г. Москва |
|
28 марта 2023 г. |
Дело N А40-174036/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "КЛЕВЕР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-174036/22
по иску ООО "КЛЕВЕР"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве, Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве
о взыскании излишне уплаченных сумм налога,
при участии:
от истца: |
Чукина А.А. по доверенности от 09.01.2023; |
от ответчика: |
1)Дорошин Ю.А. по доверенности от 09.01.2023, 2) Тарасенко А.В. по доверенности от 16.06.2022; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КЛЕВЕР" (далее - Заявитель, ООО "КЛЕВЕР", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо-1, ИФНС N 9 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган), Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо-2) о взыскании излишне уплаченных сумм налога в размере 345 413, 20 руб. и процентов в размере 16 723, 76 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2022 в удовлетворении заявления ООО "КЛЕВЕР" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "КЛЕВЕР" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ИФНС N 9 по г. Москве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ИФНС N 17 по г. Москве возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу; считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "КЛЕВЕР" был поставлен на учет в ИФНС России N 17 по г. Москве 12.08.2009 и не является плательщиком торгового сбора.
Общество указало, что никогда не подавало заявлений о включении его в плательщики торгового сбора.
Департаментом по экономической политике г. Москвы 23.08.2019 составлен Акт выявления объекта торговли, на основании которого Заявитель был поставлен ИФНС России N 9 по г. Москве на учет как плательщик торгового сбора и Обществу был начислен торговый сбор за 2019 год в размере 54 586,80 руб.
Между тем, как указа Заявитель, актов о выявлении торгового объекта за 2020 и 2021 годы не имеется, Общество не занимается торговой деятельностью, деятельность Обществом вообще не ведется в связи с ограничениями по Covid-19 и возникшими в дальнейшем проблемами. Несмотря на это, ИФНС России N 9 по г. Москве начислил обществу торговый сбор за 2020-2021 годы, что, по мнению Заявителя, неправомерно и противоречит действующему законодательству.
ИФНС России N 17 по г. Москве обратилась с заявлением о признании ООО "КЛЕВЕР" несостоятельным (банкротом), указав, что у ООО "КЛЕВЕР" имеется задолженность перед Федеральной налоговой службой в лице ИФНС России N 17 по г. Москве в размере 610 058,25 руб., в том числе основной долг - 463 976,00 руб., пени - 102 932,25 руб., штрафы - 43 150,00 руб., указанная задолженность образовалась в связи с неисполнением обязанности по уплате торгового сбора, уплачиваемого на территориях городов федерального значения в связи с выявлением нового объекта обложения торговым сбором от 22.10.2019.
В связи с тем, что ООО "КЛЕВЕР" была произведена оплата на сумму 400 000 руб. по платежному поручению от 15.10.2021 N 112, ИФНС России N 17 по г. Москве представлено суду ходатайство о прекращении производства по делу, так как сумма обязательств должника перед уполномоченным органом составляет менее 300 000 рублей. Определением Арбитражного суда города Москвы от 08.12.2021 производство по делу N А40-152639/21-177-428 по заявлению ИФНС России N17 по г. Москве о признании ООО "КЛЕВЕР" несостоятельным (банкротом) прекращено. Заявитель снят с учета в качестве плательщика торгового сбора.
Таким образом, в рамках урегулирования банкротного спора при рассмотрении дела N А40-152639/21-177-428 Заявителем произведена оплата на сумму 400 000 руб. 00 коп. по платежному поручению от 15.10.2021 N112 в счет погашения задолженности, в том числе по необоснованно начисленному торговому сбору, в связи с чем, по мнению Заявителя, у него образовалась переплата.
В связи с тем, что уплату торгового сбора за 2019 год (54 586,8 руб.) Заявитель не оспаривает, сумма переплаты составляет 345 413,2 руб. Таким образом, сумма излишне уплаченного Обществом налога составляет 345 413,20 руб.
Заявитель 11.03.2022 обратился в ИФНС России N 17 по г. Москве и в ИФНС России N 9 по г. Москве с обращением о признании начисления торгового сбора ООО "КЛЕВЕР" в 2020, 2021 годах необоснованным и о произведении перерасчета и возврате излишне уплаченного налога, с учетом произведённой оплаты 15.10.2021 в рамках банкротного спора. Общество указывает, что ответом от 17.03.2022 ИФНС России N 9 по г. Москве отказала Обществу в возврате излишне уплаченного налога, ИФНС России N17 по г. Москве на обращение Заявителя не ответила.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителем в суд с заявлением о взыскании с Заинтересованного лица излишне уплаченной суммы налога в размере 345 413,20 руб., процентов, начисленных на излишне уплаченную сумму налога, в размере 16 723,76 руб.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 410 НК РФ торговый сбор (далее - сбор, торговый сбор) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Положениями пункта 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения сбором признается деятельность по использованию объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Пунктом 1 статьи 416 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией "ли индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик торгового сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган.
Согласно статье 1 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62) с 01.07.2015 на территории г. Москвы установлен торговый сбор в соответствии с НК РФ.
Статьей 418 НК РФ органу государственной власти г. Москвы предоставлены определенные полномочия в сфере торгового сбора. Так, согласно пункту 1 статьи 418 НК РФ им осуществляются полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в установленных Кодексом пределах.
В настоящее время, согласно пункту 2 статьи 418 НК РФ, статье 4 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62, вышеуказанные функции возложены на Департамент экономической политики и развития г. Москвы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 418 НК РФ при выявлении объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, уполномоченный орган в течение пяти дней составляет акт о выявлении нового объекта обложения сбором или акт о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направляет указанную информацию в налоговый орган по форме (формату) в установленном порядке.
Кроме того, в соответствии с Порядком сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП на Департамент экономической политики и развития г. Москвы возложена обязанность по составлению списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее - Список объектов), который публикуется в открытом доступе на официальном сайте Департамента экономической политики и развития г. Москвы в сети Интернет.
Вышеуказанным Порядком предусмотрено, что Департаментом экономической политики и развития г. Москвы о составлении акта о выявлении нового объекта обложения сбором, а равно о включении в Список объектов нового объекта обложения сбором уведомляет организацию (индивидуального предпринимателя).
Организация (индивидуальный предприниматель), чей объект торговли был внесен в Список объектов, пунктом 4.1 Порядка имеет право в срок не позднее 20 календарных дней со дня опубликования сведений на вышеуказанном сайте направить в Департамент в письменной или электронной форме обращение об исключении такого объекта из Списка объектов с приложением подтверждающих документов.
Согласно пункту 8.1 Порядка организация (индивидуальный предприниматель), указанный в составленном Департамент экономической политики и развития г. Москвы акте о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, акте о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения торговым сбором, вправе направить в указанный государственный орган жалобу об отмене соответствующего акта в срок не позднее 180 календарных дней со дня направления организации (индивидуальному предпринимателю) информации о направлении информационного сообщения в налоговый орган.
В соответствии с подпунктами 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях, и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, которая должна быть исполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для принятия налоговым органом по отношению к налогоплательщику мер принудительного взыскания недоимки по налогу, сбору, а также соответствующей задолженности по пени, штрафу. Процедура принудительного взыскания налоговым органом налога, сбора, пени, штрафа состоит из ряда последовательных этапов.
На первом этапе взыскания налога с организации или индивидуального предпринимателя налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму налога и пени.
На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46, 47 НК РФ, а именно: после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после его истечения, налоговым органом принимается решение о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (пункт 3 статьи 46 НК РФ). В целях обеспечения решения о взыскании за счет денежных средств налоговым органом может быть вынесено в порядке статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика; решение о взыскании за счет денежных средств, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В этом случае налоговый орган в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Пропущенный налоговым органом по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен (пункт 3 статьи 46 НК РФ); при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога; решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения установленного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога на основании пункта 1 статьи 47 НК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с пунктом 10 статья 78 НК РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 статьи 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ ООО "КЛЕВЕР" зарегистрировано 03.02.2009 и поставлено на налоговый учет в ИФНС России N 17 по г Москве, одним из видов деятельности налогоплательщика является торговля розничная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.2). В отношении общества составлен акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 21.10.2019 N 31329, согласно которому выявлен торговый объект, расположенный по адресу: г. Москва, Новорогожская, дом 42, комнаты 1, 2 и принадлежащий Обществу.
Как следует из материалов дела, датой возникновения объекта обложения торговым сбором является 23.08.2019, в качестве вида торговли установлена торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы в районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы.
Судом первой инстанции установлено, что Заявитель с жалобами об исключении торгового объекта из списка объектов, об отмене акта от 21.10.2019 N 31329 не обращался.
Обществом 11.11.2021 представлено уведомление о снятии с учета в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что Заявитель в период с 23.08.2019 по 11.11.2021 осуществлял на объекте торговли деятельность, подлежащую обложению торговым сбором.
Подпунктом "а" пункта 3 статьи 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 предусмотрено, что торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы до 50 кв.м. и расположенные в районах Центрального административного округа города Москвы, подлежит обложению торговым сбором по ставке в размере 54 000 руб. за квартал.
Согласно пункту 2 статьи 417 НК РФ уплата сбора производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности" предусмотрено продление срока уплаты торгового сбора за 1 квартал 2020 до 31.12.2020 (включительно).
В итоге, по состоянию на 19.07.2021 общая сумма задолженности по торговому сбору составила 432 000 руб.
Заявителю за несвоевременную уплату торгового сбора по состоянию на 19.07.2021 начислены пени в размере 37 161,45 руб.
Так, в отношении задолженности по торговому сбору ИФНС России N 17 по г. Москве, ИФНС России N 9 по г. Москве сформированы и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов.
Требования в срок, установленный пунктом 4 статьи 69 НК РФ Обществом не исполнены.
В связи с неисполнением требований Инспекцией приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств, направленное по почте заказным письмом налогоплательщику, а также вынесены постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), которые направлены в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Москвы.
Таким образом, Заинтересованными лицами последовательно принимались меры принудительного взыскания.
В материалы настоящего дела Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие обжалование вышеуказанных требований и решений, действий по начислению и взысканию начислений по торговому сбору, а равно доказательства, свидетельствующие о нарушении налоговыми органами процедуры принудительного взыскания торгового сбора.
Заявителем была осуществлена оплата 15.10.2021 на сумму 400 000 руб. В связи с тем, что по состоянию на 19.07.2021 общая сумма задолженности по торговому сбору составила 432 000 руб., непогашенной за 2 кв. 2021 осталась сумма 32 000 руб.
Кроме того, Обществу начислен торговый сбор за 3 квартал 2021 в размере 54 000 руб., за 4 кв. 2021 в размере 54 000 руб. Указанная задолженность также Заявителем не погашена.
Как указано выше, Общество с 23.08.2019 по 11.11.2021 являлось плательщиком торгового сбора и было обязано уплачивать торговый сбор в течении указанного периода.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Исходя из вышеизложенного, Заявителем не в полном объеме произведена уплата торгового сбора за 2 квартал 2021, а также отсутствует уплата торгового сбора за 3-4 кварталы 2021 в размере 108 000 руб. и соответствующей суммы пени, следовательно, правовые основания для возникновения переплаты по торговому сбору отсутствуют.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 АПК РФ, правомерно признал необоснованными требования, заявленные ООО "КЛЕВЕР" к ИФНС России N 17 по г. Москве, ИФНС России N 9 по г. Москве о взыскании излишне уплаченных сумм налога в размере 345 413, 20 руб. и процентов в размере 16 723, 76 руб., у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "КЛЕВЕР".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.11.2022 по делу N А40-174036/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174036/2022
Истец: ООО "КЛЕВЕР"
Ответчик: ИФНС России N 17 по г. Москве, ИФНС России N9 по г. Москве