г. Москва |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А40-228698/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
Т.Б. Красновой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Таласса"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-228698/22
по заявлению ООО "Таласса" (ИНН 7751157128)
к Министерству культуры Российской Федерации (ИНН 7705851331)
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Трофимов А.А. по дов. от 12.08.2022; |
от заинтересованного лица: |
Чудинова Н.М. по дов. от 15.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Таласса" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решение Министерства культуры Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Минкультуры России) о прекращении действия лицензии от 15.05.2019 N МКРФ 19114, оформленное Приказом Минкультуры России от 05.10.2022 N 1853.
Решением суда от 27.12.2022 заявление ООО "Таласса" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось ООО "Таласса" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Податель апелляционной жалобы ссылается, что:
1. п. 5 ч. 13 ст. 20 Закона N 99-ФЗ не подлежит применению, т.к. был введен в действие после обстоятельств, послуживших основанием для прекращения лицензии.
2. Оспариваемый приказ о прекращении лицензии был принят с нарушением применимого законодательства (Закона N 99-ФЗ, Закона N 248-ФЗ (статьи 4 (пункт 7), ст. 9, ч. 1 ст. 11, ст. 19.1-19.2, ст. 91).
3. Оспариваемый Заявителем приказ противоречит целям и задачам лицензирования, приказ является необоснованным, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
4. На данный момент Заявитель соответствует лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиатам на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
5. Заявителем были представлены достаточные и достоверные документы при оформлении лицензии.
В отзыве на апелляционную жалобу Минкультуры России с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель Минкультуры России поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав представителей сторон, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством культуры Российской Федерации была выдана лицензия от 15.05.2019 N МКРФ 19114 ООО "Таласса" на ведение деятельности по реставрации, консервации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Лицензия была зарегистрирована 15.05.2019 и включена в Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
ООО "Таласса" осуществляет деятельность по реставрации и ремонту объектов культурного наследия, для которой в соответствии с ч. 6 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" обязательно наличие лицензии.
06.10.2022 в адрес заявителя от Минкультуры РФ было направлено Уведомление N 19598-12-02 о прекращении действия Лицензии от 15.05.2019 N МКРФ 19114, в котором было указано на принятие Минкультуры РФ приказа о прекращении действия Лицензии ООО "Таласса" от 05.10.2022 N 1853 в связи с установлением факта предоставления ООО "Таласса" заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых было принято решение о предоставлении лицензии.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О неоднократно указывал на то, что свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности.
В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
В соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию и составляет работы по перечню согласно приложению N 1 к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 (далее - Положение N 349), действовавшим на дату выдачи спорной лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно п. 2 Положения N 349 лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 73-ФЗ лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном ст. 19.1 Закона N 99-ФЗ, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, по заявлению ООО "Таласса" (ИНН 7751157128) от 03.04.2019 N 525-Л на основании приказа Минкультуры России от 15.05.2019 N 597 (далее - Решение) предоставлена лицензия Минкультуры России от 15.05.2019 N МКРФ 19114.
Решение о предоставлении лицензии принято по итогам проведения в отношении ООО "Таласса" внеплановой документарной проверки соответствия лицензионным требованиям, установленным Положением N 349.
Согласно абзацу 2 пп. "а" п. 4 и абзацу 2 пп. "б" п. 4 Положения N 349, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (юридическому лицу) являются: для выполнения работ, указанных в пунктах 1,3-10: наличие в штате соискателя лицензии не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор, его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранению объектов в порядке, установленном Минкультуры России и имеющих стаж работы в области сохранению объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет; для выполнения работ, указанных в пунктах 2, 11: наличие в штате соискателя лицензии не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор, его 2 заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы в области сохранению объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет.
В обоснование соответствия лицензионным требованиям заявителем представлены копии документов, подтверждающие наличие в штате организации сотрудников, имеющих соответствующие стаж и квалификацию (Цапеш Г.М., Кац Т.Л., Кудрявцев А.Ю.), в том числе в отношении Кац Т.Л.:
- трудовой договор по совместительству между ООО "Таласса" и Кац Т.Л. от 06.03.2019 N 4 в должности Главного архитектора проекта;
- приказ о приеме на работу в отдел проектирования ООО "Таласса" от 06.03.2019 N 5;
- трудовая книжка AT-I N 5111006;
- дополнительное соглашение от 11.01.2016 N 02 к трудовому договору N 5 от 03.05.2000 между АО "Спецпроектреставрация" и Кац Т.Л. по основному месту работы;
- дополнительное соглашение от 05.12.2016 N 03 к трудовому договору N 5 от 03.05.2000 между АО "Спецпроектреставрация" и Кац Т.Л. по основному месту работы;
- трудовой договор по совместительству между ООО "НТ-Центр" и Кац Т.Л. от 10.02.2011 N 11/11.
По результатам проведения документарной проверки установлено соответствие ООО "Таласса" лицензионным требованиям, предусмотренным Законом N 99-ФЗ и Положением о лицензировании (с учетом Кац Т.Л.).
Вместе с тем, 22.09.2022 в Минкультуры России поступило заявление Кац Татьяны Львовны об отсутствии когда-либо трудовых отношений с ООО "Таласса", что свидетельствует о предоставлении Заявителем недостоверных сведений о наличии трудовых отношений с Кац Т.Л.
В соответствии с п. 5 ч. 13 ст. 20 Закона N 99-ФЗ действие лицензии прекращается в случае установления факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии.
Согласно п. 4 ч. 16 ст. 20 Закона N 99-ФЗ лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение десяти рабочих дней со дня установления факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, на основании которых лицензирующим органом принято решение о предоставлении лицензии.
По итогам рассмотрения заявления Кац Т.Л. в установленный срок Минкультуры России Приказом N 1853 принято решение о прекращении действия лицензии Заявителя с дальнейшим внесением соответствующих сведений в реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
Вопреки доводам заявителя, законодательством предусматривается особый порядок аннулирования лицензий, в том числе внесудебный.
В рассматриваемом деле в соответствии с п. 5 ч. 13 ст. 20 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на ответчика возлагается обязанность по принятию решения об аннулировании лицензии в случае установления факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.
Суд также учёл, что заявитель не оспаривает факт представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.
Кроме этого, суд учёл, вопреки доводам заявителя, нормы ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", не обязывают административный орган в случае установления факта представления лицензиатом заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, проводить проверку в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что уведомление о принятом решении направлено ООО "Таласса" в установленном ст. 14 Закона N 99-ФЗ порядке письмом от 06.10.2022 N 19598-12-02.
Учитывая предоставление заявителем заведомо недостоверной информации при оформлении лицензии от 15.05.2019 N МКРФ 19114, оспариваемый приказ принят в рамках установленной компетенции Министерства культуры Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, поскольку оспариваемые решения соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Минкультуры России исполнило процессуальные обязанности, установленные ч. 5 ст. 200 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует, в связи с чем требования ООО "Таласса" удовлетворению не подлежат.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2022 по делу N А40-228698/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228698/2022
Истец: ООО "ТАЛАССА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20300/2024
09.08.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15496/2023
31.03.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7353/2023
27.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228698/2022