемый земельный участок 50:03:0060480:214 отсутствует информация, что эта часть территории относится к АОЗТ "Нудольское" или к ООО "Поля Подмосковья".
Кроме того, через спорный земельный участок 50:03:0060480:214, находящийся в частной собственности, проходит дорога общего пользования, соединяющая автомобильную дорогу местного значения с деревней Кондратово, то есть дорога относится к дорогам общего пользования (Федеральный закон N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации") и должна находится в свободном доступе.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060480:214 пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Общая площадь пересечения составила 516188 кв. м = 483311 кв. м (ЗУ1) + 32877 кв. м (ЗУ2) Площадь земельного участка 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН составляет 547720 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 31532 кв. м.
При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060480:214.
Описание местоположения границ площадей пересечения земельного участка 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН с землями лесного фонда представлено в системе координат МСК-50 в таблице N 2.1.2 и 2.1.3. Согласно:
- акт осмотра территории лесного участка от 12.11.2020 (т. 1 л.д. 21-25)
- акт осмотра территории лесного участка от 05.12.2020 (т. 1 л.д. 26-28)
- акт осмотра территории лесного участка от 04.12.2020 (т. 1 л.д. 29-35)
- земельные участки 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214 не огорожены, на них местами производится вырубка, имеются лесные насаждения возрастом 60-70 лет. Наличие лесного массива на территории исследуемого земельного участка подтверждается спутниковым (космическим) аэрофотоснимком, являющимся геоподосновой публичной кадастровой карты. (см. рис.1)
В порядке ст. 86 АПК РФ эксперты провели анализ Карты границ земель ГЛФ с отображением границ лесничеств и лесопарков в составе Генерального плана г.о. Клин Московской области, утвержденного 27.02.2020 N 16/57 (см. Рис. 2)
Согласно данным Генерального плана г.о. Клин спорный земельный участок пересекает земли ГЛФ и находится в границах Клинского лесничества.
Земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ); земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Так же при проведении исследований эксперт проанализировал Правила землепользования и застройки г.о. Клин Московской области, утвержденные 27.07.2020 N 5/67, в соответствии с которыми на спорной территории занятой земельными участками 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214 имеется двойной учет данных, кроме земель сельскохозяйственного назначения (Зона СХ-3) в данной части отображены земли лесного фонда.
2) Установить дату, правильность установления границ, а также соответствие площади и границ земельных участков 50:03:0060480:213 и 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН и по землеотводным (правоустанавливающим) документам не представляется возможным.
3) При ответе на вопрос N 1 Определения АСМО от 24.12.2021, с учетом имеющихся данных, экспертом подготовлены чертежи сопоставления:
- земельного участка с КН 50:03:0060480:213 по сведениям ЕГРН с данными планшетов Лесоустройства N 103 на 2019 года (см. Приложение 1а)
- земельного участка с КН 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН с данными планшета Лесоустройства N 100 и N 102 на 2019 года (см. Приложение 16)
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060480:213 пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Площадь пересечения составила 1000102 кв. м. Площадь земельного участка 50:03:0060480:213 по сведениям ЕГРН составляет 1061400 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 61298 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060480:213.
С учетом данного факта установить границы земельного участка 50:03:0060480:213 за вычетом площади занятой землями лесного фонда не представляется возможным, так как отдельные фрагменты ЗУ50:03:0060480:213 будут нецелесообразными в использовании из-за малого размера каждого из них.
Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод, что земельный участок 50:03:0060480:214 пересекает земли лесного фонда по данным планшетов Лесоустройства 2019 года.
Общая площадь пересечения составила 516188 кв. м = 483311 кв. м (ЗУ1) + 32877 кв. м (ЗУ2) Площадь земельного участка 50:03:0060480:214 по сведениям ЕГРН составляет 547720 кв. м. То есть свободная от пересечений с землями лесного фонда площадь составляет 31532 кв. м. При этом это будет совокупная площадь отдельных фрагментов от оставшейся площади земельного участка 50:03:0060480:214.
С учетом данного факта установить границы земельного участка 50:03:0060480:214 за вычетом площади занятой землями лесного фонда не представляется возможным, так как отдельные фрагменты ЗУ50:03:0060480:214 будут нецелесообразными в использовании из-за малого размера каждого из них.
Повторно исследовав экспертное заключение, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заключение соответствует требованиям ст. ст. 82, 83, 86 АПК РФ, в нем содержатся ясные и полные ответы на поставленные судом вопросы, не допускающих различного толкования; заключение не имеет противоречий и не вызывает сомнений в объективности и квалификации эксперта.
Заключение эксперта основано на достаточном исследованном материале, выполнено с применением действующих технологий и методик.
Доказательств некомпетентности назначенной судом экспертной организации, нарушений законодательства экспертом и иных злоупотреблений при проведении экспертизы в материалах дела не имеется.
Эксперт в установленном порядке предупрежден об уголовной ответственности, соответственно, правовых оснований не доверять заключению эксперта у суда первой и апелляционной инстанции не имеется.
Данное заключение является надлежащим и допустимым доказательством по делу.
Нарушений порядка назначения экспертизы, предусмотренного статьей 82 АПК РФ, из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно принято экспертное заключение в качестве допустимого доказательства.
Ответчиком выводы, изложенные в заключении экспертов, не оспорены.
В силу статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
Из части 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета.
При этом частью 2 статьи Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Аналогичные нормы действовали в составе Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельных участков к лесному фонду, также не содержат сведений о местоположении границ лесных участков.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 16576/11, исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости. Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Как следует из положений статей 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Кроме того, в рассматриваемом деле не подлежат применению положения части 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по следующим основаниям.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 1 72-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи.
Правила указанной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При этом согласно пункту 3 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" положения части 3 указанной статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре" (которое действовало на момент получения письма Россельхознадора исх-32487/20 от 07.12.2020) систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.
Учитывая, что в 2018 году по материалам муниципального земельного контроля ООО "Поля Подмосковья" было привлечено к административной ответственности с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, что подтверждается письмом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхозадзор) от 11.02.2021 N 08/920, положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" в рассматриваемом споре применены быть не могут.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 ГК РФ составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.
Пунктом 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение, что течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в реестре. При этом сама по себе запись в реестре о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в реестр лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.
В письменных пояснениях истец указывает, что ему стало известно о нарушении своего права из письма Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.02.2021 года.
Исковое заявление подано в Арбитражный суд Московской области 29.03.2021, таким образом срок исковой давности в данном случае не применяется.
Учитывая изложенные обстоятельства, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0060480:213, 50:03:0060480:214 с землями лесного фонда подтвержден материалами дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие заявителя апелляционной жалобы с оценкой судом доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2022 по делу N А41-22081/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Е.А. Бархатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22081/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО "ПОЛЯ ПОДМОСКОВЬЯ"
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства МО