г. Тула |
|
29 марта 2023 г. |
Дело N А09-11738/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2023 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Большакова Д.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2022 по делу N А09-11738/202121 (судья Черняков А.А.), принятое по заявлению управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (г. Брянск, ОГРН 1093254008858, ИНН 3250512568) о признании незаконными действий управления Росреестра по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365), третье лицо: межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (г. Брянск, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522), по государственной регистрации права собственности на объекты КN 32:28:0031621:138 и 32:28:0032301:58;
при участии в заседании:
от управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - Жукова А.В. (доверенность от 26.12.2022 N 29/04-23, паспорт, диплом);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (далее - УИЗО) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Росреестр) о признании незаконными действий по государственной регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на объекты недвижимости:
- жилой дом площадью 49,3 м К
32:28:0031621:138, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88;
- жилой дом площадью 60,0 м К
32:28:0032301:58, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. 1-я Почепская, 6.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2022 заявление УИЗО оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, УИЗО обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на ошибочность вывода суда области о том, что УИЗО выбрало ненадлежащий способ защиты; полагает, что судом первой инстанции незаконно отклонена ссылка УИЗО на ч. 5.2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и не дана надлежащая оценка государственной регистрации права муниципальной собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Республиканская, д. 88.
Росреестр и Росимущество в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв управления на него, судебная коллегия пришла к выводу о необходимости перехода к рассмотрению спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд рассматривает дело повторно по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Как следует из материалов дела, в рамках постановления Комитета по управлению государственным имуществом Брянской области от 15.10.1992 N 673 было принято решение о приватизации объединения "Брянскинжсельстрой". 29.03.1993 между комитетом по управлению государственным имуществом Брянской области и ТОО "Брянскинжсельстрой" был заключен договор о передаче объектов соцкультбыта (в т.ч. объектов жилищного фонда), остающихся в государственной собственности, на баланс товарищества без права распоряжения до принятия решения о приватизации.
В дальнейшем 13.07.2000 между комитетом по управлению государственным имуществом Брянской области и ООО "Рубин" был подписан договор N 329 о передаче последнему на баланс имущества (объекты жилого фонда), для которого установлен особый режим приватизации. В перечне объектов находился жилой дом по адресу: г. Брянск, ул. Республиканская, д.88. Данный объект также был включен в приказ ООО "Рубин" от 18.03.2006 "Об установлении характеристик объектов жилого фонда" N 22-п в связи с выявленным несоответствием между фактическими адресами объектов жилого фонда федерального имущества и инвентарными карточками учета основных средств.
На основании распоряжения межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 10.12.2020 40-526-р
О безвозмездной передаче федерального имущества, составляющего казну РФ, в муниципальную собственность городского округа город Брянск
управлением Росреестра по Брянской области зарегистрировано право собственности муниципального образования город Брянск на объекты недвижимости: жилой дом площадью 49,3 м
с кадастровым номером 32:28:0031621:138, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88 (в ЕГРН запись внесена 24.03.2021); жилой дом площадью 60,0 м
с кадастровым номером 32:28:0032301:58, расположенный по адресу: Брянская обл., г.Брянск, ул. 1-я Почепская, 6 (в ЕГРН запись внесена 29.03.2021).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, пришёл к выводу о том, что Арбитражный суд Брянской области, при наличии имеющихся в материалах дела сведений (т. 1 л.д. 41) не рассмотрел вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бирюкова Сергея Степановича, в порядке ст. 51 АПК РФ, поскольку принятый судебный акт влияет на его обязанности по отношению к сторонам.
Привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Бирюкова Сергея Степановича необходимо для исследования вопроса о наличии права собственности данного физического лица на жилой дом, расположенный по адресу Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88, что следует из справки ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" (т. 1 л.д. 41).
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции перешёл к рассмотрению дела N А09-11738/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для суда первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечён Бирюков Сергей Степанович 20.12.1946 года рождения, проживающий по адресу г. Брянск, Бежицкий район, р.п. Радица-Крыловка, ул. Республиканская, 88.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 29.03.1993 между комитетом по управлению государственным имуществом Брянской области (далее - комитет) и ТОО "Брянскинжсельстрой" (далее - товарищество) был заключен договор о передаче объектов соцкультбыта (в т.ч. объектов жилищного фонда), остающихся в государственной собственности, на баланс товарищества без права распоряжения до принятия решения о приватизации.
Между комитетом и ООО "Рубин" 13.07.2000 был подписан договор N 329 о передаче последнему на баланс имущества (объекты жилого фонда), для которого установлен особый режим приватизации; в перечне объектов находился жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Республиканская, д.88, который был включен в приказ ООО "Рубин" от 18.03.2006 N 22-п "Об установлении характеристик объектов жилого фонда" в связи с выявленным несоответствием между фактическими адресами объектов жилого фонда федерального имущества и инвентарными карточками учета основных средств.
Жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. 1-я Почепская, 6, был исключен из состава имущества, вошедшего в уставной капитал при приватизации Брянского хлебоприемного предприятия (в дальнейшем АО "Хлебмаркет").
На основании распоряжения Росимущества от 10.12.2020 40-526-р
О безвозмездной передаче федерального имущества, составляющего казну РФ, в муниципальную собственность городского округа город Брянск
Росреестром зарегистрировано право собственности муниципального образования город Брянск на объекты недвижимости: жилой дом площадью 49,3 м
К
32:28:0031621:138, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88 (в ЕГРН запись внесена 24.03.2021); жилой дом площадью 60,0 м
К
32:28:0032301:58, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. 1-я Почепская, 6 (в ЕГРН запись внесена 29.03.2021).
Полагая, что действия Росреестра по государственной регистрации права собственности муниципального образования город Брянск на указанное недвижимое имущество не соответствуют закону, УИЗО обратилось в Арбитражный суд Брянской области.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную определен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-0 и от 04.12.2007 N 828-О-П.
В федеральной собственности может находиться:
- имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства РФ к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
- имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов РФ в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
- имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих РФ, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
В соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, отсутствие волеизъявления (согласия) органа местного самоуправления не может стать препятствием, если необходимость и законность такой передачи в соответствии с установленными разграничениями государственной собственности подтверждены материалами дела.
Законодательством не предусмотрен произвольный отказ органа местного самоуправления от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности.
Согласно п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, право собственности на жилищный фонд возникло у муниципального образования с момента разграничения государственной собственности, в связи с чем на органе местного самоуправления лежала обязанность по принятию такового.
В силу ст. 14 Закона N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к вопросам местного значения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда.
Частью 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал УИЗО в удовлетворении заявленного требования в отношении жилого дома площадью 60,0 м кадастровый
32:28:0032301:58, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. 1-я Почепская, 6, так как пришел к правомерному выводу, что поскольку спорный объект недвижимости относится к категории объектов жилищного фонда, то есть является имуществом, которое в силу закона должно находиться в муниципальной собственности и может использоваться для решения вопросов местного значения органа местного самоуправления, его передача в муниципальную собственность и дальнейшая регистрация Росреестром осуществлены на основании распоряжения Росимущества от 10.12.2020
40-526-р
О безвозмездной передаче федерального имущества, составляющего казну РФ, в муниципальную собственность городского округа город Брянск
и акта приема-передачи (при волеизъявлении принимающей стороны (отказ), государственная регистрация произведена правомерно.
Вместе с тем, в отношении жилого дома площадью 49,3 м кадастровый
32:28:0031621:138, расположенного по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88 судом области не принято во внимание следующее.
Как следует из письма ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от 14.01.2022 N 38, представленного в суд первой инстанции (т.1 л.д 41), в отношении вышеуказанного жилого дома в архиве имеются сведения о наличии отношении объекта договора купли-продажи N 1-817 от 08.06.1993.
В ответ на запрос суда апелляционной инстанции ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" были представлены копии технических паспортов из материалов инвентарного дела (т.2 л.д.111-126).
Из представленного технического паспорта (т.2 л.д. 112 оборот) следует, что указанное домовладение находилось во владении Андрюшина Ивана Фроловича на основании договора дарения от 24.09.1979 N 1-8429, после этого объектом владел Андрюшин Анатолий Иванович на основании свидетельства о праве на наследство от 03.06.1993 N 1-754, и потом домовладение было продано Бирюкову Сергею Степановичу по договору купли-продажи от 08.06.1993 (т.2 л.д.130, 131).
Согласно адресной справке из УВМ УМВД России по Брянской области, полученной по запросу суда апелляционной инстанции, Бирюков Сергей Степанович по состоянию на 18.08.2022 проживал по адресу г. Брянск, ул. Республиканская, 88 (т.2 л.д. 86).
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что при наличии частного собственника указанного жилого дома спор между двумя публичными образованиями о передаче жилого дома от одного субъекта другому является неправомерным. Равно как и неправомерными являются действия по государственной регистрации права собственности муниципального образования на указанное имущество.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае отсутствует спор о праве, поскольку ни муниципальное образование, ни орган уполномоченный от имени Российской Федерации не оспаривают право физического лица и не претендуют на соответствующее имущество. Спор же в отношении данного объекта в силу ошибочного его включения в распоряжение от 10.12.2020 N 40-526-р и, как следствие, государственной регистрации, может и должен разрешаться в порядке главы 24 АПК РФ, что и было сделано заявителем по настоящему делу.
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции находит решение подлежащим отмене, а требования подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.04.2022 по делу N А09-11738/2021 отменить.
Требования удовлетворить частично. Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по государственной регистрации права собственности Муниципального образования город Брянск на объект недвижимости: жилой дом площадью 49,3 м с кадастровым номером 32:28:0031621:138, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём государственной регистрации прекращения права собственности Муниципального образования город Брянск на жилой дом площадью 49,3 м с кадастровым номером 32:28:0031621:138, расположенный по адресу: Брянская обл., г. Брянск, ул. Республиканская, 88.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-11738/2021
Истец: Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области
Третье лицо: Бирюков Сергей Степанович, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по иправлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация", Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Брянской области