г. Пермь |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А60-68214/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Шаламовой Ю.В.
судей Муравьевой Е.Ю., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от заявителя: Лазарева Ю.П., паспорт, доверенность от 30.12.2022, диплом.
от заинтересованного лица представители не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 января 2023 года по делу N А60-68214/2022
по заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" (ОГРН 1036600620440, ИНН 6612001379)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564)
о признании предостережения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ГАЗЭКС" (далее - заявитель, АО "ГАЗЭКС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований N 29-08-44-982 от 16.09.2022.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным и отменено предостережение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564) от 16.09.2022 N 29-08-44-982 о недопустимости нарушения обязательных требований в части обязания разработать план мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
Не согласившись с судебным актом, Департамент обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что поскольку АО "ГАЗЭКС" осуществляет обслуживание ВКГО и ВДГО путем планирования данных работ в конкретном графике и доведения данной информации до заказчиков (абонентов) доступными способами, то составление соответствующего графика (плана мероприятий) по обслуживанию ВДГО и ВКГО, в рамках которого осуществляется обязательный инструктаж заказчика по безопасному использованию газа, является обязанностью специализирующей организации в силу положений пунктов 43, 46 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410.
Заявитель в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства, представил заявителя поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещено надлежащим образом, своих представителей для участия в заседании суда не направило, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в отношении АО "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379) Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564) вынесено предостережение от 16.09.2022 N 29-08-44-982.
В п. 1 предостережения указано на отказ АО "ГАЗЭКС" от разработки плана мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, что по мнению надзорного органа приводит к нарушению обязательных требований, установленных пп. б п. 43 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410, далее - Правила 410).
В связи с указанным АО "ГАЗЭКС" объявлено предостережение и предложено в т.ч. разработать план мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд. Срок предоставления информации о принятых мерах - 21.11.2022.
АО "ГАЗЭКС" в порядке установленном Положением о региональном государственном жилищном надзоре на территории Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2021 N 1005-ПП) на данное предостережение подано возражение от 22.09.2022 N 09-2684, от 11.11.2022 N 09-3192 (повторно).
По результатам рассмотрения возражений на предостережение Департамент письмами от 10.10.2022 N 29-01-64/38373, от 28.11.2022 N 29-01-64/44827 указал на необоснованность возражений и настаивает на разработке плана мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
Заявитель с указанным предостережение от 16.09.2022 N 29-08-44-982 не согласился, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеизложенное решение.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно пункту 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410), "техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.
Согласно пункту 13 Минимального перечня инструктаж потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд входит в указанный перечень, следовательно, является обязательным.
Согласно пункту 46 Правил N 410 выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте 2 внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами. Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть "Интернет", путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
АО "ГАЗЭКС" осуществляет обслуживание ВКГО и ВДГО путем планирования данных работ в конкретном графике и доведения данной информации до заказчиков (абонентов) доступными способами. Следовательно, составление соответствующего графика (плана мероприятий) по обслуживанию ВДГО и ВКГО, в рамках которого осуществляется обязательный инструктаж заказчика по безопасному использованию газа, является обязанностью специализирующей организации.
Объявление предостережения является видом профилактического мероприятия контрольного (надзорного) органа (ст. 45 Закона N 248).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона N 248 профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей: 1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; 2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; 3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Согласно Перечню нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, утвержденного приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр, Департамент осуществляет контроль за соблюдением обязательных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона N 248 в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Как следует из материалов дела, Департамент, учитывая вышеуказанные положения Закона N 248 и Правил N 410, объявил АО "ГАЗЭКС" предостережение, согласно которому предлагается: 1) разработать план мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд; 2) при очередном техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования проводить инструктаж заказчика по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд, который осуществляется в устной форме; 3 3) непосредственно после проведения инструктажа обеспечить передачу заказчику инструкции по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд; 4) факт передачи инструкции и проведения инструктажа фиксировать в акте, подписываемом заказчиком и исполнителем. АО "ГАЗЭКС" предложено представить информацию 21.11.2022.
Признавая недействительным предостережение N 29-08-44-982 от 16.09.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований, с предложением принять меры по их соблюдению, о чем направить соответствующее уведомление, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия и, в том числе, объявлять предостережение.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 248-ФЗ в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (ч. 2 ст. 49 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии со статьей 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - закон N 294-ФЗ) органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в целях профилактики нарушений обязательных требований.
Пунктом 6 статьи 8.2. закона N 294-ФЗ установлено, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (утв. Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, далее - Правила 166) так же предусмотрено, что предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов (п. 5 Правил 166).
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля (ч. 4 ст. 49 Закона N 248-ФЗ).
Такой порядок предусмотрен Правилами 166, а также пунктом 22 Положения о региональном государственном жилищном надзоре на территории Свердловской области (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2021 N 1005-ПП).
АО "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379) возражениями от 22.09.2022 N 09-2684, от 11.11.2022 N 09-3192 подтвердило соблюдение требований Правил 410, а так же указало на отсутствие установленного нормативного требования по разработке плана мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд.
АО "ГАЗЭКС" (ИНН 6612001379) также указало, что заинтересованное лицо настаивает на предоставлении подтверждающих документов, в т.ч. плана мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд (абз. 4 письма от 10.10.2022 N 29-01-64/38373, предложение 2 абз. 4 письма от 28.11.2022 N 29-01-64/44827). Кроме того, Департамент запрашивает разработку и предоставление плана мероприятий по проведению инструктажа потребителей газа по безопасному использованию газа при удовлетворении коммунально-бытовых нужд заявляя, что его отсутствие приводит к нарушению обязательных требований, установленных пп. б п. 43 Правил 410.
Согласно подпункту "б" пункта 43 Правил 410 исполнитель обязан: "осуществлять техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не реже 1 раза в год с учетом минимального перечня выполняемых работ (оказываемых услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, предусмотренного приложением к настоящим Правилам".
Вместе с тем, разработка плана мероприятий по проведению инструктажа положениями Правил 410 не предусмотрена, требуемый департаментом план мероприятий не является критерием исполнимости подпункта "б" пункта 43 Правил 410 по проведению технического обслуживания газового оборудования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" в случае неисполнения требования, изложенного в официальном предостережении (предостережении) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 49 закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Правилами 166 также предусмотрено, что при отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля использует уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 11, п. 14 Правил 166).
Из указанного следует, что Общество при отсутствии возражений в указанный в предостережении срок обязано направить в орган государственного контроля (надзора) уведомление об исполнении предостережения. В свою очередь орган государственного контроля (надзора) использует такое уведомление для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствованию применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора).
Не направление в орган государственного контроля уведомления об исполнении предостережения может служить основанием для организации государственного контроля (надзора) в отношении АО "ГАЗЭКС".
В случае отсутствия у субъекта предпринимательской деятельности нарушений и направление в его адрес безосновательного предостережения, на него будет возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований нормативных актов, что повлечет нарушение прав и законных интересов лица, надлежащим образом исполняющего возложенные на него законом обязанности.
Таким образом, оспариваемым предостережением заявителю предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований законодательства, административный орган возлагает на АО "ГАЗЭКС" определенную обязанность, в том числе влияющую на осуществление предпринимательской деятельности.
Из вышеизложенного следует, что предостережение от 16.09.2022 N 29-08-44-982 возлагает на АО "ГАЗЭКС" обязанность изменить фактическое поведение, тем самым нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, оспариваемое предостережение обоснованно признано недействительным, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклонены в полном объеме, так как не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, противоречат фактическим обстоятельствам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы (департамент) освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 января 2023 года по делу N А60-68214/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-68214/2022
Истец: АО "ГАЗЭКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ