г. Вологда |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А44-6479/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2023 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 апреля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зреляковой Л.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Лесоторговая Компания" представителя Образцовой О.С. по доверенности от 29.03.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Лесоторговая Компания" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 января 2023 года по делу N А44-6479/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новгородская Лесоторговая Компания" (адрес: 173015, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Псковская, дом 18, квартира 97, ИНН 5321135062, ОГРН 1095321004074; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области (адрес: 173002, Новгородская область, город Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом 13а; ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105; далее - Министерство), выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления от 27.09.2022 о проведении государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов и направлении приказа от 06.10.2022 N 849 "Об утверждении заключения государственной экспертизы" и заключения государственной экспертной комиссии в адрес Общества (с учетом уточнения требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением от 23.01.2023 суд удовлетворил заявление частично: признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не направлении в установленный срок заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в пользование Обществу для заготовки древесины в Новгородском лесничестве Новгородской области по договору аренды лесного участка от 14.06.2016 N 422. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в части отказа в удовлетворении заявления, принять в этой части по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Индивидуальные заключения членов экспертной комиссии не содержат нормативного обоснования заявленных объемов противопожарных мероприятий при расчете таковых в разрезе ежегодного объема установленного лесохозяйственным регламентом. В приказе Минприроды России от 20.12.2017 N 693 (приложение 7 к приложению 1) (утратило силу с 01.01.2021) не содержится указания о расчете объема противопожарных мероприятий ежегодно по приказу Рослесхоза от 27.04.2012 N 174 "Об утверждении Нормативов противопожарного обустройства лесов" (далее - Приказ N 174). В табличном варианте в приложении 7 имеется ссылка на указание среднегодового объема. Сведения аналогичного характера содержаться в приказе Минприроды России N 542 (приложение 7 к приложению 1). Утвержденные Приказом N 174 нормативы противопожарных мероприятий на 1 000 га полностью указаны в предусмотренных объемах в таблице 2.37 лесохозяйственного регламента Новгородской области и цифровые показатели не противоречат Приказу N 174, ежегодный объем от установленного норматива, определен в таблице 2.38 Лесохозяйственного регламента Новгородского лесничества, не противоречит приказам Минприроды России от 20.12.2017 N 693 и от 30.07.2020 N 542. Внесение изменений в лесохозяйственный регламент 12.12.2022 не могло повлиять на выводы суда, поскольку оспариваемые правовые акты приняты в период действия лесохозяйственного регламента от 17.11.2021. Лист дела 90 в томе 5 не является доказательством, не отвечает требованиям относимости и допустимости, не подписан и не является выпиской из государственного лесного реестра. Расчет, заявленный как выписка из государственного лесного реестра (далее - ГЛР), не содержит информации, по каким критериям нуждаемости определена площадь молодняка в которых требуется рубка (123,8 га), объем вырубаемого запаса древесины (1466 куб.м.) ежегодной площади (13,7 га). Суд не учел обстоятельства, установленные в рамках дела N А44-6146/2021.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы и требования жалобы.
Министерство в отзыве на жалобу возразило против изложенных в ней доводов и требований, просило решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области 25.05.2016 провел аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка.
Постановлением правительства Новгородской области от 21.02.2017 N 53 Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области переименован в Комитет лесного хозяйства Новгородской области; постановлением правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 466 Комитет лесного хозяйства Новгородской области переименован в Министерство.
По результатам аукциона Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 14.06.2016 N 422.
В соответствии с пунктами 1-3 договора арендодатель предоставил, а арендатор принял во временное пользование лесной участок для заготовки древесины, находящийся в государственной собственности, площадью 7 299 га, расположенный в Новгородской области, Новгородском муниципальном районе, Новгородском лесничестве, Вишерском участковом лесничестве, кварталы N 1, 9, 10, 18, 26, 34, 122, 127, 128, 133-135, 140-143, 148, 155, 156, 161, -165, 176, 177, 179, 183-187, 195, 202-207, 209-212, 214- 227. Границы лесного участка определены на схеме, являющейся приложением 1 к договору аренды. Характеристика лесного участка и его насаждений приводится в приложении N 2 к договору аренды.
Пунктом 25 установлен срок действия договора 49 лет с момента его государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.07.2016.
Лесной участок передан по акту приема-передачи лесного участка в аренду от 14.06.2016 (приложение 6).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17.01.2022 по делу N А44-6146/2021 в договор аренды внесены изменения. На основании данного судебного акта между Министерством и Обществом заключено соглашение от 28.01.2022, зарегистрированное в установленном порядке 07.02.2022.
Общество 27.09.2022 обратилось в Министерство с заявлением, представив на экспертизу изменения в проект освоения лесов на арендуемом по договору аренды лесном участке.
По заключению экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в пользование Обществу для заготовки древесины в Новгородском лесничестве Новгородской области по договору аренды, комиссией дано отрицательное заключение.
Данное заключение утверждено приказом Министерства от 06.10.2022 N 849.
Полагая, что бездействие Министерства, выразившегося в нарушении сроков рассмотрения заявления от 27.09.2022 о проведении государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов и направлении приказа от 06.10.2022 N 849 "Об утверждении заключения государственной экспертизы" и заключения государственной экспертной комиссии в адрес Общества, является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции удовлетворил заявление частично. Суд признал незаконным бездействие Министерства, выразившееся в не направлении в установленный срок заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы изменений в Проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в пользование Обществу для заготовки древесины в Новгородском лесничестве Новгородской области по договору аренды лесного участка от 14.06.2016 N 422. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
С решением суда не согласился заявитель, обратился с апелляционной жалобой.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу частей 1, 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ N 69).
Пункта 3 Приказа N 69 предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с пунктами 28, 33 Приказа N 69 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
Согласно пункту 7.1 приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 513 "Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов" (далее - Приказ N 513) экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств, соответствие текста правилам русского языка.
В силу пунктов 10, 10.1 Приказа N 513 положительное заключение Экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Из материалов дела видно, что Министерство установило, что в таблице 1.1 (приложение 1) "Сведения о пользователе лесным участком" в столбце 7 номер учетной записи в государственном лесном реестре не соответствует соглашению о внесении изменений в договор аренды от 28.01.2022.
Согласно приложению 1 договору аренды в редакции соглашения от 28.01.2022 номер учетной записи в государственном лесном реестре значится как 1606-2022-01. Однако в изменениях в проект освоения лесов лесного участка, представленных Обществом, в таблице 1.1 (приложение 1) "Сведения о пользователе лесным участком" в столбце 7 номер учетной записи в государственном лесном реестре указан 1109-2016-06.
Ссылка Общества на часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ признана судом первой инстанции необоснованной, поскольку соглашением от 28.01.2022 о внесении изменений в договор аренды внесены изменения в договор аренды в указанной части.
Как правильно указал суд первой инстанции, данный вывод экспертной комиссии является правомерным и не противоречащим условиям заключенного договора аренды.
В пункте 2 заключения экспертной комиссии приведено основание, согласно которому лесные склады запроектированы арендатором в защитных лесах с рубкой лесных насаждений. На тематической карте лесные склады нанесены с нарушением границ соседних выделов, прилегающих дорог, и не в масштабе карты. Отсутствует приложение 9 "Проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры".
Суд первой инстанции установил, что лесные склады в представленных Обществом изменениях в проект освоения лесов не проектировались. Изменения в приложение 9 в проект освоения лесов заявителем не вносились, в связи с этим в представленных в Министерство изменениях указанное приложение отсутствовало.
Ранее проект освоения лесов (в том числе приложение 9), а также последующие его изменения получили положительное экспертное заключение государственной комиссии (заключение и приказ Комитета от 05.10.2017 N 736).
Как указал суд первой инстанции, приведенное основание для выдачи Министерством отрицательного заключения является незаконным.
Из материалов дела видно, что одним из оснований для выдачи отрицательного заключения экспертной комиссии послужили следующие обстоятельства. В таблице 4.2 (приложение 13) "Обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка)" объемы по противопожарному обустройству лесов не соответствуют Приказу N 174 (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 51 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В части 2 статьи 53 ЛК РФ предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Согласно разделу 2.17.1.13"Организация пожарной безопасности в лесах лесничества" лесохозяйственного регламента Новгородского лесничества Новгородской области (далее - Лесохозяйственный регламент), утвержденного приказом Комитета от 27.12.2012 N 1064 (с изменениями от 17.11.2021 N 1169), при организации пожарной безопасности в лесах лесничества необходимо учитывать требования приказа Рослесхоза от 05.07.2011 N 287 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды" и ежегодно принимаемого распоряжения Правительства Новгородской области о подготовке к пожароопасному сезону.
Ежегодный объем на период действия настоящего регламента проведения работ по гидромелиорации (ремонт, капремонт, устройство переходов), мер по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах учитывается в плане тушения лесных пожаров на основании таксационных описаний по участковым лесничествам.
Приказом N 174 установлены нормативы противопожарного обустройства лесов на 1 000 га общей площади.
Типовая форма договора аренды лесного участка утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003 (в редакции на 14.06.2016 - дата заключения договора аренды между сторонами). Утвержденная форма договора аренды не содержит отдельного приложения "Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке".
Следовательно, объем мероприятий по обеспечению пожарной безопасности арендатор должен осуществлять на основании Лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.
Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке установлены Приказом N 174. Данные объемы являются ежегодными, что также отражено в приказах Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 20.12.2017 N 693 и от 30.07.2020 N 542, которыми утверждены типовые договора аренды лесных участков, содержащих приложение 7 "Объемы и сроки исполнения работ по обеспечению пожарной и санитарной безопасности на арендуемом лесном участке". Форма договора аренды лесного участка, утвержденная приказом Рослесхоза от 26.07.2011 N 319, также содержит приложение 7 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" с ежегодными объемами.
Довод Общества о том, что объемы планируемых мероприятий по охране лесов от пожаров, утвержденные Приказом N 174, рассчитываются на период действия Лесохозяйственного регламента, то есть 10 лет (по расчетам заявителя 6 лет (до окончания срока действия Лесохозяйственного регламента), исследовался в суде первой инстанции, правомерно не принят во внимание. Как указал суд, экспертная комиссия, основываясь на Приказе N 174, правомерно пришла к выводу о выдаче отрицательного заключения и возврате изменений в проект освоения лесов. Приказом Министерства от 12.12.2022 N 1056 в Лесохозяйственный регламент внесены изменения. Таблица 2.37 "Нормативы противопожарного обустройства лесов" Лесохозяйственного регламента, утвержденного приказом Комитета от 27.12.2012 N 1064, не изменилась, при этом Лесохозяйственный регламент дополнен таблицей 2.38, где указан ежегодный объем планируемых мероприятий по охране лесов от пожаров.
Из материалов дела видно, что в пункте 4 отрицательного заключения экспертной комиссией приведено основание, согласно которому в таблице 4.13 (приложение 24) "Площадь лесов, нуждающихся в уходе за лесами, проектируемые виды и ежегодные объемы ухода за лесами при воспроизводстве лесов, не связанные с заготовкой древесины" ежегодный проектируемый объем ухода в молодняках (осветление, прочистка) не соответствует объему, установленному Лесохозяйственным регламентом, и государственному лесному реестру Новгородской области.
В силу пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 91 ЛК РФ ГЛР представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В соответствии с нормами ЛК РФ и Порядком разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, приказом Минприроды России от 31.10.2007 N 282 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по ведению государственного лесного реестра и предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку на основании проведенного в 2018 году лесоустройства в ГЛР внесены изменения, а в 2021 году внесены изменения в Лесохозяйственный регламент, все данные представленные в Лесохозяйственном регламенте соответствуют ГЛР.
В Лесохозяйственном регламенте утверждены "Нормативы и параметры ухода за молодняками и иных мероприятий по уходу за лесами, не связанных с рубками ухода" таблица 2.55 (16).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что, поскольку согласно данным ГЛР площадь лесов, нуждающихся в уходе за лесами, проектируемые виды и ежегодные объемы ухода за лесами при воспроизводстве лесов, не связанных с заготовкой древесины, на арендованном лесном участке составляет 13,7 га, а не 8,8 га как указано Обществом в изменениях в проект освоения лесов, выводы Министерства в отрицательном заключении законны, а доводы заявителя необоснованны.
При этом суд указал, что оспариваемое заключение экспертной комиссии и приказ Министерства не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции не установил совокупности двух юридически значимых обстоятельств, позволяющих признать заключение экспертной комиссии незаконным и приказ Министерства недействительным. Общество не представило неоспоримых и достаточных доказательств обоснованности заявленных им требований о признании незаконным заключения экспертной комиссии и недействительным приказа от 06.10.2022 N 849. В связи с этим оснований для удовлетворения его требований в данной части не имеется.
Из материалов дела видно, что Общество в заявлении указало на то, что Министерством допущено нарушение срока проведения государственной экспертизы, утверждения ее результатов и направления в адрес лесопользователя.
В соответствии с частью 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
В силу статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Аналогичная норма изложена в пункте 7 Приказа N 513, согласно которой экспертиза проводится в срок не более чем 30 дней со дня поступления проекта освоения лесов в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (пункт 1 приложение 10 "Особенности разрешительных режимов в сфере лесных отношений") срок проведения экспертизы уменьшен до 15 календарных дней со дня поступления проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктами 9, 10.1, 11 Приказа N 513 результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Заключение экспертизы направляется лесопользователю органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение рабочего дня после дня его утверждения. Если проект освоения лесов был представлен на бумажных носителях, то заключение экспертизы направляется с одним экземпляром проекта освоения лесов, представленного на бумажном носителе.
Как указал суд первой инстанции, поскольку Общество 27.09.2022 направило в Министерство заявление о проведении государственной экспертизы, заключение экспертизы должно быть утверждено в срок не позднее 12.10.2022, и направлено заявителю не позднее 13.10.2022. Приказом Министерства от 06.10.2022 N 849 утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов лесного участка, предоставленного в пользование Обществу для заготовки древесины в Новгородском лесничестве Новгородской области по договору аренды. После получения Министерством адвокатского запроса, оспариваемые заключение и приказ 21.10.2022выданы на руки представителю Общества. Министерством нарушен срок направления лесопользователю заключения экспертизы. В связи с этим им допущено бездействие в период с 13.10.2022 по 21.10.2022. Факт бездействия нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку нарушение сроков проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов влечет юридически значимые последствия, предусмотренные лесным законодательством.
Согласно части 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Суд указал, что в случае осведомленности о результатах государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов в период с 13.10.2022 по 21.10.2022 Общество могло бы повторно обратиться в Министерство и представить исправленные изменения в Проект освоения лесов, тем самым сократив срок использования лесного участка без необходимой разрешительной документации. Доказательства наличия уважительных причин, препятствующих своевременному направлению результатов экспертизы, Министерство в материалы дела не представило. Суд пришел к выводу о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в направлении государственной экспертизы изменений в проект освоения лесов по заявлению от 27.09.2022 в установленный срок. В этой части решения возражений не заявлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления полностью у суда первой инстанции не имелось. Требования удовлетворены судом частично правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 23 января 2023 года по делу N А44-6479/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новгородская Лесоторговая Компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Л.В. Зрелякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6479/2022
Истец: ООО "Новгородская лесоторговая компания"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области
Третье лицо: Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд