г. Челябинск |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А76-37300/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лукьяновой М.В., судей: Бабиной О.Е., Напольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Таранжиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 74" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2022 по делу N А76-37300/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" - Гегель Т.Э. (доверенность N 2023-47 от 01.01.2023 сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Торгервис 74" (далее - истец, ООО "Торгсервис 74") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" (далее - ответчик, ООО "ЦКС") с требованием об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЧЛБ-317-01789-20.
В ходе судебного разбирательства истец неоднократно уточнял требования (т.2 л.д.115-117, т.3 л.д.7-8, 15-18).
В окончательной редакции истцом заявлены требования о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЧЛБ-317-01789-20 незаключенным и не порождающим правовых последствий для сторон. Изменение исковых требований принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.10.2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно счел договор заключенным в отсутствие согласования всех условий договора.
ООО "ЦКС" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 по 31.12.2026 общество "ЦКС" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Челябинского кластера Челябинской области и осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.
Публичный договор на обращение с ТКО был опубликован ООО "ЦКС" в газете "Аргументы и факты", выпуск N 52 (1989) от 26.12.2018, а также размещен на официальном сайте ООО "ЦКС" в сети Интернет.
В адрес ООО "ЦКС" от общества "ТОРГСЕРВИС 74" поступила заявка на заключение договора на обращение с твердыми коммунальными отходами.
Письмом от 27.07.2020 исх.N 11753 обществом "ЦКС" в адрес ООО "ТОРГСЕРВИС 74" в двух экземплярах был направлен проект договора от 05.02.2020 N ЧЛБ-322-01789-20 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т.1 л.д.102, 105-11).
Адрес осуществления деятельности потребителя (истца по делу): Челябинская область, г. Пласт, ул. Клары Цеткин, д. 29, на что указано в приложении N 1 к договору N ЧЛБ-322-01789-20, при этом место сбора и накопления твердых коммунальных отходов: Челябинская область, г. Пласт, ул. Клары Цеткин, д. 22.
Согласно исковому заявлению проект договора получен обществом "Торгсервис 74" 14.08.2020.
Истец направил в адрес ответчика письмо от 17.08.2020 б/н (т.1 л.д.129-137), к которому, в том числе приложил протокол разногласий (т.2 л.д.13-140), что, с позиции суда первой инстанции, свидетельствует о подписании договора хоть и с протоколом разногласий.
Протокол разногласий был получен ответчиком (ООО "ЦКС") 24.08.2020 (т.1 л.д.143).
Истец указывает в иске на то, что в ответ на протокол разногласий в его адрес со стороны ООО "ЦКС" был направлен проект договора N ЧЛБ-322-01789-20 без указания даты (т.1 л.д.144-150), в котором в отношении спорных пунктов ничего не изменилось.
Исходя из того, что в отношении пунктов, обозначенных в протоколе разногласий, в новом проекте договора не было достигнуто соглашение, истец обратился с иском об урегулировании спорных разногласий.
Уведомлением от 05.02.2021 (т.2 л.д.124-) истец сообщил ответчику о расторжении договора аренды и прекращения с 15.12.2020 деятельности магазина "Светофор" по адресу: Челябинская область, г. Пласт, ул. Клары Цеткин, д. 29. В обоснование этого истец представил соглашение о расторжении договора аренды (т.2 л.д.125), которое зарегистрировано в установленном порядке.
С учетом расторжения договора аренды помещения и утраты интереса по урегулированию разногласий, истец изменил требования и просил признать договор N ЧЛБ322-01789-20 незаключенным.
Истец, мотивируя исковые требования тем, что сторонами не были согласованы все условия договора, обратился в суд с настоящим исковым заявлением о признании договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ЧЛБ-317-01789-20 незаключенным и не порождающим правовых последствий для сторон.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
В силу статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 8(14) Правил N 1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N 1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору.
На основании пунктов 1, 2 статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО.
Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
а) нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" разъяснено, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 3 статьи 154 и пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 ГК РФ), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 ГК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора, 27.07.2020 ответчиком в адрес истца направлен проект договора от 05.02.2020 N ЧЛБ-322-01789-20 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (т.1 л.д.102, 105-11).
Согласно исковому заявлению проект договора получен обществом "Торгсервис 74" 14.08.2020.
Истец направил в адрес ответчика письмо от 17.08.2020 б/н (т.1 л.д.129-137), к которому, в том числе приложил протокол разногласий (т.2 л.д.13-140), что, как указал суд первой инстанции, свидетельствует о подписании договора хоть и с протоколом разногласий.
При этом, апелляционная коллегия обращает внимание на то, что сам договор соответствует как Закону N 89-ФЗ, так и Правилам N 1156, а также условиям типового договора.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, в данном случае оснований для вывода о незаключенности договора не имеется, поскольку пункты, по которым возникли разногласия, не относятся к существенным условиям договора, которые фактически согласованы.
В рассматриваемой ситуации заявленные истцом доводы фактически направлены на оспаривание факта исполнения договора, несогласие с условиями договора.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции справедливо констатировал, что существенные условия договора его сторонами согласованы, соответствуют условиям типового договора, в связи с чем основания для признания названного договора незаключенным у суда первой инстанции отсутствовали.
При указанных выше фактических обстоятельствах дела, с учетом приведенного нормативного обоснования, требования истца обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Иные доводы подателя жалобы отклоняются по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений судом в процессе судопроизводства основополагающих принципов правосудия - равенства, состязательности сторон материалы дела не содержат.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, были предметом исследования в суде первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы истца по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.10.2022 по делу N А76-37300/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 74" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.В. Лукьянова |
Судьи |
О.Е. Бабина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-37300/2020
Истец: ООО "Торгсервис 74"
Ответчик: ООО "Центр коммунального сервиса"
Третье лицо: Жирнов Н.П., ООО "ТОРГСЕРВИС 74", ООО Жирнов Николай Петрович представитель "Торгсервис 74"