г. Владимир |
|
30 марта 2023 г. |
Дело N А38-117/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества Нефтяная компания "Роснефть" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.12.2022 по делу N А38-117/2022, по иску публичного акционерного общества Нефтяная компания "Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) к индивидуальному предпринимателю Пуртову Сергею Витальевичу (ИНН 121508738797, ОГРН 304121530700141), третьи лица открытое акционерное общество "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "Центр железнодорожного транспорта" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов,
без участия представителей,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - истец, Общество, ПАО "НК "Роснефть") обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пуртову Сергею Витальевичу (далее - ответчик, Предприниматель, ИП Пуртов С.В.) о взыскании штрафа в размере 445 500 руб. за сверхнормативный простой вагонов.
Решение от 01.12.2022 Арбитражный суд Республики Марий Эл взыскал с индивидуального предпринимателя Пуртова Сергея Витальевича в пользу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" штраф в сумме 3000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 24 руб. В остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель считает, что суд пришел к неверному выводу, что ответчиком не нарушены нормативные сроки нахождения вагонов на станции назначения, что ответчик исполнил обязательства по уведомлению о завершении операции по выгрузке вагонов надлежащим образом.
Апеллянт, ссылаясь на статьи 403, 509, 513 ГК РФ, пункт 06.18.9 правил торгов, положения Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2013 "Устав железнодорожного транспорта РФ", п.2.1. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, указал, что истец не является участником правоотношений между ответчиком и иными лицами, в том числе, с перевозчиком, ввиду чего на истца не могут быть возложены негативнее последствия несоблюдения данными лицами обязательств перед ответчиком.
Заявитель считает, что контррасчет ответчика является необоснованным, несоответствующим обстоятельствам спорных правоотношений, составленный в разрез с условиями Генерального соглашения и правил торгов. Пояснил, что суд неверно принял за дату передачи порожних вагонов перевозчику, дату уведомления о завершении грузовой операции, вместо даты уборки вагонов с пути необщего пользования.
Кроме того, судом не дана оценка документам "Истории создания перевозочных документов в системе АРМ ППД ЭТРАН", представленным истцом и ОАО "РЖД".
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик направил отзыв, в котором изложил свои возражения по доводам жалобы.
Третье лицо - ООО "Центр железнодорожного транспорта" также направило отзыв, в котором возражало против удовлетворения жалобы истца.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.07.2016 ПАО "Нефтяная компания "Роснефть" (поставщиком) и ИП Пуртовым С.В. (покупателем) заключено генеральное соглашениеN 100016/05890Д с целью обеспечения взаимодействия в соответствии Правилам проведения организационных торгов в секции "Нефтепродукты" АО "Санкт-Петербургская международная Товарно-сырьевая Биржа", в соответствии с пунктом 21.01 Приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" ЗАО "Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая Биржа" (далее - Правила торгов), предусматривающим в случае установления долгосрочных отношений между поставщиком (продавцом) и покупателем по договорам, заключаемым на организованных торгах в ЗАО "СПбМТСБ", в целях обеспечения внутреннего учета договоров, заключаемых на Бирже, по требованию поставщика подписание Генерального соглашения (по форме Приложения N01а к настоящим Правилам торгов).
В силу пункта 06.01 Приложения N 01 к Правилам торгов (далее - Приложение N 01) отгрузка производится цистернами по действующей отгрузочной норме грузовой скоростью. Отгрузка отдельных Товаров может производиться в иных специальных емкостях (таре), предназначенных для транспортирования таких товаров, например, танк-контейнерах. Особенности отгрузки устанавливается Спецификацией биржевого товара.
Как следует из материалов дела, истец поставлял в адрес ответчика нефтепродукты. Поставка товара осуществлялась на условиях "франко-вагон станция отправления", что означает доставку биржевого товара поставщиком до железнодорожной станции, являющейся пунктом отправления, с последующей организацией поставщиком от своего имени, но за счет покупателя транспортировки товара железнодорожным транспортом до железнодорожных станций назначения, указанных покупателем.
Данное обстоятельство признано сторонами в суде первой инстанции по правилам части 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 06.13. Приложения N 01 к Правилам торгов покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18. Приложения N01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо иную станцию по усмотрению поставщика.
В соответствии с пунктом 06.18.1. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать двух суток.
Пунктом 06.18.2. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что срок нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) поставщик использует данные Главного вычислительно центра (ГВЦ) - филиала ОАО "РЖД" (далее - ГВЦ) и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны - по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).
Согласно пункту 06.18.3. покупатель обязуется обеспечить слив товара и передать порожние цистерны перевозчику в срок, указанный в подпункте 06.18.1 настоящего пункта Приложения N 01 к Правилам торгов.
В силу пункта 06.18.4. Приложения N 01 к Правилам торгов отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя (грузополучателя) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В силу пункта 06.18.6 Приложения N 01 в случае сверхнормативного простоя цистерн Поставщик может руководствоваться по своему выбору данными ГВЦ и (или) данными ЭТРАН, и (или) данными из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате, производя расчёт неустойки при направлении Покупателю претензии. К претензии Поставщик прилагает документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего претензию, и расчёт суммы неустойки. К претензии также прилагаются заверенные надлежащим образом Поставщиком копии данных ГВЦ и (или) данных ЭТРАН, и (или) данных из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД", подписанных уполномоченным представителем экспедитора/владельца железнодорожного подвижного состава/грузоотправителя.
В случае несогласия Покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными Поставщиком в претензии, Покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить Поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе "Прибытие на станцию назначения" и памяток приемосдатчика (Форма ГУ - 45) с проставленной датой в графе "уборка" вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (Форма ГУ - 46) с проставленными отметками в пункте "Время уборки" (пункт 06.18.8 Приложения N 01).
В случаях, когда вина покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует: ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль); временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение); отсутствие технической/технологической возможности станции назначения; отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны, покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить поставщику в совокупности следующие заверенные надлежащим образом грузополучателем копии документов: актов общей формы (Форма ГУ-23); памяток приемосдатчика (Форма ГУ-45); ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46). Покупатель отвечает за соблюдение грузополучателем срока нахождения арендованных цистерн Поставщика (цистерн, предоставленных Поставщиком для транспортировки Товара Покупателя) на станции назначения (на путях общего пользования станции назначения и/или на подъездных путях грузополучателя и/или путях необщего пользования организаций, с которыми у Покупателя (грузополучателя) заключены договоры на подачу-уборку вагонов и/или договоры на эксплуатацию пути необщего пользования), как за свои собственные (пункт 06.18.9 Приложения N 01).
Пунктом 18.05 Приложения N 01 предусмотрено, что в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку в размере 1500 руб. за каждые, в том числе неполные сутки сверхнормативного использования каждой цистерны или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя. Право выбора порядка определения неустойки (фиксированная сумма) или возмещение расходов принадлежит поставщику.
Как указал истец, во исполнение принятых условий Генерального соглашения поставщиком был отгружен товар по железнодорожным накладным, в том числе в 89 железнодорожных вагонах-цистернах, указанных в расчете.
В обоснование иска указано, что согласно данным ГВЦ ОАО "РЖД" ответчик допустил простой вагонов-цистерн на станции назначения, при этом причиной сверхнормативного простоя вагонов-цистерн явилось отсутствие заготовок перевозочных документов в автоматизированной системе.
Получив информацию о фактах сверхнормативного простоя вагонов, ПАО "НК "Роснефть" в адрес покупателя направило претензии N 73-113238/пр от 25.09.2020, N 73-116969/пр от 13.11.2020, N 73-116970/пр от 13.11.2020, N 73-117118/пр от 13.11.2020, N 73-117119/пр от 13.11.2020, N 73-118162/пр от 26.11.2020, N 73-118388/пр от 26.11.2020, N 73-119058/пр от 10.12.2020, N 73-119287/пр от 10.12.2020, N 73-123347/пр от 21.01.2021, N 73-123348/пр от 21.01.2021, N 73-125863/пр от 26.02.2021, N 73 -126044/пр от 26.02.2021, N 73-126223/пр от 26.02.2021, N 73-126770/пр от 26.02.2021, N 73-127920/пр от 24.03.2021, N 73-127921/пр от 24.03.2021, N 73-128087/пр от 24.03.2021, N 73-128206/пр от 24.03.2021, N 73-130696/пр от 27.04.2021, N 73-130697/пр от27.04.2021, N 73-131482/пр от 27.04.2021, N 73-131664/пр от 27.04.2021, N 73-132198/пр от 27.04.2021, N 73-133351/пр от 26.05.2021, N 73-136052/пр от30.06.2021, N 73-130696/пр от 27.04.2021, N 73-136302/пр от 30.06.2021, N 73-138452/пр от 20.07.2021 на общую сумму 445 500 руб. за сверхнормативныйпростой 89 цистерн в течение 297 суток.
Неисполнение предпринимателем требований нефтяной компании по уплате неустойки явилось основанием для обращения последней в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Из договора в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) возникли взаимные обязательства сторон.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
По смыслу статьи 517 ГК РФ если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций, открытых для грузовых операций регулируется Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374, далее - Правила N 374).
Согласно пункту 50 Правил N 374 отправителем порожних вагонов является: владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона. В соответствии с пунктом 51 Правил N 374 при предъявлении порожнего вагона к перевозке уполномоченным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации лицом перевозчик имеет право проверить его полномочие. Не требуется предъявление полномочий или иных указаний владельца вагона, если право на предъявление порожнего вагона к перевозке будет подтверждено данным владельцем вагона с помощью электронных средств связи в соответствии с договором между перевозчиком и владельцем вагона. Согласно пунктам 52, 54 для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона. В качестве формы запроса используется бланк накладной.
При этом 09.10.2008 ОАО "РЖД" утвержден Порядок взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП (далее Порядок N 44).
ЭТРАН является автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов общества "РЖД".
Согласно пункту 4.1. Порядка N 44, получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке или о возврате вагонов на выставочный путь, приемосдатчик на печатающем устройстве, подключенном к системе ЭТРАН и расположенном на рабочем месте приемосдатчика станции, либо агент (или товарный кассир) АФТО на АРМ ППД вводит номера выгруженных вагонов.
В соответствии с пунктом 4.6. Порядка N 44 оформление памятки приемо-сдатчика на уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45 ВЦ) производится приемо-сдатчиком в установленном порядке. Исходя из пунктов 4.13. - 4.14. компания-собственник при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН, получив доступ к электронным данным квитанции о приеме груза к перевозке, подтверждает получение квитанции о приеме груза вводом сведений об уполномоченном работнике на АРМ; запрашивает с АРМ формирование в системе ЭТРАН в формализованном текстовом виде корешка дорожной ведомости; подписывает сформированный документ своей ЭЦП. Система ЭТРАН проводит проверку достоверности информации в ЭД со сведениями корешка дорожной ведомости, подписанном ЭЦП компании-собственника. При положительном результате проверки система ЭТРАН при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН формирует и выводит на АРМ компании-собственника ИТС, подтверждающее прием ЭД; отправляет корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП компании-собственника, в архив ОАО "РЖД" и в архив клиента.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования урегулированы Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Согласно пункту 4.3. Правил N 26 время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчи-ка.
В силу пункта 4.5. Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.
Согласно пункту 1 параграфа 3.2 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 N 333р, книга уведомлений о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь формы ГУ-2а (ГУ-2а-ВЦ) заполняется представителем перевозчика на основании телефонного, письменного (формы ГУ-26-ВЦ) или электронного уведомления, поступившего от владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования при завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь. Порядок подачи уведомлений устанавливается договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. В соответствии с пунктом 1 параграфа 3.3 Инструкции уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь формы ГУ-26-ВЦ заполняется представителем владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договором.
Таким образом, после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь представитель владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования обязан уведомить о завершении грузовой операции или возврате вагона на выставочный путь представителя перевозчика, тем самым исключить сверхнормативный простой вагонов.
Следовательно, с момента получения ОАО "РЖД" уведомления от ответчика (его представителя) о завершении грузовых операций или возврате вагона на выставочный путь обязанности ответчика по возврату порожнего вагона считаются исполненными.
Период после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь и до даты отправления перевозчиком порожнего вагона со станции на основании документов, предоставленных перевозчику и оформленных собственником вагона, не может включаться в срок нахождения вагонов у ответчика, так как после разгрузки и уборки груженого вагона на выставочный путь ответчик располагал полномочиями только на уведомление перевозчика о готовности вернуть порожний вагон, однако не имел никаких прав на распоряжение вагоном, соответственно, не может считаться нарушившим обязательство.
В материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленные на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45), по вагонам, приходившим на станцию Аксаматово, из которых видны дата и время передачи вагонов на выставочный путь после разгрузки представителем ответчика ООО "ЦЖТ".
Течение срока нахождения цистерн у ответчика началось с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, что определяется по дате прибытия вагона на станцию назначения, или по данным ГВЦ "РЖД" (при отсутствии разногласий у сторон), и продолжалось до 24 часов 00 минут даты передачи вагонов на выставочный путь после разгрузки, что определяется по ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) и памятке приемосдатчика (форма ГУ-45) в столбцах "дата и время завершения грузовой операции", "уведомление о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь".
Материалами дела подтверждается, что уведомления представителем ответчика (ООО "ЦЖТ") о готовности вагонов к уборке подавались перевозчику своевременно, вагоны-цистерны находились под выгрузкой в основном не более 24 часов - с момента подачи вагонов на выставочные пути под выгрузку и до момента возврата вагонов с путей необщего пользования на выставочные пути для уборки.
Из содержания актов общей формы, представленных индивидуальным предпринимателем Пуртовым С.В., следует, что часть порожних вагонов простояли на пути необщего пользования по причине отсутствия в системе АРМ ППД ЭТРАН заготовок перевозочного документа.
Отсутствие актов общей формы (форма ГУ-23) по иным вагонам не препятствует установлению сроков нахождения вагонов у ответчика на основании имеющихся в материалах дела памяток приемосдатчика (форма ГУ-45) и ведомостей подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45).
Согласно пунктам 4.3., 4.5. Правил N 26 время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки прие-мосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика; учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Из буквального толкования Правил торгов не следует, что ответчик должен осуществлять непосредственно отправку порожних цистерн, его обязательства заключаются в соблюдении нормативного срока нахождения цистерн поставщика на станции назначения, который равен двум суткам, и организации отправки цистерн.
Таким образом, наличие ведомостей подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), составленных на основании памяток приемосдатчика (форма ГУ-45), позволяют определить дату окончания нахождения вагонов у ответчика (определение ВАС РФ от 19.02.2008 N 15548/07).
Ответы на претензии (кроме претензии N 73-123347/пр от 21.01.2021) с приложением подтверждающих возражения ответчика документов по правилам пункта 06.18.8 Приложения N01 к Правилам торгов ответчиком были направлены.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчик исполнил обязательства по уведомлению о завершении операции по выгрузке вагонов надлежащим образом. Произведя своевременную выгрузку товара на путях необщего пользования, ответчик объективно был лишен возможности возврата порожних цистерн на пути общего пользования по причине позднего распоряжения этими вагонами собственником или иным уполномоченным лицом. После разгрузки и уборки груженого вагона ответчик располагал полномочиями только на уведомление перевозчика о готовности вернуть порожний вагон, однако не имел никаких прав на распоряжение вагоном, соответственно, не может считаться нарушившим обязательство.
Аналогичная позиция содержится также в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.05.2022 по делу N А38-644/2021, постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2022 по делу N А38-150/2022.
Изложенное позволило суду первой инстанции прийти к правомерному выводу о том, что вина ответчика в сверхнормативном простое порожних вагонов отсутствует (кроме указанного в претензии N 73-123347/пр от 21.01.2021).
При таких обстоятельствах у суда не имелось законных оснований для удовлетворения предъявленного иска в полном объеме.
Требование о взыскании штрафа, изложенное в претензии N 73-123347/пр от 21.01.2021, признано ответчиком в сумме 3000 руб. на основании статьи 49 АПК РФ, и в связи с принятием судом признания иска обоснованно удовлетворено в сумме 3000 руб.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.12.2022 по делу N А38-117/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-117/2022
Истец: ПАО НК Роснефть
Ответчик: Пуртов Сергей Витальевич
Третье лицо: ОАО Российский железные дороги, ООО Центр железнодорожного транспорта