г. Хабаровск |
|
05 апреля 2023 г. |
А04-8493/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Жил-Стимул": Комиссаров Г.В., по доверенности от 10.02.2021, Горленко Н.Н., по доверенности от 10.02.2021,
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жил-Стимул"
на решение от 19.01.2023
по делу N А04-8493/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску Администрации города Благовещенска (ОГРН 1022800520588, ИНН 2801032015)
к обществу с ограниченной ответственностью "Жил-Стимул" (ОГРН 1082801003890, ИНН 2801131471)
о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Благовещенска (Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Жил-Стимул" (Общество) с исковым заявлением о возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести знаки адресации на здании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, д. 2, в соответствие с Правилами благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных Благовещенской городской Думой от 18.07.2019 N 58/70.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, решение суда просил отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что спорный жилой дом находится в непосредственном управлении собственников помещения, а ответчик лишь выполняет работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества, в связи с чем на ответчика действие Постановления N 132 не распространяется.
Кроме того, полагает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственников помещений, расположенных в спорном МКД.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель счел ненадлежащим ответчиком по делу, заявив о приобщении к материалам дела дополнительных документов: ходатайства Администрации г. Благовещенска о замене ненадлежащего ответчика по делу N А04-879/2023, определение Арбитражного суда Амурской области от 27.03.2023 по делу N А04-879/2023.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы апелляционной жалобы, дав соответствующие пояснения.
Истец, извещенный в соответствии с требованиями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Представленные ответчиком дополнительные документы приобщены в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ, исходя из необходимости всестороннего и полного исследования обстоятельств дела и правильного рассмотрения спора.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 N 58/70 утверждены Правила благоустройства, по условиям которых знаки адресации являются обязательным элементом благоустройства, размещаемым на сооружении, фасаде здания, многоквартирного дома и индивидуального домовладения. Требования к размещению знаков адресации определяются настоящими Правилами и Порядком, утвержденным администрацией города Благовещенска (пункт 16.6.1 Правил).
Согласно пунктам 16.6.4 и 16.6.5 Правил благоустройства конфигурация, размеры, изготовление и установка знаков адресации должны соответствовать унифицированным формам и требованиям, утвержденным администрацией города Благовещенска. Размещение, надлежащее содержание, ремонт и замена объектов и знаков адресации обеспечиваются лицом, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, организациями, осуществляющими управление (обслуживание) многоквартирными домами.
Правообладатели зданий и сооружений должны выполнять декоративную вечернюю подсветку фасадов зданий и сооружений, расположенных в примыкании к центральным улицам города, а также имеющих важное градостроительное значение (на территориях, прилегающих к общественным местам, у въезда на территорию города и других местах, формирующих облик города). Монтажные работы по выполнению декоративной вечерней подсветки фасадов зданий и сооружений осуществляются после согласования эскизного проекта подсветки с администрацией города Благовещенска (пункты 16.7.1, 16.7.2 Правил благоустройства).
Форма, размеры и требования к знаку адресации установлены постановлением администрации города Благовещенска от 27.07.2009 N 132 "Об упорядочении размещения указателей наименований улиц и номерных знаков зданий на территории муниципального образования города Благовещенска" (Постановление N 132).
Постановлением N 132 также утверждено Положение о размещении указателей наименования улиц и номерных знаков зданий (Положение), пунктом 6.6 которого предусмотрено, что требования по изготовлению и размещению указателей наименований улиц и номерных знаков зданий в форме коробов с подсветкой распространяют свое действие на все объекты недвижимости, за исключением индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных жилых домов с количеством квартир менее 10.
На основании общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, д.2, проведенного в форме очного голосования и оформленного протоколом от 30.11.2015, способ управления указанным МКД изменен с управления управляющей организацией на непосредственное управление собственниками.
Собственниками помещений с ООО "Жил-Комфорт-3" (впоследствии переименованным в ООО "Жил-Сервис") заключен договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома от 01.12.2015.
В марте 2022 года администрация исходящим письмом N 02-19/2875 уведомила ООО "Жил-Стимул" об изменении требований, предъявляемых к знакам адресации на территории города, рекомендовав управляющей компании обновить указатели на многоквартирных домах.
01.09.2022 директору ООО "Жил-Стимул" направлено требование об обновлении знаков регистрации на здании, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, д.2.
В ходе проведенной в сентябре 2022 года проверки муниципальным органом установлено отсутствие на МКД, расположенном по адресу: ул. Калинина, д.2 в г. Благовещенске, знаков адресации, соответствующих условиям Постановления N 132.
Поскольку требования муниципального акта и претензионного письма обществом не выполнены, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статья 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон N 131-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Пунктом 10 части 1 статьи 16.2 Закона N 131-ФЗ предусмотрено аналогичное регулирование по вопросам местного значения внутригородского района.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования и могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений, размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок (часть 1 статьи 45.1, пункты 2 и 6 части 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 46 Закона N 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанности для субъектов инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 6 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, за исключением: 1) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы; 2) проектов нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения; 3) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, статья 45.1 Закона N 131-ФЗ регламентирует содержание правил благоустройства территории муниципального образования, которые могут регулировать, в частности, вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности (пункт 1).
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
В порядке реализации полномочий по решению вопросов местного значения решением Благовещенской городской думы от 18.07.2019 N 58/70 утверждены Правила благоустройства территории города Благовещенска, устанавливающие единые нормы и требования в сфере благоустройства территории, в том числе и к знакам адресации (пункт 16.6.).
МКД, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Калинина, д.2, находится в непосредственном управлении собственниками помещений.
Частью 1 статьи 164 ЖК РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Собственниками помещений с ООО "Жил-Комфорт-3" (впоследствии переименованным в ООО "Жил-Сервис") заключен договор на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома от 01.12.2015.
В силу части 1 статьи 290 ГК РФ собственникам помещений, машино-мест в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, указанный в пункте 2 статьи 287.6 настоящего Кодекса.
Согласно части 16 статьи 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Как указано в подпункте "ж" пункта 2 раздела I постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (Постановление N 491), в состав общего имущества включаются иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно подпункту 38 статьи 1 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Таким образом, поскольку информационные указатели относятся к элементу благоустройства и входят в состав общего имущества собственников МКД, ООО "Жил-Стимул", осуществляя работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Доказательств выполнения обязанности по обеспечению спорного объекта знаками адресации в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденными решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 N 58/70, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Доказательств отмены Правил благоустройства, утвержденных решением Благовещенской городской думы 18.07.2019, материалы дела также не содержат.
Таким образом, оценив предоставленные доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, установив наличие у ответчика обязанности по приведению в соответствие с едиными требованиями Правил благоустройства территории муниципального образования г. Благовещенска знаков адресации на МКД, отсутствие доказательств исполнения указанных требований, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Так, суд первой инстанции, учитывая необходимость соблюдения принципа исполнимости судебного акта, в отсутствие возражений ответчика, верно установил срок исполнения обязательства в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного решения, сочтя данный срок разумным и не нарушающим права сторон.
Довод заявителя об отсутствии у него соответствующей обязанности не принимается, поскольку, как верно указано судом первой инстанции, названная обязанность в силу Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 18.07.2019 N 58/70, возлагается как на управляющую, так и на обслуживающую (эксплуатирующую) организацию (пункт 16.6.5. Правил).
Ссылка ответчика о невозможности выполнить работы, не предусмотренные договором от 01.12.2015, без согласования и оплаты их собственниками не может быть принята во внимание.
Согласно пункту 9 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относится контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.).
В силу пункта 3.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить внешнее благоустройство зданий и территорий, в том числе размещение указателей наименования улицы, переулка, площади и пр. на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой. Ремонт указателей, перечисленных в пункте 3.5.1, и флагодержателей должны проводить организации по содержанию жилищного фонда по мере необходимости.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, внешнее благоустройство зданий и территорий, содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, содержание общего имущества, элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил).
Таким образом, довод ответчика о невозможности проведения работ по приведению знаков адресации в соответствии с утвержденными Правилами благоустройства без согласования собственников и дополнительного их финансирования является несостоятельным, поскольку указанный вид работ входит в Минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания общего имущества собственников МКД.
Действующим законодательством предусмотрена безусловная обязанность управляющей организации выполнять работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества, а в определенных случаях - незамедлительно. Приведенные нормы направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2021 N 309-ЭС20-20751).
Следовательно, исполнение обязанности по обеспечению надлежащего состояния и содержания фасада МКД не требует принятия собственниками помещений МКД соответствующего решения.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в рамках дела N А04-879/2023 по рассмотрению аналогичного спора по ходатайству истца ООО "Жил-Сервис" заменено на надлежащих ответчиков - собственников помещений в доме, в данном случае правового значения не имеет, поскольку в рамках настоящего дела истцом соответствующее ходатайство не заявлялось, согласия на замену ненадлежащего ответчика не давалось.
В силу части 1 статьи 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В этой связи решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2023 по делу N А04-8493/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8493/2022
Истец: Администрация города Благовещенска
Ответчик: ООО "Жил-Стимул"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд(8493/22 1т, 8455/22 1т,10170/21 1т,8458/22 1т,7054/22 1 т,9809/22 1т)