г. Владивосток |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А51-12546/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отделения Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-1529/2023
на решение от 15.02.2023
судьи Ю.А. Тимофеевой
по делу N А51-12546/2022 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Государственного автономного учреждения здравоохранения "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" (ИНН 2536063006, ОГРН 1022501275060)
к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН: 2504001751, ОГРН 1022502260461)
о признании частично недействительным акта от 06.05.2022 N 4,
при участии в заседании:
от ГАУЗ "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи": Фрейман М.А. по доверенности от 05.04.2023, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 20301); Ширшов А.А. по доверенности от 24.08.2022, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката N 25/1006;
от отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю: Панфилова Е.В. по доверенности от 10.01.2023, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 577570),
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Краевой клинический центр специализированных видов медицинской помощи" (далее - заявитель, учреждение, ГАУЗ "ККЦ СВМП") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю (далее - ответчик, фонд) от 06.05.2022 N 4 в части выводов о несоответствии действий учреждения подпункту 2 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 при исчислении специальных социальных выплат младшему медицинскому персоналу.
Решением от 15.02.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15.02.2023 отменить.
Ссылаясь на письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, Фонд настаивает на том, что применение требований к квалификации работников, содержащихся в профессиональных стандартах, является обязательным в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 57 и статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как считает Фонд, требования к квалификации санитара, изложенные в Квалификационном справочнике, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" и Профессиональном стандарте, утвержденном Приказом Минтруда России здравоохранения от 12.01.2016 N 2н "Об утверждении профессионального стандарта "Младший медицинский персонал" во многом совпадают, однако имеются различия в части требований к профессиональному обучению, а также к необходимым знаниям и умениям, и для должности "санитар" обязательно наличие профессионального обучения по этой должности (соответствующий сертификат).
В связи с чем, как считает Фонд, в случаях, когда санитар принят на работу, для которой законодательством установлены льготы, компенсации или наличие ограничений, следование работодателями требованиям к квалификации санитара является обязательным, работодателю следует руководствоваться положениями Профессионального стандарта.
ГАУЗ "ККЦ СВМП" согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, судебной коллегией установлено следующее.
Должностным лицом Филиала N 3 Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка ГАУЗ "ККЦ СВМП" за ноябрь 2020 года с целью проверки полноты и достоверности сведений для осуществления территориальным органом Фонда специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762 (ред. от 23.12.2021) "О государственной социальной поддержке в 2020-2022 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1762), а так же в соответствии с "Правилами осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Правила), утвержденных Постановлением N 1762.
В ходе проведения проверки в реестрах за ноябрь 2020 года Фондом установлено нарушение подпункта "б" пункта 2 Постановления N 1762, а именно: 52 санитарам присвоен код "42" специальная социальная выплата произведена из расчета 1 215 руб. за одну нормативную смену, а Фонд считает, что следовало указать код категории "45", размер выплаты 600 руб., поскольку они не проходили профессиональное обучение по должности "Санитар", а имели только среднее общее образование
По результатам проведенной проверки составлен Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях от 06.05.2022 N 4, согласно которому Фондом выявлено нарушение по предоставлению обществом неверных сведений, из-за которых фондом излишне понесены расходы в размере 1 183 752 руб. как разница между выплатами в размере по 1 215 руб. за смену и 600 руб. за смену.
Указанным актом учреждению предложено возместить расходы, излишне понесенные Фондом на специальную социальную выплату по рассматриваемому эпизоду в размере 1 183 752 руб.
Учреждение, посчитав, что акт от 06.05.2022 N 4 в указанной части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе заявителя и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу страхователя - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 72 Закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Закона N 323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В целях оказания государственной социальной поддержки медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Правительство Российской Федерации постановлением от 30.10.2020 N 1762 утвердило Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2022 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Из содержания пункта 2 Постановления N 1762 правом на получение специальной социальной выплаты наделены медицинские и иные работники медицинских и иных организаций, оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании медицинской помощи, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ от 19.03.2020 N 198н) временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Как следует из пункта 2 Постановления N 1762, специальные социальные выплаты производятся в целях государственной социальной поддержки следующим категориям медицинских работников:
а) оказывающим медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19):
врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание скорой медицинской помощи, выездным бригадам скорой медицинской помощи - 2430 рублей, 1215 рублей, 950 рублей соответственно за одну нормативную смену;
фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 600 рублей за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, - 2430 рублей, 1215 рублей и 600 рублей соответственно за одну нормативную смену;
врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), - 3880 рублей, 2430 рублей и 1215 рублей соответственно за одну нормативную смену;
водителям машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) - 1215 рублей за одну нормативную смену;
б) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующему с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, - 2430 рублей, 1215 рублей, 600 рублей соответственно за одну нормативную смену.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1762 специальные социальные выплаты осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 2 Постановления N 1762, в соответствии с перечнем медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (далее - организации), который формируется соответствующими органами исполнительной власти, иными учреждениями в отношении организаций, находящихся в их ведении.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением N 1762, для получения специальной социальной выплаты организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр).
В силу пункта 6 Правил реестр формируется с указанием сведений об организации (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный регистрационный номер), периода, за который осуществляется специальная социальная выплата (календарный месяц), а также сведений по каждому работнику:
- категория, должность (профессия);
- фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
- реквизиты для перечисления специальной социальной выплаты (наименование банка, банковский идентификационный код, номер счета или номер банковской карты, являющейся национальным платежным инструментом);
- фактическое число нормативных смен;
- размер районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах.
Внесенный медицинской организацией код категории работника, который выбирается ею из справочника категорий работников, является основанием к специальной социальной выплате работнику, на которого оформляется реестр, и непосредственно влияет на размер специальной социальной выплаты.
В силу пункта 10 Правил организация несет ответственность за представление недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 12 Правил, расходы, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных организацией сведений, подлежат возмещению организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, в ГАУЗ "ККЦ СВМП", согласно приказу Министерства здравоохранения Приморского края, в стационарном отделении для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, оказывалась медицинская помощь по лечению новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Санитарки названного отделения обеспечивали оказание медицинской помощи, что подтверждается их должностными обязанностями.
За ноябрь 2020 года учреждением в адрес Фонда направлены реестры в отношении санитаров с указанием кода "42" - младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по единому Справочнику категорий работников и выплат за нормативную смену в рублях, на основании которых истцом были произведены выплаты.
Для получения специальной социальной выплаты в размере 1 215 рублей за нормативную смену по категории "42", работник должен иметь медицинское образование, обеспечивать оказание (младший медицинский персонал) или оказывать специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях. Специализированная медицинская помощь - это медицинская помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников", в пункте 1.5 перечислены "иные должности медицинских работников (младший медицинский персонал)": младшая медицинская сестра по уходу за больными; санитар; санитар-водитель; сестра-хозяйка.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541 н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в нем содержится раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - ЕКС), в котором прописаны должностные обязанности, требования к квалификации и необходимые знания которыми должен обладать сотрудник, в том числе санитар и младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Согласно разделу IV ЕКС единственным требованием к квалификации санитарки (санитара) является среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.
Профессиональным стандартом "Младший медицинский персонал", утвержденным Приказом Минтруда России от 12.01.2016 N 2н "Об утверждении профессионального стандарта "Младший медицинский персонал", в пункте 3.1 раздела III "Характеристика обобщенной трудовой функции" установлены следующие требования к образованию и обучению санитарок (санитаров): среднее общее образование, профессиональное обучение по должности "Санитар".
Из должностных инструкций санитара/санитарки учреждения следует, что к должностным обязанностям санитара (санитарки) относятся функции, свидетельствующие о том, что указанные лица обеспечивали оказание медицинской помощи по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). В частности, санитарки помогают медицинской сестре в уходе за больными, обеспечивают содержание в чистоте и опрятности больных и помещений; производят доставку анализов в лабораторию; следят за выполнением больными и посетителями режима дня отделения; обеспечивают правильное использование и хранение предметов ухода за больными; докладывают медицинской сестре отделения обо всех изменениях в состоянии больных, об их жалобах, о нарушении больными режима дня отделения; проводят текущую и заключительную дезинфекции и т.д.
В соответствии с подпунктом 3.2.1 раздела III "Характеристика обобщенной трудовой функции" Профессионального Стандарта 2н, трудовая функция - профессиональный уход за пациентом относится к должности младшей медицинской сестры по уходу за больными и на санитаров не распространяется. Таким образом, ссылка Фонда на таблицу Профессионального Стандарта 2н в части требований к трудовой функции, входящих в профессиональный стандарт санитара в виде оказания медицинских услуг по уходу (профессиональный уход за пациентом), признается ошибочной.
Понятия квалификации работника и профессионального стандарта содержатся в статье 195.1 ТК РФ. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (пункт 195.2 ТК РФ).
Вывод Фонда со ссылками на абзац 3 части 2 статьи 57 ТК РФ, а также на нормативные правовые акты, предусматривающие установление льгот (право на досрочное назначение страховой пенсии по старости) при выполнении работ по должности "санитар", а также имеющих одинаковую юридическую силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 541н) и приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2016 N 2н "Об утверждении профессионального стандарта "Младший медицинский персонал" (далее - Приказ N 2н) о том, что в случаях, когда санитарка принята на работу, для которой законодательством установлены льготы, компенсации или наличие ограничений, следование работодателями требованиям к квалификации санитарки является обязательным, работодателю следует руководствоваться положениями Профессионального стандарта, признаются коллегией ошибочными.
Суд первой инстанции верно указал, что статьей 195.3 ТК РФ установлено, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции обязательны для применения работодателями, если такие требования установлены данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При применении вышеуказанного положения статьи 195.3 ТК РФ под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают специальные требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер (например, приказы Минтранса России и др.). В этом случае, в части требований применяются данные нормативные правовые акты.
Кроме того, как следует из пункта 5 письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, в случае если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер (пункты 6 и 8 Письма Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253) и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Как верно установлено судом, ни ТК РФ, ни другие федеральные законы Российской Федерации не устанавливают в отношении санитаров (санитарок) такого обязательного требования как прохождение профессионального обучения по должности "Санитар" или прямое указание на соответствие квалификационным требованиям, установленным профстандартом.
Также коллегия отмечет, что при наличии двух нормативных правовых актов Российской Федерации (Приказа N 541н и Приказа N 2н), имеющих одинаковую юридическую силу, устанавливающих различные либо дополнительные требования к квалификации работников, применение одного нормативного правового акта не является приоритетным по отношению к другому и остается на усмотрение работодателя.
Принимая во внимание изложенное, доводы ответчика о преимущественном характере профессиональных стандартов, а также обязательности их применения в случаях, предусмотренных абзацем 3 части 2 статьи 57 ТК РФ (если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений), признаются коллегией несостоятельными.
Поскольку, как указывалось ранее, ГАУЗ "ККЦ СВМП", согласно приказу Министерства здравоохранения Приморского края, медицинская помощь по лечению новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) оказывалась в стационарном отделении для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, ссылка Фонда на Приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранение Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н признается коллегией безосновательной в силу того, что данным приложением определен временный порядок организации работы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, со ссылкой на абзац 5 части 1 Разъяснений по применению Постановления N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 N 894н (далее - Разъяснения), данные Разъяснения относятся исключительно к продолжительности рабочего времени (смены) медицинских работников. Разъяснений того, что под понятием "обеспечение оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях" следует понимать работу, в том числе младшего медицинского персонала, непосредственно по оказанию медицинской помощи и непосредственно по обслуживанию больных в инфекционных больницах, данные Разъяснения не содержат.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1762 выплаты в произведенном ГАУЗ "ККЦ СВМП" размере, предусмотрены как для лиц, участвующих в оказании медицинской помощи, так и для лиц, обеспечивающих оказание медицинской помощи.
Представленные в материалы дела трудовые договоры и должностные инструкции санитаров ГАУЗ "ККЦ СВМП", подтверждают, что выполняемые санитарами трудовые функции в условиях стационара соответствуют специальным социальным выплатам за нормативную смену как лицам, обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Учитывая изложенное, материалами дела доказано оказание медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем, с учетом вышеназванных выводов, отказ в специальных социальных выплат является неправомерным.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что акт проверки от 06.05.2022 N 4 должен быть признан недействительным, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, выводы Фонда об излишне понесенных расходах в связи с представлением обществом недостоверных сведений является необоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию по делу, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении государственной пошлины по апелляционной жалобе коллегия не рассматривает, поскольку Фонд от ее уплаты освобожден на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2023 по делу N А51-12546/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-12546/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КРАЕВОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: Фонд социального страхования Российской Федерации