27 марта 2023 г. |
Дело N А83-9354/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 27 марта 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Горбуновой Н.Ю.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гутник Г.В.
при участи в заседании от:
Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - Кравченко Александры Дмитриевны, представителя по доверенности от 26.01.2023 N 166;
жилищно-строительного кооператива N 28 - Цыкало Руслана Алексеевича, представителя по доверенности от 14.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2022 года по делу N А83-9354/2021
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (295053, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 1 А; ОГРН 1149102120947, ИНН 9102057281)
к жилищно-строительному кооперативу N 28 (295044, Республика Крым, Симферополь, ул. Гавена, 101, кв. 86; ОГРН 1149102127899, ИНН 9102060083)
о понуждении заключить договор
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу N 28 (далее - ЖСК N 28, ответчик) о понуждении к заключению договора водоснабжения и отведения сточных вод N 9811 от 17.11.2020, в предложенной ГУП РК "Вода Крыма" редакции. Исковые требования мотивированы необходимостью заключения договора водоснабжения и отведения сточных вод в отношении общего имущества многоквартирного дома (далее - МДК).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2022 года по делу N А83-9354/2021 исковые требования удовлетворены частично. Обязано ЖСК N 28 заключить договор водоснабжения и отведения сточных вод N 9811 от 17.11.2020 в редакции, указанной в решении суда.
Не согласившись с решением суда, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части и принять в обжалуемой части новый судебный акт.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Обжалуя решения суда частично, апеллянт в период рассмотрения апелляционной жалобы неоднократно уточнял пункты договоры, которые, по его мнению, подлежат пересмотру судом апелляционной инстанции. Окончательно, в последнем судебном заседании, он указал, что не согласен с пунктом договора 1.4.1 и вытекающим из него приложением N 2, а также с исключением судом пункта 2.3.3 договора.
Свои доводы апеллянт обосновывает тем, что формулировка пункта 1.4.1 и Приложения N 2 к договору, по его мнению, противоречат нормам действующего законодательства, изложенным в пунктах 2, 31(2) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 и пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истец также полагает, что суд необоснованно исключил пункт 2.3.3 из спорного договора, поскольку такое исключение противоречит подпунктам "б", "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416. Истец указывает, что предусмотренная законодательством обязанность обеспечить оборудование точек поставки приборами учета, не нарушает прав ответчика. Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Иные разногласия урегулированы сторонами, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2022 апелляционная жалоба истца принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2023 произведена замена судьи Мунтян О.И. на судью Горбунову Н.Ю.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы обжалуется только решение в части определенных пунктов, от иных участников процесса возражения не поступали, суд пересматривает решение суда только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с действующим законодательством, ответчик является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса обязан заключить договор водоснабжения и отведения сточных вод с ресурсоснабжающей организацией.
21 декабря 2020 года истцом в адрес ответчика направлено предложение о заключении договора N 8203/01-20/12 с вложением проекта договора водоснабжения, отведения сточных вод N 9811 и приложений к нему в двух экземплярах для рассмотрения и подписания.
19 января 2021 года за исх. N 4 ответчик в адрес истца направил протокол разногласий к проекту договора N 9811 от 17.11.2020.
Отказ ответчика от заключения договора водоснабжения и отведения сточных вод послужил основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении, Закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 645), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)
В соответствии с частью 8 статьи 13, частью 8 статьи 14, частью 3 статьи 15 Закона о водоснабжении, пунктом 5 Правил N 644 договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно статьям 13 и 14 Закона о водоснабжении, к договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Законом о водоснабжении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
Постановлением N 645 утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с нормами статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (статья 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе и по общедомовые нужды (далее - ОДН), определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Порядок заключения договоров определен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Из материалов дела и пояснения сторон следует, что 21 декабря 2020 года за исх. N 8203/01-20/12 истцом в адрес ответчика направлено предложение о заключении договора N 9811 с вложением проекта договора водоснабжения, отведения сточных вод и приложений к нему в двух экземплярах для рассмотрения и подписания.
19 января 2021 года за исх. N 4 ответчик в адрес истца направил протокол разногласий к проекту договора N 9811 от 17.11.2020.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции, ответчик является исполнителем коммунальных услуг для многоквартирного жилого дома по ул. Гавена, 101 в г. Симферополе. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто, надлежащие доказательства в материалы дела не представлены.
Направленная в адрес ответчика оферта содержит все существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 ГК РФ).
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты одной из сторон и ее акцепта другой стороной.
В силу статьи 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Не возражая относительно заключения договора водоснабжения и отведения сточных вод, ЖСК N 28 не согласился с отдельными его условиями, что послужило основанием для обращения истца в суд во исполнение указанных выше норм действующего законодательства.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы обжалуется только решение в части пунктов 1.4.1, 2.3.3 и Приложение N 2, суд пересматривает решение суда только в обжалуемой части, что соответствует положениям части 5 статьи 268 АПК РФ.
Рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд первой инстанции изложил пункт 1.4.1 договора в следующей редакции: "Границей эксплуатационной ответственности Исполнителя и Ресурсоснабжающей организации по водопроводным и/или канализационным сетям определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, который прилагается к настоящему договору (Приложение N 2).
В случае отсутствия подписанного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водопроводных и/или канализационных сетей и устройств:
по водопроводным сетям - граница разграничения устанавливается по наружной грани здания. Водопроводные сети от наружной грани здания и внутридомовые водопроводные сети обслуживаются Исполнителем;
по канализационным сетям - граница разграничения устанавливается по внешней границе стены многоквартирного дома. Внутридомовые канализационные сети, обслуживаются Исполнителем."
Аналогичные разграничения содержатся и в Приложении N 2.
Возражая против данной редакции пункта и Приложения N 2, истец ссылался на то, что обязанность по несению затрат, связанных с эксплуатацией внешних (наружных) сетей ресурсоснабжения, возлагается на ответчика.
Судебная коллегия признает данный довод основанным на неверном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям.
В пункте 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункте 3 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и пункте 18 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) установлено, что договор холодного водоснабжения и единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Перечень существенных условий договора холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе о границах эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), определенные по признаку ответственности за эксплуатацию этих сетей, определен п. 5 ст. ст. 13, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении и Правилами N 644.
Граница эксплуатационной ответственности является местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение (п. 7 ст. ст. 13, 14 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по водопроводным и канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения и водоотведения (п. 7 ст. 13 и п. 7 ст. 14 Закона о водоснабжении).
Во втором абзаце пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет канализационную сеть как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (статья 2).
Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.
Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.
Аналогичный правовой подход изложен в решении Верховного Суда РФ от 01.11.2017 N АКПИ17-700 по иску ООО "Водоканал" о признании частично действующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, а также в определении Верховного суда РФ от 02.03.2020 N 305-ЭС20-1371 по делу N А41-102444/2018.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 граница балансовой принадлежности является линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения (водоотведения) или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Точка поставки коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, по общему правилу, должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.
Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Исключения возможны только при обстоятельствах, указанных в подпункте "а" пункта 1 и подпункте "ж" пункта 2 Правил N 491 (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314).
Состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества (подпункт "а" пункта 1 Правил N 491).
Из подпункта "ж" пункта 2 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Канализационный выпуск является частью внутридомовой инженерной системы водоотведения, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома, то есть находящейся внутри дома до внешней границы его стены (абзац 2 пункта 5 Правил N 491).
Границей балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8 Правил N 491).
Канализационные выпуски состоят из двух частей: внутридомовой части, находящейся внутри МКД до внешней границы стены дома, и наружной части, проходящей от внешней границы стены дома до стенок канализационных колодцев.
При этом при отсутствии решения общего собрания собственников помещений дома об ином, канализационные выпуски входят в состав общего имущества собственников только в части, находящейся внутри дома до внешней границы его стены. Прохождение наружных участков канализационных сетей по придомовой территории само по себе не относит их к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома.
При этом, Правила N 491 при установлении границ балансовой и эксплуатационной ответственности в отношении объектов водоснабжения/водоотведения, которые используются для проживания граждан, являются специальными по отношению к пунктам 31 (1) и 31 (2) Правил N 644, поскольку абзацем вторым пункта 1 Правил N 644 установлен приоритет жилищного законодательства в вопросах регулирования отношений по поводу обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению.
Поскольку МКД используется в целях удовлетворения потребности граждан в жилье, то при соблюдении вышеприведенных условий границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон по канализационным и водопроводным сетям и сооружениям подлежат установлению по внешней стене здания абонента.
Таким образом, установление границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента по водопроводу для объекта по адресу: Симферополь, ул. Гавена, 101 по внешней стене многоквартирного дома правомерен и обоснован.
Истец не согласен с тем, что судом исключены из условий договора пункты, касающиеся обязанности исполнителя совершить действия по оснащению МКД общедомовыми приборами учета ресурса, в частности просит изменить решение суда, включив в договор пункт 2.3.3 в следующей редакции: "Исполнитель обязан обеспечивать оборудование каждого многоквартирного дома по этому договору коллективным (общедомовым) прибором учета до 31.12.2020 г., обеспечить работоспособность и соблюдение в течение всего срока действия договора требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами".
Данный довод истца судом отклоняется по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Вместе с тем, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.
Аналогичная правовая позиция изложена Верховным судом Российской Федерации в ответе на вопрос N 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016.
Также суд отмечает, что Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Приказу N 485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением МКД (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие в том, числе следующего критерия в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствии с указанными требованиями.
Согласно пункту 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 и пункту 6 приложения 8 к указанным Правилам установка приборов учета коммунальных ресурсов может проводиться в рамках капитального ремонта, только в случае замены инженерных сетей.
Согласно акту государственной приемки здания (сооружения) 100 квартирного жилого дома N 101 с встроенным магазином в 144 квартале ЖСК N 28, утвержденного решением исполкома Симферопольского городского совета народных депутатов от 27.06.1972 N 336/6, многоквартирный жилой дом N 101 по ул. Гавена в г. Симферополе введен в эксплуатацию 27.06.1972, т.е. до вступления в силу вышеуказанных требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Согласно Постановлению Совета Министров Республики Крым от 29.09.2017 N 488 "О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года N 753", капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 101 по ул. Гавена в г. Симферополе запланирован на 2044 год.
Согласно акту сезонного (весеннего) осмотра общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Симферополь, ул. Гавена, 101 от 10.03.2021, следует, что по результатам сезонного (весеннего) осмотра общего имущества, общее имущество холодного водоснабжения и водоотведения (канализации) требует капитального ремонта.
Поскольку нормами действующего законодательства Российской Федерации обязанность установки приборов учета возложена на собственников помещений в многоквартирных домах, доказательств делегирования данных полномочий ответчику не имеется, а действующим законодательством предусмотрен порядок действия ресурсоснабжающих организаций в случае отсутствия приборов учета, в том числе по увеличению размера оплаты и установке приборов учета с последующим возмещением работ за счет собственников, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения пункта 2.3.3 в договор и признает решение суда первой инстанции в данной части обоснованным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом, поскольку не подтверждены материалами дела и надлежащими доказательствами в понимании статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сводятся к произвольному толкованию заявителем апелляционной жалобы норм законодательства и не опровергают законных и обоснованных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно нормам статей 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Поскольку определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2022 истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000,00 рублей до ее рассмотрения по существу, то с подателя жалобы подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3000,00 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 марта 2022 года по делу N А83-9354/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (295053, Республика Крым, Симферополь, ул. Киевская, 1 А; ОГРН 1149102120947, ИНН 9102057281) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3000,00 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
Н.Ю. Горбунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9354/2021
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ N 28
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2024 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2966/2023
20.02.2024 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3117/2022
16.08.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2966/2023
27.03.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3117/2022
24.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-9354/2021