город Томск |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А03-6898/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
судей |
|
Киреевой О.Ю., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (N 07АП-1514/2023) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.01.2023 по делу N А03-6898/2022 (судья Винникова А.Н.) по заявлению межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, г. Барнаул Алтайского края (ИНН 222172516, ОГРН 1092221004040) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Москва (ОГРН 1057747117724, ИНН 7719555477) в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании 719 019 руб. 70 коп., из них 660 383 руб. 58 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.04.2008 N 354, 58 636 руб. 12 коп. пени за период с 11.03.2021 по 31.03.2022,
и по встречному иску о взыскании переплаты по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.04.2008 N 354 на дату 06.09.2022 в размере 389 387 руб. 72 коп., а также переплаты по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.04.2008 N 354, в связи с применением расчета ежемесячного платежа их расчета 1,5% от кадастровой стоимости по пункту "г" статьи 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, за период с 06.09.2019 по 06.09.2022 в размере 228 227 руб. 39 коп.,
при участии в судебном заседании представителя апеллянта Заикина С.А. (доверенность от 12.05.2022, паспорт, диплом), -
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее по тексту - Территориальный орган, истец по первоначальному иску) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному унитарному предприятию "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю, ответчик по первоначальному иску) о взыскании 719 019 руб. 70 коп., из них 660 383 руб. 58 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.04.2008 N 354, 58 636 руб. 12 коп. пени за период с 11.03.2021 по 31.03.2022.
От ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю поступило встречное исковое заявление о взыскании переплаты по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.04.2008 N 354 на дату 06.09.2022 в размере 389 387 руб. 72 коп., о взыскании переплаты по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 03.04.2008 N 354, в связи с применением расчета ежемесячного платежа их расчета 1,5% от кадастровой стоимости по п. "г" ст. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, за период с 06.09.2019 по 06.09.2022 в размере 228 227 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.01.2023 первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, указывая, что обязанности по изменению размера арендной платы в связи с выходом нормативных актов в договоре нет. Арендная плата за 2018 год и 2019 год не изменялась, уведомлений об изменении размера арендной платы за 2020 год в адрес ответчика не поступало, таким образом, ответчик не мог знать о перерасчете арендной платы. В адрес ответчика поступило уведомление об увеличении арендной платы на коэффициент инфляции, при этом, размер ежемесячного платежа не указан, таким образом, ответчик самостоятельно рассчитал платеж и оплачивал арендную плату, в связи с чем взыскание пени необоснованно. Вывод суд об отказе в удовлетворении встречных исковых требований является несостоятельным.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, отклоняя доводы апеллянта.
Судом установлено и следует из материалов дела, 03.04.2008 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Алтайскому краю (арендодатель) и ФГУП "Охрана" МВД России (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 354, согласно которому арендатору предоставляется во владение и пользование земельный участок из земель поселений, имеющий кадастровый номер 22:63:050614:3, находящийся по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Мамонтова, д. 248 (далее - Участок) для эксплуатации административного здания. Общая площадь предоставленного в аренду земельного участка составляет 13381 кв.м. (пункты 1.1- 1.2 договора).
Указанный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.05.2018.
В соответствии с пунктами 2.1 - 2.2 договора срок аренды по настоящему договору устанавливается на 11 (одиннадцать) месяцев с 21 февраля 2008 года - даты прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Договор вступает в силу со дня его подписания сторонами.
Порядок расчета и размер арендной платы определен в Приложении N 2 к договору, являющемся его неотъемлемой частью (пункт 3.1 договора). Согласно Приложению N 2 размер арендной платы в год составляет 740 143 руб. 25 коп, в месяц составляет 61 678 руб. 61 коп.
Согласно пунктам 3.3-3.4 договора арендная плата по настоящему договору исчисляется с момента прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 10 числа текущего месяца. В случае заключения договора во второй половине месяца, арендная плата за период с момента заключения договора по последнее число текущего месяца подлежит внесению арендатором не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем заключения настоящего договора.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что размер арендной платы может изменяться ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год или при изменении базовой ставки арендной платы, или при проведении рыночной оценки Участка, проводимой независимым оценщиком в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", но не чаще одного раза в год. Настоящее условие не влечет изменения договора и не требует составления дополнительного соглашения. Письменное уведомление о размере арендной платы направляется арендодателем арендатору в месячный срок.
Письмом от 11.01.2022 исх. N ЕХ-63 Территориальный орган уведомил ответчика о том, что с 01.01.2022 с учетом изменения уровня инфляции за 2022 год ежемесячная арендная плата составит 92 425 руб. 98 коп.
Ответчик принял земельный участок, пользовался им, однако обязанность по внесению арендной платы осуществлял несвоевременно, в результате за период с 01.03.2021 по 30.06.2022 образовалась задолженность по арендной плате в общем размере 660 383 руб. 58 коп. Направленная ответчику претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против заявленных требований, ссылаясь на наличие переплаты со стороны ответчика по первоначальному иску, ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю обратилось с встречными требованиями.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации пользование землей является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает презумпцию платности использования земельного участка, не принадлежащего лицу, осуществляющему пользование, независимо от основания возникновения пользования.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Как следует из материалов дела, истец надлежащим образом выполнил принятые на себя обязательства, передав ответчику во временное пользование оговоренный в договоре земельный участок.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Подписав договор, стороны добровольно приняли на себя обязательства по исполнению его условий.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 65 ЗК РФ и пункта 1 статьи 424 ГК РФ является устанавливаемой уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Фактическое изменение размера платы за пользование земельным участком производится с даты вступления в силу принятого уполномоченным органом нормативного правового акта об установлении нового размера и (или) порядка расчета арендной платы.
Возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости предусмотрена пунктом 9 Постановления Правительства РФ N 582.
Факт пользования ответчиком земельным участком в заявленный период подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
По мнению ответчика переплата в размере 389 387 руб. 72 коп. образовалась в результате неверного применения коэффициента уровня инфляции и применение новой кадастровой стоимости, в то время как применению подлежала инфляция.
Как указывает ответчик, с 2020 года был применен коэффициент инфляции 1,117.
Судом установлено, что с 01.01.2020 размер арендной платы произведен с учетом установленного уровня инфляции за 2018-2020 годы, то есть за 3 года.
Пунктом 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление Правительства РФ N 582) установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Поскольку размер арендной платы не менялся с 2016 года, Территориальный орган имеет право применить с 01.01.2020 уровень инфляции за 2018, 2019, 2020 годы.
Поскольку с 01.01.2021 установлена новая кадастровая стоимость, изменение размера арендной платы на уровень инфляции не производилось.
В связи с этим, также отсутствует переплата и на 2022 год, так как коэффициент инфляции применен на сумму 87 909 руб. 60 коп. (исходя из размера арендной платы на 2021 год).
Соответственно, арендная плата с 01.01.2022 составляла 91 425 руб. 98 коп.
Оплата задолженности в полном объеме на момент рассмотрения иска в суде ответчиком не произведена.
В силу части 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами предусмотренным законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно расчету истца задолженность по арендной плате за период 11.03.2021 по 31.03.2022 в размере 58 636 руб. 45 коп. Данный расчет произведен в соответствии с пунктом 3.5 договора, с учетом периода просрочки исполнения обязательства по оплате арендных платежей и суммы просроченной задолженности.
Факт наличия задолженности и просрочки исполнения обязательств по внесению арендной платы судом установлен, ответчиком не опровергнут.
По мнению апеллянта, переплата образовалась в результате неверного применения коэффициента уровня инфляции и применение новой кадастровой стоимости, в то время как применению подлежала инфляция.
Поскольку договор аренды земельного участка заключен после вступления в силу ЗК РФ, арендная плата по нему является регулируемой (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ N 73).
Указанный вывод подтверждается судебной практикой: постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу N А79-10274/2020.
Возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости предусмотрена п. 9 Постановления Правительства РФ N 582.
При этом, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка содержатся в ЕГРН, Ответчик, как правообладатель земельного участка, имеет право на получение указанных сведений в Росреестре.
Письменное уведомление об изменении арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости ни законом, ни договором не предусмотрено.
Как указано в п. 9 постановления Правительства РФ, изменение арендной платы на уровень инфляции не осуществляется в том году, в котором произошло изменение арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости.
Поскольку с 01.01.2021 была установлена новая кадастровая стоимость, изменение размера арендной платы на уровень инфляции не производится.
В связи с этим, также отсутствует переплата и на 2022 год, так как коэффициент инфляции применим на сумму 87 909 руб. 60 коп. (исходя из размера арендной платы на 2021 год).
Соответственно, арендная плата с 01.01.2022 составляла 91 425 руб. 98 коп.
Согласно приложению N 2 к Договору арендная плата была установлена в размере 2% от кадастровой стоимости, что соответствует требованиям действующего законодательства. Стороны подписали договор в указанной редакции, Ответчик не обращался в Территориальный орган за изменением арендной платы. Оплачивал арендую плату в установленном размере, до предъявления исковых требований о взыскании задолженности по договору аренды указанные требования не предъявлял.
На основании обращения Ответчика от 18.04.2022 N 21/826, из которого следовало, что земельный участок является ограниченным в обороте, были внесены изменения в договор аренды о расчете арендной платы исходя из 1,5% от кадастровой стоимости. Согласно п. 2 дополнительного соглашения к Договору арендная плата в новом размере исчисляется с 01.04.2022. Территориальный орган принял данную редакцию.
Однако стоит отметить, что перечень земельных участков, относящихся к ограниченным в обороте, предусмотрен п. 5 ст. 27 ЗК РФ. К ним относятся земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
При рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка.
В настоящем случае, согласно п. 1.3 Договора земельный участок предоставлен для эксплуатации административного здания, складов и гаражей.
Доказательств использования Ответчиком зданий, расположенных на спорном земельном участке, в целях разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов или размещения на данном земельном участке запасов материальных ценностей государственного материального резерва не представлено. Указанный вывод подтверждается судебной практикой постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.11.2020 по делу N А43-19748/2019.
Таким образом, до подписания дополнительного соглашения стороны должны руководствоваться методикой расчета арендной платы, установленной договором, т.е. 2% от кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены/изменения решения не имеется.
Учитывая изложенное оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 10.01.2023 по делу N А03-6896/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6896/2022
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай
Ответчик: ФГУП "Охрана" Росгвардии филиала по Алтайскому краю