г. Киров |
|
05 апреля 2023 г. |
Дело N А31-6714/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вахрушевой Р.В.,
при участии в судебном заседании в Свердловском районном суде города Костромы, Костромской области:
представителя истца - Волкова С.В., действующего на основании доверенности от 01.02.2023,
при участии в судебном заседании во Втором арбитражном апелляционном суде:
представителя ответчика - Лузгарева М.С., действующего на основании доверенности от 07.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Елькина Владимира Владимировича
на решение Арбитражного суда Костромской области от 03.11.2022 по делу N А31-6714/2021
по иску Департамента лесного хозяйства Костромской области
(ИНН: 4401071292, ОГРН: 1074401000112)
к индивидуальному предпринимателю Елькину Владимиру Владимировичу (ИНН: 432600658821, ОГРНИП: 304431634900056),
третьи лица: индивидуальный предприниматель Сутугин Геннадий Васильевича (ИНН: 432600048978, ОГРНИП: 305431607700020), областное государственное казенное учреждение "Вохомское лесничество" (ИНН: 4410000330, ОГРН: 1024402434209),
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Елькину Владимиру Владимировичу (далее - Предприниматель, ответчик, заявитель) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 14.01.2014 N 754 (далее - договор), утвердив пункт 5, приложения NN 3,4 к договору в редакции приложения к заявлению об уточнении предмета иска от 04.05.2022 N ЮР/3809, приложения NN 2,5,6 к договору в редакции приложения к исковому заявлению от 13.05.2021 N ЮР/3638.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Сутугин Геннадий Васильевича (далее - ИП Сутугин), областное государственное казенное учреждение "Вохомское лесничество" (далее - Лесничество).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 03.11.2022 исковые требования удовлетворены.
Предприниматель с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Костромской области от 03.11.2022 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, аргументы истца о том, что в 2014 году произошло изменение количественных и качественных характеристик на лесном участке, арендуемом ответчиком по договору, являются необоснованными. Утвержденный лесохозяйственный регламент Вохомского лесничества дает данные лишь по всему лесничеству, а не по арендуемому ответчиком лесному участку. Данные о товаризации лесного фонда на участке ответчика не представлены. Кроме того, ответчик обращает внимание, что после утверждения лесохозяйственного регламента Вохомского лесничества истец признал соответствие мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, целям, виду использования лесов, лесохозяйственному регламенту, лесному плану Костромской области и законодательству РФ. Также ответчик заявил ходатайство о проведении по делу судебной экспертизы с целью проверки правильности расчета арендной платы и расчета ежегодного объема заготовки древесины.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.01.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.01.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Департамент и Лесничество в отзывах на апелляционную жалобу доводы Предпринимателя отклонили, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство отложено до 30.03.2023.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 29.03.2023 в составе суда произведена замена судьи Чернигиной Т.В. на судью Барьяхтар И.Ю.
В судебном заседании организованном по средствам видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при содействии Свердловского районного суда города Костромы, Костромской области представители сторон поддержали свои письменные позиции.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Рассмотрев ходатайство Предпринимателя о назначении судебной экспертизы суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
В рассматриваемом случае имеющиеся в деле доказательства позволяют суду рассмотреть спор по существу, необходимость и основания для проведения судебной экспертизы отсутствуют с учетом предмета и основания иска, распределения бремени доказывания. Предложенные истцом вопросы выходят за пределы предмета настоящего судебного разбирательства и сводятся к оспариванию сведений из государственного лесного реестра, полученных на основании материалов лесоустройства 2014 года. Таким образом, по существу заявитель посредством проведения судебной экспертизы просит актуализировать сведения государственного лесного реестра. Вместе с тем, заявитель не был лишен возможности провести мероприятия по лесоустройству на арендуемом лесном участке в предусмотренном действующим законодательством порядке самостоятельно и на их основании заявить соответствующие возражения о необходимости внесения изменений в государственный лесной реестр.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Департаментом (арендодатель) и ИП Сутугиным (арендатор) в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации на основании протокола аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 26.12.2013 N 5 заключен договор, на основании которого арендатору передан в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 30883 га, расположенный по адресу: Костромская область, Вохомский муниципальный район, ОГКУ "Вохомское лесничество", Чабрское участковое лесничество, кварталы 1-36, номер учетной записи в государственном лесном реестре 000687-2013-10 (далее - лесной участок).
Договор заключен на срок с 14.01.2014 по 13.01.2039 (пункт 24 договора), зарегистрирован в установленном законом порядке.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях N 1 и N 2 к договору.
В приложении N 3 приводится ежегодный объём заготовки древесины на лесном участке, который составляет 41900 куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 37800 куб. м., по лиственному хозяйству - 4100 куб. м.
Порядок и сроки внесения арендной платы установлены пунктами 5-8 договора и приложением N 4 к нему.
Согласно пункту 5 договора расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленных Правительством Российской Федерации, с применением повышающего коэффициента 1,4 установленного по результатам аукциона.
Арендная плата по настоящему договору устанавливается ежегодно за весь годовой объем использования, установленный договором, по сплошным и выборочным рубкам в соответствии с лесной декларацией.
В случае декларирования объема использования меньше установленного настоящим договором, арендная плата, исчисленная по лесной декларации, доначисляется на сумму арендной платы, рассчитанной по незадекларированному объему, исходя из стоимости 1 куб.м. древесины продекларированного объема в разрезе хозяйств (хвойное, лиственное) и видов рубок.
Если не продекларирован один из видов рубок (сплошные или выборочные) - стоимость 1 куб.м. не продекларированного объема определяется:
-для сплошных рубок с применением коэффициента 2,0 к стоимости 1 куб.м. древесины задекларированного объема по выборочным рубкам;
-для выборочных рубок с применением коэффициента 0,5 к стоимости 1 куб.м. древесины задекларированного объема по сплошным рубкам.
В случае неподачи арендатором лесной декларации арендная плата на соответствующий год устанавливается по результатам аукциона - 2492160 рублей, при этом арендная плата подлежит уточнению в соответствии с пунктом 7 настоящего договора.
Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка.
В случае, если настоящий договор расторгается ранее срока, установленного пунктом 24 настоящего договора, арендная плата на год расторжения устанавливается с учетом срока действия настоящего договора в год расторжения.
При этом, если объем фактической заготовки превысил объем, установленный пропорционально сроку действия настоящего договора, размер арендной платы устанавливается, исходя из стоимости задекларированных в лесной декларации лесосек, фактически пройденных рубкой.
Согласно приложению N 4 устанавливаются следующие сроки внесения арендной платы: 15 февраля - 15%, 15 марта - 15%, 15 апреля - 15%, 15 мая - 15%, 15 июня - 10%, 15 сентября - 10%, 15 ноября - 10%, 15 декабря - 10% (в % от годовой суммы арендной платы).
Приложением N 5 к договору является акт приема-передачи лесного участка в аренду.
В приложении N 6 к договору определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом участке.
На основании соглашения о переводе (уступке) права аренды лесного участка от 23.07.2020 права и обязанности арендатора по договору перешли к Предпринимателю.
Постановлением Департамента лесного хозяйства Костромской области 14.10.2015 N 6 утвержден новый лесохозяйственный регламент Вохомского лесничества. Срок действия лесохозяйственного регламента - 10 лет с момента утверждения.
Основанием для разработки лесохозяйственного регламента Вохомского лесничества является государственный контракт на разработку лесохозяйственных регламентов лесничеств от 22.06.2015 N 47, заключенного между Департаментом и ООО "Научно-производственное предприятие "Спецлеспроект".
Информационной основой разработки лесохозяйственного регламента Вохомского лесничества послужили материалы лесоустройства, проведенного на территории лесничества в 2014 г. филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" на общей площади 242483 га.
При разработке регламента использовались данные государственного лесного реестра Костромской области по состоянию на 01.01.2015.
В связи с изменениями количественных и качественных характеристик лесного участка, произошедшими вследствие проведения лесоустроительных работ, в договор аренды лесного участка подлежат внесению соответствующие изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора (пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 30.06.2020 N 1540-О, от 29.05.2014 N 1021-О, следует, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Положения статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие лишь в установленных в них случаях и только по указанным в них основаниям возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, создают наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора, баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений части 2 статьи 73.1, части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон, а также условий договора не допускается.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Исходя из буквального толкования части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с частью 2 этой статьи, изменение количественно-качественных характеристик лесного участка должно носить объективный характер и иметь место в период действия договора аренды.
Лесоустройство, включает в себя помимо прочих мероприятий, таксацию лесов (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела подтверждается, что по результатам последней таксации, проведенной в 2014 году, изменились количественные и качественные характеристики лесного участка (изменилась площадь насаждений по группам возрастов древостоя и их запас, формула состава насаждений, преобладающие породы, утратили актуальность согласованные сторонами договора мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов).
Расчёт арендной платы, произведенный Департаментом, и показатели, отраженные в приложениях N N 2, 3, 4, 5, 6 в редакции истца, подтверждены документально. При этом аргументы заявителя о том, что документы в обоснование таксации, проведенной в 2014 году, необходимые ответчику для проверки обоснованности заявленных требований, не представлены в материалы дела, не соответствуют действительности: в материалы дела представлено таксационное описание (по состоянию на 01.01.2015) по всем кварталам арендуемого лесного участка, а также лесоустроительные планшеты 2014 года по всем кварталам арендуемого лесного участка (т. 1 л. 56-57, материалы электронного дела).
С учётом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, ввиду чего апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства индивидуального предпринимателя Елькина Владимира Владимировича о назначении экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Костромской области от 03.11.2022 по делу N А31-6714/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Елькина Владимира Владимировича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-6714/2021
Истец: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Ответчик: Елькин Владимир Владимирович, ИП Елькин В.В.
Третье лицо: ОГКУ "Вохомское лесничество", Сутугин Геннадий Васильевич, Арбитражный суд Костромской области, Костромской областной суд, Свердловский районный суд г. Костромы