г. Красноярск |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А33-10025/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена "30" марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" апреля 2023 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Хабибулиной Ю.В., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Солдатовой П.Д.,
при участии представителей:
истца - Смирновой Е.А. по доверенности от 02.12.2020,
ответчика - Обеднина В.К. по доверенности от 20.09.2019, Пушкаревой А.В. по доверенности от 25.10.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" октября 2022 года по делу N А33-10025/2022,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" (ИНН 2466021909, ОГРН 1022402649059, далее - ООО "ВСМК", ответчик) об урегулировании разногласий при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 19.10.2021 N 2/1185 (подпункт "б" пункта 14).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.10.2022 иск удовлетворен в следующей редакции: урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора от 19.10.2021 N 2/1185 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВСМК", примыкающего к станции Боготол Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", при обслуживании локомотивом перевозчика, между ОАО "РЖД" и ООО "ВСКМ", подпункт "б" пункта 14 договора изложен в следующей редакции:
"Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", за 810 метров в размере 5 287,50 руб. без НДС за каждый выход локомотива, согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", производится путем списания с единого лицевого счета Владельца в последнее число каждого месяца".
С ООО "ВСМК" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 6000 рублей судебных расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- в исковом заявлении истец требовал внести в договор пункт, согласно которому ООО "ВСМК" вносит ежедневную плату за пользование 810 метров железнодорожного пути необщего пользования, однако, суд по своей инициативе, без согласия ответчика сформулировал пункт договора в обжалуемой редакции, то есть, вышел за пределы исковых требований;
- железнодорожный путь необщего пользования в 810 метров является участком от станции Боготол до границ арендованного земельного участка и железнодорожного пути на нем в 253 метра, взятого в аренду ООО "ВСМК", то есть 810 метров пути владельцу не принадлежат, ООО "ВСМК" у ОАО "РЖД" указанный путь в аренду не брало;
- дополнительная плата за выход локомотива в размере 5287,50 рублей без НДС экономически не обоснована; сведения о том, какие расходы включены в расчет указанной платы, в суд не представлены;
- в суд не представлено доказательств того, в каком размере, за какой период и какие расходы несет ОАО "РЖД" за содержание спорного пути необщего пользования;
- протокол заседания правления от 21.12.2021 N 60 не является законом, носит рекомендательный характер для сотрудников ОАО "РЖД" при заключении договоров с третьими лицами;
- расчет платы является неверным, поскольку Порядок применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", утвержденный решением Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83, признан утратившим силу с 01.01.2022;
- ООО "ВСМК" уже платит все начисленные сборы за работу и пробег локомотива, принадлежащего ОАО "РЖД" при выполнении работ по подаче и уборке вагонов под погрузку металлолома ООО "ВСМК".
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает доводы жалобы необоснованными, решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Согласно договору аренды земельного участка и железнодорожного пути от 01.12.2015 N 01/12-15 между Базякиным К.С. (арендодатель) и ООО "ВСМК" (арендатор) в аренду предоставлен земельный участок с бетонированной площадкой, площадью 4002 кв.м., расположенный в г. Боготол, ул. Элеваторная, 2А, склад N 2 и железнодорожный путь N86 по тому же адресу протяженностью 253 м. Указанные объекты принадлежат арендодателю на праве собственности.
На указанном арендованном участке ООО "ВСМК" осуществляет деятельность.
В целях обеспечения деятельности по вывозу металлолома с территории арендованного участка ООО "ВСМК" с ОАО "РЖД" заключило договор от 25.10.2016 N 2/898 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВСМК", примыкающего к станции Боготол Красноярской железной дороги-филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика.
Согласно пункту 1 данного договора осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов на (с) железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу ООО "ВСМК", примыкающего стрелочным переводом N 619 к пути N 15 эксплуатационного локомотивного депо станции Боготол Красноярской железной дороги-филиала ОАО "РЖД", обслуживаемого локомотивом перевозчика.
При этом, согласно пункту 3 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 253 м, в том числе принадлежащая владельцу - 253 м.
На основании пункта 14 владелец уплачивает перевозчику: а) сбор за подачу и уборку вагонов за фактически поданные и убранные вагоны по ставкам, указанным в таблице N 10 Тарифного руководства N 3 "Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте" с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации; б) плату за пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими перевозчику, в соответствии со статьями 39, 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Указанный договор действовал до 25.16.2021.
На основании договора ООО "ВСМК" установлена обязанность по внесению платы за работу локомотива по подаче и уборке вагонов и в качестве примера приводит ведомость подачи и уборки вагонов N 051006 с 30-04 по 30-04 2021 и ведомость подачи и уборки вагонов N 090593 с 09-05 по 09-05 2022 года. За пользование 810 метров железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВСМК" плата не установлена.
По истечении срока действия договора от 25.10.2016 N 2/898 и в соответствии с пунктом 2.12 "Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" ОАО "РЖД" направило ответчику проект договора от 19.10.2021 N 2/1185 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ВСМК", примыкающего к станции Боготол Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при обслуживании локомотивом перевозчика.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования подписал указанный договор с протоколом разногласий от 19.10.2021.
По результатам рассмотрения разногласий составлен протокол согласования разногласий от 20.10.2021, в соответствии с которым стороны не пришли к согласию по подпункту "б" пункта 14 договора.
Подпункт "б" пункта 14 договора перевозчик предлагает изложить в следующей редакции:
"Владелец уплачивает перевозчику: плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", за 810 метров в размере 2287,5 руб. в сутки без НДС, согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, в соответствии с тарифным планом "Безлимитный базовый".
В случае изменения размера ставки договорного сбора, перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", о чем владелец уведомляется в письменном виде.
Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", производится путем списания с единого лицевого счета владельца до 15 числа каждого месяца".
Владелец предлагает подпункт "б" пункта 14 договора N 2/1185 исключить полностью из текста договора.
С данной позицией перевозчик не согласен, настаивает на своей редакции.
Из протокола согласования разногласий к договору следует, что стороны не пришли к согласию относительно редакции указанного пункта договора.
На основании вышеизложенного, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим исковым заявлениям об урегулировании возникших разногласий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, разногласия сторон касаются содержания подпункта "б" пункта 14 договора N 2/1185, согласно которому владелец (ответчик) уплачивает перевозчику (истцу): плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", за 810 метров в размере 2287,5 руб. в сутки без НДС, согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, в соответствии с тарифным планом "Безлимитный базовый". В случае изменения размера ставки договорного сбора перевозчиком автоматически пересматривается плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", о чем владелец уведомляется в письменном виде. Плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", производится путем списания с единого лицевого счета владельца до 15 числа каждого месяца".
Владелец предлагает подпункт "б" пункта 14 договора N 2/1185 исключить полностью из текста договора.
Правильно применив нормы материального права - статьи 8, 210, 420, 421, 422, 423, 432, 435, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 50, 58, 60, 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статью 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ), статьи 4, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", подпункт "а" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и оплата в отношении которых регулируется государством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и оплаты в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", приняв во внимание разъяснения, изложенные в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, письме Минтранса России от 01.04.2016 N АЦ-26/3881, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.
На истца, как владельца железнодорожных путей необщего пользования, в силу положений статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ возлагается обязанность по обеспечению за свой счет содержания путей с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; именно истец отвечает за безопасность движения по всей протяженности железнодорожных путей необщего пользования, а не за фактически используемую ответчиком протяженность.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта).
Согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Как следует из части 3 статьи 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
При этом с 01.04.2015 в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вступили в законную силу изменения, согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным.
Таким образом, ОАО "РЖД", как собственник железнодорожных путей необщего пользования обязано в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям пути необщего пользования в состоянии надлежащего качества, что предполагает непрерывное осуществление работ, связанных с поддержанием пути в работоспособном состоянии, и соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
На стадии апелляционного производства ответчик не согласен с принятой судом первой инстанции редакцией абзаца 1 подпункта "б" пункта 14 договора.
Излагая абзац 1 подпункта "б" пункта 14 договора в редакции: "Владелец уплачивает перевозчику плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", за 810 метров в размере 5 287,50 руб. без НДС за каждый выход локомотива, согласно Единому перечню работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 договора от 19.10.2021 N 2/1185 для организации работы по подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования перевозчик оказывает владельцу услугу по предоставлению пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 810 метров (от стрелочного перевода N73 до стрелочного перевода N 619).
Согласно пункту 3 договора от 25.10.2016 N 2/898 развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 253 м, в т.ч. принадлежащая владельцу - 253 м.
Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 N 60 утверждены Ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные в едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов на 2022 год.
В соответствии с Протоколом, плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО "РЖД"), взимается по одному из выбранных грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами других железнодорожных путей необщего пользования тарифных планов. Применяются безлимитный и локомотивный тарифные планы.
По безлимитному тарифному плану взимание платы производится ежесуточно независимо от выхода локомотива за развернутую длину пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", по ставкам, установленным за 1 км в сутки. Безлимитный включает в себя следующие тарифные планы:
- Базовый - применяется для всех грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев;
- Специальный - применяется для грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев, подведомственными структурами которых используются железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие ОАО "РЖД", и развернутая длина которых по всем договорам на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, заключенным с перевозчиком, составляет более 400 км.
По локомотивному тарифному плану взимание платы производится за каждый выход локомотива в зависимости от развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД". Локомотивный включает в себя следующие тарифные планы:
- Начальный - применяется в отношении грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования среднесуточное число поданных и убранных вагонов составляет до 1,5 вагонов (включительно);
- Продвинутый - применяется в отношении грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев, у которых по договорам на подачу и уборку вагонов и эксплуатацию железнодорожного пути;
- Стартовый - применяется для новых грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев, заключающих договоры на подачу и уборку вагонов и эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на вновь построенные, а также на реконструируемые (восстановленные) пути необщего пользования, и действует первые шесть месяцев. По истечении шести месяцев грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), владелец переходит на один из тарифных планов, предусмотренных пунктами 1.1 - 1.2.2 настоящего Порядка.
Выбор одного из тарифных планов производится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем при заключении новых договоров, перезаключении или продлении действующих договоров на подачу и уборку вагонов и договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (далее - договор) или при их обращении до истечения срока действия договора.
Условия работы по соответствующему тарифному плану предусматриваются в договоре на срок не более 1 года, с возможностью его продления, пересмотра.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", взыскивается согласно выбранному тарифному плану отдельно с каждого грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), владельца, с которыми заключен договор независимо от того, отдельно каждому из них или одновременно нескольким грузоотправителям (отправителям), грузополучателям (получателям), владельцам производится подача и уборка вагонов.
При подаче и уборке груженых и порожних вагонов по железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", локомотивом, не принадлежащим перевозчику, плата за использование, железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", взимается по безлимитному плану (базовому или специальному) ежесуточно или по локомотивному плану (начальному или продвинутому или стартовому) за выход локомотива в соответствии с настоящим порядком.
Применяемые тарифные планы, расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца, развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", и его группа, а также порядок ее пересмотра указываются в договоре.
В силу статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения ГК РФ, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38-42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В соответствии с указанными разъяснениями суд должен вынести на обсуждение сторон вопрос о размере такой платы, ее соответствии встречному характеру обязательств, возникающих из договора, и принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой.
Применительно к рассматриваемому спору суд не связан правовой позицией перевозчика, указывающего на необходимость применения принятых им в одностороннем порядке правил определения платы, а также правовой позицией общества, указывающего на необходимость исключения данной платы из договора. Размер указанной платы определяет суд с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе доказательств экономической обоснованности размера платы и ее составляющих, доказательств ее чрезмерности и неразумности, с назначением в случае необходимости соответствующей экспертизы для определения экономически обоснованного размера платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования.
В судебном заседании суд первой инстанции вынес на обсуждение сторон вопрос о размере такой платы (тарифа) и проведении судебной экспертизы.
Ответчик пояснил, что возражает против проведения экспертизы. Вместе с тем, иную стоимость не указал и соответствующие доказательства, опровергающие расчеты истца, не представил.
В материалы дела перевозчиком представлен расчет ставки платы за пользование железнодорожным путем, вычисленного путем произведения длины пути необщего пользования на стоимость услуги по предоставлению пути необщего пользования
В пункте 4 Расчета ставки платы указано, что суммарная плата за пользование путем для ООО "ВСМК" составит 5287,50 руб. за каждый выход локомотива, а также представлен расчет посуточной платы в размере 2287,50 руб. в стуки (без НДС).
Оценив доводы истца, возражения ответчика и представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности применения тарифа, предусматривающего внесение платы за каждый выход локомотива.
Ответчик размер платы 5287,50 руб. за каждый выход локомотива документально не опроверг, о назначении экспертизы не заявил.
Довод апелляционной жалобы о том, что железнодорожный путь необщего пользования 810 метров является участком от станции Боготол до границ арендованного земельного участка и железнодорожного пути на нем в 253 метра, взятого в аренду ООО "ВСМК", то есть эти 810 метров владельцу не принадлежат, ООО "ВСМК" у ОАО "РЖД" в аренду не брало, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку истец обеспечивает безопасность движения по всей протяженности железнодорожного пути необщего пользования, в связи с чем, несет расходы по содержанию в надлежащем состоянии всей протяженности пути.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО "ВСМК" уже платит все начисленные сборы за работу и пробег локомотива, принадлежащего ОАО "РЖД" при выполнении работ по подаче и уборке вагонов под погрузку металлолома ООО "ВСМК", отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
Согласно подпункту "а" пункта 4 данного Перечня к работам (услугам), цены на которые устанавливаются государством, отнесены дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования, в частности подача и уборка вагонов.
Ставки сбора за подачу и уборку вагонов установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15.
Тарифным руководством N 3 ставки сбора за подачу и уборку вагонов определялись с учетом такой составляющей как ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем до принятия Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации решения от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, которым Тарифное руководство N 3 в части, устанавливающей такую составляющую, признано не соответствующим статье 58 Устава железнодорожного транспорта, поименованному выше Перечню и недействующим. Данное решение в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным к применению.
В названном решении указано, что исходя из содержания абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования сбор за подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования в виде оплаты за работу локомотива и ежесуточной оплаты за пользование путями не предусматривается - перевозчиками взимается сбор только за работу локомотива, принадлежащего перевозчику.
Толкование абзаца 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта, данное в решении от 01.07.2011 по делу N ВАС-5095/11, не предполагает проявления свободы сторон в согласовании платы за использование пути в качестве договорного условия. Указанная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 04.02.2015 N 308-ЭС14-1778.
Пункт 2.7.1 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3) признан недействующим в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, Решением ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-5095/1.
Таким образом, взимание платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования не входит в состав сбора за подачу и уборку вагонов.
Довод ответчика о том, что расчет платы является неверным, поскольку Порядок применения договорных ставок (тарифных планов) для определения платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", утвержденный решением Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83, признан утратившим силу с 01.01.2022, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен.
Согласно представленному в материалы дела расчету ставки платы за пользование железнодорожным путем в размере 5 287,50 рублей (л.д.140), расчет выполнен в соответствии с порядком, установленным Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83.
В расчете применена стоимость услуги за 1 км. при тарифном плане "Локомотивный начальный" - 8 101 рублей за каждый выход локомотива.
Протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 N 60 утверждены ставки договорных сборов за отдельные работы и услуги, предусмотренные в едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, на 2022 год (введены в действие с 01.01.2022).
Согласно приложению N 4 к Протоколу заседания правления ОАО "РЖД" от 21.12.2021 N 60 ставка платы по тарифному плану "Локомотивный начальный" составляет 8 101 руб./км./выход (при количестве поданных и убранных вагонов до 1,5 вагонов/сутки (л.д. 124).
Проверив представленный расчет, суд апелляционной инстанции признает его верным, ставка платы применена правильно. Ссылка в расчете на Протокол заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2020 N 83 не свидетельствует о неверном расчете.
По общему правилу, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально неподтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств, свидетельствующих о том, что предложенный истцом размер платы является крайне невыгодным и явно обременительным для общества и влечет наступление у перевозчика за счет ответчика произвольного обогащения, а также доказательств ее чрезмерности и неразумности, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, определяя размер платы в сумме 5 287,50 суд первой инстанции правомерно исходил из экономически обоснованной утвержденной Правлением ОАО "РЖД" ставки за пользование путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД".
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Из принципа правовой определенности следует, что решение суда первой инстанции, основанное на полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела, не может быть отменено исключительно по мотиву несогласия с оценкой указанных обстоятельств, данной судом первой инстанции (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 16549/12).
Ответчик не привел в апелляционной жалобе убедительных доводов, которые бы свидетельствовали о неправомерности вышеизложенных выводов суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" октября 2022 года по делу N А33-10025/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
Ю.В. Хабибулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10025/2022
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ООО "ВОСТОЧНОСИБИРСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"