г. Челябинск |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А76-34827/2022 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Киреева П.Н. рассмотрел без вызова сторон в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2023 по делу N А76-34827/2022.
Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд, ГУ - Челябинское РО Фонда Социального Страхования Российской Федерации) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (далее - ответчик, общественная организация, ВОСПИ) о взыскании штрафа и неустойки в общей сумме 10194 руб. 69 коп.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивированным решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2023 (резолютивная часть решения принята 21.12.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на неверное толкование судом норм материального права. В частности, по мнению апеллянта, при списании неустойки судом не учтено, что обязательства по контракту ответчиком в полном объеме не исполнены, товар в количестве 332920 шт. не поставлен. В связи с неоднократным нарушением сроков поставки, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.05.2022. При этом доказательств, подтверждающих неисполнение обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем правовых оснований для списания неустойки не имеется.
Истец представил в материалы дела отзыв, в котором по доводам апелляционной жалобы возражает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, 10.01.2022 между истцом (заказчик) и ответчиком (поставщик) заключен государственный контракт N 8 на поставку в 2022 году подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов, проживающих на территории Челябинской области (далее - контракт), в соответствии с пунктом 1.1 которого поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия, следующих технических средств реабилитации: подгузников для взрослых, предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к контракту) и спецификацией (приложение N 2 к контракту), в Челябинскую область в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к контракту) по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н "Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями", а заказчик обязуется оплатить товар (л.д. 6-13).
Согласно пункту 2.1 указанного контракта срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара (приложение N 4 к контракту) до 30.06.2022. Датой исполнения поставщиком обязательств по контракту считается дата подписания сторонами последнего акта приемки поставленного товара.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует до 31.08.2022. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика.
Пунктом 6.2 контракта предусмотрено, что цена контракта составляет 19982560 руб. 00 коп., том числе налог на добавленную стоимость (НДС) 10 % - 1816596 руб. 36 коп.
На основании пункта 6.5 контракта оплата поставленного товара осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика не более чем в течение 10 рабочих дней со дня подписания заказчиком акта приемки поставленного товара.
Из положений пункта 10.1 контракта следует, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. В случае составления отрицательного заключения по итогам проведения заказчиком экспертизы результатов исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), а также заключения, при котором выявленные несоответствия и/или недостатки не препятствуют приемке поставленного товара, заказчик имеет право начислять штрафы и пени начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, до дня устранения выявленных несоответствий и/или недостатков.
В пункте 10.2 контракта стороны согласовали, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также а иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 10.3 контракта).
Согласно пункту 10.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере 5000 руб.
В обоснование исковых требований истец указывает на то, что поставщик предоставил отчетные документы для оплаты с нарушением указанного срока, а именно: согласно регистрационному штампу входящей корреспонденции на сопроводительном письме к документам от 31.03.2022, поставщиком документы предоставлены 31.03.2022.
Согласно предоставленному 31.03.2022 отчету о поставке товара получателям товар поставлен получателям 18.01.2022.
Из информации, поступившей из Прокуратуры Советского района города Челябинска в адрес регионального отделения Фонда следует, что в интересах инвалида 1 группы - Маркиной Зои Никитичны, подлежащего обеспечению TCP в рамках исполнения Поставщиком Контракта, проведена проверка. Установлено, что региональным отделением Фонда заключен государственный контракт на поставку подгузников с ОООИ "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" (ИНН 7451435310), по которому на 10.03.2022 Маркина З.Н. подгузниками не обеспечена.
Истец указывает на то, что согласно акту приема-передачи товара N 655 от 18.01.2022, а также отчету о поставке товара получателям от 31.03.2022 дата передачи товара указана 18.01.2022, в то время как фактическая дата передачи товара - 27.03.2022.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика штрафных санкций и неустойки в общем размере 10194 руб. 69 коп.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика неустойки по контракту ввиду наличия оснований для ее списания, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (редакция от 15.10.2022) "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 и 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 530).
Поскольку правоотношения сторон возникли на основании контракта, к правоотношениям сторон подлежат применению нормы главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств является неустойка (пункт 1 статьи 329 ГК РФ).
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 10.1 контракта предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. В случае составления отрицательного заключения по итогам проведения заказчиком экспертизы результатов исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), а также заключения, при котором выявленные несоответствия и/или недостатки не препятствуют приемке поставленного товара, заказчик имеет право начислять штрафы и пени начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, до дня устранения выявленных несоответствий и/или недостатков.
Согласно пункту 10.2 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пени).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения, установленного контрактом срока исполнения обязательства и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 10.3 контракта).
В соответствии с пунктом 10.4 контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, поставщик выплачивает заказчику штраф в размере 5000 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции установил наличие оснований для начисления штрафных санкций по контракту, вместе с тем, руководствуясь положениями пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции от 01.01.2022) пришел к выводу о наличии оснований для списания начисленной ответчику неустойки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 (редакция от 15.10.2022) "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 и 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом".
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, при этом полагает необходимым руководствоваться следующим.
На основании пункта 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила N 783).
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом 28.06.2017, указал, что списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам.
В соответствии с правовой позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712, порядок списания начисленных сумм неустоек направлен на установление действительного размера задолженности и урегулирование споров между сторонами.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Согласно пункту 3 Постановления N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в"-"д" настоящего пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
г) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в период с даты заключения контракта до даты представления предусмотренного абзацем пятым подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
д) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
При наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подпункт "а" пункта 5 Постановления N 783).
Таким образом, в целях списания начисленной неустойки значимыми являются следующие обстоятельства: 1) полное исполнение условий контракта, подтвержденное актом приемки или иным документом, либо при неполном исполнении контракта наличие исключительных обстоятельств, поименованных в подпунктах "а"-"г" пункта 2 Постановления N 783; 2) сумма начисленных неустоек и условия их начисления соответствуют требованиям пункта 3 Постановления N 783.
В рассматриваемой ситуации сумма начисленных пеней и штрафов не превышает 5% цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 3 Постановления N 783.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции из материалов дела не следует, что обязательства по контракту ответчиком исполнены в полном объеме. Решением от 25.05.2022 N 01-44/04-4811 заказчик заявил об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта.
Согласно пункту 6.2 контракта цена контракта составляет 19982560 руб. 00 коп., том числе налог на добавленную стоимость (НДС) 10 % - 1816596 руб. 36 коп.
В соответствии со спецификацией и календарным планом поставке подлежал товар в количестве 739000 штук на сумму 19982560 руб. по двум этапам: 1 этап по 04.02.2022 в количестве 400000 штук на сумму 10816000 руб., 2 этап - с 05.02.2022 по 17.03.2022 в количестве 339000 штук на сумму 9166560 руб.
Между тем, фактически товар по второму этапу ответчиком в полном объеме не поставлен, в частности не произведена поставка 332920 штук товара, что отражено в решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.05.2022 N 01-44/04-4811. Доказательств обратного материалы дела не содержат (статья 65 АПК РФ).
При этом, из материалов дела не усматривается обстоятельств для списания неустойки, поименованных в подпунктах "а"-"г" пункта 2 Правил N 783.
Так, условиями контракта, спецификацией и календарным планом предусмотрено исполнение обязательств по контракту в 2022 году, в связи с чем положения подпунктов "а" и "б" пункта 2 Правил N 783 в рассматриваемом случае неприменимы.
Оснований полагать, что неисполнение контракта в полном объеме вызвано обстоятельствами, поименованными в подпункте "г" пункта 2 Постановления N 783, также не имеется, поскольку из материалов дела и решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.05.2022 N 01-44/04-4811 не следует, что неисполнение контракта произошло по причине возникновения при его исполнении не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий.
Из материалов дела следует, что основанием для начисления штрафных санкций и неустойки послужило неисполнение ответчиком обязанностей, предусмотренных пунктами 3.3.4, 5.1, 5.2, 5.3 контракта.
В соответствии с пунктом 5.3 контракта в течение 5 рабочих дней после поставки товара получателям, указанным в реестре получателей товара, поставщик направляет заказчику отчетную документацию.
С учетом содержащейся в отчете даты поставки товара - 18.01.2022, по условиям пункта 5.3 контракта поставщик обязан был направить Заказчику отчетную документацию не позднее 25.01.2022.
Между тем, в нарушение пункта 5.3 Контракта поставщик предоставил отчетные документы для оплаты с нарушением указанного срока - согласно регистрационному штампу входящей корреспонденции на сопроводительном поставщиком документы предоставлены 31.03.2022.
В соответствии с пунктами 1.1., 3.3.4. контракта поставщик обязуется осуществить поставку получателю (представителю получателя) в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту) на основании реестра получателей товара (приложение N 4 к контракту) при предъявлении им паспорта и направления. При передаче товара получателю оформить акт приема-передачи товара.
При передаче товара получателю (представителю получателя) поставщик и получатель подписывают акт приема-передачи товара (пункт 5.2. контракта).
Согласно отчету о поставке товара, предоставленному 31.03.2022, товар поставлен получателям 18.01.2022
Согласно акту приема-передачи товара от 18.01.2022 N 655, а также отчету о поставке товара получателям от 31.03.2022, дата передачи товара указана 18.01.2022, тогда как фактическая дата передачи товара - 27.03.2022.
В нарушение пункта 5.2 контракта дата поставки товара, указанная в акте от 18.01.2022, не соответствует фактической дате поставки (27.03.2022).
Согласно пункту 5.1 контракта поставка товара получателям осуществляется поставщиком после получения от Заказчика реестра получателей товара. Поставка товара получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи 7 календарных дней со дня получения поставщиком реестра получателей товара.
С учетом даты получения реестра получателей товара поставщиком -17.01.2022, поставка товара должна была быть осуществлена не позднее 15.02.2022.
Однако фактически поставщиком товар был передан получателю 27.03.2022 на основании акта приема-передачи товара по государственному контракту от 18.01.2022 N 655, то есть с нарушением установленного срока поставки товара.
С учетом изложенного, принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что допущенные ответчиком нарушения условий контракта возникли ранее обстоятельств, поименованных в подпункте "г" пункта 2 Правил N 783, и не связаны с такими обстоятельствами.
Представленные ответчиком в материалы дела письма контрагентов (содержащие указание на создание препятствий поставке товаров в связи с нестабильностью валютного рынка, затруднением транспортной логистики, введением иностранными государствами ограничений), не свидетельствуют о наличии оснований для списания неустойки, поскольку из содержания писем не следует, что обстоятельства, на которые ссылаются контрагенты, каким-либо образом повлияли на нарушения, допущенные ответчиком. При этом непосредственно нарушения условий контрактов, за которые истцом начислены штрафы и неустойка, допущены ответчиком ранее возникновения обстоятельств, на которые ссылаются контрагенты в представленных в материалы дела письмах.
Кроме того, по условиям контракта и согласно спецификации поставке подлежал товар четырех российских производителей - ООО "Белла", ООО "Фламинго", ООО "Драйлок Текнолоджиз", ООО "Эссити", тогда как ответчиком представлены письма только двух производителей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что права на списание неустойки в настоящем случае ответчик не имеет, поскольку предусмотренное пунктом 2 Правил N 783 условие не соблюдено, оснований для списания правомерно начисленной истцом неустойки не имеется.
Как указано выше пунктами 10.3 и 10.4 контракта установлена ответственность поставщика в виде: пени, которые начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены, уменьшенной на сумму, пропорционально объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком; штрафа, который начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, и устанавливается в размере 5000 руб.
Таким образом, соглашение о неустойке (пени, штрафе) сторонами выполнено.
Основанием для начисления пени в рассматриваемой ситуации послужило нарушение ответчиком установленного пунктом 5.1 контракта срока поставки товара получателю Маркиной З.Н. на 40 календарных дней.
Основанием для начисления штрафа послужили факты представления поставщиком недостоверной отчетности в части поставок товара Маркиной З.Н.; представления поставщиком заказчику отчетных документов с нарушением установленного пунктом 5.3 контракта сроков.
Приведенные выше нарушения, послужившие основанием для начисления указанных неустоек материалами дела подтверждены и ответчиком по существу не оспариваются.
Согласно расчету истца неустойка за нарушение срока поставки товара получателю составила 194 руб. 69 коп. Штраф за нарушение пункта 5.2 и 5.3 контракта в общей сложности составил 10000 руб., из расчета по 5000 руб. за каждое нарушение.
Расчет неустоек и штрафа выполнен истцом в соответствии с условиями контракта.
С учетом изложенного, оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании штрафов и неустойки является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме в сумме 10194 руб. 69 коп.
По приведенным в постановлении мотивам апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене на основании пунктов 1,4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2023 по делу N А76-34827/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов" в пользу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 10.01.2022 N 8, в размере 10194 руб. 69 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-34827/2022
Истец: ГУ Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ОСФР ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОООИ "Всероссийское общество социальной поддержки инвалидов"