г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2023 г. |
Дело N А56-101768/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: Титова Н.В. по доверенности от 30.01.2023
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: 1) Кочергина О.Е. по доверенности от 18.01.2023
2,3) не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4410/2023) ООО "ОКТАВА ДИЗАЙН И МАРКЕТИНГ"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2023 по делу N А56-101768/2022 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "ОКТАВА ДИЗАЙН И МАРКЕТИНГ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ; ООО "МЭДИКАЛ"; ООО "РТС-тендер"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Октава Дизайн и Маркетинг" (далее - ООО "Октава Дизайн и Маркетинг", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) по делу N 44-3336/22 о нарушении законодательства о контрактной системе и предписания Управления об устранении нарушений законодательства о закупках по делу N 44-3336/22 от 28.09.2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение), Общество с ограниченной ответственностью "Медикэл" (далее - ООО "Медикэл"), Общество с ограниченной ответственностью "РТСтендер" (далее - ООО "РТС-тендер").
Решением суда от 17.01.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявление. Податель жалобы указывает, что российское происхождение товара, предложенного к поставке ООО "Октава ДМ" подтверждено в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ, а следовательно, оспариваемые решение и предписание Управления, а также принятое решение суда являются незаконными.
От Учреждения поступило ходатайство о замене стороны по делу - Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В обоснование указанного заявления представлена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.02.2023.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Рассмотрев заявленное ходатайство и представленные документы, суд апелляционной инстанции признал заявление Государственного учреждения - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о замене стороны подлежащим удовлетворению на основании статьи 48 АПК РФ, в связи с чем производит замену Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Фонд) в порядке процессуального правопреемства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Фонда просил удовлетворить апелляционную жалобу.
Управление, ООО "Медикэл", ООО "РТС-тендер" надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет 06.09.2022 было опубликовано извещение N 0272100000122000226 о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных для инвалидов в 2022 году.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" и ООО "Медикэл" приняли участие в соответствующей закупке.
Протоколом подведения итогов определения поставщика от 16.09.2022 N ИЭА1 победителем была признана заявка ООО "Октава Дизайн и Маркетинг", указанная заявка также была признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и извещения об осуществлении закупки.
Не согласившись с указанным протоколом в части признания заявки ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, ООО "Медикэл" обратилось с жалобой в УФАС на действия закупочной комиссии.
Управление решением по делу 44-3336/22 от 28.09.2022 признало жалобу ООО "Медикэл" обоснованной.
В действиях аукционной комиссии Заказчика УФАС усмотрело нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ и выдало соответствующее предписание.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых решения и предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителей Общества и Фонда, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами. комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня. следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1-8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно пунктам 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация. предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ. оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи. не допускается.
Согласно пункту 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов. предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с части 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
В силу части 5.1 статьи 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Заказчиком в извещении о закупке установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в редакции, действующей на момент размещения извещения (далее - Постановление 102).
Постановлением 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
В указанный перечень N 1 входят слуховые аппараты неимплантируемые-код ОКПД2 -26.60.14.120.
Согласно пункту 2 Постановления 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и территорий отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно: а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1: содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) отдельные районы Донецкой и Луганской областей Украины: не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей. входящих в одну группу лиц. соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
В силу пункта Постановления 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями), фактически действующими на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров. предусмотренными Правилами.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что, у ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" отсутствовал сертификат СТ-1, выданный Торгово-промышленной палатой, для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с критериями правилами подтверждения страны происхождения медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства РФ N 102.
Доводы ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" о том, что документы (заключение Минпромторга РФ) подтверждающие соответствие продукции заявителя, полученные им в соответствии с постановлением Правительства РФ N 719 от 17.07.2015 г. (далее - ПП РФ N 719) являются тождественными документам (сертификату СТ-1), выдаваемым ТПП РФ в подтверждение соответствия страны происхождения медицинских изделий, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 г. (далее ПП РФ N 102), обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как следует из ПП РФ N 719, данный нормативный акт регламентирует подтверждение страны происхождения радиоэлектронной продукции в соответствии со своим набором критериев, а ПП РФ N 102 - нормативный акт регламентирующий подтверждение страны происхождения медицинских изделий со своим набором критериев.
Как следует из документации Государственного Заказчика, им для обеспечения инвалидов закупались слуховые аппараты, которые должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре (далее (РЗН) и иметь действующие регистрационные удостоверения на медицинские изделия.
В соответствии со статьей 38 федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической. структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга. На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае наиболее конкретными требованиями к рассматриваемой ситуации являются положения Постановления N 102, регулирующего именно закупку медицинских изделий.
Поскольку в заявке ООО "Октава Дизайн и Маркетинг" отсутствовал сертификат о происхождении товара, УФАС пришло к правомерному выводу о том, что заявка Победителя не отвечает требованиям Закона о контрактной системе и извещения об осуществлении закупки в рассматриваемой части.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство, заменить Государственное учреждение - Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на его правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 января 2023 года по делу N А56-101768/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октава Дизайн и Маркетинг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101768/2022
Истец: ООО "ОКТАВА ДИЗАЙН И МАРКЕТИНГ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ООО "МЭДИКАЛ", ООО "РТС-тендер", Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области