г. Саратов |
|
06 апреля 2023 г. |
Дело N А12-22057/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 апреля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Лыткиной О. В.,
судей Савенковой Н. В., Шалкина В. Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Толстовой Д. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 5" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 февраля 2023 года по делу N А12-22057/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 5", г. Волгоград (ИНН: 3443927600, ОГРН: 1143443006233)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград", г. Волгоград (ИНН: 3426013572, ОГРН: 1103458000337)
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Дзержинского района Волгограда (ИНН: 3443900373, ОГРН: 1023402975012)
о возложении обязанности,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 5" (далее - ООО "ЖЭУ 5", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ООО "Ситиматик-Волгоград", ответчик) с требованием обязать ООО "Ситиматик-Волгоград" в рамках прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирных домах по адресу: проспект Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. N 121, 125, 131, 139, 145, 161, 165, 175; ул. Рионская, д.18; ул. Хорошева, д.N 14,20,48; бульвар 30-летия Победы, д. N 31; ул. Безымянная, д.N1 вывезти ветки образующиеся при уборке придомовой территории в результате порыва ветра, в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01 февраля 2023 года по делу N А12-22057/2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЖЭУ 5" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального и процессуального права, не выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела: по мнению истца, растительные отходы относятся к числу ТКО, то есть к санитарной очистке придомовой территории в летний период, но и на постоянной основе; ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по вывозу мусора; судом не оценены и не исследованы доказательства, представленные истцом, при этом необоснованно принято во внимание решение суда общей юрисдикции по делу N 2-294/2022.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от ООО "Ситиматик-Волгоград" поступил в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищно-эксплуатационное управление N 5" осуществляет управление и содержание общего имущества многоквартирным домов по адресу; проспект Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, д. N 121, 125, 131, 139, 145, 161, 165, 169, 175; ул. Рионская, д. N18; ул. Хорошева, д. N14,20,48; бульвар 30-летия Победы, д. N31; ул. Безымянная, д. N1 на основании решений общего собрания собственников помещений МКД.
С 01.01.2019 собственники многоквартирных домов перешли на прямые договоры по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором ООО "Ситиматик-Волгоград", ООО "ЖЭУ 5" исключило из статьи "Содержание" расходы по обращению с ТКО.
Как указывает истец, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям региональным оператором предоставляется ненадлежащим образом, не исполняется обязанность по вывозу отходов, образующихся в период проведения санитарной очистки придомовых территорий, что приводит к захламлению контейнерных площадок.
Указанные действия ООО "Ситиматик-Волгоград" нарушают права и законные интересы ООО "ЖЭУ 5" в части обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также собственников помещений в многоквартирных домах, как непосредственных потребителей соответствующей услуги.
Порядок осуществления, накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО установлен Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" определён состав имущества собственников, в числе прочего включён земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, с элементами озеленения и благоустройства, при этом содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а так же в зависимости от геодезических природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу действующего законодательства собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии с пунктом 2.1.37 соглашения, региональный оператор обязан обеспечить исполнение требований качества коммунальных услуг в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также нести ответственность перед потребителями за неисполнение обязательств по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тариф на услугу регионального оператора установлен приказом КТР Волгоградской области от 18 декабря 2020 года N 48/2 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для потребителей ООО "Ситиматик-Волгоград", при этом управляющие компании исключили из статьи "содержание" расходы по обращению с ТКО.
Между тем, региональный оператор не производит вывоз отходов, образующихся при содержании зелёных насаждений, полагая, что данные отходы не соответствуют определению ТКО согласно закону по основному признаку, как отходов, образующихся в жилых помещениях, и их утилизация не учитывается при определении нормативов накопления, а их вывоз должен производиться по нерегулируемым ценам.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населённых мест" определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надёжное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами и с учётом соглашения, заключённого между субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах производства и потребления) под твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключёнными с потребителями.
В силу части 1 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объёме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
ООО "Управление отходами - Волгоград" на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области от 06.08.2018, заключенного с Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Волгоградской области.
31.03.2021 истец изменил свое наименование с ООО "Управление отходами - Волгоград" на ООО "Ситиматик-Волгоград", о чем 27.04.2021 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен ответчику на 10 лет (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункта 1.5 соглашения зоной деятельности ООО "Ситиматик-Волгоград", как регионального оператора, является территория Волгоградской области. Описание границы зоны деятельности регионального оператора содержится в Приложении N 1 к соглашению.
В силу пункта 2.1.1 соглашения ООО "Ситиматик-Волгоград" обязалось обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.
Истцом представлены фотоматериалы, из которых следует, что за пределами мусорных контейнеров и организованных мусорных площадок имеются порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчёвке и обрезке деревьев и кустарников, не являющимися идентичными отходам, образуемых при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образуемым в результате ежедневной жизнедеятельности многоквартирного жилого дома.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что растительные отходы относятся к числу ТКО, то есть к санитарной очистке придомовой территории в летний период, но и на постоянной основе, апелляционным судом отклоняется по следующим правовым основаниям.
В соответствии со статьёй 1 Закона об отходах производства и потребления под твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом в силу положений пункта 3 Правил определения нормативов накопления, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 268, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что растительные отходы, которые образуются при уходе за кустарниковыми насаждениями, не учитываются при проведении замеров в целях определения нормативов накопления ТКО.
Пунктом 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года определено, что к работам по содержанию придомовой территории в тёплый период года относятся, в том числе подметание и уборка придомовой территории, очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, уборка и выкашивание газонов.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления МКД. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утверждённому и введённому в действие с 1 июля 2015 года приказом Росстандарта от 27 октября 2014 года N 1447-ст, в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, входит, в том числе, надлежащий уход за зелёными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом, вырубка, обрезка и пересадка зелёных насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветки), образовавшиеся в результате проведения работы по валке, корчёвке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся по окончании работы.
С учётом вышеизложенных положений федеральных нормативных актов, исходя из представленных истцом доказательств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленные растительные отходы, образованные при сезонном уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
При этом ссылка истца на Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", которым отнесены к типу "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" в том числе растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твёрдым коммунальным отходам (код 7 31300 00 00 0), судом правомерно отклонена, поскольку из буквального содержания указанного классификатора следует, что к типу "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" отнесены не все растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, а лишь те, которые относятся к твёрдым коммунальным отходам, при этом критерии отнесения растительных отходов при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками приведены судом выше.
Отказав в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец ошибочно приравнивает все растительные отходы к ТКО, в том числе образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (порубочные остатки (кряжи, ветки), образовавшиеся в результате проведения работы по валке, корчёвке и обрезке деревьев и кустарников).
Доказательств отказа ООО "Ситиматик-Волгоград" от вывоза ТКО (в том числе отходов, образуемых при уходе за газоном, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, а также уличного смета: опилок, мелких верток), образуемых в результате жизнедеятельности многоквартирных домов, находящихся в зоне ответственности ООО "Ситиматик-Волгоград", истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено.
Доказательства ненадлежащего исполнения обязательства по вывозу мусора, на что ссылается апеллянт, ответчиком также не представлены.
Как установлено судом, ответчик осуществляет вывоз ТКО, образуемых в результате жизнедеятельности указанных домов, как тарным, так и бестарным способами, путём очистки мусорных контейнеров и сбора мешков с мусором соответственно.
Ссылку на решение суда общей юрисдикции по делу N 2-294/2022 оспариваемый судебный акт не содержит, а потому доводы апеллянта в указанной части подлежат отклонению.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, исследовав и оценив все имеющиеся в деле доказательства, с учетом непредставления истцом доказательств ненадлежащего исполнения обязательств по вывозу ТКО апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда в силу положений статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу ООО "ЖЭУ 5" следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01 февраля 2023 года по делу N А12-22057/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. В. Лыткина |
Судьи |
Н. В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-22057/2022
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 5"
Ответчик: ООО "СИТИМАТИК - ВОЛГОГРАД"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ДЗЕРЖИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА