г. Москва |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А40-245862/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Красновой Т.Б.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ЮрентБайк.ру"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2023 по делу N А40-245862/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ЮрентБайк.ру" (ИНН: 2626047344)
к Управлению Федеральной службы государственной статистики по г.Москве и Московской области (Мосстат)
о признании незаконным и отмене постановление от 13.10.22 N 404-2022
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЮрентБайк.ру" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области (Мосстат) о признании незаконным и отмене постановления от 13.10.22 N 404- 2022.
Решением суда от 25.01.2023, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Через канцелярию суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен судом к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение) установлено, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В соответствии с Положением субъекты официального статистического учета бесплатно информируют респондентов о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления (далее - информирование), посредством размещения на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Мосстат, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации на основании поступившего от Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (далее - Управление) сообщения от 26.08.2022 N Т1-16-8-8/66464, возбудил дело об административном правонарушении в отношении ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" (Адрес (место нахождения): 108820, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. ПОСЕЛЕНИЕ "МОСРЕНТГЕН", П ЗАВОДА МОСРЕНТГЕН, ПРОЕЗД ИНСТИТУТСКИЙ, Д. 26, ЭТАЖ 3, ПОМЕЩ./ОФИС 26/1, ИНН - 2626047344, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 15.02.2018).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" в нарушение пункта 3 Указания Банка России от 25.11.2019 N 5328-У не предоставило отчет по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" за 2 квартал 2022 года в установленный законом срок (мотивированное заключение о выявлении признаков административного правонарушения, подтверждение принадлежности организации к перечню респондентов по форме ФСН прилагаются к указанному сообщению) (листы N 1-8 административного дела).
Указанием Банка России от 25.11.2019 N 5328-У "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и порядка составления и предоставления респондентами первичных статистических данных по этим формам в Центральный банк Российской Федерации для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж" (далее - Указанием Банка России от 25.11.2019 N 5328-У) предусмотрено что первичные статистические данные для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж (далее - первичные статистические данные) составляются и предоставляются в Банк России по формам федерального статистического наблюдения, приведенным в приложении к настоящему Указанию. Первичные статистические данные составляются и предоставляются организациями - юридическими лицами всех организационно-правовых форм, созданными на территории Российской Федерации (далее - респонденты), включенными Банком России в перечень респондентов. Перечень респондентов формируется Банком России и размещается на официальном сайте Банка России в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет". Актуализация перечня респондентов осуществляется в сроки, указанные в порядке составления и предоставления первичных статистических данных по установленным формам. Банк России информирует (в том числе в письменной форме) организации, включенные в перечень респондентов, о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения по установленным формам. Первичные статистические данные по установленным формам составляются и предоставляются респондентами в Банк России в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Материалами дела установлено, что ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" надлежащим образом уведомлено Главным управлением Центрального Банка (Банка России) по Центральному федеральному округу о включении в перечень респондентов Банка России, обязанных представлять форму федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" и о необходимости предоставить указанную форму за 2 квартал 2022 года в срок не позднее 17 августа 2022 года.
Распечатка с официального сайта Банка России на дату установления факта совершения правонарушения о принадлежности ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" к перечню респондентов по форме ФСН и Уведомление Главного управления Центрального Банка (Банка России) по Центральному федеральному округу от 21.06.2022 N Т1-16-8-8/47488 о необходимости предоставления формы федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ за 2 квартал 2022 года, а также документы, подтверждающие направление указанного уведомления ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" в материалах дела имеются.
В нарушение требований законодательства, Указаний Банка России от 25.11.2019 N 5328-У, ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" 17 августа 2022 года не предоставлены (фактически предоставлены 04.10.2022) статистические данные по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" за 2 квартал 2022 года в Главное управление Центрального Банка (Банка России) по Центральному Федеральному округу по адресу: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 2.
13.10.2022 на основании протокола об административном правонарушении ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Кроме того, 13.10.2022 по результатам установления обстоятельств, способствовавших совершению административного правонарушения, внесено Представление N 3-404-2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
07.11.2022 в адрес Мосстата поступил ответ на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное в отношении ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ".
Согласно объяснениям ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ", Общество направило анкету со статистическими сведениями 17.08.2022 19:19:30, однако ввиду особенности программных алгоритмов в настоящее время по ссылке доступна информация о том, что "Во время заполнения не была выполнена проверка заполненной анкеты в соответствии с инструкцией". Причины не получения Банком России предоставленных сведений ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" не известны. Информация о неполучении Банком России первичных статистических данных от ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" была установлена только при получении уведомления от Мосстата в сентябре 2022 года, в связи с чем данные статистики были направлены заказным письмом в печатном варианте (номер почтового отправления 1365503464 в "Курьерская компания СДЭК" 28.09.2022), которые получены Банком России 04.10.2022 (листы N 22-24 административного дела).
В соответствии с п. 3.3 Указаний Банка России от 05.10.2021 N 5969-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание Банка России от 05.10.2021 N 5969-У) Банк России должен обеспечить размещение в личном кабинете информации об этапах прохождения электронного документа, представленного участником информационного обмена:
- извещение Банка России о загрузке электронного документа в личный кабинет или извещение Банка России об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет;
- извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера или извещение Банка России об отклонении электронного документа с указанием причин его отклонения.
В силу п. 3.4 Указаний Банка России от 05.10.2021 N 5969-У извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера подтверждает представление участником информационного обмена электронного документа в Банк России.
Датой и временем представления в Банк России электронного документа являются дата и время (по московскому времени), указанные в извещении Банка России о загрузке электронного документа в личный кабинет, при условии получения участником информационного обмена по тому же электронному документу извещения Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера.
В случае получения извещения Банка России об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет участник информационного обмена Должен устранить причину ошибки загрузки электронного документа, а в случае невозможности устранения причины такой ошибки - обратиться в Банк России с сообщением о возникновении ошибки загрузки электронного документа в целях ее устранения или получения разъяснений о дальнейших действиях (далее - сообщение).
Банк России должен разместить на сайте Банка России и в личном кабинете информацию об адресах электронной почты, по которым принимается сообщение.
Согласно 3.5 Указаний Банка России от 05.10.2021 N 5969-У, в случае если в течение двух часов с момента отправления электронного документа участником информационного обмена не получены извещения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 3.3 настоящего Указания, при отсутствии на сайте Банка России информации о техническом сбое или временном прекращении приема электронных документов через личный кабинет со стороны Банка России (далее - сбой), участник информационного обмена должен повторно загрузить электронный документ.
В случае если по истечении двух часов с момента повторной загрузки электронного документа участником информационного обмена не получены извещения, указанные в абзацах втором и третьем пункта 3.3 настоящего Указания, участник информационного обмена при отсутствии на сайте Банка России информации о сбое должен обратиться с сообщением в Банк России.
ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" не представлены документы, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер для соблюдения Указаний Банка России от 05.10.2021 N 5969-У с целью недопущения нарушения порядка предоставления формы N 2-ТРАНСПОРТ "Сведения об услугах грузовых и пассажирских перевозок, оказанных нерезидентами" за 2 квартал 2022 года в Главное управление Центрального Банка (Банка России) по Центральному Федеральному округу по адресу: 115035, г. Москва, ул. Балчуг, д. 2.
При таких обстоятельствах обоснован вывод суда о доказанности в действиях Общества события и состава вменяемого административного правонарушения.
ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ", не оспаривая по существу выявленное правонарушение, считает, что имеются основания для применения положений статей 4.1.1 и 3.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением за впервые совершенное административное правонарушение только при наличии совокупности приведенных в части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях условий, в том числе исключительно в случае, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
По смыслу взаимосвязанных правовых норм, изложенных в пункте 6 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. N 620, и в пункте 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420, контроль в сфере официального статистического учета представляет собой осуществляемый Росстатом логический и арифметический контроль при предоставлении респондентами первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения и их дальнейшей обработке.
Таким образом в рассматриваемом случае отсутствуют основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" не является субъектом МСП.
Оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ" от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется по следующим основаниям.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного производится с учетом конкретных обстоятельств его совершения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-О, N 1553-0), использование статьи 2.9 КоАП РФ, допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для признания правонарушения малозначительным и для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствуют. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Непредоставление в установленный законом срок респондентом статистической информации приводит к нарушениям технологического процесса обработки информации и создает угрозу нарушения сроков предоставления официальной статистической информации всем категориям пользователей, что в свою очередь, является препятствием для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, экономических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В этой связи суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2023 по делу N А40-245862/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-245862/2022
Истец: ООО "ЮРЕНТБАЙК.РУ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ