г. Пермь |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А60-9548/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Марковой И.А.,
при участии:
от истца - Серкова Н.М., паспорт, доверенность от 09.11.2022, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, акционерного общества "Уральские Нивы",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 ноября 2022 года
по делу N А60-9548/2022
по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа (ОГРН: 1026602176072, ИНН: 6652003037), акционерному обществу "Уральские Нивы" (ОГРН: 1026602177293, ИНН: 6652003929)
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, закрытое акционерное общество "Щелкунское", закрытое акционерное общество "Форлекс", Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
о признании сделки недействительной, о снятии с кадастрового учета части земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец, Агентство) обратилось в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа (далее - ответчик 1, Комитет), акционерному обществу "Уральские Нивы" (далее - ответчик 2, Общество) с требованием о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды N 21_206 от 27.05.2021 земельного участка с кадастровым номером 66:25:3614006:22, о снятии с кадастрового учета сведений о земельном участке с кадастровым номером 66:25:3614006:22 в части, налагающийся на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 в соответствии с заключением Уральского филиала ФГБУ "Рослесинфорг"
С учетом уточнения иска, принятого судом, истец просит признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды N 21_206 от 27.05.2021 земельного участка с кадастровым номером 66:25:3614006:22, снять с кадастрового учета сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:25:3614006:22 в части, налагающийся на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, в соответствии с координатами, указанными письменно.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, закрытое акционерное общество "Щелкунское", закрытое акционерное общество "Форлекс", Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 ноября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик 2, акционерное общество "Уральские Нивы", обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что спорный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, ранее был представлен совхозу "Щелкунский" в бессрочное пользование в 1968 году, Комитет распорядился земельным участков в пределах своих полномочий. Отмечает, что истцом не приведено доказательств произрастания лесов на спорном участке.
До начала судебного разбирательства от истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагает судебный акт законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в заседание суда апелляционной инстанции не направили, что в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и градостроительству администрации Сысертского городского округа и акционерным обществом "Уральские Нивы" заключен договор аренды земельного участка N 21_206 от 27.05.2021 с кадастровым номером 66:25:3614006:22.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, сведения о правообладателе отсутствуют, земельный участок относится к землям государственной неразграниченной собственности на территории Сысертского городского округа Свердловской области.
Указанный договор заключен на основании решения суда по делу N А60-37278/2020.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, категория земель - земли лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 24.11.2008 N 66АГ 472074.
В соответствии с заключением Уральского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" земельный участок с кадастровым номером 66:25:3614006:22 налагается на лесной участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384.
Ссылается на то, что Комитет заключил оспариваемый договор в отсутствие полномочий на распоряжение землями, входящими в состав лесного фонда, в связи с чем договор является недействительным, истец обратился в суд рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Комитета полномочий на распоряжение земля лесного фонда, недействительности (ничтожности) договора аренды.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Требования истца о признании сделки недействительной мотивированы отсутствием у Комитета полномочий по распоряжению лесным участком, нарушением порядка образования земельного участка, наложением земельного участка с кадастровым номером 66:25:3614006:22, являющимся предметом договора аренды, на земли лесного фонда.
Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса, лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (п. 3 ст. 70.1 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ на территориях лесничеств в обязательном порядке проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе таксацию лесных участков.
Таксация лесов в соответствии со ст. 69.1 Лесного кодекса РФ проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов).
Документированная информация о землях лесного фонда содержится в Государственном лесном реестре (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Основанием для внесения документированной информации в Государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства (приказ Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496). Государственный лесной реестр (далее - ГЛР), также как и Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), является государственным реестром.
Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование участка для ведения лесного хозяйства. Доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из ГЛР в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Материалами дела подтверждается принадлежность Российской Федерации на праве собственности лесного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, категория земель - земли лесного фонда, сведения о котором внесены в ЕГРН в 2008 году. Сведения о площади лесного участка внесены с предоставлением краткой характеристики территорий (планов лесных участков), на основании материалов лесоустройства и государственного учета лесного фонда. Информация о границах лесных участков и правах на них внесена в ГЛР на основании в том числе, сведений ЕГРН.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 66:25:3614006:22, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, является предметом аренды по договору аренды N 21 206 от 27.05.2021, заключенному Комитетом с Обществом.
Согласно заключению Уральского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 24.09.2021 N ФЗ1/837 о графическом совмещении границ спорного земельного участка с действующими материалами лесоустройства, а также с земельным участком с кадастровым номером 66:25:0000000:384 граница спорного земельного участка имеет пересечение с лесным фондом в Центральном участковом лесничестве, урочище КСП "Щелкунский", квартал 20, части выделов 2, 3, 4, 5, 14, Верх-Сысерсткое участковое лесничество, Щелкунский участок, квартал 94, части выделов 7, 8. Площадь пересечения составляет 140 га. В приложении к заключению представлены карты-схемы графического совмещения границ спорного земельного участка с действующими материалами лесоустройства, перечень пересечения и координаты поворотных точек в системе координат МСК-66.
Отклоняя доводы ответчика об отнесении спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения, суд обоснованно исходил из истории формирования спорного участка.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
По материалам лесоустройства и таксации лесов большая часть спорного участка образована за счет земель лесного фонда. Указанные обстоятельства подтверждаются перспективным планом ведения лесного хозяйства ТОО "Сысертский межхозяйсвтенный лесхоз" 1995-1996 г.г. В частности установлено, что лесоустроительные работы на территории лесхоза проводились в 1995- 1996 г.г, общая площадь лесхоза на 1995 г. составляла 23924 га, из них Щелкунское лесничество предоставлено КСП "Щелкунский" лесов 7166 га, ТОО "Уральские Нивы" лесов 1199 га. Вышеуказанная информация свидетельствует о том, что на землях совхоза ПСК Щелкунский и ТОО "Уральские Нивы" имелись значительные площади закрепленных за ними лесов.
По данным Государственного лесного реестра (выписка ГЛР N 930 от 24.11.2021) квартал 20 выдел 2, 3, 4, 5, 14 входит в земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384, который относится к землям лесного фонда.
Фактическое наличие лесных насаждений на спорном участке подтверждено заключением Территориального управления Россельхознадзора по Свердловской области от 27.06.2022 N 04/06, протоколом инструментального обследования от 28.09.2022 N 406 Минприроды, космоснимками, представленными на публичной кадастровой карте (Tittps://pkk5.rosreestr.ru).
Согласно представленным сведения ЛесЕГАИС квартал 20 выдел 2, 3, 4, 5, 14 урочища КСП "Щелкунское" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества предоставлен в аренду ЗАО "Щелкунское" для заготовки древесины по договору аренды N 325 от 11.12.2008 на 49 лет. Согласно выписке из ГЛР N 931 от 24.11.2021 квартал 94 Щелкуновского участка Верхне-Сысертсткого участкового лесничества Сысерсткого лесничества входит в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:154, который относится к землям лесного фонда. Квартал 94 выдел 7, 8 предоставлен в аренду ЗАО "Форлекс" для заготовки древесины по договору аренды N 215 от 08.09.2008 на срок 49 лет.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 используется как земли лесного фонда, ведется лесохозяйственная деятельность, сведения об использовании спорного участка для сельскохозяйственного производства отсутствуют.
Выводы суда о несоблюдении процедуры перевода земель из одной категории в другую являются обоснованными, поскольку для перевода земель требуется согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (п. 5 ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"), в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ результатам рассмотрения ходатайства о переводе земель является акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, который суду не представлен.
Постановка земельного участка с кадастровым номером 66:25:3614006:22 на кадастровый учет произведена в нарушение ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", без согласования границ земельного участка с его собственником, Российской Федерацией.
В соответствии со ст.ст. 9, 29 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 209, 125, 214 ГК РФ управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти, Комитет соответствующими полномочиями не обладает.
Установив, что спорный участок в части наложения на земли государственного лесного фонда из состава земель лесного фонда не выбывал, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведен не был, формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка произведено в нарушение действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии у Комитета полномочий на распоряжение лесным участком и недействительности договора аренды N 21_206 от 27.05.2021, заключенного в отсутствие согласия собственника лесного участка - Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что обращение в суд с требованием о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим допускается в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Поскольку судом установлено пересечение спорного участка с лесным участком с кадастровым номером 66:25:0000000:384, суд обоснованно исходил из необходимости отражения в ЕГРН сведений о спорном участке в соответствии с координатами, указанными Рослесинфорг в заключении.
Доводы апеллянта о том, что спорный участок ранее был отведен в бессрочное пользование совхоза, не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку по материалам лесоустройства на 1995-1996 г.г. спорный земельный участок образован из бывших совхозных лесов, которые были закреплены за КСП "Щелкунский", ТОО "Уральские Нивы".
Доводы о недоказанности произрастания лесов на спорном участке противоречат материалам дела, указанные обстоятельства установлены с разумной степенью достоверности, подтверждены актом обследования, подготовленным Минприроды Свердловской области по результатам инструментального обследования, заключением Россельхознадзора от 27 июня 2022 г. N 04/06, которые представлены в материалы дела. Напротив, сведений об использовании спорного участка для сельскохозяйственных целей материалы дела не содержат.
Поскольку распоряжение и использование земель лесного фонда без соответствующего решения собственника невозможно, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о наличии оснований для признания договора аренды недействительным.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 ноября 2022 года по делу N А60-9548/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9548/2022
Истец: Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: АО "УРАЛЬСКИЕ НИВЫ", КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ЗАО "Форлекс", ЗАО "ЩЕЛКУНСКОЕ", Управление Росреестра по Свердловской области, АДМИНИСТРАЦИЯ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА