г. Хабаровск |
|
30 марта 2023 г. |
А73-20852/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ: Воронкова Е.Н., по доверенности от 01.07.2022 N 45,
от Минобороны России: Воронкова Е.Н., по доверенности от 30.09.2022 N 207/5/Д/111,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 08.02.2023
по делу N А73-20852/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сантехстрой" (ОГРН 1032700320773, г.Хабаровск)
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1072723005079, г.Хабаровск),
Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г.Москва)
о взыскании 53 972,74 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сантехстрой" (ООО "Сантехстрой") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ), а при недостаточности средств с Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) 53 972,74 руб., из них: долг за период с 01.01.2020 по 12.07.2021 - 53 767,37 руб., проценты за период с 10.02.2021 по 12.07.2021 - 205,37 руб.
Требования мотивированы наличием задолженности по оплате за услуги управления, содержания, текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г.Хабаровск, ул.Гамарника, 43.
Решением от 08.02.2023 с ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в пользу ООО "Сантехстрой" взыскан долг за период с 01.01.2020 по 24.05.2021 в сумме 48 925,13 руб., проценты за период с 10.02.2021 по 12.07.2021 в сумме 195,85 руб.; при отсутствии денежных средств судом постановлено взыскание произвести с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет казны Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
На судебный акт ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ и Минобороны России поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Минобороны России считает решение подлежащим отмене.
В обоснование указано на необоснованное привлечение к субсидиарной ответственности Минобороны России, при отсутствии проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника. По мнению заявителя жалобы, ответственность собственника казенного учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы, установленные статьей 399 ГК РФ, распространяются с особенностями, определенными статьей 123.22 ГК РФ.
ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в своей апелляционной жалобе считает себя ненадлежащим ответчиком, ссылаясь на не выделение денежных средств по статье расходов "коммунальные услуги", отсутствие в Уставе полномочий по приему-передачи оказанных коммунальных услуг, заключению контрактов (договоров) и финансированию услуг; в соответствии с приказами Министра обороны России финансовое обеспечение и исполнение финансовых обязательств воинских частей и учреждений возложено на федеральные казенные учреждения - управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны по субъектам Российской Федерации.
Кроме того, указано на недоказанность выполнения работ и несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД; отсутствие доказательств направления счетов на оплату; отсутствие в оперативном управлении какой-либо доли в праве общего имущества собственников МКД.
В отзыве на апелляционные жалобы ООО "Сантехстрой" выразило несогласие с ее доводами, указав на наличие обязанности своевременно производить оплату за содержание и ремонт общего имущества МКД; субсидиарная ответственность за неисполнение обязательства ответчиком подлежит возложению на лицо, осуществляющее функции собственника имущества, - Министерство обороны России как главного распорядителя бюджетных средств.
В судебном заседании представитель ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ и Минобороны России поддержал доводы жалоб, дав соответствующие пояснения.
ООО "Сантехстрой" направило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно материалам дела ООО "Сантехстрой", имеющее действующую лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании протокола общего собрания собственников от 24.01.2007, договора от 01.02.2017, лицензии N 027-000005 от 03.04.2015 является управляющей организацией многоквартирного дома N 43 по ул.Гамарника г.Хабаровска.
По условиям данного договора управляющая компания обязалась по поручению собственников управлять общим имуществом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пунктам 3.4, 3.7 договора размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома утверждается собственниками помещений на основе предложений управляющего и устанавливается сроком на один год. Размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Протоколом общего собрания собственников помещений МКД N 43 по ул. Гамарника от 24.01.2017 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения установлен в размере, утвержденном постановлением мэра города Хабаровска (пункт 8).
Пунктом 5.2 договора предусмотрена обязанность собственников помещений МКД вносить плату за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим.
Согласно техническому паспорту домовладения, свидетельству от 18.03.2015 в состав указанного многоквартирного дома входит нежилое помещение N 0 (9-20) с кадастровым номером 27:23:0030409:1635, площадью 79,9 кв.м, цокольный этаж.
На спорное помещение зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения (выписка из ЕГРН).
На основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации N 422 от 17.05.2021 "О передаче объектов недвижимого имущества в государственную собственность Хабаровского края" помещение передано Министерству имущественных отношений Хабаровского края по передаточному акту N 7 от 24.05.2021.
Осуществляя управление указанным МКД в спорный период, ООО "Сантехстрой" понесло расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расходы на коммунальные услуги.
18.10.2022 в адрес ответчиков направлены претензии с требованием оплаты долга, оставленные без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в абзаце 2 пункта 1 постановления Пленума от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", регулирование отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса РФ, статьей 36 Жилищного кодекса РФ.
На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с которыми в состав общего имущества включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящиеся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В состав общего имущества включаются также внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных приборов (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования и т.д.
В силу пункта 11 Правил под содержанием общего имущества понимается сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; текущий и капитальный ремонт, подготовка к сезонной эксплуатации и содержания общего имущества.
Согласно пункту 29 вышеуказанных Правил плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена также пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Таким образом, независимо от наличия соответствующих договорных отношений на собственнике помещения лежит обязанность по осуществлению расходов по содержанию общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
Как следует из материалов дела, ООО "Сантехстрой" является управляющей организацией многоквартирного дома N 43 по ул.Гамарника г.Хабаровска.
Судом установлено, что спорное нежилое помещение в период до 24.05.2021 находилось в федеральной собственности и было закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, являющимся некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ. Учредителем Учреждения является Российская Федерация; функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны.
С учетом установленного, суд пришел к обоснованному выводу, что именно ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ в период с 01.01.2020 по 24.05.2021 обязано было нести расходы по содержанию спорного нежилого помещения.
Факт оказания услуг в спорный период подтвержден материалами дела; доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, либо какой-либо иной управляющей организацией в материалы дела не представлено.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона N 258-ФЗ от 29.07.2017 вступили в действие изменения в статьи 154, 156 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, включены коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами истцом в состав платы включена плата за холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества.
По расчету истца задолженность по оплате услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества за период с 01.01.2020 по 12.07.2021 составила 53 767,37 руб.
Расчет задолженности произведен, с учетом площади принадлежащих учреждению помещений, общей площади жилых и нежилых помещений в доме, площади мест общего пользования, на основании тарифа, определенного договором управления, тарифов на ХВС, электроэнергию, нормативов потребления коммунальных ресурсов, в соответствии с постановлениями Администрации города Хабаровска от 13.12.2018 N 4395, от 13.03.2020 N 856.
Услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, коммунальным услугам, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, за спорный период не оплачены.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
С 24.05.2021 спорное помещение передано в собственность Хабаровского края на основании части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
С учетом вышеуказанных норм права, установив, что спорным помещением в период с 01.01.2020 по 24.05.2021 владело на праве оперативного управления ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания задолженности за услуги, оказанные истцом в спорный период, с учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Минобороны России, удовлетворив иск в сумме 48 925,13 руб. и отказав в остальной части долга.
Ввиду неисполнения обязательства по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества и оплате коммунальных услуг, истец предъявил также требование о взыскании с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Истцом произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.02.2021 по 12.07.2021, начисленных на сумму задолженности за период с 01.01.2020 по 12.07.2021, размер которых составил 205,37 руб.
Судом произведен расчет процентов, с учетом частичного удовлетворения иска, составивший 195,85 руб.
Указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.
Довод апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ об отсутствии в бюджетной системе средств на оплату коммунальных услуг не может быть принят во внимание, учитывая обязанность собственника помещения в силу закона нести расходы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; по оплате коммунальных услуг. отсутствие в оперативном управлении какой-либо доли в праве общего имущества собственников МКД.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правомочиям собственника.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в определении от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения, обязаны нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания домов в целом. Данная обязанность возникла у лица в силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса РФ и норм статей 249, 296 Гражданского кодекса РФ.
В этой связи ссылка ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ на отсутствие в оперативном управлении какой-либо доли в праве общего имущества собственников МКД подлежит отклонению, как основанная на неверном толковании норм права.
Учитывая приведенные выше нормы права, довод апелляционной жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ о том, что в Уставе учреждения не предусмотрено обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении, в связи с чем учреждение является ненадлежащим ответчиком, отклоняется.
Довод ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ об отсутствии доказательств направления платежных документов (счетов) опровергается описями в ценные письма об отправке счетов, актов выполненных работ (т.2 л.д.36-45).
При этом, данный довод в любом случае не может быть принят во внимание, учитывая установленную законом обязанность собственника по внесению платы на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества дома, коммунальные услуги, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, размер которых установлен Постановлениями Администрации города Хабаровска, в отсутствие доказательств принятия ответчиком мер к надлежащему исполнению обязательства, действуя добросовестно и разумно.
Кроме того, само по себе непредоставление истцом счетов не освобождает ответчика от исполнения предусмотренной законом обязанности нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором у ответчика находится имущество, и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
Довод жалобы ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны РФ о недоказанности выполнения работ и несения расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД является несостоятельным, учитывая наличие в материалах дела отчетов об исполнении управляющей организацией договора управления (форма 2.8). Указанная в данных отчетах информация содержит сведения о выполнении договора управления.
В материалы дела представлены также договор энергоснабжения с дополнительным соглашением о внесении изменений; единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.
В соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденном Правительством РФ, информация по управлению МКД находится в открытом доступе на сайте ГИС ЖКХ - dom.gosuslugi.ru.
Кроме того, в соответствии с правовым подходом, приведенным в в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, при наличии тарифов на оплату услуг управляющей организации и коммунальных ресурсов, данных о площади многоквартирного дома и площади помещений, находящихся во владении конкретного собственника, управляющая организация не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества.
Довод апелляционной жалобы Минобороны России о необоснованном привлечении его к субсидиарной ответственности, при отсутствии проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника, подлежит отклонению по следующим основаниям.
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является казенным учреждением.
В силу пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации относится, в частности, обеспечение в Вооруженных Силах учета, хранения и расходования материальных ресурсов и финансовых средств в соответствии с установленными порядком и нормами, а также осуществление контроля финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил (подпункт 56 пункта 7 названного выше Указа).
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду следующее.
Основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.
При этом, ответственность субсидиарного должника наступит лишь в случае установления при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него денежных средств, в то время как ни на суд, ни на истца не возложена обязанность проверки наличия или отсутствия денежных средств на счетах основного должника.
С учетом установленного, правовые основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
В этой связи решение суда, принятое на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных доказательств, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.02.2023 по делу N А73-20852/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20852/2022
Истец: ООО "САНТЕХСТРОЙ"
Ответчик: в лице Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ