г. Москва |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А41-61059/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Марченковой Н.В.,
судей: Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Терехиной Е.Е.,
при участии в заседании:
от Департамента городского имущества г. Москвы (истец) - Ребельская А.Н. по доверенности от 22.11.2022 года, паспорт, диплом;
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО (ответчик) - не явился, извещен надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства (ответчик) - Гаптуллин А.Н. по доверенности от 07.07.2022 года, паспорт, диплом;
от ГБУ "Ритуал" (3-е лицо) - Полякова Ю.Д. по доверенности от 21.06.2022 года, паспорт, диплом;
от 3-х лиц - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентство лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2022 года по делу N А41-61059/22, по иску Департамента городского имущества г. Москвы к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании,
3-и лица - Администрация Солнечногорского городского округа Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ГБУ "Ритуал",
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, РОСЛЕСХОЗУ о признании права собственности города Москвы на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060736:553 с адресными ориентирами: Московская обл., Солнечногорский р-н, сельское поселение Луневское, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 28, выделы 23, 24.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2022 года по делу N А41-61059/22 признано право собственности города Москвы на земельный участок КН 50:09:0060736:553.
Не согласившись с данным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель Департамента городского имущества г. Москвы возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в МО и 3-х лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с Решением Исполнительного комитета Солнечногорского городского совета народных депутатов Московской области от 28.10.1988 N 492-08/18 и Государственным Актом на право пользования землей серия А-I N349678 от 14.11.1988, постоянного (бессрочного пользования) в соответствии с постановлением Главы Солнечногорского района Московской области от 14.07.1999 N 1246 земельный участок площадью 105,81 га (1 058 100 кв.м.) был выделен под размещение Перепечинского кладбища и закреплен за ГУП "Ритуал" (правопредшественником ГБУ "Ритуал") на праве постоянного (бессрочного пользования).
19 октября 2016 года на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:09:0060736:553, площадью 247 650 кв.м. с адресными ориентирами: Московская обл., Солнечногорский р-н, сельское поселение Луневское, Клинское сельское участковое лесничество, квартал 28, выделы 23, 24.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН, указанный земельный участок, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: Заготовка древесины (включая СОМ), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно- исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление религиозной деятельности, изыскательские работы, принадлежит на праве собственности Российской Федерации ( запись N 50:09:0060736:553-50/001/2019-1 01.11.2019).
Вместе с тем, указанный земельный участок расположен в границе территории Перепечинского кладбища, что подтверждается Заключением специалиста N 248/3-18, не оспаривается представителями сторон.
Согласно разъяснениям, данным в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020), правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г. было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 2 данного Закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Закон N 101-ФЗ признан утратившим силу, а в Закон N 137-ФЗ введена ст. 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло.
Поскольку из содержания указанной статьи и иных норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к тем отношениям, которые сложились на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ, ее положения должны применяться не только к отношениям, сложившимся по состоянию на 1 июля 2006 г., но и к отношениям, которые возникнут в последующем.
Одним из критериев разграничения государственной собственности и отнесения земельного участка к федеральной собственности является предоставление участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти (абзац третий п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Согласно ст. 20 ЗК РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., и ст. 39.9 ЗК РФ, действующей в настоящее время, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ распоряжение (в том числе предоставление на праве постоянного (бессрочного) пользования) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона N 8-ФЗ, создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 8-ФЗ установлено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Исходя из смысла пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 8-ФЗ, места погребения по своей принадлежности могут быть государственными или муниципальными.
При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В соответствии с Законом г. Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы.
Приложением N 3 к постановлению Правительства Москвы от 08.04.2008 N 260- ПП "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве" утвержден перечень городских кладбищ и крематориев города Москвы, в соответствии с которым Перепечинское кладбище отнесено к городским кладбищам (п. 86 Приложения).
Городским кладбищем, согласно ст. 2 Закона г. Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" является общественное кладбище, находящееся в ведении Правительства Москвы, содержание и эксплуатацию которого обеспечивает Правительство Москвы за счет средств бюджета города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
По смыслу изложенных норм следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями городского кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ находится в собственности города Москвы, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Указанная позиция соответствует и правоприменительной практике (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.07.2022 по делу N А41- 2196/2021; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.06.2021 по делу N А41-33122/2020; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.04.2021 по делу N А41-57995/2019; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2021 N А41-74494/2019).
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что согласно пункту 3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" документы, предусмотренные пунктами 2.1, 2.3, 2.8 - 2.14, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение ходатайства о переводе земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Однако материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих направление Истцом документов, определенных в п. 2.13-2.16 содержания ходатайства в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Принимая Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", законодатель тем самым специально утвердил порядок определения принадлежности земельного участка к той или иной категории, и способы их перевода из одной категории в другую.
Следовательно, по мнению заявителя апелляционной жалобы, для внесения изменений в сведения Государственного лесного реестра, законом предусмотрен специальный административный порядок.
В соответствии со статьей 3.1. Федеральный закон N 137-ФЗ законодателем предусмотрен нормативный механизм и критерии разграничения государственной собственности на землю, в соответствии с которыми определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона. Соблюдение каких -либо административных регламентов или проведение иных процедур передачи земельных участков законодательством не предусмотрено и не требуется. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о необходимости соблюдения административных процедур при передачи земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060736:553 Перепечинского кладбища, считаем необоснованными.
Согласно пунктам 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов судебной защиты гражданских прав, в связи с чем Департаментом городского имущества города Москвы законно и обоснованно реализовано право на обращение в судебные органы за защитой права собственности города Москвы в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:09:0060736:553 Перепечинского кладбища.
Принятое судом первой инстанции решение направлено на недопущение нарушений права города Москвы и права ГБУ "Ритуал", на соблюдение требований Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Закона города Москвы от 04.06.1997 "О погребении и похоронном деле в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 08.04.2008 N260-ПП "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве", предусматривающих предоставление населению социальных гарантий по погребению, а также оказанию ритуальных услуг на захоронение, содержание и уход за местами захоронений.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 ноября 2022 года по делу N А41-61059/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61059/2022
Истец: Департамент городского имущества г. Москвы
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: Администрация г.о. Химки, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "РИТУАЛ", КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ