г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А41-65377/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стрелковой Е.А., судей Иевлева П.А.. Немчиновой М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юлгушевым Р.Р.,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Новая линия" - Исаев И.А. представитель по доверенности от 30.08.2019 года, диплом о высшем юридическом образовании,
от Управления Росреестра по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2022 года по делу N А41-65377/22 по заявлению ООО "Новая линия" (ОГРН 1097746617451, ИНН 7722697714)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561, ИНН 7727270299)
об оспаривании отказа от 14.06.2022 г. N КУВД-001/2022-7523520/9,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Новая линия" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании отказа от 14.06.2022 г. N КУВД-001/2022-7523520/9 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ООО "Новая линия" в отношении объекта недвижимого имущества - вспомогательное здание Контрольно-пропускной пункт 2 площадью 19 кв.м по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Литейная, 12, обязании произвести регистрационные действия.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2022 года по делу N А41-65377/22 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по мотивам, изложенным в жалобе, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Управление Росреестра по Московской области явку своего представителя для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не обеспечило.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе, путем публичного размещения информации по делу на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации http://www.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против апелляционной жалобы, полагая решение суда по настоящему делу законным и обоснованным.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено арбитражным апелляционным судом, что ООО "Новая линия" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040805:12 общей площадью 42 100 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Литейная, 12, на основании Договора аренды земельного участка N 516-А от 09.10.2000 г. сроком до 27.07.2049 г. и собственником расположенных на земельном участке объектов недвижимости:
Кадастровый номер |
Наименование объекта |
Площадь, кв.м |
50:31:0040813:193 |
Здание цеха N 1 |
1841,9 |
50:31:0040813:195 |
Здание цеха N 2 |
1025,7 |
50:31:0040813:200 |
Здание цеха N 3 |
1613,7 |
50:31:0040813:199 |
Здание склада |
1113,3 |
50:31:0040813:204 |
Здание прирельсового склада |
2250,6 |
50:31:0040813:194 |
Здание сушильных камер |
1538,4 |
50:31:0040813:202 |
Здание проходной |
75,2 |
50:31:0040813:206 |
Здание насосной |
67,3 |
50:31:0040813:201 |
Здание пожарной насосной |
66,7 |
50:31:0040813:197 |
Здание трансформаторной подстанции |
45,6 |
50:31:0040813:205 |
Административное здание |
1142,7 |
50:31:0040813:196 |
Сооружение: разгрузочная площадка |
8 501,2 |
50:31:0040813:203 |
Сооружение железобетонное ограждение |
884,6 |
Здание Контрольно-пропускного пункта 2 площадью 19 кв.м было приобретено заявителем в составе единого имущественного комплекса по Договору купли-продажи от 09.11.2009 г. N Н-1/11/2009 с ООО "Лесстройдеталь".
Указанное здание площадью 19 кв.м. несет в себе вспомогательные функции по отношению к зданиям и строениям на территории производственной базы ООО "Новая линия" и используется для организации пропускного режима на территорию базы.
В целях постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на имущество, приобретенное по договору купли-продажи, заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с соответствующим заявлением.
Уведомлением от 14.06.2022 г. N КУВД-001/2022-7523520/9 Управления Росреестра по Московской области в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на здание было отказано в связи с непредставлением разрешения на ввод здания в эксплуатацию и документов - оснований возникновения права.
Указанное решение заявитель считает нарушающим его права и не соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Согласно частям 1, 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования; иные документы, предусмотренные федеральным законом.
Согласно ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В силу ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) установлено, что:
под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;
под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно части 10 статьи 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся: здания и сооружения временного (сезонного) назначения; здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения; здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает их с особым назначением (вспомогательным) по отношению к основному объекту, в отношении которого разрешение на строительство получается в общем порядке.
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 N 50/700-10-1018/19 - основным критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект будет являться вспомогательным. Это связано с предназначением вспомогательного строения или сооружения выполнять своего рода обслуживающую функцию по основному объекту недвижимости, эти объекты должны быть связаны между собой технологически, эксплуатационно и т.п.
Как верно указал суд первой инстанции, вспомогательный характер объекта не может зависеть от воли собственника, поскольку функциональная составляющая вспомогательных строений и сооружений заключается именно в обслуживании основного здания, т.е. вспомогательные объекты предназначены только для обслуживания основного объекта.
Этот вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВАС от 03.12.2012 N ВАС-15260/12, Определение ВАС от 26.12.2013 N ВАС-18878/13, Определение ВАС от 11.03.2015 N 308-ЭС15-1282, Определение ВАС от 26.01.2018 N 301-КГ17-21466, Определение ВАС от 08.10.2019 г. N 305-ЭС19-17423).
Согласно Письму Минстроя России N 9394-ДВ/08 от 16.03.2020, определены критерии отнесения объектов недвижимого имущества к объектам вспомогательного использования. При отнесении объекта к объекту вспомогательного использования необходимо учитывать:
что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования;
при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией);
согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;
в этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Новая линия" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040805:12 общей площадью 42 100 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, ул. Литейная, 12, по Договору аренды земельного участка N 516-А от 09.10.2000 г. сроком до 27.07.2049 г. и собственником расположенных на земельном участке объектов недвижимости в составе имущественного комплекса, приобретенных по Договору купли-продажи от 09.11.2009 г. N Н-1/11/2009 с ООО "Лесстройдеталь", в том числе здания Контрольно-пропускного пункта 2 площадью 19кв.м.
В техническим плане КПП 2, представленном на регистрацию, имеются сведения о вспомогательном назначении здания КПП 2.
В этой связи суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что в техническом плане на КПП 2 отсутствуют сведения об основном объекте недвижимости, по отношению к которому это здание выполняет вспомогательные функции. Управление располагало сведениями о наличии на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0040805:12 иных объектов производственного назначения, составляющих имущественный комплекс, по отношению к которым здание КПП 2 выполняет вспомогательную функцию.
В силу ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрации прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых не требуется разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, осуществляются на основании только следующих документов: - технического плана такого объекта недвижимости: - правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом РФ возможность размещения созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка илу установления сервитута.
Статьей 24 Закона N 218-ФЗ установлены требования к техническому плану, в соответствии с частью 11 которой, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 названной статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; в отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка.
При этом для обоснования факта отнесения того или иного объекта к числу вспомогательных возможно использование в том числе содержащейся в проектной документации объектов капитального строительства информации (то есть, как основного, так и вспомогательного объекта недвижимости).
В соответствии с письмом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.12.2015 N 10-4482-КЛ, в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера" должно быть указано, что объект недвижимости является вспомогательным по отношению к основному зданию, сооружению, объекту незавершенного строительства, в связи с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Помимо указания на то, что соответствующий объект является объектом вспомогательного использования, требуется отражение информации о том, в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию и в чем именно данная функция заключается (письмо Минэкономразвития России от 03.03.2017 N Д23и-1179).
Согласно письму Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 N 50/700-10-1018/19 - при наличии в техническом плане, подготовленном в отношении вспомогательного объекта, необходимой информации об основном (главном) объекте может быть осуществлен кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объекта вспомогательного использования даже при отсутствии в ЕГРН записи о наличии прав в отношении объекта, по отношению к которому строение или сооружение выполняет обслуживающую функцию.
Как усматривается из материалов дела, спорный объект вспомогательного использования предназначен исключительно для обслуживания и эксплуатации зданий и строений на территории производственной базы как основных зданий.
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с Письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. N 3215-АБ/20, а также п.10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единственными документами для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на спорный объект является технический план, составленный в том числе на основании декларации об объекте недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Данные документы, а также договор купли-продажи были представлены Заявителем в органы Росреестра.
При таких условиях суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем на основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ удовлетворил требования заявителя,
возложив расходы по госпошлине на заинтересованное лицо.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, проверены и оценены все доводы сторон, правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 декабря 2022 года по делу N А41-65377/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объёме в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Е.А. Стрелкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65377/2022
Истец: ООО "Новая линия"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ