г. Томск |
|
7 марта 2024 г. |
Дело N А45-23255/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Фаст Е.В.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом посредством применения системы веб - конференции, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клён и Н" (N 07АП-825/24) на решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-23255/2023 (судья - Галкина Н.С..), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клён и Н" к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Тумко И.В., паспорт, доверенность, диплом;
- от заинтересованного лица: Пантюхова Т.В., паспорт, доверенность, диплом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клён и Н" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 31.05.2023 N 6891/01-16/88, в предоставлении земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 3453 кв. м, по заявлению от 16.05.2023; об обязании администрацию в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов 2 А45-23255/2023 общества путем подготовки и выдачи решения о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 453 кв.м по заявлению от 16.05.2023.
Решением от 11.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что общество, осуществляя деятельность по производству продукции (товаров), необходимой для обеспечения импортозамещения, имеет право на получение в аренду без торгов земельного участка для осуществления указанной деятельности на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629.
В отзыве Администрация просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны поддержали правовые позиции по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Общество 16.05.2023 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 3453 кв.м, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения в пределах земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:378, расположенного в Новосибирской области, Новосибирском районе, в поселке Тулинский, для осуществления деятельности по производству кухонной мебели (код 31.02 мебель кухонная ОК 034 -2014 (КПЕС 2008), который относится к общему подклассу 31.0 Мебель ОК 034-2014 (КПЕС 2008)), то есть для осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций на основании подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и в 2003 годах" (далее 0 постановление N 629).
Письмом от 31.05.2023 N 6891/01-16/88 администрация отказала обществу в предоставлении земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15, пунктом 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду того, что цель использования земельного участка "производственная деятельность (6.0)" не соответствует виду разрешенного земельного участка "для сельскохозяйственного использования", а также ввиду того, что на указанном земельном участке расположены объекты недвижимости. Также в письме об отказе в предоставлении земельного участка указано, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует пункту 6 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148, поскольку в графической части схемы расположения земельного участка приведен условный номер земельного участка (:ЗУ1), а он подлежит указанию лишь в случае, если предусмотрено образование двух и более земельных участков. По указанным выше основаниям невозможно предварительное согласование предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
Указывая на незаконность отказа администрации, ссылаясь на то, что имеет право на получение земельного участка на основании постановления N 629, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указал, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещения на нем производственных объектов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами арбитражного суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что заявитель обратился в администрацию о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, площадью 3453 кв.м, согласно прилагаемой к заявлению схеме расположения в пределах земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:378, расположенного в Новосибирской области, Новосибирском районе, в поселке Тулинский, для осуществления деятельности по производству кухонной мебели (код 31.02 мебель кухонная ОК 034-2014 (КПЕС 2008), который относится к общему подклассу 31.0 Мебель ОК 034-2014 (КПЕС 2008)).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.03.2022 N 58-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2022 и 2023 годах при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;
Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы" установлено, что в 2022 и 2023 годах предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом определенных особенностей. В частности наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам Российской Федерации или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подп. б, п. 1).
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 1 настоящего постановления, должен предусматривать запрет на изменение вида разрешенного использования такого земельного участка и условие об одностороннем отказе арендодателя от такого договора в случае неиспользования земельного участка для целей, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления. Арендодатель обязан направить арендатору уведомление об отказе от указанного договора.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629 предоставление земельных участков в целях осуществления деятельности, указанной в подпункте "б" пункта 1 настоящего постановления, может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории (за исключением документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов федерального значения), документов территориального планирования (за исключением документов территориального планирования Российской Федерации), документов градостроительного зонирования, за исключением случаев, если осуществление указанной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.
Как указано в п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 N 629, в случае если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.
В решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.11.2023 N АКПИ23-737 разъяснено, что постановление разработано в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций и определяет механизмы, упрощающие установленные законодательством Российской Федерации процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной или федеральной собственности, без проведения торгов, и льготный размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
При предоставлении земельных участков на основании подпункта "б" пункта 1 Постановления не учитываются виды разрешенного использования, указанные в градостроительном регламенте для соответствующей территориальной зоны.
Вместе с тем положения пункта 3 Постановления применяются с учетом особенностей правового режима земельных участков в связи с их отнесением к определенным категориям земель, территориям, зонам.
Таким образом, что Постановление N 629 не указывает на допустимость отступать от основных принципов земельного законодательства, не соблюдать земельное, градостроительное законодательство
При этом строительство объектов капитального строительства на предоставленных земельных участках должно осуществляться с соблюдением требований к виду разрешенного использования, категории земель и иных требований действующего законодательства. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в соответствии с общими требованиями, предусмотренными земельным законодательством, с учетом особенностей, определенных Постановлением.
На территории Новосибирской области такой перечень установлен распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.08.2022 N 511-рп, в который кроме прочего, включена продукция "мебель" код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 31.0.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ дополнительными видами деятельности общества являются, в том числе, производство кухонной мебель (31.02), изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения (31.02.2), производство прочей мебели (31.09).
В этой связи, суд обоснованно отклонил довод общества о том, что территория, в пределах которой расположен испрашиваемый земельный участок, относится к зоне, которая предназначена, в том числе, для размещения объектов производственного назначения, а также ссылку на пунктом 4 постановления N 629, согласно которому в случае, если предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 3 постановления не соответствует утвержденной для соответствующей территории документации по планировке территории и документам градостроительного зонирования, документация по планировке территории и документы градостроительного зонирования подлежат изменению в части приведения их в соответствие с целями предоставления указанного земельного участка в течение 6 месяцев со дня его предоставления.
Из фактических обстоятельств дела следует, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного использования.
Поскольку ООО "Клен и Н" ссылается на необходимость предоставления земельного участка для производства мебели, суд первой инстанции обоснованно исходил из невозможности осуществления такой деятельности на запрашиваемом земельном участке, имеющем специальный режим использования - сельскохозяйственное назначение.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что постановлением N 629 не предусмотрена обязанность заявителя предоставлять какие-либо документы, обосновывающие возможность осуществления заявленной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.07.2023 N Ф01-3596/2023, при рассмотрении заявлений необходимо достоверно установить, что на момент обращения заявитель осуществляет заявленную деятельность по импортозамещению.
Возможность получения в аренду земельного участка для осуществления деятельности в рамках импортозамещения лишь со ссылкой на намерение использовать его в определенных целях, без подтверждения фактической возможности осуществления соответствующей деятельности, действующее законодательство не предусматривает.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что формальное включение обществом в сведения ЕГРЮЛ дополнительных видов деятельности 31.09, 31.02 непосредственно перед обращением с заявлением о предоставлении земельного участка, не служит доказательством реального осуществления такой деятельности, в том числе в достаточном объеме.
Обществом ссылается на будущее строительство объекта, в котором намеревается осуществлять предпринимательскую деятельность по производству мебели, однако обоснование площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности, заявитель не представил.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10 выражена правовая позиция, согласно которой собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе в заявленных целях.
При этом бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Общество не привело суду обоснования площади земельного участка, необходимой для осуществления деятельности.
Обратного из материалов дела не следует.
Единственным официальным источником предоставления сведений по объектам недвижимости являются сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Согласно сведений ЕГРН на испрашиваемом земельном участке отсутствуют производственные помещения, позволяющие осуществлять указанный заявителем вид производственной деятельности; заявления о выдаче разрешения на строительство производственных площадей от ООО "Клен и Н" не поступало, соответственно, невозможно определить размер земельного участка, необходимый для осуществления заявленной деятельности.
Более того, из фактических обстоятельств следует, что ООО "Клен и Н" без правового основания занимает земельный участок с кадастровым номером 54:19:062303:378, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, форма собственности: собственность публично-правовых образований, а также часть земельного участка с кадастровым номером 54:19:062303:601, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: благоустройство территории (12.0.2), форма собственности: собственность публично-правовых образований, а также часть земельного участка с кадастровым номером 54:19:060302:86, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для размещения средней школы (школы на 360 учащихся со зрительным залом на 500 мест в п.Тулинский), форма собственности: собственность публично-правовых образований.
С учетом особенностей регулирования земельных отношений в 2022 - 2023 гг., возможно предоставление земельных участков из государственной или муниципальной собственности, участка, либо госсобственность на который не разграничена, если эти участки предназначены для производственной деятельности, нужд промышленности и если у уполномоченного органа нет информации о выявленных в рамках госземнадзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании участка.
Суд апелляционной инстанции, учитывая отсутствия подтверждения соответствия финансовой составляющей целям импортозамещения, не представление доказательств фактического осуществления заявленной деятельности, наличия материально - технической базы для ее осуществления, отсутствие доказательств необходимости предоставления всей заявленной площади земельного участка под осуществление указанной деятельности, а также запрет на нецелевое использование земельных участков, полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Поскольку ООО "Клён и Н" государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена в большем размере, чем это предусмотрено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, излишне уплаченная сумма в размере 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.12.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-23255/2023 - оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Клён и Н" из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 2 от 09.01.2024.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
Е.В. Фаст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-23255/2023
Истец: ООО "КЛЁН И Н"
Ответчик: Администрация Новосибирского Района Новосибирской Области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд