г. Саратов |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А57-12236/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 28 " марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен " 29 " марта 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Самохваловой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Саратовский радиоприборный завод", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2022 года по делу N А57-12236/2022
по иску акционерного общества "Ситиматик" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г. Москва, в лице Саратовского филиала, г. Саратов,
к акционерному обществу "Саратовский радиоприборный завод" (ОГРН 1096453002690, ИНН 6453104288), г. Саратов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "Экотехника", общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Н", г. Саратов,
о взыскании 316809,74 руб.,
при участии в судебном заседании представителей: от АО "Ситиматик" - Нетреба Н.В. по доверенности от 07.12.2022 N 96, от АО "СРЗ" - Костенко Т.А. по доверенности от 04.02.2021 N 035/21-24, в отсутствие третьих лиц, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление акционерного общества "Ситиматик" в лице Саратовского филиала (далее - АО "Ситиматик", истец) к акционерному обществу "Саратовский радиоприборный завод" (далее - АО "СРЗ", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2019 года по январь 2022 года в размере 316809,74 руб., а также судебных расходов по уплате госпошлины в размере 9336 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 08.12.2022 по делу N А57-12236/2022 с АО "СРЗ" в пользу АО "Ситиматик" взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по январь 2022 года в размере 306921,55 руб., а также судебные расходы по уплате госпошлины в размере 9138 руб. АО "Ситиматик" выдана справка на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 198 руб., излишне уплаченной по платежному поручению от 20.05.2022 N 9822.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "СРЗ" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что факт оказания ответчику услуг по обращению с ТКО за период с января 2019 года по январь 2022 года истцом не доказан; в материалы дела истцом представлено письмо от ООО "Экотехника" (оператора ТКО), согласно которому для регионального оператора вывоз ТКО от АО "СРЗ" по адресу: г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября, д. 108, по настоящее время не осуществлялся в связи с отказом потребителя от услуг (закрытая территория, пропускной режим), но не представлены заявки, подтверждающие разрешение доступа на территорию предприятия, а также доказательства, подтверждающие отказ АО "СРЗ" в пропуске на территорию, поэтому указанный в данном письме факт истцом не подтвержден; контейнеры для сбора отходов являются собственностью АО "СРЗ" и были установлены на территории предприятия самостоятельно; АО "СРЗ" своими силами перемещает ТКО на специализированный полигон, т.к. заключило с ООО "Вектор-Н" договор на оказание услуг по приему и размещению твердых коммунальных и производственных отходов от 01.06.2018 N 125/891/18-У; судом первой инстанции не учтено подтверждение права собственности ответчика на земельный участок (кад. N 64:48:040829:151), на территории которого размещаются отходы (свидетельство о государственной регистрации права от 07.08.2014, письмо Администрации г. Саратова от 29.09.2021 N 02-58-05-01/2402); в письме Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ разъяснено, что юридические лица могут самостоятельно осуществлять раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию либо заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, письменных объяснениях истца в порядке статьи 81 АПК РФ, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение суда не подлежит изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции,
в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии: заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Таким образом, обязанность по внесению платы за оказанные услуги по обращению с ТКО возникает у потребителей при наличии двух условий:
- заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО,
- утвержденного тарифа на услуги по обращению с ТКО.
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключили соглашение от 23.01.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") установлен и введен в действие с 12.08.2018 Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 N 28/1.
Таким образом, с 12.08.2018 у собственников ТКО возникает обязанность по оплате услуг регионального оператора.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с ТКО. Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для регионального оператора и собственников ТКО.
В соответствии с пунктом 8(1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Региональный оператор Саратовской области на основании заявки ответчика подготовил проект договора от 28.02.2019 N 54/312/0007259 на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора, который получен ответчиком под расписку 09.04.2019.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Согласно пункту 8 (18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равному утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В связи с тем, что подписанный договор не был возвращен ответчиком в адрес истца, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 54/312/0007259 между АО "Управление отходами" (переименовано в АО "Ситиматик") и АО "СРЗ" заключен на условиях типового по регулируемой цене.
В соответствии с пунктом 1.1 договора N 54/312/0007259 по настоящему договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор) региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019.
Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц.
Согласно пункту 2.3 договора расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, по следующей формуле:
P = Q тко * T отх
где:
P - размер платы за услугу по обращению с ТКО за расчетный период для i-потребителя;
Q тко - количество твердых коммунальных отходов за расчетный период для потребителя, определяемое в соответствии с п. 4.1. настоящего договора (при наличии у потребителя нескольких объектов, количество твердых коммунальных отходов определяется как сумма количества твердых коммунальных отходов на каждом объекте потребителя);
T отх - цена на услугу по обращению с ТКО, определенная в размере утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 настоящего договора. (пункт 2.4 договора).
Согласно пункту 2.5 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Раздел 3 договора на оказание услуг по обращение ТКО содержит права и обязанности сторон.
В приложении к договору N 54/312/0007259 на оказание услуг по обращению с ТКО "Информация по предмету договора" сторонами согласованы объем принимаемых ТКО, количество и вместимость контейнеров, а так же периодичность вывоза ТКО.
Из буквального толкования условий договора следует, что стороны вступили в гражданско-правовые отношения по возмездному оказанию услуг, которые подлежат регулированию нормами главы 39 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оплаты фактически оказанных ему услуг не допускается (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.1999 N 48 "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг").
По смыслу статей 779, 781 ГК РФ услуга в качестве предмета договора неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе исполнения договора возмездного оказания услуг, следовательно, услуги могут не иметь материального результата, который можно было бы сдать или принять, в то же время оплате подлежат фактически оказанные услуги. При возмездном оказании услуг заказчика интересует именно деятельность исполнителя, не приводящая непосредственно к созданию вещественного результата и связанная с совершением действий, не имеющих материального воплощения. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 года N 18140/09 по делу N А56-59822/2008.
Согласно пункту 1 статьи 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
На основании пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Статьями 779 - 782 ГК РФ не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 ГК РФ устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу положений статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Довод ответчика о том, что направленный со стороны АО "Ситиматик" договор ТКО N 54/312/0007259 не был акцептирован, соответственно, указанный договор не заключен, правомерно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Вместе с тем, исходя из вышеназванных норм, действующее законодательство не предоставляет собственнику ТКО права выбора относительно заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу норм Закона N 89-ФЗ заключение договора по обращению с ТКО с региональным оператором для ответчика является обязательным.
Собственниками ТКО, обязанными заключить договор с региональными операторами, являются лица, в результате деятельности которых образовались эти отходы либо уполномоченные ими лица в интересах собственников ТКО.
В качестве собственников твердых коммунальных отходов выступают как собственники объектов образования ТКО (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков), так и иные владельцы и (или) пользователи данных объектов на законных основаниях, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на соответствующем объекте.
Согласно заявке на заключение договора АО "СРЗ" является собственником ТКО по объекту, расположенного по адресу: г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября, д. 108.
Из вышеизложенного следует, что на потребителя возложена обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО вне зависимости от факта наличия соответствующего договора, заключенного потребителем с региональным оператором в письменной форме, а также факт неподписания и невозвращения подписанного экземпляра региональному оператору не является основанием для освобождения организации от оплаты услуг, оказанных региональным оператором Саратовской области в спорном периоде.
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО является частью бремени содержания имущества, что следует также из содержания пункта 148(11) Правил обращения с ТКО и критериев для расчета нормативов накопления ТКО.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что своими силами перемещает отходы на специализированный полигон, так как им заключен договор на оказание услуг по приему и размещению твердых коммунальных и производственных отходов от 01.06.2018 N 125/891/18-У с ООО "Вектор-Н".
Судом первой инстанции отклонен данный довод ответчика в силу следующего.
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника ТКО только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац 9 статьи 1 Закона N 89-ФЗ).
Суд первой инстанции указал, что ответчиком не представлены документы, свидетельствующие о праве собственности в отношении земельного участка, на котором расположен спорный объект, а также документы на специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов с соответствующей лицензией.
Ответчиком в материалы дела представлен договор от 01.06.2018 N 125/891/18-У, заключенный с ООО "Вектор-Н".
Вместе с тем, согласно п. 1.1 указанного договора исполнитель на основании лицензии N 064 00021, выданной 05.08.2016 Управлением Росприроднадзора по Саратовской области, оказывает услуги по приему и размещению твердых коммунальных и производственных отходов на территории полигона, расположенного в Саратовской области, Саратовском районе, 6 км. Северо-западнее с. Еремеевка.
Согласно положениям статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Таким образом, положениями Закона N 89-ФЗ четко определен весь комплекс мер, реализуемых региональным оператором в ходе обращения с ТКО.
При этом за спорный период только истец имел право оказывать ответчику весь комплекс вышеуказанных услуг по обращению с ТКО.
Право ООО "Вектор-Н" на размещение ТКО на своем полигоне не означает, что им был оказан весь комплекс услуг по обращению с ТКО.
В пункте 2.1 договора от 01.06.2018 N 125/891/18-У указано, что ответчик производит доставку отходов на полигон своими транспортными средствами.
Согласно пункту 27 Правил N 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается с 01.01.2018.
Пунктом 28 Правил N 1156 предусмотрено, что оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
Ответчиком не представлены доказательства наличия у него в собственности мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, либо наличие договоров на транспортирование ТКО со специализированной организацией.
Таким образом, ответчик мог осуществлять доставку собственным транспортом только отходов производства и потребления.
В пункте 3.1 договора от 01.06.2018 N 125/891/18-У указано, что ответчик оплачивает талоны на прием ТКО и производственных отходов по ценам, установленным исполнителем.
Из представленного ответчиком договора не следует, что услуги по обращению с ТКО были оказаны ООО "Вектор-Н".
Согласно п. 7.1 договора от 01.06.2018 N 125/891/18-У настоящий договор действует с момента подписания до 31.12.2018. Договор считается продленным на каждый последующий год, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока его действия не заявила об отказе от настоящего договора или заключения договора на других условиях.
Спорный период, заявленный истцом: с января 2019 года по январь 2022 года.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что вышеуказанный договор действовал в период с 2019 года по январь 2022 года на тех же условиях, а также отсутствуют платежные поручения об оплате услуг, оказанные исполнителем согласно п. 1.1 договора от 01.06.2018 N 125/891/18-У.
Кроме того, согласно статье 24.6 Закон N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как было указано выше, между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" (в настоящее время переименовано в АО "Ситиматик") на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25.12.2017 заключено соглашение от 23.01.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Таким образом, истец имеет статус регионального оператора и осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Саратовской области.
Как верно указал суд первой инстанции, истец является единственным хозяйствующим субъектом, имеющим право оказывать услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.11.2021 N Ф06-10605/2021 по делу N А55-19792/2020).
Таким образом, факт заключения ответчиком договора от 01.06.2018 N 125/891/18-У с третьи лицом - ООО "Вектор-Н" не является основанием для освобождения ответчика от обязанности по уплате истцу спорной задолженности, поскольку ООО "Вектор-Н" не является оператором ТКО, не имеет утвержденного тарифа на оказание услуг по обращению с ТКО и заключенного с истцом договора на утилизацию и захоронение ТКО на полигоне в соответствии с требованиями действующего законодательства, не осуществляло вывоз ТКО.
Ответчик не представил в материалы дела документы, свидетельствующие о факте оказания услуг по обращению с ТКО сторонней организацией за спорный период по объектам ответчика, либо иных документов, подтверждающих осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в строгом соответствии с требованиями экологического законодательства и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в случае самостоятельного осуществления действий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО).
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих оплату оказанных услуг по обращению с ТКО региональным оператором в лице АО "Ситиматик" либо с иной сторонней организацией, обладающей статусом регионального оператора.
Ответчик в своем отзыве на исковое заявление указал, что за период с января 2019 года по январь 2022 года услуги по обращению с ТКО не оказывались: контейнеры для сбора отходов являются собственностью АО "СРЗ" и находятся на территории предприятия. В силу того, что АО "СРЗ" является режимным предприятием, для доступа на территорию предприятия необходимо специальное разрешение, согласованное генеральным директором АО "СРЗ", а также заместителем генерального директора по режиму и безопасности АО "СРЗ". Данное разрешение не получалось сотрудниками АО "Ситиматик", сотрудники данной организации не находились на территории предприятия ответчика.
Истец представил в материалы дела письмо от 06.10.2021 N УО-409 от ООО "Экотехника" (оператор ТКО), согласно которому для регионального оператора вывоз ТКО от АО "СРЗ" по адресу: г. Саратов, пр-кт им. 50 лет Октября, д. 108, по настоящее время не осуществлялся в связи с отказом потребителя от услуг (закрытая территория, пропускной режим).
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, приведенным в Определении от 26.02.2016 N 309- ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
При отсутствии оснований для освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг по обращению с ТКО, отсутствии доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, а также учитывая общедоступность контейнерных площадок общего пользования суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик не был лишен права складирования ТКО в контейнерные площадки общего пользования согласно территориальной схеме.
Из содержания пунктов 1 и 3 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требования законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а так же правилам благоустройства муниципальных образований.
Транспортирование ТКО с мест (площадок) накопления ТКО общего пользования за период с даты начала оказания услуг, определенной п. 1.4 договора, осуществлялось исключительно силами регионального оператора.
Все сотрудники АО "СРЗ" без исключения образовывают в результате своей деятельности ТКО.
Учитывая, что ответчиком осуществлялось складирование ТКО на контейнерные площадки общего пользования, а также принимая во внимание заключение сторонами договора N 54/312/0007259 на условиях типового, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет должен производиться с применением норматива, где расчетной единицей является один сотрудник, и который предусмотрен для административных зданий, учреждений, контор, офисных помещений.
Иной норматив, позволяющий произвести расчет исходя из количества сотрудников, приказами не предусмотрен.
Сведения о количестве расчетных единиц указаны в заявке на заключение договора ТКО. Истцом представлен справочный расчет, исходя из нормативов накопления, судом расчет проверен и признан арифметически верным.
Аналогичная правовая позиция изложена в решении Арбитражного суда Саратовской области от 06.12.2021 по делу N А57-5739/2021, оставленном без изменения постановлением Двенадцатого апелляционного арбитражного суда от 14.02.2022.
Оказание региональным оператором услуг по транспортированию ТКО всеми без исключения потребителям предполагается пока, не доказано иное.
Факт оказания услуг ответчику подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами и детализацией начислений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по январь 2022 года в размере 306921,55 руб., отказав в удовлетворении остальной части исковых требований.
Данный вывод основан судом на представленных и исследованных в ходе судебного заседания доказательствах, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, предусмотренным статьями 67, 68 АПК РФ.
В связи с частичным удовлетворением исковых требований суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате госпошлины в размере 9138 руб.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 АПК РФ, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также считает, что иск подлежит частичному удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление суда, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 декабря 2022 года по делу N А57-12236/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12236/2022
Истец: АО Ситиматик
Ответчик: АО "Саратовский радиоприборный завод"
Третье лицо: ООО "Вектор-Н", ООО "Экофрукт"