г. Москва |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А40-192182/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б. Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Роскомнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-192182/22
по заявлению ООО "Медиасеть" (ИНН 7810913932)
к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ИНН 7705846236)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: |
Завьялов Р.С. по дов. от 09.01.2023; |
от заинтересованного лица: |
Курмаева А.Р. по дов. от 14.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Медиасеть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании действий Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - заинтересованное лицо, Роскомнадзор), выразившихся в возврате письмом от 30.06.2022 N 04СВ-63246 комплекта документов и не выдаче лицензии на вещание телеканала "Телеканал ТВ7", незаконными, о возложении на Роскомнадзор обязанности выдать лицензию на вещание телеканала "Телеканал ТВ7" в соответствии с комплектом документов который был предоставлен письмом от 18.04.2022 года и зарегистрирован под входящим номером 71885-В от 26.04.2022 года.
Решением суда от 16.12.2022 заявление ООО "Медиасеть" удовлетворено в полном объёме.
С таким решением суда не согласился Роскомнадзор и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Медиасеть" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Роскомнадзора поддержал доводы жалобы, представитель ООО "Медиасеть" поддержал обжалуемое решение суда.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 268 АПК РФ о повторности рассмотрения дела, п. 13 ч. 2 ст. 271 АПК РФ, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим мотивам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Медиасеть" является учредителем средства массовой информации "Телеканал ТВ7" (регистрационный номер и дата решения о регистрации: серия Эл N ФС77-81103 от 25.05.2021 г).
Заявитель 08 ноября 2021 года направил в адрес Роскомнадзора комплект документов для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии на осуществление телевизионного вещания телеканала "Телеканал ТВ7".
Письмом от 03.12.2021 года N 04-82056 Роскомнадзор направил в адрес заявителя уведомление об устранении замечаний к указанному комплекту и представлении заявителем в Роскомнадзор бланка заявления на предоставление лицензии, заполненного по установленной форме с учетом замечаний, а именно необходимости указания в п. 12 бланка заявления территории вещания "Российская Федерация, численность населения 146 238,0 тыс. человек"; документов, свидетельствующих о соблюдении организациями, осуществляющими вещание, требований ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации", в том числе документов, свидетельствующих о соблюдении ООО "Медиасеть", его учредителем и генеральным директором Л.А. Лебедевой, осуществляющим управление ООО "Медиасеть", требований части 1 ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации", а именно сведения, подтверждающие отсутствие у лица двойного гражданства и косвенного контроля.
Как указывает Общество, в ходе телефонного разговора, указанный в письме от 03.12.2021 года N 04-82056 исполнитель - сотрудница Роскомнадзора Зайцева Т.М. пояснила, что для подтверждения указанных сведений необходимо предоставить справку из отдела миграции МВД РФ по месту жительства Л.А. Лебедевой, предоставить не предусмотренный действующими нормативными актами документ, а именно некую пояснительную записку, или бизнес-план телеканала.
После получения указанного письма, Л.А. Лебедева незамедлительно обратилась в отдел миграции МВД РФ для получения соответствующей справки. МВД выдало такую справку только 09.04.2022 года, однако, не дождавшись предоставления данной справки из компетентного органа, Роскомнадзор письмом от 05.03.2022 года N 04СВ- 13490, вернул заявителю представленный им ранее комплект документов.
Письмом от 18.04.2022 года ООО "Медиасеть" повторно направило в адрес Роскомнадзора комплект документов для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии на осуществление телевизионного вещания телеканала "Телеканал ТВ7" письмом вх. N 71885-В от 26.04.2022 года.
При этом, как указывает заявитель, все требования, изложенные Роскомнадзором в уведомлении N 04-82056 от 03.12.2021 года, были им учтены и исполнены: заявление переоформлено в соответствии с требованиями Роскомнадзора, к комплекту была приложена справка из УМВД России по Выборгскому району ЛО об отсутствии у Лебедевой Л.А. двойного гражданства; к комплекту была приложена пояснительная записка (краткий бизнес-план) телеканала.
Письмом от 04.05.2022 года N 04-43909 Роскомнадзор направил заявителю уведомление об устранении замечаний к указанному комплекту и представлении заявителем в Роскомнадзор документов, свидетельствующих о соблюдении организациями, осуществляющими вещание, требований ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации", в том числе документов, свидетельствующих о соблюдении ООО "Медиасеть", его учредителем и генеральным директором Л.А. Лебедевой, осуществляющим управление ООО "Медиасеть", требований части 1 ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации", а именно сведений, подтверждающих отсутствие у лица двойного гражданства и косвенного контроля.
Как указывает заявитель, в ходе очередного телефонного разговора, указанный в письме от 03.12.2021 года N 04-82056 исполнитель - сотрудница Роскомнадзора Зайцева Т.М. пояснила, что предоставленная справка из отдела миграции МВД РФ по месту жительства Л.А. Лебедевой Роскомнадзор устраивает, однако, пояснительная записка (мини бизнес-план телеканала) не устраивает руководство Роскомнадзора РФ.
Письмом от 15.06.2022 года ООО "Медиасеть" в ответ на уведомление Роскомнадзора от 04.05.2022 года N 04-43909 заинтересованному лицу было сообщено, что при подаче комплекта документов (вх. N 71885-В от 26.04.2022 года) им были предоставлены следующие документы, свидетельствующие о соблюдении ООО "Медиасеть", его учредителем и генеральным директором Лебедевой Л.А. требований ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации": уведомление вещателя о соблюдении ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N2124-1 "О средствах массовой информации"; справка УМВД России по Выборгскому району ЛО от 09.04.2022 года, а также том, что указанные документы полностью подтверждают отсутствие у Лебедевой Л.А. двойного гражданства; предоставление иных документов действующим законодательством не предусмотрено и получить их невозможно. Заявителем было обращено внимание Роскомнадзора на то, что в соответствии с п. 12 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 года N 1529, при проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии и лицензиатом документах, лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При этом заявитель сообщил, что им в Роскомнадзор был представлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления лицензии, а также содержалась просьба рассмотреть ранее предоставленный комплект документов и выдать лицензию, либо пояснить, какой именно иной документ, по мнению
Роскомнадзора, должен быть предоставлен дополнительно (со ссылкой на нормативный акт, утверждающий форму такого документа и порядок его выдачи).
Однако Роскомнадзор РФ, письмом от 30.06.2022 года N 04СВ-63246, вернул комплект документов.
Как следует из указанного письма, представленный ему заявителем комплект документов, приложенный к поданному заявлению о предоставлении лицензии на осуществление телевизионного вещания СМИ телеканал "Телеканал ТВ 7" на территории Российской Федерации, не соответствует требованиям Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1529 "О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания".
Заявитель письмом от 30.06.2022 года N 04СВ-63246 был уведомлен о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и предоставления недостающих документов, в случае непредставления в указанный срок надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее предоставленное заявление и прилагаемые к нему документы подлежат возврату.
В письме Роскомнадзора от 30.06.2022 года N 04СВ-63246 указано, что для рассмотрения вопроса о предоставлении лицензии необходимо представить документы, свидетельствующие о соблюдении организациями, осуществляющими вещание, требований ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", в том числе: документы, свидетельствующие о соблюдении ООО "Медиасеть", его учредителем и генеральным директором Л.А. Лебедевой, осуществляющим управление ООО "Медиасеть", требований части 1 ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", а именно, сведения, подтверждающие отсутствие у лица двойного гражданства и косвенного контроля; а также обращено внимание на то, что с 01.01.2021 введена реестровая модель предоставления услуг по лицензированию и, соответственно, прекращена выдача бумажных лицензий на осуществление телерадиовещания. Факт предоставления (внесения изменений в реестр лицензий, продления срока действия) лицензии подтверждается соответствующей записью в реестре лицензий на осуществление телерадиовещания. Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Роскомнадзораwww.rkn.gov.ruв разделе "Массовые коммуникации": "Реестры": "Реестр лицензий на деятельность по телерадиовещанию"; заявления о предоставлении лицензии (о внесении изменений в реестр лицензий) можно предоставить в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); информация о бланках "Заявление", "Сведения о программной направленности телеканала (радиоканала)", пояснения по подготовке комплекта документов, порядке оплаты госпошлины, о предоставлении сведений и документов, подтверждающих соблюдение требований ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" размещена на официальном сайтеwww.rkn.gov.ru(раздел "Массовые коммуникации", "Лицензирование", "На деятельность по телерадиовещанию").
Посчитав действия Роскомнадзора, выразившиеся в возврате письмом от 30.06.2022 N 04СВ-63246 комплекта документов и не выдаче лицензии на вещание телеканала "Телеканал ТВ7", незаконными и нарушающими его права, ООО "Медиасеть" обратились в суд с заявлением.
Поводом для обращения в суд заявителя послужило его мнение о незаконности действий Роскомнадзора по возврату без рассмотрения заявления о выдаче лицензии на осуществление телевизионного вещания.
С указанным мнением согласился суд первой инстанции, придя к выводу, что заявителем был представлен комплект документов, позволяющий сделать вывод о подтверждении соответствия требованиям, установленным статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции допустил неправильное толкование норм материального права, регламентирующих спорные правоотношения, без учета фактических обстоятельств дела.
К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных Законом о СМИ.
16.11.2021 в адрес Роскомнадзора поступило заявление Общества о предоставлении лицензии на осуществление телевизионного вещания телеканала на территории Российской Федерации "Телеканал ТВ7", которому был присвоен входящий номер N 194949-в. К заявлению о предоставлении лицензии были приложены: платежное поручение от 08.11.2021 N И, сведения о программной направленности телеканала, копия устава СМИ - телеканала "Телеканал ТВ7", копия Устава Общества, список участников Общества, уведомление о соблюдении требований статьи 19.1 Закона о СМИ, копия паспорта на имя Лебедевой Л.А.
В ходе рассмотрения представленных документов сотрудники Роскомнадзора осуществляют анализ документов и сведений, содержащихся в них на их соответствие требованиям Закона о СМИ.
В поданном Обществом заявлении о предоставлении лицензии были выявлены нарушения и недостающие документы.
В частности, в пункте 12 заявления на выдачу универсальной лицензии указано на необходимость указания "Российская Федерация, численность населения 146 238,0 тыс. человек".
Кроме того, представленный комплект документов не позволял сделать вывод о соблюдении соискателем лицензии требований статьи 19.1 Закона о СМИ, в том числе не представлены сведения, подтверждающие отсутствие у Общества, его участника и генерального директора Л.А. Лебедевой иностранного гражданства и косвенного иностранного контроля.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании") в случае, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных частью 1 настоящей статьи, и (или) документы, указанные в части 3 статьи 13, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение доставки такого уведомления и его получения соискателем лицензии.
Соответственно согласно пункту 68 Административного регламента N 210 предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги лицензирования в области телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного приказом Роскомнадзора от 24.07.2019 N 210 (далее - Административный регламент N 210), в случаях, если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных Административным регламентом N 210, и (или) документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган вручает соискателю лицензии (лицензиату) уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа.
03.12.2021 обществу в рамках установленной компетенции Роскомнадзором было направлено уведомление письмом N 04-82056 об устранении замечаний, выявленных в ходе рассмотрения заявления.
05.03.2022 письмом Роскомнадзора N 04СВ-13490 заявление Общества с комплектом документов возвращено заявителю ввиду неустранения замечаний, указанных в ранее направленном Обществу уведомлении.
26.04.2022 в Роскомнадзор от общества повторно поступил комплект документов вместе с заявлением на выдачу лицензии, которому был присвоен входящий номер N 71885-в. К заявлению были приложены: сведения о программной направленности телеканала, копия устава СМИ - телеканала "Телеканал ТВ7", копия Устава Общества, список участников Общества, уведомление о соблюдении требований статьи 19.1 Закона о СМИ, копия паспорта на имя Лебедевой Л.А., справка ГУ МВД России по г. Санкт-Петербург и Ленинградской области от 09.04.2022 N 86/овм/1870, пояснительная записка к комплекту документов.
Вместе с тем не представлены сведения и документы, подтверждающие соблюдение соискателем лицензии, требований статьи 19.1 Закона о СМИ, в том числе сведения, подтверждающие отсутствие у Общества, его участника и генерального директора Л.А. Лебедевой косвенного иностранного контроля и отсутствие у Лебедевой Л.А. иностранного гражданства.
В этой связи 04.05.2022 письмом Роскомнадзора 04-43909 Обществу в рамках установленной компетенции направлено уведомление об устранении замечаний, выявленных в ходе рассмотрения заявления.
Письмом от 15.06.2022 Обществом сообщено об отсутствии необходимости предоставления дополнительных документов к представленному ранее заявлению.
30.06.2022 письмом Роскомнадзора N 04СВ-63246 заявление Общества с комплектом документов возвращено заявителю ввиду неустранения замечаний, указанных в ранее направленном Обществу уведомлении.
Согласно статье 31.2 Закона о СМИ для получения лицензии на телевизионное вещание, радиовещание соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган заявление установленной формы.
Административным регламентом N 210, предусмотрена форма такого заявления.
Статьей 19.1 Закон о СМИ установлены ограничения, связанные с учреждением СМИ, а именно установлен:
- прямой запрет выступать учредителем средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации-вещателя, в том числе для российского юридического лица с иностранным участием (часть 1);
- ограничение иностранного участия в уставном капитале юридического лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание (часть 2);
- запрет на установление любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, над редакцией средства массовой информации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей вещание, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, редакции средства массовой информации, организации (юридического лица), осуществляющей вещание (часть 3).
Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении соискателем лицензии, требований статьи 19.1 Закона о СМИ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 N 1107 (далее - Перечень N1107).
Согласно Перечню N 1107 к документам, свидетельствующим о соблюдении учредителями (участниками) СМИ, редакциями СМИ, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона о СМИ отнесены, в том числе документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ.
Критерии наличия косвенного контроля Законом о СМИ не детализированы.
Вместе с тем критерии наличия косвенного контроля содержатся в статьях 105.1,25.13 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанное также разъяснено в письме ФНС России от 27.11.2015 N ЕД-4-13/20767 о порядке определения доли косвенного участия одной организации в другой организации или физического лица в организации (копия представлена в материалы дела).
То есть данный Перечень N 1107 не является исчерпывающим, поскольку не содержит, в том числе конкретного перечня документов, свидетельствующих об отсутствии прямого или косвенного иностранного контроля в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ.
При этом обращаем внимание, что в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 N 1107, документы и сведения, приведенные в Перечне N 1107, представляются в отношении всех лиц, перечисленных в статье 19.1 Закона о СМИ.
Между тем, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что вышеуказанные положения действующего законодательства устанавливают исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления лицензии на вещание телеканала, а требование представить любые другие документы является неправомерным, так как противоречит положениям статьи 31.2 Закона о СМИ.
Общество, обращаясь в Роскомнадзор с заявлением о выдаче лицензии, не представило документы, на основании которых можно установить отсутствие у общества, его участника и генерального директора Л.А. Лебедевой косвенного иностранного контроля и отсутствие у Лебедевой Л.А. иностранного гражданства, то есть отсутствия прямого или косвенного контроля в соответствии со статьей 19.1 Закона о СМИ.
Так, из представленной справки УМВД России по Выборгскому району ЛО, которую заявитель полагает достаточным доказательством соблюдения им положений статьи 19.1 Закона о СМИ, не следует, что у Лебедевой Л.А. отсутствует гражданство иного государства.
Из справки УМВД России по Выборгскому району ЛО следует, что по информационно-справочным ресурсам отдела по вопросам миграции УМВД РФ по Выборгскому района Ленинградской области Лебедева Л.А. уведомление об ином гражданстве не подавала.
При этом, как следует из самой справки, Лебедевой Л.А. разъяснено, что в компетенцию по вопросам миграции УМВД России по Выборгскому району ЛО не входит направление запросов о наличии гражданства (подданства) иного государства.
Документов, подтверждающих отсутствие какого-либо косвенного иностранного контроля в отношении Общества, его участника и генерального директора Лебедевой Л.А. также представлено не было.
Таким образом, из представленных Обществом заявления и приложенных к нему документов о предоставлении универсальной лицензии, у Роскомнадзора отсутствовала возможность проверки соответствия соискателя лицензии, требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ в части отсутствия иностранного гражданства и косвенного контроля (иностранного финансирования) со стороны лиц, указанных в части 1 статьи 19.1 Закона о СМИ.
Таким образом, довод о представлении Обществом в Роскомнадзор документов, подтверждающих соблюдение Обществом положений статьи 19.1 Закона о СМИ, опровергается доказательствами по делу.
Учитывая изложенное, Роскомандзором не мог быть сделан вывод о подтверждении Обществом соответствия его положениям статьи 19.1 Закона о СМИ.
В соответствии с частью 9 статьи 13 ФЗ "О лицензировании" в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 данной статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 данной статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.
В соответствии с пунктом 70 Административного регламента N 210 в случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок со дня получения уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.
Таким образом, непредоставление в Роскомнадзор сведений о соответствии Общества требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ является основанием для возвращения заявления.
Выводы суда первой инстанции в части отсутствия правовых оснований истребования сведений в отношении участника учредителя организации-вещателя и возвращения заявления не соответствуют действующему правовому регулированию и фактическим обстоятельствам дела, следовательно, постановлены с нарушением норм материального права, выразившимся в неправильном их толковании.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о СМИ законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из данного Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Положения статьи 19.1 Закона о СМИ являются специальной нормой, регулирующей вопросы учреждения СМИ. В соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации при наличии специальной нормы, регулирующей конкретные отношения, применяются положения этой специальной нормы (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2001 N ГКПИ 01-1167, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.01.2007 N 1-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 N 456-0-0 и пр).
Таким образом, вывод суда о том, что поскольку в силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления лицензии на вещание телеканала, то оснований предоставления любых других документов является неправомерным, так как противоречит положениям статьи 31.2 Закона о СМИ, противоречит действующему законодательству, так как постановлен без учета специальных норм, регулирующих спорные правоотношения.
Вывод суда в части наличия у Роскомнадзора обязанности обращаться к другим органам власти и организациям для проверки информации не свидетельствует о законности обжалуемого решения суда.
Так, именно заявитель обязан подтвердить свое соответствие требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ.
Роскомнадзор как орган, уполномоченный осуществлять регистрацию средств массовой информации в Российской Федерации, принимая решение о регистрации средства массовой информации, должен убедиться в том, что учредитель СМИ соответствует требованиям Закона о СМИ, а обязанность по предоставлению сведений, подтверждающих соответствие организации (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требованиям, законодателем возложена на это средство массовой информации.
Учитывая изложенное, вывод Роскомнадзора о том, что представленный комплект документов не позволял сделать вывод о соответствии учредителя СМИ требованиям статьи 19.1 Закона о СМИ является законным и обоснованным.
Возврат без рассмотрения заявления о выдаче универсальной лицензии с комплектом документов письмом Роскомнадора от 30.06.2022 N 04СВ-63246 Роскомнадзором осуществлен в рамках представленных полномочий.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенным ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ). При этом судам следует иметь ввиду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке физических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (часть 4 статьи 200 АПК РФ). В том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Изложенное свидетельствует о законности действий Роскомнадзора в возврате письмом от 30.06.2022 N 04СВ-63246 комплекта документов и не выдаче лицензии на вещание телеканала "Телеканал ТВ7".
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При названных обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2022 по делу N А40-192182/22 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Медиасеть" отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192182/2022
Истец: ООО "МЕДИАСЕТЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ