город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2023 г. |
дело N А32-41995/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чотчаева Б.Т.,
судей Ковалевой Н.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Барановой М.С.,
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (веб-конференция)": представитель Палий П.И. по доверенности от 19.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вино розница"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2023 по делу N А32-41995/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Юг" (ОГРН 1162375062695 ИНН 2337035220)
к обществу с ограниченной ответственностью "Вино розница" (ОГРН 1172375008651 ИНН 2352053872)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЮг" (далее - истец, ООО "ЭкоЮг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Вино Розница" (далее - ответчик, ООО "Вино Розница") о взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 13.10.2021 N 2184-БГ/21 за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 в размере 160 013 рублей 53 копейки, расходов по оплате государственной пошлины в размере 5 800 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В апелляционной жалобе считает, что услуги подлежат оплате в том объеме, в котором они реально оказаны. Объем ТКО, который был рассчитан региональным оператором в дополнительном соглашении (исходя из нормативов образования ТКО), необоснован. По результатам заключения специалиста ТПП, среднее ежемесячное накопление ТКО в магазинах ответчика составляет 0,0083 куб.м в год на 1 кв.м площади. Необоснованный отказ в заключении договора на условиях поконтейнерного учета по вывозу твердых коммунальных отходов ущемляет предпринимательские интересы ответчика.
В представленном в материалы деда отзыве истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства путем публикации определения суда на сайте суда согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Представитель истца, участвовавший в онлайн-заседании, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 12.11.2018 N 490 истцу присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по Новороссийской зоне деятельности, в которую входят г. Новороссийск и город-курорт Геленджик, на основании чего истец является единственным поставщиком указанных услуг и осуществляет свою деятельность с 01.01.2020.
После получения от ответчика заявки от 07.10.2021 на заключение договора, истец подготовил и направил ответчику два экземпляра подписанного со своей стороны договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 13.10.2021 N 2184-ЮЛ-Г.
Ответчик направил протокол разногласий от 19.11.2021 к полученному договору оказания услуг, на который истцом был направлен мотивированный отказ от 17.12.2021 исх. N 1404Г/21 с приложением типового договора оказания услуг по обращению с ТКО от 13.10.2021 N 2184-ЮЛ-Г.
Как следует из материалов дела, истец оказал ответчику услуги по вывозу ТКО за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 на сумму 160 013 рублей 53 копейки, что подтверждается актами оказанных услуг, не оспоренными ответчиком.
В соответствии с приложением N 1 к типовому договору от 13.10.2021 N 2184-ЮЛ-Г у ответчика имеется продовольственный магазин, торгующий готовой алкогольной продукцией.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием об оплате задолженности. Однако претензия оставлена без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу полонений статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Основным законом, регулирующим отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами строго регламентирован правовыми нормами, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Постановление N 1156).
Согласно пункту 8 (4) Постановления N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ответчиком послужила его письменная заявка.
Пунктом 8(17) Постановления N 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1 -й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Истец разместил проект типового договора, предложение о заключении договора на официальном сайте в сети "Интернет", в газете "Кубанские новости" от 24.12.2019 N 199 (6774), в газете "Прибой" от 26.12.2019 N153-154, газете "Новороссийский рабочий" от 28.12.2019.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 13.10.2021 N 2184-ЮЛ-Г, соответствующий типовой форме, утвержденной Постановлением N 1156, между истцом и ответчиком заключен (как по публичной оферте, так и по процедуре рассмотрения направленного потребителю индивидуального проекта договора).
Согласно Пункту 9 Постановления N 1156, подпункту "а" пункта 13 типового договора потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Схема обращения с ТКО Краснодарского края утверждена приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 16.01.2020 N 19.
В связи с отсутствием включенной в реестр индивидуальной площадки для накопления отходов с дальнейшими включением в территориальную схему обращения с отходами на территории Краснодарского края, в типовом договоре местом (площадкой) накопления была определена ближайшая муниципальная площадка, которая расположена по адресу: г. Геленджик, ул. Мичурина, д. 18.
После предоставления справки о внесении контейнерной площадки в реестр контейнерных площадок муниципального образования город-курорт Геленджик с 01.10.2021 учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с ответчиком послужила его письменная заявка.
Согласно приложенным к заявке на заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО документам ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность с 2017 года. За период с 01.01.2020 - 30.09.2021 учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производился расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
На основе указанной заявки в установленные законом сроки региональным оператором был составлен и направлен в адрес потребителя проект договора на оказание услуг по обращение с ТКО от 13.10.2021 N 2184-ЮЛ-Г.
19.11.2021 региональным оператором получен протокол разногласий, в котором ответчик выразил несогласие в части отдельных положений договора, а именно - относительно даты начала оказания услуг и способа учета ТКО.
На полученные разногласия региональным оператором был подготовлен и направлен мотивированный отказ от 17.12.2021 исх. N 1404Г/21 с приложением типового договора оказания услуг по обращению с ТКО от 13.10.2021 N 2184-ЮЛ-Г.
По правилам пункта 8 (14) Постановления N 1156, региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы частично, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора, составленный в соответствии с типовым договором и с учетом урегулированных разногласий, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
В случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направил указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Постановления N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Постановления N 1156.
Исходя из совокупного толкования вышеуказанных правовых норм и Постановления N 1156, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между сторонами является заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте и не содержит каких-либо условий, ограничивающих или нарушающих права потребителя.
Все существенные условия договора, включая способ учета ТКО, объемы накопления, периодичность вывоза, были согласованы в Приложении N 1, являющемся его неотъемлемой частью.
До настоящего времени договор не расторгнут, не оспорен, не признан недействительным, соответственно, является обязательным для каждой из сторон.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания услуг подтвержден актами оказанных услуг (представлены в материалы электронного дела).
Неподписание актов оказанных услуг при доказанности самого факта их оказания не может являться основанием для освобождения заказчика от их оплаты.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании пунктов 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Расчет задолженности ответчика за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 производился истцом на основании нормативов накопления ТКО согласно условиям типового договора о 13.10.2021 N 2184-БГ/21.
Представленный истцом расчет проверен судом и признан произведенным арифметически верно.
На основании изложенного, требования истца о взыскании с ответчика задолженности удовлетворены в заявленном размере.
Ответчик доказательства оплаты оказанных услуг в полном объеме не представил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не имеется оснований для применения расчетного метода, исходя из нормативов накопления ТКО, учитывая необходимость учета объема услуг исходя из количества и объема контейнеров для складирования, апелляционным судом отклоняются, ввиду следующего.
Статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. В силу пункта 1 статьи 24.10 Закон N 89-ФЗ правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2016 N 505 утверждены Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Подпункт "а" пункта 5 Правил N 505 предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов. Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
Таким образом, юридические лица вправе производить расчет как по количеству и объему установленных контейнеров, так и по установленным уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативам накопления ТКО.
В силу пункта 5.1 договора N 21-84-ЮЛ-Г учет объема и массы ТКО производится расчетным путем исходя из нормативов накопления отходов по Правилам N 505.
Следовательно, расчет начислений за услугу по обращению с ТКО правомерно произведен за спорный период исходя из нормативов накопления, а не по фактически вывезенному объему, соответственно информация специалиста ТПП по фактическому определению объёма ТКО не может быть принята судом, так как торгово-промышленная палата не является уполномоченным органом в сфере нормативного тарифного регулирования.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2023 по делу N А32-32734/2022.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.02.2023 по делу N А32-41995/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41995/2022
Истец: ООО "ЭкоЮг"
Ответчик: ООО ВИНО РОЗНИЦА