г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А26-9778/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. К. Сизовым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3673/2023) ИП Криница Павла Олеговича
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2022 по делу N А26-9778/2022 (судья Р. Б. Таратунин), принятое
по заявлению ИП Криница Павла Олеговича
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Криница П.О. (паспорт)
от ответчика: Лазарева Н.П. по доверенности от 17.03.2023
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Криница Павел Олегович (ОГРНИП 320100100018087; далее - ИП Криница П.О., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (ОГРН 1041000270002; далее - управление, налоговый орган) от 18.04.2022 N 426 и Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу от 23.09.2022 N 08-11/2134@ (ОГРН 1047843000567; далее - Межрегиональная инспекция).
Решением суда от 27.12.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании предприниматель поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, управлением проведена камеральная проверка уточненной (N 2) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (по форме 3-НДФЛ) за 2020 год, представленной предпринимателем в налоговый орган.
По результатам проверки управлением вынесено решение от 18.04.2022 N 426 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением предприниматель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 77 750 руб., заявителю доначислен налог в сумме 373 460 руб. и пени в сумме 33 138 руб. 36 коп.
Решение управления от 18.04.2022 N 426 обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган.
Решением Межрегиональной инспекции от 23.09.2022 N 08-11\2134@ решение управления от 18.04.2022 N 426 оставлено без изменения, а жалоба предпринимателя - без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вынесенных управлением и Межрегиональной инспекцией решений, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал предпринимателю в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
ИП Криница П.О. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 10.09.2020, состоял на налоговом учете в управлении, с 20.09.2022 состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу.
Основной вид деятельности "Производство электромонтажных работ" ОКВЭД 43.21.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаются налогоплательщиками НДФЛ.
Согласно статье 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога производят в соответствии со статьей 227 НК РФ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (пункт 1 статьи 227 НК РФ).
Пунктом 2 статьи 227 НК РФ установлено, что индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Как следует из материалов дела, 29.04.2021 налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлена первичная налоговая декларация по НДФЛ за 2020 год, согласно которой, сумма дохода и расхода, а также сумма налога к уплате, отсутствуют.
В ходе камеральной проверки первичной налоговой декларации налоговым органом установлен факт получения заявителем в 2020 году дохода от предпринимательской деятельности в сумме 3 738 000 руб., в связи с чем, в порядке статьи 88 НК РФ ему направлено требование от 28.07.2021 N 6967 о представлении пояснений по факту не отражения соответствующего дохода в налоговой декларации.
Уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2020 год налогоплательщиком не представлена.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки первичной декларации установлен факт получения дохода от предпринимательской деятельности за 2020 год в сумме 3 738 000 руб., о чем составлен акт налоговой проверки от 12.08.2021 N 1197.
20.10.2021 налогоплательщиком представлена уточненная (корректировка N 1) налоговая декларация по НДФЛ за 2020 год, в которой в приложении 3 "Доходы от предпринимательской деятельности и частной практики" отражены суммы дохода от предпринимательской деятельности в размере 3 738 000 руб. и суммы фактически произведенных расходов в размере 3 738 000 руб., сумма налога к уплате отсутствует. Документы, подтверждающие фактически произведенные расходы, налогоплательщиком не представлены.
Налоговым органом вынесено решение от 21.10.2021 N 419 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому показатели уточненной N 1 налоговой декларации будут учтены при проведении налоговой проверки этой декларации.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки не были установлены контрагенты, с которыми налогоплательщик осуществлял расчеты в 2020 году.
Проверкой установлено, что в 2020 году налогоплательщиком производилось снятие наличных денежных средств, покупка товара (через терминал), а также перевод с карты.
В соответствии со статьей 88 НК РФ 22.10.2021 управлением в адрес предпринимателя направлены требования от 21.10.2021 N 8929, N 8930 о представлении документов, подтверждающих произведенные расходы по предпринимательской деятельности за 2020 год, а также о представлении книги учета доходов и расходов за 2020 год.
Пояснения и документы, подтверждающие расходы, налогоплательщиком не представлены.
При исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не более суммы таких доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
В связи с тем, что предприниматель документально не подтвердил свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, ему на основании пункта 1 статьи 221 НК РФ налоговым органом предоставлен профессиональный налоговый вычет размере 20 процентов от общей суммы доходов.
Таким образом, сумма расходов от предпринимательской деятельности за 2020 год, которую может заявить предприниматель при отсутствии документов, подтверждающих осуществление расходов за налоговый период, составляет 747 600 руб. (3 738 000 х 20%), сумма налога, исчисленная к уплате за налоговый период - 388 752 руб. (3 738 000 - 747 600) х 13%).
Занижение НДФЛ за 2020 год составило 388 752 руб.
По выявленным нарушениям налоговым органом составлен акт налоговой проверки от 03.02.2022 N 45, который направлен в адрес налогоплательщика 08.02.2022 заказным почтовым отправлением.
Возражения на акт налоговой проверки налогоплательщиком не представлены, предприниматель на рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки не явился.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, установлено, что 22.03.2022 предприниматель представил уточненную N 2 налоговую декларацию по НДФЛ за 2020 год, в которой отразил сумму дохода от предпринимательской деятельности в размере 3 738 000 руб., сумму фактически произведенных расходов в размере 3 620 366 руб., сумму налога к уплате составила 15 292 руб.
НДФЛ за 2020 год в сумме 15 292 руб. и пени в сумме 1 100 уплачены предпринимателем 21.03.2022.
Документы, подтверждающие расходы на сумму 3 620 366 руб., налогоплательщиком не представлены.
Налоговым органом вынесено решение от 22.03.2022 N 62 об отложении рассмотрения материалов проверки, которое направлено в адрес налогоплательщика 23.03.2022 заказным почтовым отправлением.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом не отражения или неполного отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, при условии, что до подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
В рассматриваемой ситуации условия освобождения от налоговой ответственности не соблюдены (уточненная декларация представлена после направления акта камеральной проверки).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки управлением вынесено решение 18.04.2022 N 426 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 77 750 руб. (388 752 х 20%), заявителю доначислен НДФЛ за 2020 год в сумме 373 460 руб. (388 752 - 15 292) и соответствующие пени в сумме 33 138 руб. 36 коп.
Решение направлено налогоплательщику по месту регистрации заказным почтовым отправлением 25.04.2022 и дополнительно по ТКС (дата вручения 16.05.2022).
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДФЛ за 2020 год, представленных налогоплательщиком, управлением проведены всевозможные контрольные мероприятия, при вынесении решения от 18.04.2022 N 426 учтены данные уточненной N 2 налоговой декларации, представленной 22.03.2022.
Не согласившись с решением управления, налогоплательщик обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
В дополнение к апелляционной жалобе ИП Криница П.О. представил копии документов (чеки, квитанции, накладные, электронные документы и др.) за 2020 год на общую сумму 3 064 862 руб. 76 коп.
Из статьи 221 НК РФ следует, что при исчислении налоговой базы, облагаемой НДФЛ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Состав расходов, учитываемых для целей обложения НДФЛ, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций".
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 252 НК РФ содержатся общие критерии, которым должны соответствовать производимые налогоплательщиками расходы: расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и производиться для осуществления деятельности, направленной для получения дохода.
Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются, в том числе, первичные учетные документы.
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N402-ФЗ) предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, определяемым руководителем организации. Перечень обязательных реквизитов первичного документа приведен в пункте 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ.
Расходы, связанные с эксплуатацией автотранспорта (заправка ГСМ) могут учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ при условии, что использование автомобиля осуществлялось в профессиональных целях. Для учета указанных расходов необходимо ведение следующих первичных документов:
- утвержденный нормативный расход топлива автомобиля в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N AM-23-Р "О введении в действие Методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте";
- журнал учета движения путевых листов;
- путевые листы с указанием километража, марки и номера автотранспорта. В силу пункта 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N152.
- приказы на командировки и документы (выписки из документов), подтверждающие связь указанных поездок с предпринимательской деятельностью.
Следовательно, для признания расходов на приобретение ГСМ в целях налогообложения доходов необходимо наличие не только платежных документов (платежные поручения, кассовые чеки и т.п.), но и надлежащим образом оформленных путевых листов, подтверждающих фактический расход топлива и свидетельствующих о работе транспортного средства в целях производственной деятельности.
Указанные документы заявителем не представлены, в связи с чем, копии чеков на приобретение бензина (ГСМ) на сумму 150 818 руб. 43 коп. правомерно не приняты налоговым органов в качестве документов, подтверждающих расходы налогоплательщика и не учтены для целей налогообложения.
Представленные налогоплательщиком копии товарных чеков, актов, товарных накладных на общую сумму 1 613 111 руб. 27 коп. не имеют документального подтверждения оплаты. Доказательства, что указанные расходы понесены заявителем, не представлены.
Из представленных копий квитанций, справок от нотариуса на общую сумму 153 505 руб. не представляется возможным определить лицо, осуществляющее расходы.
В копиях справок от нотариуса на общую сумму 15 850 руб. указано, что они выданы ООО "Паскаль", соответственно данные расходы не понесены заявителем.
Из представленных чеков на общую сумму 539 003 руб. 78 коп. невозможно определить вид расходов в связи с нечитаемыми строками, в которых указываются дата, сумма, наименование.
Копии чеков (квитанций) по авиа- и ж/д билетам, по оплате проезда по скоростной дороге, проживание в гостинице, услуги курьерской доставки "Яндекс такси", услуги на парковку, провоз багажа на сумму 288 094 руб. 88 коп. также не подтверждают расходы налогоплательщика и не могут быть учтены для целей налогообложения, поскольку заявителем не представлены приказы на командировки и документы (выписки из документов), подтверждающие связь указанных расходов с предпринимательской деятельностью.
Кроме того, налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие прямые расходы, связанные с основной предпринимательской деятельностью (в отношении которой получен в 2020 году доход), а именно по производству электромонтажных и пусконаладочных работ, в отношении которых в 2020 году получен доход.
Представленные налогоплательщиком документы на общую сумму 2 760 383 руб. 36 коп. не подтверждает, что эти расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, соответственно, вышеуказанные расходы в сумме 2 760 383 руб. 36 коп. не могут быть включены в профессиональный налоговый вычет индивидуального предпринимателя за 2020 год.
Поскольку из общей суммы заявленных расходов (3 064 862,76 руб.) документально подтвержденными и связанными с предпринимательской деятельностью являются затраты в размере 304 479 руб. 40 коп., что меньше суммы предоставленного налоговым органом вычета в размере 747 600 руб., решением Межрегиональной инспекции от 23.09.2022 N . 08-11/2134@ решение управления оставлено без изменения.
Правовые оснований для признания оспариваемых решения недействительными отсутствуют.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2022 по делу N А26-9778/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9778/2022
Истец: ИП Криница Павел Олегович
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
Третье лицо: МИ ФНС по Северо-Западному федеральному округу